Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

ИА "Фергана.Ру": новости Центральной Азии


Взгляд узбекистанца: «Реальной демократизации политической системы в нашей стране приказано долго жить»

09.04.2007 10:07 msk  Soso Kuchkaryan

Власти Узбекистана не желают давать «карты в руки» политической оппозиции за рубежом, и создают предпосылки для возникновения в ближайшем будущем «послушной оппозиции» внутри страны, и, тем самым, - видимости многопартийности и плюрализма в стране. Об этом - очередное письмо одного из наших читателей.

* * *

Здравствуйте, уважаемая редакция. Я хотел бы высказать свое мнение по поводу событий, происходящих в политической жизни Узбекистана. В конце прошлого года президентом Узбекистана И.А.Каримовым был издан проект конституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и демократизации государственного управления и модернизации страны». Этот закон призван ускорить демократические реформы нашей политической и государственной системы, и тем самым - построение гражданского общества в Узбекистане. Теперь почти все СМИ (в особенности информационные телепередачи «Ахборот» и «Давр», а также печатные издания «Правда Востока» и «Народное слово») ежедневно расхваливают этот закон, называя его важнейшим шагом на пути повышения политической и правовой культуры населения Узбекистана.

Вся эта пропаганда выглядит настолько пустой и наивной, что вызывает у меня (и я уверен, не только у меня) возмущение и презрение. Неужели наши власти настолько глупы, что думают, что мы, граждане, не понимаем реального положения с политическими реформами в Узбекистане?

С принятием этого закона и началом ее идеологической «раскрутки» у меня появился вопрос: а каковы истинные цели этого закона?

Вспоминаются события последних лет - и трагедия в Андижане в мае 2005 года, и последовавшие затем санкции, введенные США и ЕС по отношению к Узбекистану. Все это настолько подпортило имидж нашей страны за рубежом, что спустя два года после того, как «страсти понемногу улеглись», узбекские власти делают попытку «реабилитации» своего подмоченного престижа началом постепенных реформ по «демократизации» общественно–политической системы. Принимая подобные законы, узбекские власти демонстрируют Западу готовность идти на уступки в вопросах по «демократизации страны». Тем более что появляется возможность «заполнить» тот политический вакуум, который образовался в начале 90-х годов после запрета властями первых и единственных (в новейшей истории Узбекистана) демократических движений и политических партий «ЭРК» и «Бирлик» (руководители этих партий ныне в изгнании). Ведь одна из задач этого закона, как пропагандируют узбекские СМИ, – создание в нижней палате парламента Узбекистана партийных фракций, которые в ближайшем будущем впервые составят оппозицию исполнительной власти.

На мой взгляд, власти Узбекистана нацеливаются на будущее, не желая давать «карты в руки» политической оппозиции за рубежом, и создают предпосылки для возникновения в ближайшем будущем «послушной оппозиции» и, тем самым, - видимости многопартийности и плюрализма в стране.

В начале этого года властями были изданы новые законы по дальнейшей «демократизации». Интерес вызывает закон «О внесении поправок в отдельные статьи конституции Узбекистана», а именно - статьи 89.

В интервью газете «Народное слово» председатель комитета Сената по законодательству Мавжуда Раджабова прокомментировала изменения статьи 89 так: в старой редакции этой статьи сказано, что «Президент Узбекистана является главой государства и исполнительной власти одновременно» (то есть президентом и председателем Кабинета министров). Новая редакция этой статьи звучит следующим образом: «Президент Узбекистана является главой государства, но не является председателем Кабинета министров» (то есть главой исполнительной власти). Таким образом, заключает сенатор, в Узбекистане совершенствуется правовая база для дальнейшей демократизации госсистемы, подтягивась до европейского уровня.

В связи с этим интервью у меня возник следующий вопрос: а не является ли это политической уловкой? Для того чтобы после таких реформ вся критика «политической оппозиции» была направлена не на президента, а на исполнительную власть. И все «грехи» будут взваливать на председателя Кабмина.

Несмотря на все эти законы, «реформировать» нашу «многопартийную» систему узбекским властям придется долго. Ибо «наплодив» пять политических партий за последние 15 лет, власти не удосужились придать им хоть какие-то отличия друг от друга. Называя себя демократическими, социал-демократическими и либеральными, эти партии по-прежнему остаются для властей лишь ширмой для прикрытия своих далеко идущих целей. Так называемые «лидеры» политический партий Узбекистана заявляют, что отныне, с принятием этих законов, они становятся на путь оппозиции друг к другу (прямо как у вас, в России, отношения между партиями «Единая Россия» и «Справедливая Россия»), «забывая» при этом стать оппозицией по отношению к главной и единственной власти – президентской. При этом политические программы этих партий практически не отличаются друг от друга. И какая из пяти ныне существующих (зарегистрированных) политических партий стоит на позициях правых либо левых убеждений - понять невозможно, ибо этих убеждений у них попросту нет, а есть лишь искусственно созданная политическая «многопартийная» система. И, видимо, осознав, что от такой политической системы нужно поскорее избавляться, власти начинают «реформу» этой загноившейся системы, где, увы, по-прежнему каждый будет четко продолжать «играть» свою роль.

Как бы продолжая и дополняя политику по дальнейшей «демократизации» политсистемы, власти Узбекистана в январе 2007 года приняли очередной закон - «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». В этом законе взята под жесткий контроль деятельность зарубежных ННО, занимавшихся (или могущих заниматься) «антиправительственной» деятельностью. Эти меры оправдываются властями стремлением к обеспечению «прозрачности» деятельности различных зарубежных ННО, а также тесно сотрудничающих с ними местных организаций. Как пишут наши местные политологи, «эта мера является реакцией государства на защиту своего суверенитета от внутренних и внешних посягательств на фоне противоречивых процессов «бархатных и цветных революций».

Таким образом, в ближайшем будущем следует ожидать появления в Узбекистане послушной «демократической» оппозиции и, как следствие, потепления отношений с Евросоюзом. Ведь, судя по последним визитам европейских правительственных делегаций в Узбекистан, ЕС только и ждет повода для нормализации отношений с руководством нашей страны. И такой повод узбекские власти уже готовят! А значит, реальной демократизации политсистемы в нашей стране «приказано долго жить»!

Понимаю, что моя статья имеет поверхностный характер и нуждается в дополнениях и уточнениях по многим вопросам, которые я затронул. Но все же надеюсь, что она заинтересует читателей Вашего издания, и не оставит равнодушными всех тех, кому небезынтересна политическая жизнь нашей страны.

С уважением, Soso Kuchkaryan

* * *

Личный опыт: Мигрантам защитить свои права нелегко, но усилия окупятся сторицей

09.04.2007 11:51 msk  Владимир Лунин (Чебоксары)

Как нелегко обрести себя на новом месте, добиться того, чтобы чужой край стал родным! Говорят ведь, что хорошо там, где нас нет. И мало кто ждет приезжих в другой стране. Тем более, если город, куда тебя закинула судьба, находится в тысячах километрах от отчего дома.

Полина и Даша – сестры-близнецы. Полина, правда, появилась на свет раньше на 15 минут и считается старшей. А еще они – мигранты, приехавшие в наш город над Волгой Чебоксары из далекого Бишкека. В поисках лучшей доли сестры решили поменять климат, часовой пояс, судьбу. В родном городе остались родители, четырехкомнатная квартира, близкие и друзья. На новом месте пришлось все начинать с нуля. На долю близнецов выпали нелегкие испытания, которые пришлось по-сестрински разделить на двоих. И они достойно выдержали их.

Полина

Полина приехала в Чебоксары на два года раньше сестренки - сразу после школы, а Даша еще некоторое время училась на родине в художественном училище. Найти работу Полине удалось достаточно быстро. На городском рынке она трудится в палатке, продавая очки. Солнцезащитные и тонированные, с толстыми линзами и с тонкой оправой, – благодаря общительности Полины товар раскупается хорошо. Однако труд это нелегок. Работать на улице приходится круглый год, и в зной, и в жару. Отпуска и больничных у девушки нет. Обедать приходится тоже на улице, отхлебывая обжигающий чай из одноразового стаканчика и закусывая пирожком, пока покупателей нет. Хорошо, что через каждые два дня можно отдохнуть, хозяйка «очкового» бизнеса, из местных, встает за прилавок сама.

За две зимы, что пришлось торговать на улице, Полина не раз болела. В прошлом году, к примеру, морозы доходили до минус двадцати пяти градусов по Цельсию. Такая погода и местным-то жителям была непривычна - давно не было морозов в этой полосе России, - что уж говорить про девушку из Киргизии… Да, Чебоксары - это не теплый Бишкек. Но другое место с тем же заработком найти Полине не так уж легко, ведь она – приезжая. Браться же за сомнительную работу не хочется. Ведь могут обмануть, не заплатить.

Даша

Младшая, Даша, приехала в Чебоксары прошлым летом - поступать в вуз. Но не успела вовремя оформить учебную визу. А пока готовила документы, прошли все сроки для поступления. Оставалось рассчитывать только на чудо: некоторые учебные заведения проводили дополнительные набор до середины сентября, но к этому сроку нужно было решить все вопросы с документами.

Устроиться на работу тоже было поначалу нелегко. Всюду, куда Даша обращалась, отказывали, поскольку не хотели брать на свободное место гражданку другой страны. Еще бы, ведь и местным жителям порой не так легко найти работу с достойным заработком. И лишь одна табачная компания предложила временную подработку промоутером. Девушке предстояло две недели рекламировать соки в супермаркетах города, устраивать дегустации и продавать вкусные напитки. Даша, к слову, с работой справилась замечательно. Помог дружелюбный характер и легкий нездешний акцент, привлекающий внимание покупателей.

Найти жилье – непросто…

После того как однажды старшая из сестер, Полина, выступила в эфире одного из местных телеканалов с историей о нелегкой судьбе мигрантов, соседи по «хрущевке», в которой жили девушки, стали бросать им в спину обидное «нелегалки». Ведь Полина посетовала на то, что младшая сестра столкнулась с проблемами при получении учебной визы. Впрочем, близнецам впору считать себя «гражданами мира»: их отец - украинец, мать – киргизка, а вот жить они твердо решили в России, несмотря на все трудности.

Но однажды хозяин квартиры, которую снимали сестры, вдруг грозно их предупредил: «В три дня необходимо съехать!» Хотя была договоренность, что приезжие квартирантки смогут жить у него до конца года. Однако мужчина заявил, что к нему неожиданно должны прибыть родственники, их надо сюда поселить. Новость о переезде была сродни ушату холодной воды, ведь только-только на новом месте устроились...

Полина, на правах старшей, вступила в нелегкие переговоры с хозяином. После долгих увещеваний сумела вытребовать две недели на сборы и поиски нового пристанища. Если бы с владельцем квартиры был, как полагается, заключен договор, не случилось бы этой неприятной ситуации. Но, пуская жильцов на квартиру, хозяин не стал заботиться об их правах. А девчонки понадеялись на порядочность мужчины.

Агентство по сдаче жилья внаем, куда обратились девчонки, ничем им не помогло. Получив денежный взнос за свои услуги, недобросовестные риелторы стали предлагать им несуществующие варианты. К примеру, оказалось, что хозяева одной из предложенных сестрам квартир ее уже давно сдали. А в доме по другому адресу выяснилось, что владельцы жилья никакого объявления о сдаче внаем не подавали. После того, как Полина предъявила агентству претензии, там лишь развели руками: «Ничего не знаем, нужно было раньше обращаться к хозяевам!». И денег возвращать не стали. Мытарства сестер прекратила знакомая их старшего брата Руслана, предложив девушкам пожить в свободной комнате бабушкиной квартиры.

Руслан

Руслан, старший брат Полины и Даши, в Чебоксары приехал на несколько лет раньше, причем совершенно случайно. Но уже успел здесь освоиться. А история его такова.

С детских лет Руслан увлекался театром, занимался в кружках художественной самодеятельности, будучи школьником, выступал на сцене на всех ученических вечерах. Потом много лет занимался в театральной студии. А когда ее закончил, поехал в Москву - искать свое актерское счастье. К сожалению, в столице поиски успехом не увенчались: поступить на учебу в Щукинское училище или на работу в Малый театр не удалось. Ведь желающих найти свою роль на театральных подмостках Москвы предостаточно. Пришлось зарабатывать себе на хлеб насущный трудом чернорабочего на стройке. Тут и пригодились навыки, привитые еще в детстве отцом. Скоро Руслан уже стал квалифицированным рабочим, мастерски клал плитку. А однажды бригаду Руслана отправили в дальнее Подмосковье, где ему предложили поработать уже на стройке в далекой, до того неизвестной Чувашии, в Чебоксарах. И Руслан поехал.

В городе над Волгой карьера строителя продолжалась недолго. Мечты о театральной карьере не давали парню покоя. И однажды, отложив мастерок, Руслан отправился прямиком в местный Театр оперы и балета. Здесь ему улыбнулось актерское счастье. Заручиться поддержкой художественного руководителя удалось лишь со второго раза, зато очень скоро начались долгожданные репетиции, спектакли. Местная публика вскоре полюбила нового актера балетной труппы. У Руслана появился небольшой, но стабильный заработок. Заниматься профессионально любимым делом – что еще нужно для счастья?

Как-то раз в первом ряду в зале оказалась милая девушка с пронзительно-зелеными глазами. Весь вечер она не спускала глаз с молодого актера. А после спектакля, кстати - «Ромео и Джульетта», прошла за кулисы и поздравила Руслана с замечательным выступлением. Руслан поблагодарил девушку и даже расписался на ее театральной программке.

Так начались встречи «звезды» местного балета и поклонницы. А потом Руслан и Жанна, так звали девушку, расписались уже в местном ЗАГСе, и им рукоплескала вся театральная труппа.

Жить стали в квартире молодой супруги, вместе с ее родителями, с пониманием отнесшимися к тому, что избранником дочери стал приезжий парень. Главное, рассудили представители старшего поколения, чтобы молодые были счастливы. А ведь счастье молодых нередко зависит от понимания близких людей. Вскоре у молодых появилась дочь Ниночка.

Полина с Дашей устраивать свою личную жизнь пока не спешат. Все их мысли заняты сейчас решением бытовых вопросов. Хотя у Даши в Бишкеке остался парень, высокий черноволосый музыкант. В местной молодежной рок-группе он играл на бас-гитаре, а еще смело гонял на мотоцикле.

За свои права

Устав от мытарств и напастей, Полина решила действовать, отстаивая свои права. Написала письмо на имя руководителей приютившей их страны, в котором подробно рассказала о злоключениях мигрантов. О том, что младшая сестра столкнулась с трудностями при получении визы. О том, что возникли проблемы с устройством на работу. О том, что к приезжим в России подчас относятся настороженно, почти враждебно. Журналисты одного из телевизионных местных каналов узнали о письме Полины и пригласили ее выступить в одной из передач. О проблемах мигрантов узнала вся республика, немало приезжих решились позвонить на телевидение и рассказать о своих проблемах.

Кроме того, Полина обратилась в одну из местных правозащитных организаций. Толковые юристы совершенно бесплатно дали ей нужные советы, подсказали, что делать. Поддержали девчонок и их друзья - чебоксарские студенты и школьники. В отличие от работодателей, чиновников и соседей, они не заглядывали сестрам в паспорт, не приклеивали им ярлык «приезжих» и «нелегалок». А просто начали сбор подписей за то, чтобы Даше скорее выдали учебную визу.

На проявленную Полиной активность местные чиновники отреагировали по-разному. В одном высоком кабинете девушку пообещали «выслать в 24 часа», если продолжит обращаться с жалобами в Москву и привлекать внимание средств массовой информации. Но в другом ведомстве обещали разобраться, и слово сдержали. Совсем скоро младшая сестра Даша получила долгожданную временную визу, а потом сумела поступить в филиал недавно открывшегося московского вуза, на отделение моды и дизайна.

Добиться того, чтобы твои права были защищены, нелегко, но можно, считают сестры. Для этого нужно приложить немало усилий, но они окупятся сторицей, даже для приезжих из другой страны.

* * *

История и политика: Забытые уроки

09.04.2007 12:28 msk  Улунян Ар. А.

Особенности становления историографии народов Центральной Азии в советский период дают богатый материал не только для научных исследований, но и для соответствующих общественно значимых выводов. Многие из них имеют непосредственное отношение к нашим дням: по известным причинам историческая наука превращается из дисциплины в политический инструмент. Метаморфозы околонаучной «догматики» времён существования СССР, когда на смену концепции историка Покровского, писавшего о колониальном характере российской внешней политики в Центральной Азии и на Кавказе, пришла в 30-е гг. ХХ в. другая – так называемая теория «меньшего зла» академика Панкратовой (то есть, присоединение Центральной Азии к Российской империи было меньшим злом, чем гипотетическая британская колонизация этого региона), замененная впоследствии на концепцию «объективно-прогрессивной роли» царской России, заслуживают особого и достаточно глубокого рассмотрения.

Пантюркизм (Пантуранизм) — политическое движение, нацеленное на объединение всех тюркских народов в одном государстве. Территории общего тюркского государства, по представлениям приверженцев пантюркизма, должны распростираться от Балкан и Крыма до Восточной Сибири и западного Китая, то есть, на территории проживания тюркоязычных народов. Как идеология, пантюркизм окончательно сформировался к концу XIX века, и должен в этой связи рассматриваться как аналог панславизма или пангерманизма. Пантюркизм стал одним из элементов идеологии младотурков, вследствие чего османское правительство оказывало помощь различным националистическим движениям в Средней Азии в период гражданской войны 1918—1921 в России. Однако после так называемой «кемалистской революции», идеи пантюркизма были на долгое время забыты официальной идеологией Турции, так как Мустафа Кемаль Ататюрк взял курс на перестройку страны в «западном» стиле. Некоторое возрождение идей пантюркизма случилось после смерти Ататюрка в 1938. После вступления Турции в НАТО эти идеи вновь обрели актуальность, как средство идеологической борьбы против СССР, с целью оторвать от него республики Средней Азии и Азербайджан.
Источник – Wikipedia
Однако в этом процессе существовал весьма примечательный и созвучный ведущимся ныне в ряде национальных историографий государств Центральной Азии этап. Он охватывает сравнительно небольшой хронологический отрезок – с конца 40-х гг. и до середины 50-х гг. ХХ в. Именно в это время усилилась сознательная политизация истории народов Центральной Азии советскими властями, что было обусловлено стремлением руководства режима не допустить распространения «вредных» с их точки зрения дискуссий между представителями уже сформировавшейся национальной историографии в советских республиках и создать идеологическую базу для единых подходов к опасным с точки зрения режима вопросам истории. Примечательно, что и сами историки, находившиеся в исключительно сложном положении, нередко пытались использовать ситуацию для доказательства собственной правоты.

Ставка властей на формирование ментальности «homo sovieticus» часто приобретала весьма специфические черты. Опасения относительно вероятных потенциальных угроз, проистекающих от факта осознания рядом народов их этнического единства, вызывали резкую реакцию партийных чиновников даже на уровне терминологических и понятийных категорий. Это отчётливо проявилось в одном из внутренних документов ЦК ВКП(б) – записке в адрес партийно-политического руководства СССР, когда отмечалось, что «термин «ойрот» или «ойрат» стал для алтайцев синонимом национального гнёта. В то же время, этот термин был лозунгом тюркско-феодальной реакции, боровшейся за своё господство над алтайцами…» (Российский Государственный архив социально-политической истории, далее – РГАСПИ; Фонд 17, опись 125, дело 552, лист 1. Записка Г. Александрова А. Жданову от 12 февраля 1947 г.).

Научный спор по проблемам развития народов Центральной Азии приобретал явно политизированные черты, которые обострились на фоне усиливавшегося по объективным причинам национального самосознания в советских республиках региона. Особенно это касалось вопросов, имевших отношение к так называемой теме тюркизма, обострившейся в годы холодной войны и рассматривавшейся в СССР как инструмент внешней политики Турции – члена Западного блока. Этнические и идеологические лозунги периода противостояния были призваны прикрыть геостратегические, а также геополитические противоречия и интересы конкурентов. В специальном письме секретаря ЦК КП(б) Таджикистана Б.Гафурова члену политбюро ЦК ВКП(б) А.Жданову, фактически «курировавшему» науку и идеологическое направление, отмечалось: «Вы лучше меня, конечно, знаете, что сейчас вся пропаганда пантюркистов в том именно и состоит, что все среднеазиатские народы являются тюрками. При этом пантюркисты считают тюрками даже таджиков, не говорящих на тюркском языке. Поэтому я считаю, что теория, проповедуемая проф. Толстовым, исключительно для нас вредна и все установки проф. Толстова только помогают пантюркистам. В то же время я считаю, что всякое утверждение чисто турецкого происхождения народов Средней Азии только помогает нашим врагам, и этого ждут пантюркисты, являющиеся опаснейшими врагами Советского Союза на востоке» ( РГАСПИ, Ф. 17, Оп. 125, Д. 552, Л. 57 Письмо Б. Гафурова А. Жданову от 14 апреля 1947 г.)

По мнению председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, «пантюркизм был создан в конце XIX века врагами ислама, которые этнически не были тюрками. Пантюркизм генетически происходит из еврейской секты тунме, принявшей ислам после XVII века. В принципе задача состояла в том, чтобы разорвать исламскую умму (общину - ред.) на лоскутные куски, на этнические заплаты и разбить политическое единство, потому что, как известно, последним халифатом был Османский халифат, который прекратил существование в 1922 году. Пантюркистская идеология враждебна исламу, который является интернациональной доктриной, враждебна концепции глобального политического видения человеческой истории.
Столь жёсткое по содержанию послание в адрес «инстанций» было обусловлено наметившимся и начавшим развиваться между рядом центрально-азиатских историков спором об этническом происхождении автохтонного населения региона. Известный историк, археолог и этнограф проф. С.П.Толстов – фактически первооткрыватель хорезмийской цивилизации – высказывал ряд утверждений о том, что этнокультурное развитие народов Средней Азии происходило под преимущественным влиянием тюркских элементов. История отдельных крупных населенных пунктов, как то Самарканда и Бухары, где была сильна фарсоязычная культура, также рассматривались им с подобных позиций.

Дискуссия по данному вопросу не нова и её продолжение, порой в нелицеприятных выражениях, существует и сейчас между историками Таджикистана и Узбекистана. Этот научный спор нередко используется явно в политических целях. Тогда же, в конце 40-х и первой половине 50-х гг. ХХ в. он становился для многих советских историков чреватым серьезными последствиями. Жесткой критике партноменклатуры из национальных регионов Советского Союза подверглись те ученые, которые даже частично касались этого «опасного вопроса». Появлявшиеся в СССР работы отечественных историков о роли конкретных исторических фигур в национальной истории народов Советского Союза, характере политики Российской империи в так называемых национальных окраинах и отдельные исторические события, относящиеся к этой теме, свидетельствовали о робких попытках объективного подхода к этим проблемам. Данный факт рассматривался режимом как исключительно опасная тенденция, способная подорвать систему мифов и идеологических тезисов, на которых базировалась система.

В начале 50-х гг. началось наступление на тех, кто пытался заниматься настоящей, а не выдуманной и сфальсифицированной придворными историками «схемой». Первым признаком надвигающейся войны «политики против истории» стало решение Академии Наук СССР «Об антимарксистской оценке движения мюридов и Шамиля в работах научных исследователей Академии Наук СССР», принятом 22 сентября 1950 г.

На протяжении 1952-1955 гг. советская партийная пропаганда активизировалась уже на центрально-азиатском направлении. В специализированных научных исторических и филологических периодических изданиях (Сапаргалиев М. Возникновение казахской советской государственности. Алма-Ата, 1948; Боровков А. Р. Очерки истории узбекского языка//Советское востоковедение, VI, (1949); Баскаков Н. А. Классификация тюркских языков//Труды института языкознания, 1952, №1; Вопросы истории, 1952, №4; Камалов Ф. К. история становления и развития узбекского национального языка.// Вопросы изучения языков народов Средней Азии и Казахстана в свете учения И. В. Сталина о языке. АН Уз ССР. Ташкент, 1952; Бабаходжаев А. Х. Пантюркизм — орудие идеологической диверсии империализма// Труды института востоковедения. Выпуск II. Ташкент, 1954; Материалы научной сессии, посвященной истории дооктябрьского периода Средней Азии и Казахстана. Ташкент, 1955), а также средствах массовой информации (Правда, 4.06, 28.09.1952) жёсткой критике подвергались идеи, так или иначе связанные с концепцией тюркского этнотерриториального единства, значительности места тюркских народов в истории конкретных географических регионов.

Примечательно, что именно в это время усилился именно национальный подход к истории народов Центральной Азии, которые всё больше рассматривались в историографии соответствующих советских республик, разумеется, в рамках «допустимого» в условиях коммунистического режима, не как часть некого единого этноса, а как «самостоятельные субъекты исторического развития». Проводившиеся в республиках советской Средней Азии и Москве конференции с привлечением специалистов по истории народов региона имели чётко очерченную задачу: предоставить научное и методологическое обеспечение для идеологической борьбы с проявлениями политического и идеологического тюркизма.

В июне 1953 г. в г. Фрунзе (ныне - Бишкек) была проведена конференция, посвященная проблемам национально-освободительного движения в Киргизии, на ней же рассматривались проблемы джадидизма и исторические аспекты деятельности Алаш-орды в Казахстане. Спустя год, в 1954 г., в Ташкенте состоялась конференция, посвященная истории средне-азиатских народов, на которой выступил Первый секретарь Центрального Комитета Компартии Таджикистана Б.Гафуров и подверг резкой критике пантюркизм как орудие «американского империализма» и национализм в Средней Азии как проявление пантюркизма и панисламизма.

Содержание принятой советскими властями доктрины могло быть сформулировано следующим образом: «тезис о существовании единых тюркских и иранского народов в прошлом, о происхождении тюркоязычных или ираноязычных народов Средней Азии от этих древних народов, выдвинутый старыми востоковедами, являясь совершенно ненаучным, в настоящее время служит идеологическим орудием в руках пантюркистов и паниранистов в борьбе против Советского Союза» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 157. Л. 130. Записка секретаря ЦК КП(б) Узбекистана М. Вахабова секретарю ЦК ВКП(б) М. Суслову). Отказ от одних радикальных по своему содержанию тезисов и переход к другим, но аналогичным по характеру «абсолютным» концептам негативно сказался на развитии исторической науки в регионе. Последствия этого процесса стали хорошо видны уже после приобретения государствами Центральной Азии независимости, что было в целом проявлением более общей для всего постсоветского пространства тенденции пересмотра истории и поиска новых ориентиров. Однако свою роль события конца 40-х – начала 50-х г. ХХ в. сыграли.

* * *

Иностранные боевики способствуют «ползучей» талибанизации Пакистана и должны быть изгнаны из страны

09.04.2007 13:43 msk   К.Матинуддин (The International News)

Ожесточенные боевые столкновения между представителями племен и боевиками Исламского движения Узбекистана, происходящие уже более месяца в Южном Вазиристане, вызывают все большее внимание наблюдателей. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей перевод статьи, опубликованной накануне пакистанской англоязычной газетой The International News.

* * *

За время последних столкновений между иностранными боевиками и представителями племен в районе Азам Варзак (Azam Warsak) Южного Вазиристана было убито около трехсот человек, большинство из которых - узбеки, и намного больше ранено. Местные жители были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от урона и разрушений, которые всегда несут с собой подобного рода конфликты. Сражения начались несколько недель назад, и еще продолжались в момент написания статьи. Как сообщают с места боев, применяется тяжелое вооружение и даже артиллерия.

Кто эти иностранные боевики? Должны ли представители племен предоставлять им убежище? Правительство [Пакистана] выдвинуло им ультиматум, однако в настоящий момент еще сомневается насчет применения силы. Действительно ли узбеки, потерпевшие поражение, обратят свое оружие на другие цели вне Зоны племен? Все это вопросы, которые требуют изучения.

Считается, что узбекские боевики, которые в настоящий момент находятся в Зоне племен, принадлежат к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), чьей целью является установление Исламского государства в республиках Центральной Азии, Афганистане и Пакистане. Движением руководит Тахир Юлдашев, узбек, живущий в изгнании. В настоящий момент он перемещается между Северным и Южным Вазиристаном.

В республиках Центральной Азии существует порядка десяти мобильных террористических групп. Самыми сильными организациями являются ИДУ и Хизб-ут-Тахрир (ХТ) - смягченная версия ИДУ. Первоначально Тахир Юлдашев и Джума Намангани образовали партию «Адолат» в Узбекистане. Когда партия была запрещена, они переместились в Чечню, а затем в Афганистан, где образовали Исламское движение Узбекистана в 1998 г.

Целью ИДУ и ХТ является смещение нынешних правителей и установление исламского правления на всей территории центральной Азии, включая Афганистан. Идеи ультра-религиозного движения Талибан привлекли множество членов ИДУ. Сотни узбеков, чеченцев, таджиков и арабов переместились в Афганистан во время правления режима Талибан. В то время как многие из них обустроились на новом месте и живут спокойно, есть большое число людей, чьи цели и задачи не совпадают с заявленной политикой правительства Пакистана.

В то время, когда США атаковали Афганистан, в ИДУ, по имеющимся сведениям, насчитывалось около двух тысяч бойцов. Про-израильская политика США и убийства мирных граждан силами Коалиции в Афганистане разожгли антиамериканские настроения среди всех мусульман, включая соратников ИДУ. ИДУ дополнительно опиралось на тот факт, что, поскольку афганцы смогли вынудить советские войска покинуть страну, они могут сходным образом также заставить США и силы коалиции покинуть Афганистан.

Когда во время атаки США на Афганистан в ноябре 2001 г. [военный руководитель ИДУ] Джума Намангани был убит, Тахир Юлдашев принял на себя правление и переместился в Северный Вазиристан. Он также подвергся атаке пакистанских вооруженных сил, но ему удалось спастись. Члены ИДУ не имеют этнической близости с пуштунами, населяющими Зону племен, однако они оказались здесь желанными гостями преимущественно из-за их идеологических установок. Однако, гостеприимство, оказанное узбекам, превратилось в гнев, когда они повернулись против хозяев и начали атаковать представителей племен.

Предполагаемые связи ИДУ с Аль-Каидой и Талибаном, нарушение соглашения о неиспользовании пакистанских территорий для проведения атак внутри Афганистана вызвало раздражение правительства и проправительственно настроенных племен на территории Зоны племен. В телеинтервью с Камраном Шафи (Kamran Shafi) президент [Пакистана] признал, что Талибан, пользующийся поддержкой внутри Афганистана, получает поддержку также от религиозных экстремистских групп в приграничных районах Пакистана. Президент отметил, что хотя у нас нет причин комментировать действия ИДУ в другой стране, мы будем полностью в своем праве помешать иностранцам использовать наши территории для дестабилизации режима в соседней стране.

Правительство направило около 8000 солдат в Зону племен, тем самым обозначив свое намерение изгнать иностранных боевиков и тех, кто их поддерживает, с пакистанской земли. Тем не менее, представляется, что правительство осознает тот факт, что органы правопорядка подвергаются жесткой критике за использование армии против собственных граждан. Воздушная атака на религиозную семинарию в Баджауре (Bajaur), когда погибло порядка восьмидесяти студентов, создало дурную славу вооруженным силам [страны].

Сейчас видится, что правительство сменило тактику. В настоящий момент вместо применения войск оно использует проправительственных уважаемых старейшин племен для работы по изгнанию иностранных боевиков. Это добрый знак, что в неспокойном регионе на границе с Афганистаном существуют старейшины племен, которые предпринимают конкретные усилия для того, чтобы иностранные боевики не действовали вразрез с политикой правительства. Политика использования местных жителей для проведения переговоров с иностранными боевиками, безусловно, является позитивным изменением вместо предшествующей политики проведения полномасштабных военных действий для подавления антигосударственных атак иностранцев. Государство продолжает поддерживать племена, настроенные против иностранцев; тем не менее, в незначительной мере. Это связано с тем, что артиллерийская поддержка может оказываться только регулярными частями или сходными формированиями.

К сожалению, легитимность афганского джихада была поставлена под сомнение статусом неприкосновенности международной границы между Афганистаном и Пакистаном. В то время, как на территории Пакистана присутствует свыше двух миллионов афганских беженцев; проживает большое число иностранцев, которые принимали участие в войне с Советским Союзом; тех, кто сражался на стороне Талибана против Северного альянса, проживающих ныне в Зоне племен (согласно одному источнику, их более пятисот), перемещение групп через Линию Дюранда (Durand Line) не может быть полностью прекращено силами одного Пакистана. США и войска коалиции на территории Афганистана должны также увеличить усилия по предотвращению инфильтрации через границу.

Присутствие иностранных боевиков оказало негативное влияние на законность и порядок не только в Зоне племен, но также и в стабильных регионах Пакистана. Иностранцы внесли раскол в племена, разделившиеся на тех, кто их поддерживает, и тех, кто желает их изгнания из страны. Иностранцы злоупотребляют гостеприимством, оказанным им, когда они оказались в Пакистане после вторжения США в Афганистан. Их просили капитулировать, но поступил отказ. Они полностью вооружены и построили укрепления. Вместе с поддерживающими их в Зоне племен проталибскими силами иностранные боевики не только ставят под сомнение авторитет государства, но и без сомнения кусают руки, кормящие их.

Столкновения между узбеками и представителями племен привели к гибели нескольких сотен людей. Местные жители были вынуждены покинуть свои дома, чтобы не попасть под перекрестный огонь. Был нанесен урон авторитету племенных старейшин на их собственной территории, поскольку иностранцы установили контроль над несколькими районами. По некоторым сведениям, они организовали собственные тюрьмы и осуществляли судопроизводство, что всегда было прерогативой племенных собраний (джирга). Их отказ выполнять соглашение о не использовании пакистанских территорий для проведения атак на соседнюю мусульманскую нацию вносит раздор в дружеские отношения двух мусульманских соседей.

Именно из-за действий иностранных боевиков Пакистан становится мишенью для обвинений всех стран, чьи войска сражаются с Талибаном в Афганистане. Путем распространения собственных интерпретаций исламских ценностей они способствуют «ползучей» талибанизации некоторых частей Пакистана. Политика по изгнанию их из страны должна поддерживаться правительством и племенными старейшинами в Зоне племен.

Те узбеки, которые были схвачены, должны быть депортированы обратно в собственную страну, чтобы они понесли ответ за свои действия перед правительством Узбекистана. Все иностранцы, которые не готовы жить мирно, должны быть высланы из нашей страны. Наши религиозные лидеры необходимо должны осознать тот факт, что времена изменились с ранней эпохи ислама. Сейчас мы живем в мире, где существуют национальные государства с признанными международными границами, которые не могут пересекаться по чьей-то воле просто из-за этнической или идеологической солидарности с теми, кто находится по другую сторону границы.

Камал Матинуддин (Kamal Matinuddin) - генерал-лейтенант в отставке, автор двух книг, посвященных Афганистану. The International News. © Перевод ИА «Фергана.Ру

* * *

В Москве прошла международная конференция «Центральная Азия в системе международных отношений»

09.04.2007 08:16 msk   Фергана.Ру

6 апреля в Российском Государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялась международная научно-практическая конференция «Центральная Азия в системе международных отношений». Состав конференции был представительным; в работе заседаний приняли участие исследователи, сотрудники научных учреждений, представители посольств государств Центральной Азии в Российской Федерации, представители национально-культурных автономий Москвы, сотрудники СМИ.

На открытии конференции с приветственным словом выступил Апас Джамагулов, Чрезвычайный и полномочный посол Кыргызской Республики в России. На пленарном заседании с докладом выступили Никитин А.И., доктор политических наук, профессор МГИМО, Канапов Х.Х., к.ф.н., ректор Уральской АТ и Со, Власов А.В., к.и.н, заместитель директора Информационно-аналитического центра МГУ.

Наиболее интересным представилось сообщение Никитина А.И. «Процессы военно-технической интеграции в Центральной Азии». Докладчик представил историю военно-технической интеграции на постсоветском пространстве с момента распада Советского Союза; показал постепенное снижение роли СНГ как интеграционного механизма в последние пять лет. В настоящий момент на территории Центрально Азии сосуществуют две системы, наложенные друг на друга. Это Организация договора коллективной безопасности (ОБКБ) с вектором притяжения, направленным на Москву, и система партнерских связей на базе НАТО с вектором притяжения, направленным на Брюссель и Вашингтон. При этом приоритетность связей в рамках ОБКБ неочевидна для властей государств региона. В последние годы стало совершенно явно, что структуры СНГ «пробуксовывают». Тем не менее, за последние три года система сотрудничества в рамках ОДКБ обрела второе дыхание. На постсоветском пространстве в настоящий момент действуют три различные структуры: ОДКБ, ШОС и ЕврАзЭС. Схожая схема разделения специализаций успешно функционирует и в Европейском Союзе. Таким образом, ОДКБ может стать ядром процессов военно-технической интеграции в регионе Центральной Азии. Кроме того, по мнению докладчика, ОДКБ возможно стоит начать действовать по мандату ООН. Это связано с тем, что в настоящий момент в регионе действуют вооруженные силы трех систем (ОДКБ, НАТО и ЕврАзЭС), что в случае конфликтов создает перспективу опасных трений и конфликта интересов.

Также А.И.Никитин остановился на вопросе, каким образом Россия может остаться привлекательным партнером для стран Центральной Азии в плане военно-технической интеграции. Это может произойти только при условии сохранения ряда преференций для стран региона, например. Закупки вооружения по более низким ценам, обучения специалистов в российских военных академиях на льготных условиях и т.д. Кроме того, России необходимо оформлять военные союзы с государствами Центральной Азии таким образом, как это происходит во всем мире. Это подписание официальных договоров о военных базах и так далее. Необходимо сохранить жизнеспособность ОДКБ, возможность Организации отвечать на современные вызовы и проблемы, и предотвратить возврат к устаревшим схемам сотрудничества, как Варшавский договор, например.

После пленарного заседания состоялись заседания секций «Центральная Азия в системе геополитических координат», «Проблемы энергетического сотрудничества и интеграционные проекты», «Социокультурное взаимодействие России и стран Центральноазиатского региона» и Круглого стола «Неправительственный сектор Центральноазиатского региона и его роль в формировании гражданского общества».

По материалам конференции планируется выпуск сборника докладов.

* * *

Узбекистан: В Ташкенте прошли традиционные международные плехановские чтения

09.04.2007 10:10 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру В ташкентском филиале Российской экономической академии имени Плеханова завершились двухдневные международные плехановские чтения, сообщают СМИ Узбекистана. Одной из главных целей мероприятия является налаживание контактов в сфере образования между странами-участниками чтений.

В форуме, на котором обсуждались актуальные проблемы экономического развития современности, принимали участие ведущие молодые ученые и специалисты, а также дипломаты из России, Италии, Австралии, Вьетнама и других государств Содружества независимых государств. Главными темами чтений были особенности развития экономики, проблемы социальной защиты человека и населения в целом, особенности обеспечения экономической безопасности в странах мира.

По окончании форума авторы лучших лекций и выступлений были награждены специальными дипломами лауреатов плехановских чтений, которые проводятся уже в двадцатый раз.

Стоит отметить, что ташкентскому филиалу Российской академии экономики исполняется десять лет. Диплом об окончании этого учебного заведения признается во всем мире.

* * *

Узбекистан: Выбивать у населения долги за коммунальные услуги становится все труднее

09.04.2007 10:17 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру Судя по сообщениям СМИ Узбекистана, выбивать у населения долги за пользование природным газом и другие коммунальные услуги становится все труднее. Стоит отметить, что эта проблема стала более открыто обсуждаться в средствах массовой информации страны.

По данным, озвученным ведущим программы «Лафз» Наманганского областного телевидения, записанной при участии сотрудников коммунальных служб и населения, общий долг потребителей природного газа составил по области 7,5 млрд. сумов (около $6 млн.). Об огромных долгах потребителей газа сообщают и республиканские СМИ, правда, не называя конкретных цифр.

Стоит отметить, что в последнее время «слегка» критические передачи в узбекистанских средствах массовой информации уже входят в правило, но передачу «Лафз» Наманганского телевидения, проведенную в форме ток-шоу, можно было бы отнести к переменам из разряда «революционных» для СМИ этой страны. В передаче контролеры из коммунальных служб открыто говорили о фактах грубости и неповиновения со стороны жителей, которые отказываются платить за использованный газ.

«Долг в десять тысяч сумов наши люди уже не считают долгом, - сказала одна из контролерш. – Люди отсылают нас к тем, кто «имеет долги в сотни тысяч сомов», а такие действительно имеются». «Зачастую из квартир выходят дети и сообщают, что «дома никого нет», - сетуют сотрудники коммунальных служб.

В свою очередь потребители заявляли, что контролеры не приходят к ним зимой, когда давление газа бывает очень низким или его не бывает вообще. По словам ведущей программы, низкое давление газа объясняется наличием различных подпольных цехов и предприятий, которые скрытно высасывают газ насосом. Она призвала телезрителей «быть бдительными в отношении таких людей и сообщать о подобных фактах в соответствующие органы».

Участники программы, не называя своих имен, говорили, что электричество отключают по 10-15 раз в сутки, что в селах вода из водопроводных кранов течет целыми днями и так далее. О последних повышениях цен в стране на коммунальные услуги и энергоносители в названной передаче не упоминалось.

* * *

В Санкт-Петербурге убиты двое граждан Узбекистана

09.04.2007 10:39 msk   Газета.Ру

В Санкт-Петербурге городская прокуратура расследует обстоятельства убийства двух граждан Узбекистана, сообщает Газета.Ру.

Накануне, 8 апреля, в Пушкинском районе у дома №2 в Фуражном переулке на строительной площадке одной из фирм были обнаружены тела двух граждан Узбекистана. «По предварительным данным экспертов, смерть пострадавших наступила в результате побоев. По данному факту прокуратурой Пушкинского района возбуждено уголовное дело по статье 105 (убийство) УК России», - рассказал источник.

По его словам, следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе и убийство на национальной почве.

Одновременно правоохранительные органы Выборгского района Петербурга продолжают расследование дела об убийстве гражданина Узбекистана, проживавшего в городе без регистрации. Труп 36-летнего мужчины с шестью колото-резаными ранениями и следами побоев на лице был обнаружен утром 29 марта у дома №92 по проспекту Мориса Тереза. Ноги убитого были связаны шнуром. По факту совершения преступления возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса России (убийство).

* * *

Узбекистан: Журналистке Умиде Ниязовой предъявлено официальное обвинение

09.04.2007 17:59 msk   Фергана.Ру

Фергана.Ру Как сообщает источник ИА «Фергана.Ру» в близком окружении узбекской журналистки Умиды Ниязовой, который, в свою очередь, ссылается на своего информанта в транспортной прокуратуре Узбекистана, в понедельник, 9 апреля, правозащитнице было предъявлено официальное обвинение.

В дополнение к вмененным ранее Ниязовой двум статьям Уголовного кодекса Республики Узбекистан - 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») и 246 («Контрабанда»), журналистке предъявлено обвинение еще по одной статье - 244-1, пункт «В» - «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку с использованием финансовой или иной материальной помощи, полученной от религиозных организаций, а также от иностранных государств, организаций и граждан».

Для получения информации о переводах денег журналистке прокуратура воспользовалась услугами соответствующих компаний. Были зафиксированы все случаи получения денег Умидой Ниязовой и ее родственниками по системе международных денежных переводов («Вестерн юнион» и «Анелик»).

Как сообщает тот же источник, Умида Ниязова была похищена в киргизском городе Ош во время встречи со своим близким родственником по имени Шукур, которого узбекские спецслужбы вовлекли в эту операцию, заставив назначить Умиде встречу якобы для передачи ей неких документов.

Для подтверждения полученной информации корреспондент ИА «Фергана.Ру» на условиях анонимности связался с другим источником из близкого окружения Умиды Ниязовой, который пристально следит за ходом следствия по делу журналистки.

Источник: - Насчет предъявления официального обвинения я не в курсе. Три дня назад нам адвокаты сказали, что Умиде будут предъявлены обвинения по трем статьям. Кроме незаконного пересечения границы и контрабанды еще, кажется, «получение денег из-за границы»…

Фергана.Ру: - Вы сказали «адвокаты». Их несколько?

Источник: - Адвокаты Умиды – Татьяна Давыдова и Аброр Юсупов.

Фергана.Ру: - Как, разве он еще является ее адвокатом?

Источник: - Да.

Фергана.Ру: - А как же обвинение Аброру в том, что именно он «подставил» Умиду?

Источник: - Нет, Умида так не считает.

Фергана.Ру: - То есть она ему доверяет?

Источник: - Да.

Фергана.Ру: - А что вам известно о самочувствии Умиды?

Источник: - Мы у нее не были, только передачи ей передаем. Но адвокаты говорят, что она чувствует себя нормально.

Напомним, Умида Ниязова была задержана 22 января 2007 года. С 22 января Ниязова содержалась в следственном изоляторе (СИЗО) Андижана, а 26 января ее привезли в СИЗО Транспортной прокуратуры Ташкента. На предварительном допросе при участии адвоката Аброра Юсупова Умида Ниязова признала свою вину по статье 223 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (УК РУ) – «Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан». Транспортной прокуратурой было возбуждено уголовное дело и по статье 246 УК РУ «Контрабанда» - за провоз через границу «литературы и документов религиозно-экстремистского характера». В настоящее время задержанная Умида Ниязова содержится в СИЗО «Таштюрьмы», где, по данным источников ИА «Фергана.Ру», она подвергается пыткам.

Умиде Ниязовой - тридцать два года. Она работала в представительстве международной организации Internews Network в Узбекистане, затем в ташкентском филиале организации Freedom House, в последнее время сотрудничала с офисом Human Rights Watch в Ташкенте в качестве переводчика. Она является независимым правозащитником, не является членом оппозиционных партий и не состоит в членах каких-либо правозащитных обществах, группах и организациях. Ее арест вызвал бурю протестов как в Узбекистане, так и за пределами страны, став символом непрекращающихся репрессий в Узбекистане против представителей гражданского общества. В защиту Умиды с требованием ее немедленного освобождения выступили ведущие правозащитные организации мира и многие известные в мире деятели искусства и культуры, политики и журналисты.


Рассылка новостей ИА "Фергана.Ру". Выходит несколько раз в день
Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

В избранное