Появились очередные неофициальные драйвера для видеокарт ATI RADEON. Проходила информация, что версия этих драйверов - 4.13.7050, однако, на Rage3D считают, что это больше похоже на 4.13.7041 Beta build #2. В любом случае, эти драйвера не сертифицированы производителем, поэтому, использовать их можно только на свой страх и риск.
Новостей во время Comdex почти что не было, зато сейчас, когда вовсю появляются разные обзоры и статьи, посвященные этой выставке, проходит очень много инфрмации по грядущим продуктам разных компаний.
ATI показала на выставке выходящую в середине 2001 года консоль Nintendo GameCube. Причем была помимо самого корпуса была продемонстрировано и "сердце GameCube" - видеочип от ATI и процессор PowerPC от IBM. Напомню спецификации этой приставке:
51 Миллион транзисторов в видеочипе.
Большое количество транзисторов обусловлено наличием 3 Mb встроенного текстурного кэша.
пропусная способность памяти - 3.2 Gb/s.
Static RAM (SRAM) 64 Bit.
Тактовая частота памяти - 204 Mhz.
400 Mhz процессор PowerPC от IBM.
Стоит обратить внимание на то, что ATI ради расширения канала памяти пошла на интегрирование большого текстурного кэша внутрь своего видеопроцессора. Очень вероятно, что в дальнейшем это будет применено и на их разработках для ПК.
Многолетняя сага древних скандинавов продолжается! Компания Bitboys сменила дизайн своего сайта и добавила новый документ с информацией (а как еще это назвать?) по их XBA (extreme bandwidth architecture). Теперь финские разработчики уверяют нас что филлрейт их продукта составит 1400 Мтекселей/с при восьми конвейерах. Пропускная способность памяти - 14 Гб/с и т.д.. В общем, ребята веселятся, при этом теперь даже и не говорят, когда их разработка появится на рынке. И появится ли вообще.
3D Nature объявила о выпуске World Construction Set 5.3 √ новой версии известного генератора ландшафтов. Начиная с этой версии WCS доступен и для пользователей Macintosh, а наборы рабочих возможностей идентичны для MAC OS и Windows версий WCS.
Кроме поддержки MAC, WCS 5.3 предлагает ряд новшеств, среди которых новый пользовательский интерфейс, Atmospheric Editor с улучшенным контролем объемных атмосферных эффектов, WCS Texture Engine с пиксельным сглаживанием ландшафтов, экспорт данных и реалистичных текстур в другие приложения для использования в real time 3D проектах; для целей интерактивного редактирования введен OpenGL Views и пр.
Полная стоимость World Construction Set 5.3 составляет $995.
Специалисты ATI обновили SDK для чипов RADEON. Главные нововведения, касаются, естественно, DirectX 8. Алексей Барковой рассмотрел новый Software Development Kit более подробно:
RadeonFaceMorph - Использует улучшенные возможности tweening`а DirectX 8 для анимации лица персонажа.
RadeonDolphinTween - Использует улучшенный tweening DirectX 8 для интерполяции ключевого кадра.
RadeonCubeVolViz - Демонстрирует использование объемных текстур.
Само собой, сделан анонс касательно поддержки ряда возможностей DX8 в новом драйвере, который в данный момент проходит валидацию в
WHQL и где также будет реализована поддержка расширений стандартного фиксированного
конвейера DirectX 7 (в отличие от новой идеологии шейдеров):
Поддержка tweening'га вершин.
Поддержка временного (промежуточного) регистра для пиксельного конвейера,
позволяещего создавать эффекты, использующие результаты не предыдущей стадии
конвейера, как сделано в DX7 и OpenGL, а более "старый" результат. Для
RADEON это означает, что стадия 3 пиксельного конвейера может использовать
результаты не только 2-ой стадии (стандартное поведение), но и 1-ой стадии.
Поддержка трехоперандорных (triadic) операций, как то: Arg0 + Arg1*Arg2
или (Arg0)*Arg1 + (1-Arg0)*Arg2
Поддержка объемных текстур, в т.ч. и сжатых (существует ограничение, что эти
текстуры не могут иметь MIP уровней).
Возможность запрещать вывод в определенные цветовые плоскости (каналы),
например выводить только красный/синий цвет полученного изображения - может
быть полезно при получении "объемного" изображения при помощи
соответствующей техники.
Поддержка multisamlpe рендеринга, правда только в той части, которая
касается антиалиасинга - это возможность иметь 2x (1x2 или 2x1 ?), 3x (1.5x2
или 2x1.5 ?) и 4x (2x2) антиалиасинга. Это означает, что на том-же VSA 100
(Voodoo4, Voodoo5) можно проще и эффективнее реализовать поддержку эффектов
Depth of Field, Motion Blur.
Поддержка до 8-ми потоков геометрических данных, например когда
координаты вершин находятся в одном потоке, а текстурные координаты - в
другом; или когда два набора координат для tweening'а вершин находятся в
разных потоках данных.
Заявлена поддержка пиксельных шейдеров, точнее "form of pixel shaders"!
Это то, что NVidia в своих чипах серии GeForce, GeForce2 не может
обеспечить из-за отсутствия поддержки EMBM. У RADEON же реализована
поддержка всех методов BumpMapping'а, т.е. вопрос о поддержке пиксельных
шейдеров RADEON сводится к вопросу, настолько ли гибко реализованы сами эти
операции и возможность программирования этого блока чипа.
Хотя и RADEON имеет свои ограничения, которые не позволяют чипу соответствовать
требованиям спецификации Pixel Shaders версии 1.0, например он поддерживает
только 3 текстуры из 4 необходимых. Так что наиболее вероятным кажется
вариант, когда RADEON будет поддерживать, какую-то промежуточную версию
пиксельных шейдеров, например "0.7". Дело в том, что в августе 2000 на
Meltdown из уст представителя Microsoft проходила информация по введению
специальной, промежуточной версии пиксельных шейдеров, которая бы обладала
меньшими требованиями к графическим чипам, имела бы номер версии "0.5" и
идеально подходила для чипов NVIDIA GeForce. К сожалению, в окончательной
документации по DirectX 8 о пиксельных шейдерах с номером версии < 1.0 нигде
не упоминается.
Появилась очередная "непроверенная информация" об очередной разработке NVidia - NV20. Ребята с 3DN Hardware утверждают, что информация, полученна из достоверных источников, однако не гарантируют, что она верна на 100%.
Повышена тактовая частота.
4 конвейера (как на GeForce2 GTS), однако, увеличено количество TMU на каждом из них. Конкретная цифра не указывается.
Производительность - на 50% быстрее, чем у GeForce2 ULTRA.
Рассеивает около 15 Ватт теплоты.
Утверждается, что многие компании уже получили сэмплы NV20. А Guillemot уже успел заказать некой компании специальную систему охлаждения для своего продукта. Интересно, почему, в таком случае, ничего не было продемонстрировано на Comdex?
Информация довольно скудная, кроме того, крайне сомнительно, что для видеокарты будут применены какие-либо специальные методы и способы охлаждения. Сейчас, по крайней мере, никто не говорит про 256-битную шину памяти и тому подобные "удивительные вещи". Если говорить о производительности, то никто из NVidia и не обещал, что NV20 будет революционным, 50% прибавки к мощности GeForce2 ULTRA это вполне нормально, если карта будет стоить на уровне GeForce2 GTS или чуть дороже. Если же стоимость карты будет более $500, как утверждали с месяц назад, то картина будет кардинально другой. В конечном счете, все решает цена.
ATI продемонстрировала на выставке Comdex свой S1-370TL. Само-собой, были обнародованы его спецификации, что-то из которых мы уже знали раньше, что-то узнали лишь сейчас:
Поддержка Slot1/Socket 370 процессоров.
66/100/133 Mhz Системная шина.
Главная особенность - аппаратный T&L (скорость обработки 12.5 миллионов полигонов/с).
Скорость заполнения - 330 Мтекселей/с.
4 конвейрера рендеринга.
"Виртуальная" 8x AGP шина.
Поддержка FSAA.
64 или 128 битный интерфейс PC-66/100/133 SDRAM! Это не 128-битный DDR SDRAM, как у NVidia, но уже что-то!
От 4 до 64 Мб видеопамяти (используется системная память, благодаря 128-битному интерфейсу не должно возникниунуть проблем с пропускной способностью.
В качестве южного моста будет использоваться ALi 1535D+, с поддержкой двух USB портов, ATA-100, AC97 и т.д. До тех пор, пока NVidia не получит разрешение на использование шины Р6, данный чипсет будет иметь наиболее производительное интегрированное графическое ядро.
На Comdex ATI сравнивала S1-370TL с i815e на идентичных стендах на Quake 3 Arena, по утверждениям очевидцев, разница была очень заметна. Вот только неизвестно, когда на рынке появятся соответствующие материнские платы...
Появилась информация, что компания 3dfx намерена снизить цену на свою видеокарту Voodoo5 5500. Так, во Франции стоимость данного 3D-ускорителя снизится с 2490 до 1990 франков, что составляет $260.
Очевидно, 3dfx решила пересмотреть свою ценовую политику всвязи с низким уровнем продаж своей продукции в странах Европы, а заодно, порадовала жителей США, где стоимость карты также упала. Хочется надеяться, что в скором времени снижение дойдет и до России.
Сайт [H]ard|OCP продолжает славное дело распространения "просочившихся" деталей по будущим видеокартам. Как утверждается, слухи, ходящие по Comdex, "очень похожи" на то, что нашел Gerard в форумах 3dfxGamers. "Слухи, очень похожие на "просочившиеся" ранее детали" - замечательная реплика ;-). Между тем, нам прочат аж три карты из серии Specter:
Карта "начального" уровня (Эти данные уже проходили здесь в самом конце сентября):
1 Rampage + 1 SAGE (T&L) (Оба чипа будут выпускаться по 0.18 микронной технологии).
Очень интересна постановка вопроса с количеством памяти - "поддерживается от 32 до 512 MB (200MHz DDR SDRAM) памяти". Т.е. напрямую о количестве памяти не говорят. Думаю, что наиболее вероятная цифра для этой платы - 64 Mb.
Тактовая частота Rampage будет 200 Mhz.
Скорость заполнения - 800 мегапикселей/с, 3200 мегатекселей/с.
Скорость обработки треугольников у SAGE - 75 миллионов треугольников/с.
Пиковая пропускная способность памяти - 6.4 Gb/s.
Ну и "в довесок" нам сказано, что будет полная совместимость с DirectX 8.0;
улучшенный T-buffer; поддержка неровных поверхностей; фотореалистичные рендеринг; попиксельные шейдеры и т.д.
Specter "среднего уровня":
2 Rampage + 2 SAGE (T&L)
Снова не говорится количество памяти, но можно предположить наличие 128 Mb. Как будет обстоять на самом деле, не знает никто.
Вдвое увеличенные филлрейт (1.6 Гигапиксел; 6.4 Гтексел),скорость обработки (150 миллионов полигонов/с) и пропускная способность памяти (12.8 Gb/s).
А напоследок, спеки high-end карты, которая, судя по последним событиям, связанным с отменой Voodoo5 6000, вряд ли выйдет. Очень уж сомнительно, что восемь чипов, работающих на одной плате не потребуют дополнительного питания, нескольких PCI мостов и еще чего-нибудь. А главное - чтобы такое чудо влезло в корпус, все таки, для восьми процессоров нужно соответствующее РСВ.
4 Rampage + 4 SAGE (T&L).
Огромное количество памяти. Теоритически поддерживается до 512 Mb. Кстати, пропускная способность - 25.6 Gb/s.
Огромная скорость заполнения - 3.2 Гпиксел; 12.8 Гигатексел. Под стать ей скорость обработки - 300 миллионов треугольников/с.
Астрономическая цена.
Если первая карта еще может быть воспринята как 3D-ускоритель для ПК, то две другие больше напоминают "технологии для лицензирования" Quantum3D. 8 чипов, какими бы недорогими они ни были, не могут стоить дешевле, чем 4 чипа VSА-100. От последней комбинации отказались по экономическим причинам. Откажутся и от 8-чипового Specter.
Посмотрим, что скажет сама 3dfx весной. Вполне вероятно, что будут выпущены дешевые модели Specter без T&L модуля для рынка недорогих ПК и видеокарт для офиса, эдакий конкурент RADEON VE. На сегодняшний день это только мои предположения, но при теперешнем состоянии дел, компании следует серьезно задуматься о производстве недорогих карт для mainstream рынка.