Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

Анри Фантен Латур. Мастер и его цветы


 
ежедневная рассылка Somus!
2006-12-24 

Анри Фантен Латур. Мастер и его цветы

Мое знакомство с картинами Анри Фантен-Латура произошло лет десять назад. Выставка его работ проходила тогда в питерском Эрмитаже, экспонировались несколько полотен - натюрморты. Что особенного может быть в натюрмортах? Изящно выписанные линии, искусно смешанные краски, передающие переходы оттенков, пышные цветы, которые вот-вот, свесившись головками, упадут из рамы прямо в руки. Мало ли художников, писавших натюрморты не менее живо, чем Фантен-Латур? Наверное, немало. Только я не могла оторваться именно от его пионов, настурций и маргариток. Почему – ответить тоже не могла. Подобная стилистика никогда особенно не привлекала меня до этого. Натюрморт способен был вызвать у меня аппетит, заметку на полях: «Красиво. Талантливо». Не более того. Но что-то было в картинах помимо роскошных букетов. Будто бы писал художник цветы, а передавал послание. Словно другое измерение на холсте скрывал.

Анри Фантен Латур. АвтопортретКаково же было мое удивление, когда, не переставая восторгаться мастерством неизвестного мне ранее живописца и узумляться собственному отношению к таким простым, на первый взгляд, сюжетам, я отыскала в энциклопедии пару слов о том, что Анри Фантен-Латур был «предвестником символизма». Значит, действительно передавал кистью послания. Хотя художник не менее талантливо писал портреты, мне кажется, что кульминация его собственного символизма пришлась именно на флористические композиции. Каждый фрукт и каждый цветок, их расположение на холсте что-то означали. Недаром я невольно уловила «тайные письмена». С тех пор Анри Фантен-Латур, поразивший меня своими непростыми натюрмортами, - один из моих любимых живописцев. И о нем мой рассказ.

К сожалению, об Анри Фантен-Латуре мало пишут, информацию о нем нужно собирать буквально по крупицам – энциклопедисты рассказывают о художнике парой строк. Биографий, мне известных, всего две: первая вышла в 1909 году (Adolphe Jullien. Fantin-Latour, sa Vie, ses Amities. Paris), вторая - в 1926 году (Kahn G. Fantin-Latour, Paris). Упоминается Фантен-Латур в книге Н. Н. Калитиной «Французский портрет XIX в.», вышедшей в 1985 в нашей стране, в «Обретенном времени» Марселя Пруста, в книге Анри Перрюшо «Эдуард Мане», в «Артюре Рембо» Пьера Птифиса. Поклонникам таланта остается искать ответы на свои вопросы о личности художника в его же полотнах. В его символах. Однако если кто-то из читателей после моего небольшого повествования откроет для себя этого замечательного живописца, как в свое время открыла его для себя я, значит, зашифрованные знаки Фантен-Латура все же пережили века.

Анри Иньяс Жан Теодор Фантен-Латур (Henri Ignace Jean Th odore Fantin-Latour) родился 14 января 1836 года в городе Гренобль, Франция. Изучал медицину в Париже и одновременно копировал картины старых мастеров в Лувре – тяга к занятиям живописью пересиливала. Художественную подготовку он получил у своего отца, живописца пастелью. Искусству рисования Фантен-Латур учился и в Париже - у Лекока де Буабодрана, а позже работал в мастерской Гюстава Курбе. В 1859 он представил три портрета для участия в парижском Салоне, однако они были отвергнуты.

Искусствоведы окрестили Фантен-Латура «предвестником символизма»: в своих полотнах и литографиях он интерпретировал музыку Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Р. Шумана и других композиторов. Вот они – символы. Музыкальные тайные знаки - ноты и гармонии. И впрямь – с его натюрмортов будто запах льется, смешанный с мелодией. Художник, судя по словам биографов, обладал весьма ранимой душой и меланхолической натурой:

«…Фантен-Латур, молодой художник, склонный к созерцанию, молчаливый, по виду даже несколько холодный, искусный копиист, охотно исправляющий живописные поделки дамочек и барышень в Лувре…».

«… голубоглазый, мечтательный Фантен-Латур всегда очень внимательно прислушивается к Мане». (Анри Перрюшо «Эдуард Мане»).

В силу особенностей своей натуры музыку Фантен-Латур, видимо, воспринимал особенно тонко и чувственно. Наверное, любой композитор может только мечтать о таком слушателе:

«…Она [жена Мане Сюзанна] играет не только Бетховена и Шумана, но и партитуры венгра Штефана Геллера. Усевшись в уголке гостиной, сентиментальный Фантен-Латур, слушая ее исполнение, проливает слезы». (Анри Перрюшо «Эдуард Мане»).

Анри Фантер-Латур. Портрет Мане. 1867 г.Популярность при жизни живописец приобрел благодаря созданию крупноформатных групповых портретов известных людей, образующих нечто вроде жанровых сцен. Из таких полотен наиболее значимыми считаются: «Дань уважения Делакруа», 1864, Музей Орсе, Париж; «Эдуар Мане», 1867, Художественный институт, Чикаго; «Мастерская в квартале Батиньоль», 1870, Лувр, Париж. Из-под кисти Фантен-Латура вышли и другие колективные портреты: «Тост» (художники и писатели, группирующиеся около статуи Истины, 1865); «День рождения В. Берлиоза» (1876); «Воспоминание о Байрейтском спектакле и о Р. Вагнере» (пастель); «Чтение» (1877); «Семейство Делакруа» (1878).

Из одноличных портретов работы Фантен-Латура особенно удачным признан изображающий живописца Мане. Художник Анри Фантен-Латур был дружен с Эдуардом Мане. Иногда искусствоведы причисляют Фантен-Латура к импрессионистам, однако он сам категорически отвергал свойственные импрессионистам приемы и технику живописи.

В начале 1867 года, когда Мане переживал трудные времена, молодой художник Анри Фантен-Латур начал писать его портрет. Необычность портрета в том, что Мане изображен не художником, а «фланером», завсегдатем парижских бульваров. «Портрет Мане» считается одной из лучших работ живописца в этом жанре.

Первая картина, снискавшая художнику успех в публике, была написана в 1864 году и названа «Дань уважения Делакруа» (или «В честь Делакруа» - «Hommage à Eugène Delacroix»). На нем вокруг Делакруа изображены Бодлер, Мане, Уистлер, Шанфлери и Дюранти.

«Тринадцатого августа… в своей квартире на улице Фюрстенберг в семь часов утра навеки закрыл глаза Эжен Делакруа. Его похороны состоялись 17-го. Мане на них присутствовал вместе с Бодлером и Фантен-Латуром…

…Похоронная церемония подходит к концу. Присутствующие расходятся. Мане, Бодлер и Фантен-Латур спускаются в город. Фантен расстроен: как мало удалось собрать людей, чтобы проводить на кладбище бренные останки Делакруа! Обычно сдержанный и молчаливый, он кипит от возмущения при виде служащих похоронного бюро, уносящих, «словно торговцы одеждой», академический мундир Делакруа; он взрывается при виде этой сцены – смехотворного контраста славы гения и суетных внешних почестей. Он видит в ней отсутствие достоинства, но это помогает ему постичь неповторимость мгновений, только что вместе с друзьями пережитых у разверстой могилы. И тогда, словно под воздействием внезапно нахлынувших потаенных чувств, неожиданно заявляет, что напишет картину «В честь Делакруа». Он пока не знает, какой ей быть – изобразит ли он аллегорические фигуры, или, как подсказывает Бодлер, это будут гении прошедших эпох, у которых Делакруа искал вдохновения. Но мало-помалу идея кристаллизуется. Вокруг стоящего на мольберте автопортрета Делакруа Фантен сгруппирует своих друзей и представит самого себя; здесь появятся, как будто накануне посвящения в рыцари, те, кто был отвергнут жюри последнего Салона: Мане, Уистлер, Легро, Бракмон рядом с Бодлером, Шанфлери, Дюранти и еще двумя художниками, Луи Кордье и Баллеруа. Картина символическая и, бесспорно, куда более красноречивая, чем предполагали и ее автор, и его модели». (Анри Перрюшо «Эдуард Мане»).

 

Анри Фантен-Латур. «В честь Делакруа». 1864 г.

Столь же известна композиция «Угол стола» (или «Вокруг стола»). Групповой портрет «Озорных чудаков» (1872, Париж, Лувр), на которой среди прочих представлены Верлен и Рембо.

Этот групповой портрет написан Фантен-Латуром в 1872 году в академичной манере, напоминающей старых мастеров. В те времена фотография делала лишь первые шаги, поэтому скрупулезная точность в воспроизведении малейших деталей придавала портретам Фантен-Латура определенную ценность – не столько художественную, сколько документальную. На картине изображены (слева направо): поэты Поль Верлен и Артюр Рембо, а правее - члены поэтической группы «Парнас»: Э.Боннье, Л.Валад, Э.Бьемон, Ж. Экар, Э. д’Эрвилли и К.Пеллетан. Большинство из этих имен ни о чем не говорит нам сегодня. Другое дело – имена поэтов Верлена и Рембо.

18 марта 1872 года в «Дневнике» братьев Гонкуров появилась запись с описанием ателье Фантен-Латура:

 «Там ... на мольберте стоит огромная картина, где представлен апофеоз парнасцев [...]. В центре картины зияет пустое место ибо, как нам наивно сказал художник, кое-кто не пожелал фигурировать рядом с собратьями, которых считают сутенерами и ворами".

 Однако «пустое место» зияет не в центре картины, а в ее правом углу, где вместо литератора Морена изображен букет цветов. В последний момент тот отказался позировать Фантен-Латуру, потому что не хотел фигурировать на одном полотне с возмутителями нравов Верленом и Рембо: в момент, когда писалась картина, жена Верлена угрожала ему разводом, если он не прекратит «странную дружбу» с экстравагантным Артюром Рембо.

Критики возмущались и по другому поводу. Один из них писал:

 «Интересно, кто посоветовал г-ну Фантен-Латуру придать картине такие эпически-монументальные пропорции?.. Между претенциозными размерами полотна и сюжетом есть явная дисгармония, которая, в конечном счете, ужасно раздражает».

 О картине упоминает и биограф Артюра Рембо Пьер Птифис:

 «…В конце 1871 года, по случаю пятидесятилетия со дня рождения Бодлера (7 апреля 1821 года), художник Фантен-Латур задумал написать картину в пару к своей "Дани уважения Делакруа", которая собрала бы, под портретом Бодлера, всех знаменитых поэтов эпохи (Гюго, Готье, Леконта де Лиля, Банвиля и т.д.), но мэтры отказались от участия в этом проекте. Фантену пришлось довольствоваться менее популярными персонажами, и, таким образом, вместо величественной фрески получилась обыкновенная картина "Вокруг стола" - "Озорные чудаки" после банкета; в таком антураже стал неуместен и портрет Бодлера. Можно предположить, что Верлен и Рембо приходили позировать прямо в мастерскую, в дом 8 по улице Изобразительных искусств, сначала поодиночке, затем вместе со всеми. Первый эскиз лица Рембо - портрет гуашью, необыкновенно живой: очевидно, художника привлекла молодость Артюра, которая контрастировала с банальным и напыщенным выражением лиц всех остальных. Надо признать, что стиль картины до неприличия академичен; это произведение вообще не представляло бы никакого интереса, если бы были изображены лишь такие незначительные персонажи, как Экар, Валад, Пеллетан, д'Эрвильи, Бонье и Блемон. Лицо Верлена неподвижно и напряжено; рядом с ним Рембо, облокотившийся на стол и подпирающий свою лохматую голову толстой красной рукой. У него довольно сердитый вид, и он сидит спиной ко всем остальным. Все это - прекрасная иллюстрация царившей там обстановки: неуемный Рембо и озабоченный Верлен, а остальных, собственно говоря, просто нет, они – массовка». (Пьер Птифис «Артюр Рембо»).

Анри Фантен-Латур. «Угол стола». Групповой портрет «Озорных чудаков». 1872 г. Сидят: Верлен, Рембо, Валад, д’Эрвиль, Пелетан. Стоят: Боннье, Блемон, Экар.

Среди особенностей картин Фантен-Латура – уже упомянутая натуралистическая точность рисунка и утонченность сочетаний приглушенных и мягких серых тонов. Искусствоведы полагают, что данный факт свидетельствует о том, что «художественная традиция, идущая от Давида и Энгра, под влиянием фотографии развивалась к более точному, почти иллюзионистическому отображению видимого мира».

Анри Фантен-Латур был женат на довольно известной в то время художнице Виктории Дюбур, писавшей натюрморты. Еще один знаменитый живописец – Эдгар Дега – написал портрет Виктории, изобразив слева от нее пустой стул: считалось, что этот стул предназначался для ее жениха, а позже мужа – Фантен-Латура.

Умер Фантен-Латур в Бюре 25 августа 1904. Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас.

Анри Фантен-Латура называли «мастером цветов». В честь человека, на чьих полотнах оживали прекрасные создания природы, назван сорт розы – «Fantin Latour». Цветы, которые художник писал с такой любовью, отплатили благодарностью, увековечив его имя.

Роза сорта Fantin Latour.

Текст: Ирина Иванова

Оставить свой комментарий

 

Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное