Мое знакомство с картинами Анри Фантен-Латура произошло лет десять назад. Выставка его работ проходила тогда в питерском Эрмитаже, экспонировались несколько полотен - натюрморты. Что особенного может быть в натюрмортах? Изящно выписанные линии, искусно смешанные краски, передающие переходы оттенков, пышные цветы, которые вот-вот, свесившись головками, упадут из рамы прямо в руки. Мало ли художников, писавших натюрморты не менее живо, чем Фантен-Латур? Наверное, немало. Только я не могла
оторваться именно от его пионов, настурций и маргариток. Почему – ответить тоже не могла. Подобная стилистика никогда особенно не привлекала меня до этого. Натюрморт способен был вызвать у меня аппетит, заметку на полях: «Красиво. Талантливо». Не более того. Но что-то было в картинах помимо роскошных букетов. Будто бы писал художник цветы, а передавал послание. Словно другое измерение на холсте скрывал.
Каково же было мое удивление, когда, не переставая восторгаться мастерством неизвестного мне ранее живописца и узумляться собственному отношению к таким простым, на первый взгляд, сюжетам, я отыскала в энциклопедии пару слов о том, что Анри Фантен-Латур был «предвестником символизма». Значит, действительно передавал кистью послания.
Хотя художник не менее талантливо писал портреты, мне кажется, что кульминация его собственного символизма пришлась именно на флористические композиции. Каждый фрукт и каждый цветок, их расположение на холсте что-то означали. Недаром я невольно уловила «тайные письмена». С тех пор Анри Фантен-Латур, поразивший меня своими непростыми натюрмортами, - один из моих любимых живописцев. И о нем мой рассказ.
К сожалению, об Анри Фантен-Латуре мало пишут, информацию о нем нужно собирать буквально по крупицам – энциклопедисты рассказывают о художнике парой строк. Биографий, мне известных, всего две: первая вышла в 1909 году (Adolphe Jullien. Fantin-Latour, sa Vie, ses Amities. Paris), вторая - в 1926 году (Kahn G. Fantin-Latour, Paris). Упоминается Фантен-Латур в книге Н. Н. Калитиной «Французский портрет XIX в.», вышедшей в 1985 в нашей стране, в «Обретенном времени»
Марселя Пруста, в книге Анри Перрюшо «Эдуард Мане», в «Артюре Рембо» Пьера Птифиса. Поклонникам таланта остается искать ответы на свои вопросы о личности художника в его же полотнах. В его символах. Однако если кто-то из читателей после моего небольшого повествования откроет для себя этого замечательного живописца, как в свое время открыла его для себя я, значит, зашифрованные знаки Фантен-Латура все же пережили века.
Анри Иньяс Жан Теодор Фантен-Латур (Henri Ignace Jean Th odore Fantin-Latour) родился 14 января 1836 года в городе Гренобль, Франция. Изучал медицину в Париже и одновременно копировал картины старых мастеров в Лувре – тяга к занятиям живописью пересиливала. Художественную подготовку он получил у своего отца, живописца пастелью. Искусству рисования Фантен-Латур учился и в Париже - у Лекока де Буабодрана, а позже работал в мастерской Гюстава Курбе. В 1859 он представил три портрета для
участия в парижском Салоне, однако они были отвергнуты.
Искусствоведы окрестили Фантен-Латура «предвестником символизма»: в своих полотнах и литографиях он интерпретировал музыку Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Р. Шумана и других композиторов. Вот они – символы. Музыкальные тайные знаки - ноты и гармонии. И впрямь – с его натюрмортов будто запах льется, смешанный с мелодией. Художник, судя по словам биографов, обладал весьма ранимой душой и меланхолической натурой:
«…Фантен-Латур, молодой художник, склонный к созерцанию, молчаливый, по виду даже несколько холодный, искусный копиист, охотно исправляющий живописные поделки дамочек и барышень в Лувре…».
«… голубоглазый, мечтательный Фантен-Латур всегда очень внимательно прислушивается к Мане». (Анри Перрюшо «Эдуард Мане»).
В силу особенностей своей натуры музыку Фантен-Латур, видимо, воспринимал особенно тонко и чувственно. Наверное, любой композитор может только мечтать о таком слушателе:
«…Она [жена Мане Сюзанна] играет не только Бетховена и Шумана, но и партитуры венгра Штефана Геллера. Усевшись в уголке гостиной, сентиментальный Фантен-Латур, слушая ее исполнение, проливает слезы». (Анри Перрюшо «Эдуард Мане»).
Популярность при жизни живописец приобрел благодаря созданию крупноформатных групповых портретов известных людей, образующих нечто вроде жанровых сцен. Из таких полотен наиболее значимыми считаются: «Дань уважения Делакруа», 1864, Музей Орсе, Париж; «Эдуар Мане», 1867, Художественный институт, Чикаго; «Мастерская
в квартале Батиньоль», 1870, Лувр, Париж. Из-под кисти Фантен-Латура вышли и другие колективные портреты: «Тост» (художники и писатели, группирующиеся около статуи Истины, 1865); «День рождения В. Берлиоза» (1876); «Воспоминание о Байрейтском спектакле и о Р. Вагнере» (пастель); «Чтение» (1877); «Семейство Делакруа» (1878).
Из одноличных портретов работы Фантен-Латура особенно удачным признан изображающий живописца Мане. Художник Анри Фантен-Латур был дружен с Эдуардом Мане. Иногда искусствоведы причисляют Фантен-Латура к импрессионистам, однако он сам категорически отвергал свойственные импрессионистам приемы и технику живописи.
В начале 1867 года, когда Мане переживал трудные времена, молодой художник Анри Фантен-Латур начал писать его портрет. Необычность портрета в том, что Мане изображен не художником, а «фланером», завсегдатем парижских бульваров. «Портрет Мане» считается одной из лучших работ живописца в этом жанре.
Первая картина, снискавшая художнику успех в публике, была написана в 1864 году и названа «Дань уважения Делакруа» (или «В честь Делакруа» - «Hommage à Eugène Delacroix»). На нем вокруг Делакруа изображены Бодлер, Мане, Уистлер, Шанфлери и Дюранти.
«Тринадцатого августа… в своей квартире на улице Фюрстенберг в семь часов утра навеки закрыл глаза Эжен Делакруа. Его похороны состоялись 17-го. Мане на них присутствовал вместе с Бодлером и Фантен-Латуром…
…Похоронная церемония подходит к концу. Присутствующие расходятся. Мане, Бодлер и Фантен-Латур спускаются в город. Фантен расстроен: как мало удалось собрать людей, чтобы проводить на кладбище бренные останки Делакруа! Обычно сдержанный и молчаливый, он кипит от возмущения при виде служащих похоронного бюро, уносящих, «словно торговцы одеждой», академический мундир Делакруа; он взрывается при виде этой сцены – смехотворного контраста славы гения и суетных внешних
почестей. Он видит в ней отсутствие достоинства, но это помогает ему постичь неповторимость мгновений, только что вместе с друзьями пережитых у разверстой могилы. И тогда, словно под воздействием внезапно нахлынувших потаенных чувств, неожиданно заявляет, что напишет картину «В честь Делакруа». Он пока не знает, какой ей быть – изобразит ли он аллегорические фигуры, или, как подсказывает Бодлер, это будут гении прошедших эпох, у которых Делакруа искал вдохновения. Но мало-помалу идея кристаллизуется.
Вокруг стоящего на мольберте автопортрета Делакруа Фантен сгруппирует своих друзей и представит самого себя; здесь появятся, как будто накануне посвящения в рыцари, те, кто был отвергнут жюри последнего Салона: Мане, Уистлер, Легро, Бракмон рядом с Бодлером, Шанфлери, Дюранти и еще двумя художниками, Луи Кордье и Баллеруа. Картина символическая и, бесспорно, куда более красноречивая, чем предполагали и ее автор, и его модели». (Анри Перрюшо «Эдуард Мане»).
Столь же известна композиция «Угол стола» (или «Вокруг стола»). Групповой портрет «Озорных чудаков» (1872, Париж, Лувр), на которой среди прочих представлены Верлен и Рембо.
Этот групповой портрет написан Фантен-Латуром в 1872 году в академичной манере, напоминающей старых мастеров. В те времена фотография делала лишь первые шаги, поэтому скрупулезная точность в воспроизведении малейших деталей придавала портретам Фантен-Латура определенную ценность – не столько художественную, сколько документальную. На картине изображены (слева направо): поэты Поль Верлен и Артюр Рембо, а правее - члены поэтической группы «Парнас»: Э.Боннье, Л.Валад, Э.Бьемон,
Ж. Экар, Э. д’Эрвилли и К.Пеллетан. Большинство из этих имен ни о чем не говорит нам сегодня. Другое дело – имена поэтов Верлена и Рембо.
18 марта 1872 года в «Дневнике» братьев Гонкуров появилась запись с описанием ателье Фантен-Латура:
«Там ... на мольберте стоит огромная картина, где представлен апофеоз парнасцев [...]. В центре картины зияет пустое место ибо, как нам наивно сказал художник, кое-кто не пожелал фигурировать рядом с собратьями, которых считают сутенерами и ворами".
Однако «пустое место» зияет не в центре картины, а в ее правом углу, где вместо литератора Морена изображен букет цветов. В последний момент тот отказался позировать Фантен-Латуру, потому что не хотел фигурировать на одном полотне с возмутителями нравов Верленом и Рембо: в момент, когда писалась картина, жена Верлена угрожала ему разводом, если он не прекратит «странную дружбу» с экстравагантным Артюром Рембо.
Критики возмущались и по другому поводу. Один из них писал:
«Интересно, кто посоветовал г-ну Фантен-Латуру придать картине такие эпически-монументальные пропорции?.. Между претенциозными размерами полотна и сюжетом есть явная дисгармония, которая, в конечном счете, ужасно раздражает».
О картине упоминает и биограф Артюра Рембо Пьер Птифис:
«…В конце 1871 года, по случаю пятидесятилетия со дня рождения Бодлера (7 апреля 1821 года), художник Фантен-Латур задумал написать картину в пару к своей "Дани уважения Делакруа", которая собрала бы, под портретом Бодлера, всех знаменитых поэтов эпохи (Гюго, Готье, Леконта де Лиля, Банвиля и т.д.), но мэтры отказались от участия в этом проекте. Фантену пришлось довольствоваться менее популярными персонажами, и, таким образом, вместо величественной фрески
получилась обыкновенная картина "Вокруг стола" - "Озорные чудаки" после банкета; в таком антураже стал неуместен и портрет Бодлера. Можно предположить, что Верлен и Рембо приходили позировать прямо в мастерскую, в дом 8 по улице Изобразительных искусств, сначала поодиночке, затем вместе со всеми. Первый эскиз лица Рембо - портрет гуашью, необыкновенно живой: очевидно, художника привлекла молодость Артюра, которая контрастировала с банальным и напыщенным выражением лиц всех остальных. Надо
признать, что стиль картины до неприличия академичен; это произведение вообще не представляло бы никакого интереса, если бы были изображены лишь такие незначительные персонажи, как Экар, Валад, Пеллетан, д'Эрвильи, Бонье и Блемон. Лицо Верлена неподвижно и напряжено; рядом с ним Рембо, облокотившийся на стол и подпирающий свою лохматую голову толстой красной рукой. У него довольно сердитый вид, и он сидит спиной ко всем остальным. Все это - прекрасная иллюстрация царившей там обстановки: неуемный Рембо и озабоченный
Верлен, а остальных, собственно говоря, просто нет, они – массовка». (Пьер Птифис «Артюр Рембо»).
Среди особенностей картин Фантен-Латура – уже упомянутая натуралистическая точность рисунка и утонченность сочетаний приглушенных и мягких серых тонов. Искусствоведы полагают, что данный факт свидетельствует о том, что «художественная традиция, идущая от Давида и Энгра, под влиянием фотографии развивалась к более точному, почти иллюзионистическому отображению видимого мира».
Анри Фантен-Латур был женат на довольно известной в то время художнице Виктории Дюбур, писавшей натюрморты. Еще один знаменитый живописец – Эдгар Дега – написал портрет Виктории, изобразив слева от нее пустой стул: считалось, что этот стул предназначался для ее жениха, а позже мужа – Фантен-Латура.
Умер Фантен-Латур в Бюре 25 августа 1904. Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас.
Анри Фантен-Латура называли «мастером цветов». В честь человека, на чьих полотнах оживали прекрасные создания природы, назван сорт розы – «Fantin Latour». Цветы, которые художник писал с такой любовью, отплатили благодарностью, увековечив его имя.