Неврастеник, двуличный человек, ниспровергатель классического французского кинематографа эпохи слюнтяя Ренуара, горячий поклонник Альфреда Хичкока и Голливуда, последователь Фрейда, Юнга и ещё чёрт знает кого, Трюффо родился, рос, работал и умер во Франции. Родился Трюффо в Париже в 1932 году. Здесь же прошёл все круги ада, начиная от колонии для несовершеннолетних за хулиганство
и заканчивая несколькими месяцами колонии для военных преступников, где он с честью отмотал за дезертирство из армии. Работал кинокритиком в издательстве Cahirs du Cinema и кинокомпании Les Films du Carrosse, которую сам же и сколотил по голливудскому принципу доходности и невмешательства всех третьих лиц. Снял несколько десятков отличных фильмов, в подавляющем большинстве которых снялся и сам собственной персоной и написал столько же сценариев.
Ненависть к классическому французскому реализму виговского типа у Трюффо своеобразно вылилась в цикл откровений стилистически и идейно оформленных под драгоценного папашу Виго.
Цикл носит автобиографичный характер и рассказывает о детстве, юности, отрочестве и зрелости человека поствоенной эпохи. Психоаналитические выкладки, замешанные на сексе, детском эротизме, взрослении, мести и жажде жизни ещё при жизни сделали из Трюффо классика мелодраматического жанра. В цикле состоят фильмы: “400 ударов”(1959), “Нежная кожа” (1964), “Украденные поцелуи”(1968), “Сбежавшая любовь” (1979). Но интересен Трюффо, прежде всего, не этим.
Подлинный интерес вызывают его эксперименты с социальными сюжетами, где происходит очень достойное смешение личного и общественно насущного. В этих картинах Трюффо ставит уже авторский крест на великой французской традиций “запутывания и недосказанности” и начинает мастерить уже вполне по голливудскому. Собственно, если все прочие картины, начиная от “400 ударов” и до “Сбежавшей любви” были отмечены сатанинским знаком ученичества и верности Ренуару, то, начиная с фильма “Зелёная комната”
Трюффо сбрасывает с себя костюм школьника, облачаясь в университетскую форму высших курсов имени мистера Хичкока. Облачается он временами и ненадолго, потому и такие частые и продолжительные крены в сторону “великой традиции”. Лучшие работы, выполненные в подобном ракурсе: “451 градус по Фаренгейту” и “Дикий ребёнок”.
451 градус по Фаренгейту – та самая температура, при которой начинают воспламеняться книжные страницы. Фильм, снятый по одноимённому роману Брэдбери и рассказывающий о жизни в государстве – утопии, где человеческие ценности ограничиваются телевизионными сериалами, а книги сжигают на манер врагов цивилизации. Фильм по праву считается немецкой академией искусств самой удачной и до сих пор не превзойдённой экранизацией книги. Современные потуги типа “Эквелибриума” даже и рядом не валялись.
“Дикий ребёнок” – это лента о человеческом детёныше – маугли, воспитывавшемся вне человеческого общества. В возрасте 12 лет маугли попадает в дом врача-психиатра, который за короткий срок пытается наверстать упущенные за десятилетие возможности по становлению полноценного человека. Очень трагически-жизнеутверждающий фильм (один из лучших у режиссёра), где планомерно вырисовывается вывод об органическом несовершенстве природной среды, её отсталости и “скудоумии” по сравнению
с венцом социальной эволюции – современным цивилизованным обществом.
Сказать, что Трюффо так и не сделал ничего своего, балансируя на грани между ля Франсом и Хичкоком, конечно, нельзя, но уж больно все его творения академичны и предсказуемы. Слишком ограничен Трюффо рамками, которые построили Ренуар и Хичкок – вот в чём дело. Причём и с той и с другой стороны, в результате чего получается чересчур эклектично и перемешано. Самый яркий пример смешения Ренуара и Хичкока наблюдается в фильмах “Стреляйте в пианиста ”, “Жюль и Джим” и “Веселенькое воскресенье”.
Вот что сказал по этому поводу сам сэр Хичкок: “Я не смог бы освоиться в форме Вашего фильма, потому что в нем никакого возрастания не наблюдается. В момент, когда они из героев выпрыгивает из окна, история останавливается. Трое встречаются у выхода из кинотеатра, и история начинается с начала. Может быть, это по-своему правильно и хорошо, но в жанре фильма саспенса это было бы совершенно неприемлемо”. То есть в том месте, где у Хичкока должна находится кульминационная сцена, Трюффо возвращается к мудрёному
психологизатору Ренуару. Всегда у него было так. Но подобное смешение создавало и создаёт иллюзию того, что у Трюффо был свой стиль работы.
Фильмография:
1959 - 400 ударов. 1960 - Стреляйте в пианиста. 1961 - Жюль и Джим. 1962 - Антуан и Колет. 1964 - Нежная кожа. 1966 - 451 градус по Фаренгейту. 1967 - Невеста была в черном. 1968 - Украденные поцелуи. 1969 - Дикий ребенок. 1969 - Русалочка с Миссисипи. 1970 - Семейный очаг. 1971 - Две англичанки и континент. 1972 - Такая красотка как я. 1973 - Американская ночь. 1975 - История Адели Г. 1978 - Ускользающая
любовь и другие.