Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


Новый раздел на нашем сайте: юристы шутят. Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Штраф за непредставление финансовой отчетности - от 8 до 15 НМД


Штраф за непредставление финансовой отчетности - от 8 до 15 НМД

 

Законом от 11.05.2000 г. N 1708-III "О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с принятием Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" внесено изменение в статью 164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

На сегодня эта статья содержит перечень нарушений законодательства по финансовым вопросам, а именно: укрывательство в учете валютных и других доходов, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, нарушение правил ведения кассовых операций, внесение ложных данных в бухгалтерскую или статистическую отчетность и т. п. Вышеуказанным Законом внесены изменения, дополняющие приведенный перечень таким видом нарушения, как непредставление финансовой отчетности.

Так что непредставление финансовой отчетности уже за второй квартал влечет наложение штрафа от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные в течение года вторично, т. е. непредставление отчета, к примеру, и за третий квартал - наложение штрафа от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

На сегодняшний день Закон еще не опубликован

Дата подготовки 09.06.2000

 




"Чудесное воскрешение" налоговых накладных!


"Чудесное воскрешение" налоговых накладных!

 

Притчей во языцех стала для всех алчущих правды налогоплательщиков история с Решением ВАСУ от 21.12.99 г. по делу N 1/97. Этим решением была признана недействительной ч. 1 п. 5 Порядка заполнения налоговой накладной (см. статью А. Кожухова "Без суда и ни туда и ни сюда"). Для тех, кто не в курсе, напомним, что в соответствии с этой нормой налоговые органы в одностороннем порядке могли аннулировать налоговую накладную, если она была заполнена с нарушениями.

ГНАУ достаточно быстро отреагировала на данное решение ВАСУ, подав апелляцию в судебную коллегию ВАСУ по пересмотру решений (см. комментарий "Хоть бы налоговые накладные были в порядке!"), и уже 17 апреля письмом N 5374/7/16-1121 оповестила об этом всех налогоплательщиков, сообщив также, что до окончательного "вынесения приговора" судебной коллегией ВАСУ вышеупомянутое решение приостанавливается. Таким образом, ч. 1 п. 5 Порядка заполнения налоговой накладной вновь считалась действующей. Налогоплательщикам оставалось лишь крепиться и "уповать на справедливый суд".

И вот...

Благая весть донесена до нас письмом ВАСУ от 31.05.2000 г. N 01-8/251. В нем говорится, что судебная коллегия ВАСУ по пересмотру решений своим постановлением от 28.04.2000 г. N 04-1/1-7/21 оставила оспариваемое налоговой администрацией решение ВАСУ без изменений. А значит пресловутая ч. 1 п. 5 Порядка заполнения налоговой накладной признана-таки недействительной. Окончательно!

Таким образом, налогоплательщик (в лице, например, директора), получив налоговую накладную и отнеся положенную сумму в налоговый кредит, может спать спокойно и не бояться, что завтра к нему придут проверяющие и, обнаружив в заполнении налоговой накладной некоторые нарушения, признают отнесение указанной в ней суммы НДС в налоговый кредит необоснованным. И можно верить, что не будет уже в связи с этим доначислений в бюджет, пени и всяких санкций.

 

Дата подготовки 12.06.2000

 




Использование госимущества по договорам аренды


Операц╕╖ з використання державного майна за договорами оренди

 

Який порядок обкладення ПДВ операц╕й з використання державного майна за договорами оренди у зв'язку ╕з внесенням постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 19.01.2000 р. N 75 зм╕н i доповнень до Методики розрахунку i порядку використання плати за оренду державного майна?

Законом Укра╖ни в╕д 10.04.92 р. N 2269-XII "Про оренду державного та комунального майна" (з╕ зм╕нами та доповненнями) встановлено, що орендодавцями таких об'╓кт╕в оренди, як ц╕л╕сн╕ майнов╕ комплекси п╕дпри╓мств (господарський об'╓кт з ╕нженерними комун╕кац╕ями тощо) та нерухоме майно (буд╕вл╕, прим╕щення), а також майно, що не вв╕йшло до статутних ф! ! онд╕в господарських товариств, створених у процес╕ приватизац╕╖ (корпоратизац╕╖), - ╓ Фонд державного майна Укра╖ни (його в╕дд╕лення) (надал╕ - Фонд), а за окремо ╕ндив╕дуально визначеним майном п╕дпри╓мств (кр╕м нерухомого) та за окремими структурними п╕дрозд╕лами з дозволу Фонду, - ╓ державн╕ п╕дпри╓мства (надал╕ - п╕дпри╓мства).

Постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 19.01.2000 р. N 75 внесено зм╕ни i доповнення до Методики розрахунку i порядку використання плати за оренду державного майна, затверджено╖ постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 04.10.95 р. N 786 (надал╕ - Методика). Внесен╕ зм╕ни передбачають диференц╕йований розпод╕л орендно╖ плати за оренду вищезазначених об'╓кт╕в.

1. За використання ц╕л╕сних майнових комплекс╕в державних п╕дпри╓мств та майна, що не вв╕йшло до статутного фонду господарського товариства, створеного у процес╕ п! ! риватизац╕╖ (корпоратизац╕╖), орендодавцем яких ╓ Фонд, орендна плата спрямову╓ться в повному обсяз╕ до державного бюджету. Для ц╕лей обкладення ПДВ операц╕й за договорами оренди таких об'╓кт╕в сл╕д керуватися ран╕ше наданими роз'ясненнями ДПА Укра╖ни в╕д 27.12.99 р. N 19553/7/16-1201, доповненням до яких були роз'яснення Ком╕тету з питань ф╕нанс╕в i банк╕всько╖ д╕яльност╕ Верховно╖ Ради Укра╖ни в╕д 17.12.99 р. N 06-10/875.

2. За оренду нерухомого майна державних п╕дпри╓мств та об'╓кта житлового фонду, який не вв╕йшов до статутного фонду приватизованого (корпоратизованого) п╕дпри╓мства, але ним утриму╓ться, орендодавцем ╓ Фонд, а орендна плата диференц╕йовано у розм╕р╕ 70 в╕дсотк╕в спрямову╓ться до державного бюджету, а 30 в╕дсотк╕в в╕дпов╕дно до державного п╕дпри╓мства чи господарського товарист! ! ва, яке ╖х утриму╓. За роз'ясненнями Фонду державного майна Укра╖ни органи приватизац╕╖, укладаючи договори оренди, можуть передбачати ними, що орендар самост╕йно спрямовуватиме визначен╕ п. 17 Методики частки орендно╖ плати безпосередньо до бюджету та державного п╕дпри╓мства (орган╕зац╕╖), на баланс╕ якого перебува╓ орендоване майно.

Вищезазначен╕ операц╕╖, пов'язан╕ з договорами оренди, зг╕дно з пп. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закону Укра╖ни "Про податок на додану варт╕сть" ╓ об'╓ктом обкладення ПДВ. А тому, керуючись п. 17 Методики, сл╕д зазначити, що у п╕дпри╓мства, нерухоме майно чи об'╓кт житлового фонду якого передано в оренду за договором м╕ж Фондом та орендарем, виникають податков╕ зобов'язання на! ! дату, визначену п. 7.3 ст. 7 цього Закону. При цьому база оподаткування в╕дпов╕дно до п. 4.1 ст. 4 Закону визнача╓ться виходячи з повно╖ вартост╕ орендно╖ плати незалежно в╕д того, хто (орендар чи п╕дпри╓мство) зд╕йсню╓ процедуру розмежування вартост╕ орендно╖ плати у розм╕рах, визначених п. 17 Методики.

При в╕дсутност╕ внесення попередньо╖ плати за оренду першою з под╕й буде под╕я фактичного надання (використання) у зв╕тному пер╕од╕ об'╓кта оренди, i тому в╕дпов╕дно до положень п. 7.3 ст. 3 Закону Укра╖ни "Про податок на додану варт╕сть" датою виникнення податкових зобов'язань буде останн╕й день зв╕тного пе! ! р╕оду.

На дату виникнення податкових зобов'язань п╕дпри╓мство в╕дпов╕дно до вимог наказу ДПА Укра╖ни в╕д 30.05.97 р. N 165 "Про затвердження форм податково╖ накладно╖, Книги обл╕ку придбання та Книги обл╕ку продажу товар╕в (роб╕т, послуг), порядку ╖х заповнення" (з╕ зм╕нами i доповненнями) випису╓ податкову накладну на повну варт╕сть орендно╖ плати, де окремим рядком повинна вид╕лятися сума ПДВ, яка становить 20 в╕дсотк╕в бази оподаткування, визначено╖ п. 4.1 ст. 4 Закону Укра╖ни "Про податок на додану варт╕сть", та дода╓ться до вартост╕ орендно╖ плати. Орендар на п╕дстав╕ податково╖ накладно╖ та за умови фактичного списання кошт╕в з банк╕вського рахунку в рахунок оплати за користування майном включа╓ суму ПДВ до складу податкового кредиту. У зв'язку з тим що за вказ╕вками Фонду державного майна! ! Укра╖ни орендар самост╕йно спрямову╓ визначен╕ п. 17 Методики частки орендно╖ плати безпосередньо до бюджету та п╕дпри╓мства, то таке п╕дпри╓мство, на баланс╕ якого перебува╓ орендоване майно, плат╕жн╕ документи оформля╓ окремо на частину вартост╕ орендно╖ плати з урахуванням ПДВ та окремо на суму ПДВ, що припада╓ на частину орендно╖ плати, яку орендар безпосередньо перерахову╓ до бюджету.

Приклад. Орендна плата зв╕тного пер╕оду становить 2000 грн., ПДВ у розм╕р╕ 20% - 400 грн., загальна сума плати з урахуванням ПДВ - 2400 грн.

П╕дпри╓мство випису╓ податкову накладну, в як╕й окремо зазначаються: сума орендно╖ плати (база оподаткування) без урахування ПДВ, що п╕дляга╓ оподаткуванню за ставкою 20%, - 2000 грн., сума ПДВ - 400 грн. та загальна сума з ПДВ - 2400 грн.

Оск╕льки за дорученням Фонду орендар самост╕йно зд╕йсню╓ розмежуванн! ! я платеж╕в i провадить перерахування до бюджету належних 70%, або 1400 грн. ((2000 х 70): 100), орендно╖ плати, то на рахунок п╕дпри╓мства спрямовуються належн╕ 30% та сума ПДВ, обчислена з повно╖ вартост╕ орендно╖ плати. При цьому плат╕жн╕ документи оформляються окремо на:

720 грн. - орендна плата з урахуванням ПДВ, де 600 грн. ((2000 х 30) : 100) - орендна плата без ПДВ та 120 грн. - ПДВ;

280 грн. - сума ПДВ, обчислена з бази оподаткування у розм╕р╕ 1400 грн., що перерахову╓ться орендарем до бюджету (з позначкою в плат╕жному дорученн╕ "ПДВ з 70% орендно╖ плати, перераховано╖ до бюджету").

3. У раз╕ якщо орендодавцем майна ╓ державне п╕дпри╓мство i догов╕р склада╓ться безпосередньо м╕ж таким державним п╕дпри╓мством та орендарем, то в╕дсутн╕ як╕сь особливост╕, в╕дм╕нн╕ в╕д загального порядку ведення податкового обл╕ку з ПДВ. В╕дпов╕дно до пп. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закону Укра╖ни "Про податок на додану варт╕сть" операц╕╖ з користування (оренди) майна ╓ об'╓ктом обкладення ПДВ, i база оподаткування визнача╓ться зг╕дно з положеннями п. 4.1 ст. 4 цього Закону.

При цьому податков╕ зобов'язання у орендодавця виникають в╕дпов╕дно до п. 7.3 ст. 7 Закону Укра╖ни "Про податок на додану варт╕сть", визначення дати яких аналог╕чне викладеному в цьому пункт╕.

У момент виникнення податкових зобов'язань орендодавець випису╓ податкову накладну на повну (догов╕рну) варт╕сть орендно╖ плати, яка переда╓ться орендарю та ╓ п╕дставою для включення орендарем сум ПДВ до складу податкового кредиту за умови фактично перерахованих сум як орендно╖ плати на банк╕вський рахунок орендодавця. Орендодавець викону╓ процедуру розм! ! ежування та перерахування кошт╕в у в╕дпов╕дному розм╕р╕ до бюджету.

4. Водночас ст. 22 Закону Укра╖ни "Про оренду державного та комунального майна" передбачено, що орендар ма╓ право передати в суборенду нерухоме та ╕нше окреме ╕ндив╕дуально визначене майно за умови виконання певних вимог. Операц╕╖ з передач╕ такого майна на умовах суборенди також ╓ об'╓ктом обкладення ПДВ. При цьому порядок оподаткування, визначення бази оподаткування та виписки податкових накладних аналог╕чно порядку, передбаченому у пунктах 3.1, 4.1 та 7.3 Закону Укра╖ни "Про податок на додану варт╕сть".

 

Людмила Пономаренко 

Заступник начальника управл╕ння справляння ПДВ -
 начальник в╕дд╕лу ДПА Укра╖ни 


 

"В╕сник податково╖ служби Укра╖ни", червень 2000 р., N 21, с. 10

Дата п╕дготовки 30.05.2000
Журнал "В╕сник податково╖ служби Укра╖ни"

 

 

 


НДЦ и НБУ


НДЦ* и НБУ**

 

В статье Алексея Павленко рассмотрен вопрос нарушения  дисциплины цен, а также уделено внимание его бухгалтерскому аспекту.

I. НДЦ 

Как замечает автор, нарушение дисциплины цен - явление, "достаточно крепко штрафуемое". Закон Украины "О ценах и ценообразовании" (ст. 14) гласит, что сумма выручки, необоснованно полученная предприятиями или организациями, допустившими нарушения государственной дисциплины цен, подлежит изъятию в бюджет, а также карается штрафом в двукратном размере этой суммы, взыскиваемым во внебюджетные фонды местных советов (хотя в скобках А. Павленко отмечает, что "сейчас на практике двукратные штрафы тоже взыскиваются в пользу бюджета"). Что касается лиц, в! ! иновных в нарушениях дисциплины цен, то этой же законодательной нормой предусмотрено привлечение их к административной или уголовной ответственности. 

Применение предусмотренных ст. 14 вышеупомянутого Закона санкций регламентируется Инструкцией о порядке применения экономических финансовых санкций органами государственного контроля по ценам

Далее А. Павленко рассматривает некоторые нюансы применения указанных норм. 

Во-первых, действие вышеупомянутых нормативно-правовых актов распространяется только на юридических лиц. Привлечь к ответственности физическое лицо - субъекта предпринимательской деятельности за нарушение дисциплины цен на основании положений ст. 14 Закона нельзя (впрочем, автор рекомендует помнить о существовании иных документов, действие которых распространяется именно на частных предпринимателей).

Во-вторых, Инструкцией предусмотрено, что взысканию и обложению штрафом подлежит только сумма выручки, полученная в результате нарушения дисциплины цен. 

В разделе 2 Инструкции представлен порядок исчисления этой части выручки, которая "определяется как разность между выручкой, фактически полученной предприятием, и выручкой расчетной, посчитанной исходя из цен и тарифов, которые должны были формироваться с учетом требований соответствующего законодательства".

Однако на основании анализа п. 2.2 Инструкции А. Павленко приходит к выводу, что "Инструкция отсылает к нормам специального законодательства. В Законе же санкций за такое нарушение дисциплины цен не предусмотрено. Следовательно, применение санкций по ст. 14 Закона (в виде изъятия выручки и двукратного штрафа) исключено. Тем более что "штрафуемая" сумма... отрицательна, то есть изымать нечего". 

"ВАС Украины в недавнем информационном письме от 10.05.2000 г. N 01-8/204 на вопрос об ответственности за реализацию табачных изделий по ценам ниже законодательно установленных минимальных ответил, что продавец должен нести ответственность за нарушение государ! ! ственной дисциплины цен, тем самым, видимо, отослав к Закону и Инструкции. Инструкция же, как сказано выше, ссылается на специальное законодательство, то есть круг замкнулся... Поэтому в данном случае к продавцу могут быть применены санкции не за нарушение дисциплины цен, а за нарушение правил торговли табачными изделиями согласно ст. 17 Закона "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями"." 

В заключение рассмотрения вопроса нарушений дисциплины цен А. Павленко рекомендует не забывать, что штраф может быть наложен "не за любые нарушения в ценообразовании, а только за! ! перечисленные в п. 1.3 Инструкции".

Следовательно, "штрафы возможны лишь в тех не столь уж частых случаях, когда нечто подобное осталось или случилось...". 

II. НБУ

Напомнив, как отражались в "старом" бухучете факты наложения госценинспекцией на предприятие штрафа по ст. 14 Закона, автор далее приводит рекомендации по отражению рассмотренных выше "ценовых" санкций в новом бухучете.

А. Павленко предлагает "в новом учете сумму необоснованной выручки отражать следующим образом: 

1) д-т 704 "Вычеты из дохода", к-т 64, субсчет "Финансовые санкции".

Затем этот дебетовый оборот 704-го списывается на счет 79 "Фин! ! ансовые результаты" проводкой д-т 791 "Результат основной деятельности", к-т 704;

2) на сумму двойного штрафа будет:

д-т 948 "Признанные штрафы, пени, неустойки", к-т 64, субсчет "Финансовые санкции".

И на прощанье пожелаем, чтобы приведенные бухгалтерские корреспонденции вам никогда не понадобились". 

Подробнее - в публикации.
____________
* НДЦ - Нарушение Дисциплины Цен. 

** НБУ- Новый Бухгалтерский Учет. 

 

"Бухгалтер", май (II) 2000 г., N 10 (94), с. 30

Дата подготовки 12.06.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 


Как нам обустроить <безнал>


Как нам обустроить "безнал"

(если "безнала" нет, а есть наличка) 

  

Иван Чалый и Станислав Погребняк описывают ситуацию, когда у оптовых продавцов или производителей, реализующих продукцию за "безналичный расчет", возникает необходимость продажи товара за наличные средства, но сделать они этого не могут по причине отсутствия  у них соответствующего патента. Ранее оптовые торговцы выходили из этой ситуации следующим образом: покупатель идет в банк, обслуживающий продавца, и вносит деньги за товар на его банковский счет. 

Однако недавно Высший арбитражный суд в своем письме от 11.05.2000 г. N 01-8/206 сообщил, что "расчеты, осуществляемые через кассу банка путем внесения наличности для зачисления на текущий счет ю! ! ридического лица, считаются наличными, причем как для покупателя, так и для продавца". Таким образом, торговая деятельность при упомянутой схеме расчетов также подлежит патентованию.

Впрочем, как утверждают авторы, в настоящее время организация расчетов через приписную кассу банка еще не полностью утратила актуальность. 

"Существует масса предприятий, у которых либо имеется патент, либо продается продукция, не подлежащая патентованию, либо предоставляются услуги, не относящиеся к бытовым, либо платится единый налог - и патент не нужен. Однако бухгалтеры таких фирм зачастую... предпочитают не брать наличность в кассу предприятия, опасаясь придирок налоговиков к оборудованию кассы, но главное - последствий в виде немаленьких штрафных санкций. Поэтому многие предприятия предпочитают использовать кассу не свою, а банка." 

"Реализация схемы "нал - банк - безнал" фактически сводится к тому, что работник предприя! ! тия-продавца... имеющий свободный и постоянный доступ в банк, сам несет деньги в родное кредитное учреждение и заполняет объявку от имени покупателя". 

В то же время авторы отмечают, что простота такого денежного оборота в некоторых моментах уязвима, так как во временном промежутке между получением денег из рук покупателя и внесением их в кассу банка существует опасность внезапной инвентаризации кассы или даже обыска. Объяснить проверяющим происхождение "лишних" денег и невыдачу корешка приходного кассового ордера  очень непросто. 

В связи с этим Иван Чалый и Станислав  Погребняк предлагают, чтобы постоянно неподалеку от предприятия-продавца находился частный предприниматель, который при необходимости будет осуществлять доставку денег. Причем без функций обеспечения сохранности, охраны и т. п. - чтоб не попасть под "инкассирование и лицензирование". Между ним и покупателем (в присутствии про! ! давца, разумеется) заключается "самый обычный договор на доставку денег до банковской кассы - что-то типа подряда на простейшую транспортировку купюр в пешем порядке. При этом продавец имеет гарантию получения денег (ведь предприниматель-то - "свой") и спокойно отпускает товар, не задевая собственных кассовых оборотов". 

"Кстати, если в приходном документе банка будет фигурировать фамилия предпринимателя-покупателя (а это правильно, поскольку посыльный действовал по доверенности от имени предпринимателя), то знающие люди советуют доверенность и расписку не хранить (чтобы не смущать проверяющих замысловатой схемой расчетов), а изображать самоличное внесение денег." 

Подробнее - в публикации.

 

"Бухгалтер", май (II) 2000 г., N 10 (94), с. 32

Дата подготовки 12.06.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 

 


Интернет-поддержка ресурса LIGA ONLINE
LuckyLink - спутниковый Интернет
http://www.ll.net.ua





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное