Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота


Новый раздел на нашем сайте: юристы шутят. Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Первые изменения Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"


Первые изменения Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"

 

Как и следовало ожидать, по сложившейся у нас традиции после принятия важного нормативно-правового документа наступает этап внесения в него изменений. Такая судьба уготована, по-видимому, и Закону Украины от 16 июля 1999 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности". Первые изменения не заставили себя ждать и появились сразу после сдачи первых квартальных отчетов.

Так, принятыми Верховной Радой 11 мая изменениями прежде всего ликвидирована в перспективе возможность освобождения от обязательного ведения бухучета "мелкими" субъектами предпринимательской деятельности.

И второе - объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и подают сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, входящим в их состав, только в том случае, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством. Так что вспомните о своих учредительных документах и определитесь с отчетностью на следующий квартал.

 

На сегодняшний день Закон еще не опубликован

Дата подготовки 07.06.2000

 




Ликвидация предприятий: некоторые юридические и налоговые аспекты


Л╕кв╕дац╕я п╕дпри╓мств: деяк╕ юридичн╕ та податков╕ аспекти

 

В процес╕ л╕кв╕дац╕╖ або реорган╕зац╕╖ п╕дпри╓мств за умов сучасного укра╖нського законодавства виника╓ безл╕ч р╕зноман╕тних проблем. Про деяк╕ з тих, що мають вир╕шуватись на п╕дстав╕ податкового законодавства ╕ за участю податкових орган╕в, розпов╕да╓ Серг╕й Теньков. 

Скасування державно╖ ре╓страц╕╖ суб'╓кт╕в п╕дпри╓мництва

Серг╕й Теньков опису╓ випадки, коли податков╕ органи звертаються до арб╕тражних суд╕в з позовами про в╕дм╕ну державно╖ ре╓страц╕╖ суб'╓кт╕в п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕ зг╕дно з╕ ст. 8 Закону Укра╖ни "Про п╕дпри╓мництво". "П╕дстави - неподання протягом року до орган╕в державно╖ податково╖ служби податкових декларац╕й, документ╕в! ! бухгалтерсько╖ зв╕тност╕ в╕дпов╕дно до чинного законодавства, несво╓часне пов╕домлення про зм╕ну м╕сця знаходження, в╕дсутн╕сть протягом тривалого часу за сво╓ю юридичною адресою. В╕дпов╕дно до п. 18 Роз'яснень Презид╕╖ Вищого арб╕тражного суду Укра╖ни в╕д 12.09.1996 р. N 02-5/334 скасування державно╖ ре╓страц╕╖ тягне т╕ ж правов╕ насл╕дки, що й л╕кв╕дац╕я п╕дпри╓мства." 

С. Теньков стверджу╓, що чинне законодавство ╕ судова практика дос╕ не визначились щодо питання, хто саме може бути суб'╓ктом такого звернення до суду. Поки що ст. 8 Закону "Про п╕дпри╓мництво" ч╕тко нада╓ таке право лише органам державно╖ ре╓страц╕╖ суб'╓кт╕в п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕.

Аби уникнути протир╕ч у судов╕й практиц╕, на думку С. Тенькова, Презид! ! ╕я Вищого арб╕тражного суду Укра╖ни ма╓ п╕дготувати в╕дпов╕дн╕ роз'яснення з цього питання. Або у встановленому порядку ма╓ бути доповнено ст. 11 Закону Укра╖ни "Про державну податкову службу в Укра╖н╕"ст. 8 Закону Укра╖ни "Про п╕дпри╓мництво". Автор також зверта╓ увагу на те, що "п. 8.6 ╤нструкц╕╖ про порядок обл╕ку платник╕в податк╕в нада╓ право податковим органам звертатись до суду з позовом про л╕кв╕дац╕ю державно╖ ре╓страц╕╖, але якщо "платник податк╕в не ма╓ заборгованост╕ перед бюджетом". А поки що безсп╕рним ╓ лише право податкових орган╕в запропонувати органам державно╖ ре╓страц╕╖ подати позов до арб╕тражного суду про скасування ре╓страц╕╖ в╕дпов╕дних суб'╓кт╕в п╕дпри╓мництва, що не здають з! ! в╕тн╕сть." 

На ╕нш╕ недол╕ки укра╖нського законодавства з вищезгаданих питань вказано у лист╕ Вищого арб╕тражного суду Укра╖ни в╕д 10.12.1998 р. N 01-2.1/374.

Процедура л╕кв╕дац╕╖ за р╕шенням власника та врегулювання питань заборгованост╕

"В╕дпов╕дно до чинного законодавства загальна процедура л╕кв╕дац╕╖ п╕дпри╓мства за р╕шенням власника склада╓ться з таких д╕й: 
1)
прийняття р╕шення про л╕кв╕дац╕ю в╕дпов╕дно до вимог чинного законодавства ╕ установчих документ╕в;
2) створення л╕кв╕дац╕йно╖ ком╕с╕╖ (ст. 20 Закону "Про господарськ╕ товариства", ст. 35 Закону "Про п╕дпри╓мства в Укра╖н╕"); 
3) розм╕щення в о! ! ф╕ц╕йн╕й прес╕ за м╕сцем знаходження п╕дпри╓мства пов╕домлення про нам╕р п╕дпри╓мства л╕кв╕дуватись, порядок ╕ терм╕ни заявлення кредиторами сво╖х претенз╕й (не менше двох м╕сяц╕в з моменту публ╕кац╕╖); 
4) виявлення кредитор╕в ╕ проведення з ними розрахунк╕в за рахунок наявного майна (в першу чергу - заборгован╕сть перед бюджетами ╕ в╕дшкодування шкоди, запод╕яно╖ природному середовищу);
5) розрахунки з власниками за рахунок решти майна;
6) складання л╕кв╕дац╕йного балансу з обов'язковим висновком аудитор╕в (висновок не потр╕бен структурам, що не займаються п╕дпри╓мницькою д╕яльн╕стю);
7) пов╕домлення за встановленою формою про нам╕р л╕кв╕дуватись до ДП╤, де заре╓строване п╕дпри╓мство;
8) перев╕рка п╕дпри╓мства податковими органами ╕ видача дов╕дки про в╕дсутн╕сть податково╖ заборгованост╕; 
9) пов╕домлення про л╕кв╕дац╕ю до Пенс╕йного фонду ╕ проведення ним документально╖ перев╕рки;
10) склад! ! ання Пенс╕йним фондом акта перев╕рки, що ╓ основою для остаточних розрахунк╕в;
11) аналог╕чн╕ д╕╖ по в╕дношенню до Фонду зайнятост╕, Фонду соц╕ального страхування ╕ до деяких ╕нших фонд╕в з проведенням в╕дпов╕дних перев╕рок ╕ складанням акт╕в, що ╓ п╕дставою для остаточних розрахунк╕в;
12) закриття розрахункових рахунк╕в у банках - до зняття з податкового обл╕ку;
13) здача печаток ╕ штамп╕в до орган╕в МВС з отриманням в╕дпов╕дно╖ дов╕дки; 
14) подання заяви до органу державно╖ ре╓страц╕╖ про виключення з Державного ре╓стру. На п╕дстав╕ п. 4 ст. 34 Закону "Про п╕дпри╓мства в Укра╖н╕" п╕дпри╓мство вважа╓ться л╕кв╕дованим з моменту виключення з Державного ре╓стру Укра╖ни." 

Зг╕дно з п. 1 ст. 34 Закону "Про п╕дпри╓мства в Укра╖н╕" пр! ! иймати р╕шення про л╕кв╕дац╕ю п╕дпри╓мства можуть так╕ особи: 

власники (учасники, засновники); 

орган, уповноважений створювати так╕ п╕дпри╓мства (органи управл╕ння громадськими орган╕зац╕ями, в╕дпов╕дн╕ державн╕ органи управл╕ння тощо); 

загальн╕ або арб╕тражн╕ суди.

Вт╕м, зустр╕чаються випадки, коли р╕шення про л╕кв╕дац╕ю, про створення л╕кв╕дац╕йно╖ ком╕с╕╖ приймаються директором, головою правл╕ння або ╕ншими особами, що не ╓ власниками п╕дпри╓мства. Автор наголошу╓, що у випадку наявност╕ податково╖ чи цив╕льно-правово╖ заборгованост╕, яку неможливо погасити за рахунок наявного у п╕дпри╓мства майна, це може стати перешкодою для л╕кв╕дац╕╖ у вищенаведеному порядку. 

Докладн╕ше - в публ╕кац╕╕.

 

"Юридичний в╕сник Укра╖ни", 4-17 травня 2000 р., N 18-19 (254-255), с. 7 

Дата п╕дготовки 12.0! ! 5.2000
╤АЦ "Л╤ГА"


Покупая жилье впервые...


Согласно п. 9 ст. 1 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от уплаты 1 % сбора в Пенсионный фонд при покупке жилья освобождаются граждане, которые покупают жилье и стоят в очереди на получение его или покупают жилье впервые. Несмотря на это, государственный нотариус, ссылаясь на требования районного отдела Пенсионного фонда, не регистрирует договоры купли-продажи жилья граждан, приобретающих жилье впервые без оплаты сбора в Пенсионный фонд. Законны ли требования нотариуса и существуют ли какие-либо разъяснения в отношении данной ситуации? 

 

Действительно, Сергей Ефимов согласен с тем, что указанной нормой от уплаты сбора в Пенсионный фонд освобождаются граждане, которые приобретают жилье впервые или приобретают жилье, состоя при этом ! ! в очереди на получение жилья. Для этой категории граждан обязательным является представление нотариусу документального подтверждения льгот относительно освобождения от уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Таким подтверждением может послужить справка органа, который осуществляет улучшение жилищных условий, свидетельствующая о пребывании гражданина-покупателя в очереди на улучшение жилищных условий.

Однако С. Ефимов отмечает, что на сегодняшний день в Украине не существует единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и, соответственно, органа, в компетенцию которого входит выдача справок на подтверждение факта первичного приобретения жилья. 

Единственным разъяснением по данному вопросу является совместное письмо Министерства юстиции Украины и Пенсионного фонда Украины от 13.12.99 г. N 34-1712/1851 и N 06/6472, где указано! ! , что временно до решения указанного вопроса Конституционным Судом Украины нотариус может принимать в качестве документа, подтверждающего указанную льготу, справку органа Пенсионного фонда*

"Таким образом, требования нотариуса по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при регистрации договора купли-продажи жилья граждан, которые приобретают его впервые, можно считать законными только в том случае, если отсутствует соответствующая справка, подтверждающая льготу". 

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 5 июня 2000 г., N 23 (386), с. 123 

 

К сведению

* Непонятно, однако (в указанном письме это не оговорено), на основании каких документов Пенсионный фонд должен выдавать подобные справки, а также какие объективные причины могут послужить предлогом для отказа в их выдаче.

Дата подготовки 06.06.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 

 


Включаются ли в определение <инжиниринг> полученные от нерезидента научно-технологические услуги?


По договору с нерезидентом предприятие получает научно-технологические услуги. Включаются ли такие услуги в определение "инжиниринг"? Удерживается ли налог на репатриацию с доходов нерезидента, полученных на территории Украины по такому договору?

 

Как утверждает Галина Грек, прямого определения термина "инжиниринг" в действующем законодательстве Украины нет. Тем не менее, согласно перечню,  утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.98 г. N 451, к инжиниринговым работам и услугам в строительстве относятся функции генерального разработчика, подрядчика, обследование строений, сооружений и сетей. 

Кроме того, Комитет по вопросам финансов и банковской деятел! ! ьности Верховной Рады Украины письмом от 15.09.99 г. N 06-10/597 разъясняет, что в целях налогообложения прибыли предприятий инжиниринг предусматривает осуществление по контракту с иностранными фирмами инженерно-консультационных работ и услуг, к которым относятся услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. 

Согласно п. 13.1 ст. 13 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе поступающие на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях), облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным! ! этой статьей. Под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, подразумеваются в том числе и услуги типа "инжиниринг". 

"Согласно п. 13.2 ст. 13 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" резидент, осуществляющий в пользу нерезидента любую выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, кроме доходов, указанных в пунктах 13.3-13.7 Закона (к услугам типа "инжиниринг" эти пункты не относятся), обязан удерживать при выплате такого дохода и дополнительно уплачивать налог на репатриацию доходов в размере 15 % от суммы такого дохода за счет такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений, вступивших в силу". 

 

"Бизнес - Бухгалтерия. ! ! Право. Налоги. Консультации", 5 июня 2000 г., N 23 (386), с. 124 

Дата подготовки 06.06.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 

 


Интернет-поддержка ресурса LIGA ONLINE
LuckyLink - спутниковый Интернет
http://www.ll.net.ua





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное