Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 29.04.2014


 

Новые возможности мобильных приложений КонсультантПлюс

В новых версиях некоммерческих приложений КонсультантПлюс повышена скорость работы с объемными документами и стабильность работы. Интерфейс приложений для iPhone/iPad адаптирован для iOS 7. В приложениях для Windows Phone и Windows добавлена история поисковых запросов. Информация о приложениях - consultant.ru/mobile

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 29.04.2014

∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 20.04.2014 N 78-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Предусмотрены налоговые преференции для Фонда защиты вкладчиков

Автономная некоммерческая организация "Фонд защиты вкладчиков" создана с целью осуществления компенсационных выплат по вкладам физических лиц на территориях Крыма и Севастополя, а также проведения информационно-просветительской работы среди вкладчиков и акционеров по вопросам особенностей функционирования российского финансового рынка.

Принятым законом предусматриваются льготы по НДС, по налогу на прибыль, а также по оплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, совершаемых в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях функционирования финансовой системы республики Крым и города федерального значения Севастополь на переходный период".

Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Уточнены правила налогового учета

С целью сближения правил налогового и бухгалтерского учета, в частности:

уточнен порядок списания МПЗ (налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять порядок признания расходов на приобретение инструментов, инвентаря, приборов, спецодежды и другого неамортизируемого имущества с учетом срока использования или иных экономически обоснованных показателей);

исключено понятие "суммовых разниц";

изменен порядок учета убытков от уступки права требования (признаются в составе расходов единовременно на дату уступки права требования).

Кроме того, поправки коснулись спорного порядка определения налоговой базы по НДС при реализации объекта недвижимости (согласно позиции налоговых органов - это наиболее ранняя из дат: день оформления государственной регистрации права собственности покупателя на объекты недвижимости или день оплаты (частичной оплаты)).

Теперь таким моментом следует считать день передачи имущества покупателю по передаточному акту или иному аналогичному документу.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 337
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 846"

Конкретизированы требования к документам, представляемым в целях применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую

Согласно поправкам, внесенным в "Правила подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую...", с 1 января 2014 года при направлении соответствующего заявления пользователи недр обязаны подтверждать фактические капитальные и операционные (эксплуатационные) затраты, связанные с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, регистрами бухгалтерского учета.

Постановление Правительства РФ от 17.04.2014 N 350
"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Скорректированы отдельные позиции перечня технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В частности исключены позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8411 82 200 1 и 8411 82 600 1.

Одновременно в перечень включено "Оборудование кислородной станции N 2" (код ТН ВЭД ТС 8419 40 000 9), а также "Оборудование комплектной автоматической технологической линии по производству и обработке обсадных газонефте! проводных, профильных электросварных прямошовных труб" (код 8515 21 000 0).

Приказ ФНС России от 22.04.2014 N ММВ-7-6/247@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Уточнены рекомендуемые форматы представления в электронной форме уведомлений о наличии счетов в банках за пределами территории России, об открытии таких счетов, их закрытии или изменении их реквизитов

Изменения внесены в целях обеспечения унификации информационного взаимодействия в электронном виде между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

<Письмо> ФНС России от 14.04.2014 N ГД-4-3/7092@
"О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 11.03.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"

По состоянию на 11 марта 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу httр://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

Письмо ФНС России от 14.04.2014 N БС-4-11/7093@
"О порядке обложения налогом на доходы физических лиц доходов акционеров, полученных в результате выкупа у них акционерным обществом собственных акций"

Разъяснен порядок уплаты НДФЛ в отношении доходов акционеров при выкупе у них обществом собственных акций

Организации, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам, перечислены в подпунктах 1 - 7 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ.

Если выкуп акций осуществляется организацией, не поименованной в указанных подпунктах, то такая организация налоговым агентом не признается. Сообщается, что в этом случае обязанность исчислить и уплатить НДФЛ возлагается на лицо, получившее доход.

<Письмо> ФНС России от 15.04.2014 N ЕД-4-2/7212@
"О направлении перечня контрольно-кассовой техники"

Актуализирован перечень ККТ, которую вправе применять платежные агенты (субагенты) при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц после 1 января 2014 года

Перечень ККТ актуализирован по состоянию на 20 марта 2014 года. Предыдущий перечень ККТ, актуализированный по состоянию на 20 января 2014 года, содержал 53 позиции. В новом перечне - 59 (добавлены, в частности, Меркурий-130К версия 01, Меркурий-180К версия 01, СПАРК 125К).

<Письмо> ФНС России от 16.04.2014 N ГД-4-3/7267@
"О направлении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период"

Урегулированы вопросы уплаты НДС и других налогов на территории Крыма

Определено, например, что ввоз товаров на территорию Республики Крым с территории РФ не облагается НДС и акцизами.

Операции по поставке товаров, за исключением случаев применения пониженных ставок НДС, облагаются до 1 мая 2014 года по ставке 20 процентов, после этой даты по ставке 18 процентов.

Суммы налога, отнесенные к налоговому кредиту до 1 февраля 2014 года и подлежащие возмещению из бюджета в соответствии с Налоговым кодексом Украины, не полученные плательщиком по состоянию на 1 марта 2014 года, не признаются задолженностью бюджета. Определен порядок включения в состав расходов при исчислении налога на прибыль сумм НДС, предъявленных плательщиками Украины.

Установлено, что независимо от времени фактического нахождения в России в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 1 января 2015 года признаются:

физические лица, имевшие постоянное место жительства в Республике Крым и оставшиеся на постоянное жительство в РФ;

военнослужащие вооруженных сил РФ и иных правоохранительных органов, которые до 18 марта 2014 года проходили военную службу в Республике Крым, вне зависимости от их гражданства.

Пересчет сумм налогов в российские рубли производится по курсу, установленному ЦБ РФ на день представления декларации в налоговый орган (дата почтового отправления, дата отправки в электронной форме, дата принятия налоговым инспектором).

Сумма излишне уплаченных обязательных платежей, а также сумма налогового долга (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с Налоговым кодексом Украины) (за исключением НДС) пересчитывается в рубли по курсу 3,8 рубля за гривну.

<Письмо> ФНС России от 17.04.2014 N СА-4-14/7403@
"Об организации учета организаций и физических лиц в налоговых органах Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Постановка на учет российских организаций в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Крыма осуществляется на основании положений НК РФ

В сообщении о создании обособленного подразделения (по форме N С-09-3-1) на территории Крыма в поле "код налогового органа" указывается 9102 - код созданной в настоящее время на территории Республики Крым Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.

Уведомление о постановке на учет выдается на бланке Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (после создания на территории Республики Крым иных инспекций ФНС России - на бланке соответствующей инспекции по месту учета российской организации).

Постановка на учет российской организации по месту нахождения ее филиала (представительства), созданного на территории Республики Крым, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, переданных в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в установленном порядке с применением действующего программного обеспечения.

Разъяснено действие принятого 11 апреля 2014 года Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.

<Письмо> ФНС России от 17.04.2014 N ГД-4-3/7415@
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2014 года"

В марте 2014 года величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, установлена в размере 12,7312

В феврале 2014 года значение данного коэффициента было несколько ниже и составляло 12,5140.

Это связано с изменением величины показателей, применяемых при расчете данного коэффициента.

Так, в марте 2014 года уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья снизился со 107,72 до 106,76 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - курс доллара США к рублю РФ. В марте среднее значение курса доллара к рублю составило 36,2124 (в феврале - 35,2260).

Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549@
"О заполнении Уведомления о контролируемых сделках"

Разъяснен порядок заполнения Уведомления о контролируемых сделках в отношении отдельных видов сделок

В письме содержатся подробные указания о порядке отражения информации, в частности, по сделке внебиржевой расчетный форвард, сделке реализации (выбытии) облигаций и возмещении покупателем суммы начисленного купонного дохода, договора страхования, по агентским сделкам.

Кроме того, разъясняются некоторые вопросы, касающиеся отражения в Уведомлении сумм экспортной пошлины, кода ОКТМО, кодов ТН ВЭД, ОКСМ, а также порядка представления Уведомления при ликвидации организации.

<Письмо> ФНС России от 18.04.2014 N ПА-4-6/7440

Некорректное заполнение отдельных реквизитов налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) не является основанием для отказа в ее приеме

В частности, не являются причинами для отказа неверное указание кода ОКАТО/ОКТМО, отсутствие на бланке двумерного штрих-кода или представление налоговой декларации по утвержденной форме, но не подлежащей обработке автоматизированным способом.

ФНС России напоминает о персональной ответственности начальников инспекций ФНС России за неправомерный отказ в приеме налоговой отчетности.

Отмечается, что налоговые декларации, формируемые с использованием программных продуктов и интерактивных сервисов ФНС России по налогу на доходы физических лиц, соответствуют установленной форме.

Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7473@
"О направлении письма Минфина России"

Копия счета-фактуры, выставленного продавцом товаров агенту, является основанием для принятия к вычету принципалом сумм НДС

Речь идет о счете-фактуре, выставленном продавцом товаров агенту при их приобретении одновременно для нескольких принципалов. Копия такого счета-фактуры передается каждому из принципалов.

При этом в счете-фактуре, выставленном агентом конкретному принципалу, в графе "Количество (объем)" указывается меньшее количество товара, чем в переданной копии первого счета-фактуры.

ФНС России обращает внимание, что несовпадение объема товара и сумм НДС в указанных счетах-фактурах не является основанием для отказа в принятии к вычету принципалом суммы НДС, указанной в счете-фактуре, выставленном ему агентом.

<Письмо> ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7472
"О направлении письма Минфина России"

Разъяснен порядок применения НДС сельхозпроизводителями при получении средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета

Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность восстановить принятые к вычету суммы НДС, если субсидии из федерального бюджета предоставлены на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ.

Сообщается, что в случае, если оплата работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сельхозпроизводителями, осуществляется за счет субсидий, предоставленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1431 (в том числе на возмещение части затрат, связанных с проведением комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности и т.д.), то НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) восстановлению не подлежит.

Что касается предоставления указанных субсидий на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), то в этом случае налог подлежит восстановлению в порядке, установленном подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7582@
"О порядке отражения в налоговой декларации самостоятельной корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций"

Разъяснены особенности отражения самостоятельной корректировки налоговой базы по налогу на прибыль иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через представительство

Указанные организации представляют в налоговые органы декларации по форме, утвержденной приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Сообщается, что если корректировка налоговой базы связана с увеличением суммы доходов, учитываемых для целей налогообложения, то сумму корректировки следует отражать по строке 150 Раздела 5 декларации.

Если корректировка связана с уменьшением суммы расходов, учитываемых для целей налогообложения, то на сумму корректировки следует уменьшить показатель по строке 240 Раздела 5 декларации.

В пояснительной записке, прилагаемой к налоговой декларации, рекомендовано сообщать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций.

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605@
"О направлении письма Минфина России"

Услуги казенных учреждений по предоставлению в аренду муниципального имущества не являются объектом налогообложения НДС

Следовательно, в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, арендаторы в качестве налогового агента НДС не уплачивают.

Письмо ФНС России от 22.04.2014 N ЕД-4-2/7674
"О применении контрольно-кассовой техники на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Регистрация ККТ на присоединенных территориях Крыма с 18 марта 2014 года осуществляется в соответствии с законодательством РФ

После указанной даты и до нормативного урегулирования соответствующего вопроса регистрации в налоговых органах подлежит только ККТ, сведения о которой включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники РФ. Реестр размещен на сайте ФНС России nalog.ru в разделе "Реестры и проверка контрагентов".

Регистрация осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

Лица, имеющие по состоянию на 18 марта 2014 года зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины регистраторы расчетных операций, могут их применять в прежнем режиме.

Сообщается, что в целях обеспечения их бесперебойного функционирования вне зависимости от работоспособности системы передачи данных о расчетах в электронном виде допускается изменение модификации моделей (версии программного обеспечения), в том числе путем применения программно-аппаратных средств.

Письмо ФНС России от 24.04.2014 N СА-4-14/8098@
"Об организации учета организаций и физических лиц в налоговых органах Российской Федерации на территории города федерального значения Севастополя"

Разъяснены особенности постановки на учет в налоговых органах на территории Севастополя

В отношении обособленных подразделений, созданных российскими организациями на территории Севастополя после 18 марта 2014 года, в налоговые органы представляются сообщения по форме N С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@, формируемые с учетом установленных особенностей. В частности, в сообщении в поле "код налогового органа" указывается 9204 - код созданной Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастопо! ля; в поле "Код региона" - 92. Уведомление о постановке на учет выдается на бланке Инспекции.

Постановка на учет иностранной организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в Севастополе осуществляется на основании заявления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@. Перечень прилагаемых к заявлению документов предусмотрен приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

Свидетельство о постановке на учет иностранной организации по форме, установленной Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@, оформляется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 23 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/123@.

В случае указания в сообщении (заявлении) даты создания обособленного подразделения в период с 18 марта по 10 апреля 2014 года включительно датой постановки на учет организации считается 11 апреля 2014 года (дата создания Инспекции).

Постановка на учет индивидуального предпринимателя осуществляется одновременно с регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Свидетельство о постановке на учет по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@, оформленное на бланке, утвержденном Приказом ФНС России от 23 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/123@, с указанием ИНН выдается одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРИП.

В случае возникновения проблем с направлением сведений (документов) в налоговые инспекции, созданные на присоединенных территориях, отправлять соответствующую информацию следует на зарегистрированный официальный почтовый ящик для отправки информации по защищенным каналам связи: в Республике Крым (ИФНС России по г. Симферополю) dsp9100@nalog.ru; в г. Севастополе (ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя) dsp9200@nalog.ru.

<Письмо> Казначейства России от 18.04.2014 N 42-7.4-05/5.7-260

Дополнены указания по заполнению формы "Сведения об организации" для регистрации на сайте www.zakupki.gov.ru

Формы документов, используемых для регистрации пользователей на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, были доведены Письмом Казначейства России от 19.12.2012 N 42-7.4-05/5.2-722.

Уточнения порядка заполнения формы Сведений об организации коснулись, в частности: строки "Наименование публично-правового образования" (в данной строке необходимо отразить наименование ППО, создавшего организацию или участвующего в уставном капитале организации); кодовой зоны "по ОКТМО", а также граф 19 - 20 табличной части сведений (поправки связаны с порядком отражения кода ОКТМО).

<Письмо> Казначейства России от 21.04.2014 N 42-7.4-05/2.1-265
"О переносе срока представления отчетности по состоянию на 1 мая 2014 года"

В связи с майскими праздничными днями сообщается о переносе сроков сдачи бюджетной отчетности

Так, например, территориальным органам Федерального казначейства:

в срок до 13 мая 2014 года необходимо представить ежемесячную бюджетную отчетность по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов бюджетной системы РФ, кассовому обслуживанию учреждений, организаций, государственных внебюджетных фондов по состоянию на 1 мая 2014 года;

не позднее 13 мая 2014 года консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152) по состоянию на 1 мая 2013 года.

Финансовым органам субъектов РФ и органам управления государственными внебюджетными фондами в срок до 19 мая 2014 года необходимо представить ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 1 мая 2014 года.

Приказ Банка России от 09.04.2014 N ОД-607
"О методике оценки степени соответствия деятельности операторов системно значимых платежных систем, привлеченных ими операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ними системно значимых платежных систем рекомендациям Банка России"

Опубликован документ КПРС - МОКЦБ "Принципы для инфраструктур финансового рынка: Структура раскрытия информации и Методология оценки"

В соответствии с методикой данного документа должна осуществляться оценка степени соответствия деятельности операторов системно значимых платежных систем, привлеченных ими операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ними системно значимых платежных систем рекомендациям, содержащимся в письме Банка России от 29.06.20102 N 94-Т.

Содержащиеся в названном письме "Принципы для инфраструктур финансового рынка" (ПИФР), а также доведенная данным приказом методика рассматриваются как взаимосвязанные и дополняющие друг друга документы.

В ПИФР определены новые международные стандарты для инфраструктур финансового рынка. Структура раскрытия информации и методология оценки призваны повысить объективность и сопоставимость результатов оценки соблюдения ПИФР.

Приказ Банка России от 23.04.2014 N ОД-799
"О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 4 апреля 2014 года N ОД-544"

Уточнены предельные размеры комиссий за обменные операции с валютой Украины на присоединенных территориях

Теперь комиссия, взимаемая до 1 января 2015 года, за покупку (продажу) наличной валюты Украины за наличную валюту РФ, а также за покупку (продажу) безналичной валюты Украины за безналичную валюту РФ не должна приводить к отклонению курса покупки (продажи) более чем на 3% от официально установленного Банком России на день совершения операции курса валюты Украины по отношению к российскому рублю.

Письмо Банка России от 01.04.2014 N 52-Т
"О приказе Минфина России от 12.11.2013 N 107н"

Распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, содержащие код ОКАТО, должны приниматься кредитными организациями к исполнению

С 1 января 2014 года в бюджетном процессе вместо кодов ОКАТО применяются коды ОКТМО.

Сообщается, что в программном обеспечении "Автоматизированная система Федерального казначейства", применяемом в территориальных органах Федерального казначейства, обеспечена автоматическая замена кодов ОКАТО на соответствующие коды ОКТМО.

В этой связи до 2015 года кредитным организациям рекомендовано принимать к исполнению распоряжения клиентов, содержащие коды ОКАТО.

Отмечено также, что указание кода ОКТМО не является обязательным при составлении распоряжений о переводе денежных средств, в том числе на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России на балансовых счетах NN 40302, 40501, 40503, 40601, 40603, 40701, 40703.

<Письмо> Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463
"О Кодексе корпоративного управления"

Банком России одобрен Кодекс корпоративного управления, рекомендуемый к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Кодекс представляет собой свод рекомендаций относительно наилучшего корпоративного управления обществом, разъясняющий стандарты соблюдения прав акционеров, способствующий их реализации на практике, обеспечивающий повышение эффективности управления компанией, долгосрочное и устойчивое развитие.

Применение обществом положений Кодекса является добровольным и основано на стремлении повысить привлекательность общества в глазах существующих и потенциальных инвесторов.

Корпоративное управление должно быть основано на принципе устойчивого развития общества и повышения отдачи от инвестиций в акционерный капитал в долгосрочной перспективе.

Кодекс состоит из двух частей. Первая часть содержит базовые постулаты, которые лежат в основе надлежащего корпоративного управления, - принципы корпоративного управления. Во второй части Кодекса сформулированы рекомендации, которые раскрывают способы и механизмы практической реализации принципов Кодекса. Эти рекомендации должны стать основой для формирования политики и практики корпоративного управления.

<Письмо> Банка России от 17.04.2014 N 68-Т
"О форме дополнительного соглашения к договору об обмене электронными сообщениями при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России"

Подготовлена форма дополнительного соглашения к договору об обмене электронными сообщениями при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России

Дополнительные соглашения к договору об обмене рекомендуется заключать при обращении (в письменном виде в произвольной форме) кредитных организаций, являющихся участниками системы БЭСП, с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору об обмене для осуществления переводов денежных средств указанными кредитными организациями через систему БЭСП в адрес иностранной кредитной организации, информация о которой включена в Справочник БИК России (CLS Bank International), с указанием планируемой даты начала осуществления данного перевода денежных средств.

<Письмо> Банка России от 21.04.2014 N 06-55/2941
"Об организации работы"

Банком России подготовлены рекомендации, касающиеся защиты прав собственности владельцев акций, выпущенных эмитентами, зарегистрированными на территории Крыма

Эмитентам, в частности, рекомендовано:

представить в Отделение по Республике Крым Банка России анкету Эмитента, к которой необходимо приложить копию действующей редакции устава и копии документов, подтверждающих регистрацию всех выпусков акций Эмитента на территории Украины;

начать взаимодействовать с российскими регистраторами по вопросу заключения договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Акционерам Эмитентов рекомендуется, в числе прочего, воздержаться от отчуждения акций Эмитентов до подтверждения прав собственности на них российскими держателями реестров владельцев именных ценных бумаг. В случае совершения сделок с акциями Эмитентов сторонам по сделке рекомендовано информировать о переходе прав на них Отделение по Республике Крым Банка России с указанием приобретателя этих акций.

Информация Банка России от 17.04.2014
"О работе кредитных учреждений на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Кредитные учреждения Крыма смогут представить в Банк России реестр обязательств перед кредиторами и вкладчиками позднее установленного срока

Приказом Банка России от 03.04.2014 N ОД-525 установлен срок представления реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками в территориальное учреждение Банка России - 15 календарных дней со дня получения требования о представлении реестра.

Сообщается, что в случае фактической невозможности представления реестра в установленный срок кредитные учреждения вправе проинформировать об этом Банк России (отделение Банка России по Республике Крым или Отделение Банка России по городу Севастополь) в течение этого срока. В информации необходимо сообщить о причинах (обстоятельствах), препятствующих исполнению требования. Сообщение должно содержать также ходатайство об установлении нового срока представления реестра.

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 20.04.2014 N 73-ФЗ
"О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

В составе летных экипажей могут появиться иностранные граждане

Установлено, что в состав летного экипажа гражданского воздушного судна российских юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, могут входить иностранные граждане в случаях:

подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа гражданского воздушного судна при условии, что другие члены летного экипажа гражданского воздушного судна являются гражданами РФ;

заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна. Указанный трудовой договор может быть заключен в течение пяти лет со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Максимальная численность иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу в соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса РФ, порядок их распределения между российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, а также условия, при которых допускается заключение трудового договора с такими иностранными гражданами, устанавливаются Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 79-ФЗ
"О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

Российские авиаперевозчики получили право продавать билеты по невозвратным тарифам

Согласно поправкам авиаперевозчики будут продавать два вида авиабилетов - с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу). Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не смогут вернуть всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета.

Вернуть можно будет лишь неиспользованные авиаперевозчиком суммы, взимаемые в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.

Поправками установлен следующий порядок возврата денег за авиабилеты, купленные пассажирами по возвратным тарифам:

если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета за 24 часа до окончания регистрации на рейс - возвращаются все деньги, кроме расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;

если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета позже, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до окончания самой регистрации - возвращаются деньги за вычетом неустойки в размере 25 процентов от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком;

если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета после окончания регистрации на рейс - деньги не возвращаются.

При этом при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир сможет вернуть уплаченную сумму в случае болезни или нарушения авиаперевозчиком договора перевозки.

В частности, пассажир сможет вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван его болезнью либо болезнью или смертью членов его семьи, близких родственников, с которыми он собирался лететь. Для возврата денег в такой ситуации потребуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс.

Пассажир также сможет вернуть деньги за авиабилеты в случае задержки отправления самолета и иных нарушений авиаперевозчиком федеральных авиационных правил.

Законом уточнен порядок возврата денег за авиабилеты в случаях, когда договор перевозки расторгнут по инициативе перевозчика.

Пассажиры, нарушившие правила поведения на борту самолета и создавшие угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других лиц, не смогут вернуть деньги за авиабилеты.

В остальных случаях пассажиры, купившие авиабилеты по возвратным тарифам, смогут получить деньги за вычетом неустойки в размере 25 процентов от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком. Если авиабилеты куплены по невозвратным тарифам, авиаперевозчик вернет лишь неиспользованные суммы, которые взимались в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 83-ФЗ
"О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике"

Подписан Закон, направленный на снижение стоимости технологического присоединения для потребителей электроэнергии

Установлено, что с 1 октября 2015 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов.

С 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не будут включаться расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, не учитываемые с 1 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Особенности определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и применения этой платы определяются Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 342
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования на газ и подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"

Дата окончания переходного периода, в течение которого предполагается достичь равной доходности поставок газа на внутренний и внешние рынки, перенесена с 2015 на 2017 год

Соответствующие поправки внесены в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, и в Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1205 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ".

Кроме того, в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, внесены изменения, направленные на уточнение измерения расстояния от точки подключения до сети газораспределения, а также процедуры согласования строительства сети газораспределения с собственниками земельных участков, на которых планируется строительство.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 344
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Уточнено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности

Скорректированы лицензионные требования к соискателю лицензии, к лицензиату, и уточнен перечень документов, которые соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган для получения лицензии.

Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности дополнен новым видом работ - хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.

Кроме того, внесены изменения, в том числе в:

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410;

постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";

Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371.

Приказ Минэнерго России от 22.08.2013 N 469
"Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 N 31993.

Владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти РФ

Установлен новый порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива.

Предусмотрено, в частности, что запасы основного топлива создаются для поддержания базового режима работы тепловых электростанций. Запасы резервного топлива (уголь, мазут, торф) создаются на тепловых электростанциях, использующих газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы в базовых режимах при частичном или полном отсутствии основного топлива.

Запасы аварийного топлива (дизельного или газотурбинного) создаются на тепловых электростанциях, парогазовые или газотурбинные установки которых используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы при полном отсутствии основного топлива.

Запасы вспомогательного топлива создаются на тепловых электростанциях, использующих уголь или торф в качестве основного вида топлива, для поддержания работы при подсветках или растопках котлоагрегатов, а также при возникновении аварийных нарушений в системах топливоподачи и топливоприготовления.

Признан утратившим силу Приказ Минэнерго России от 04.09.2008 N 66 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях".

Приказ Росстата от 04.04.2014 N 229
"Об утверждении официальной статистической методологии составления топливно-энергетического баланса Российской Федерации"

Определен порядок составления топливно-энергетического баланса Российской Федерации

Топливно-энергетический баланс РФ представляет собой интегральный статистический инструмент, отражающий количественные характеристики добычи, производства и использования топливно-энергетических ресурсов, используемых в производственной деятельности хозяйствующих субъектов, с учетом изменений запасов энергетических ресурсов, потерь, связанных с добычей, переработкой и распределением топлива, и объемов импортно-экспортных операций.

Приказ Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613
"Об утверждении "Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2014 N 32028.

Установлен порядок технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и требования к организациям, его осуществляющим

Техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования проводится в целях:

определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей;

поиска и определения неисправностей указанного оборудования;

определения возможности дальнейшего использования внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.

Проведение работ по техническому диагностированию осуществляется специализированной организацией с привлечением при необходимости других организаций, имеющих в своем составе квалифицированный персонал и лабораторию неразрушающего контроля, аттестованных в установленном порядке.

По результатам диагностирования оформляется заключение с рекомендациями по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования. Рекомендуемые формы заключения и других документов приведены в приложении к утвержденным Правилам.

Приказ вступит в силу по истечении 6 месяцев после даты его официального опубликования.

Решение Верховного Суда РФ от 19.03.2014 N АКПИ14-79

Срок действия технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерно-техническим сетям устанавливается не менее чем на 3 года

Верховный Суд РФ признал недействующим абзац 4 пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, в части определения срока действия технических условий "не менее 2 лет".

Суд указал, что данное положение противоречит части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой срок действия технических условий устанавливается не менее чем на три года.

Абзацы 6, 7, 9 и 10 пункта 8 Правил, которые также оспаривались заявителем, Суд признал непротиворечащими российскому законодательству.

<Информация> ФТС России
"Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела за 2013 год"

Таможенный орган должен принимать решение о внесении изменений в таможенную декларацию по обращению декларанта в разумный срок

В обзоре рассмотрено четыре случая, в которых ФТС России признала решения и действия (бездействие) таможенных органов неправомерным.

В частности, неправомерным признано бездействие таможни, которая необоснованно затянула сроки проверки документов после выпуска товаров в связи с заявлением декларанта, просившего изменить классификационный код товара, указанный в декларации.

Как указала ФТС России, законодательные сроки проведения такой проверки не установлены. Однако согласно положениям ТК ТС в ходе таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда, а таможенные органы обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица. В связи с этим, проверка должна проводиться таможенным органом в разумный срок, достаточный для анализа и сопоставления полученных данных.

<Информация> ФТС России

Транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Крым, являются товарами Таможенного союза

Сообщается, что физические лица, проживающие на территории Республики Крым, являются лицами государства - члена Таможенного союза, а транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Крым, являются товарами Таможенного союза.

Поскольку до 01.01.2015 действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти РФ, при совершении таможенных операций в переходный период в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории Республики Крым, статус физических лиц и транспортных средств необходимо устанавливать на основании соответствующих документов независимо от их замены российскими государственными органами.

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 N 290
"Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей"

Утвержден перечень рабочих мест, в отношении которых специальная оценка условий труда будет проводиться с учетом особенностей осуществляемых видов деятельности

В указанный перечень включены, в частности, рабочие места:

членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;

членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;

работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта;

работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений;

водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;

работников, занятых на верхолазных работах, а также на подземных работах.

Постановление Правительства РФ 15.04.2014 N 341
"О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"

Организации инвалидов получили преимущества в госзакупках

Государственный контракт с организацией инвалидов, отобранной в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), будет заключатся по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до 15 процентов от такой цены. Итоговая цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о закупке.

Информация, подтверждающая право организации инвалидов на такое преимущество, будет предоставляться в произвольной форме.

Установлен перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 343
"О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 694"

На 984 рубля увеличен размер пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей

Размер ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей погибших сотрудников учреждений и органов УИС, ГПС МЧС России, ФСИН России, ФСКН России, ФТС России увеличен с 17882 до 18866 рублей.

Действие положений, устанавливающих новый размер ежегодного пособия, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

Приказ Минтруда России от 27.02.2014 N 110н
"Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 N 31985.

Обновлены перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение

В новый перечень видов работ, профессий, должностей не включены такие входившие в ранее утвержденный перечень профессии, как, в том числе авиационный механик (техник) по планеру и двигателям, авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию, бортмеханик, возчик, конюх. Новыми профессиями являются, в том числе, кочегар производственных печей, лифтер, моторист (машинист).

Кроме того, утвержден новый перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.

Аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 N 135н признан утратившим силу.

Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 291
"О внесении изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2014 N 32021.

Минобрнауки России усилило запрет на использование "гаджетов" во время ГИА

В частности, теперь школьникам, сдающим ГИА, запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы и т.д., выносить из аудитории экзаменационные материалы и фотографировать их в день экзамена - с момента входа в пункт проведения экзамена и до его окончания.

Ранее данный запрет действовал лишь во время проведения экзамена.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 20.04.2014 N 71-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Носители русского языка получат российское гражданство в упрощенном порядке

В упрощенном порядке смогут получить российское гражданство иностранные граждане, проживающие в России, отказавшиеся от гражданства иностранного государства и признанные носителями русского языка специальной комиссией.

Носителями русского языка будут признаваться лица, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали в России либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах российской государственной границы.

Для признания носителем русского языка иностранный гражданин должен будет обратиться с заявлением в территориальный орган ФМС России. После рассмотрения заявления миграционной службой иностранный гражданин будет приглашен на собеседование специальной комиссией, сформированной ФМС России. Порядок формирования комиссии будет установлен ФМС России по согласованию с Минобрнауки России.

При положительном результате собеседования иностранному гражданину будет выдано решение о признании его носителем русского языка, действующее бессрочно.

Решение комиссии позволит иностранному гражданину подать заявление о выдаче вида на жительство или заявление о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке.

Срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство носителя русского языка составит три месяца.

Носители русского языка смогут получить обыкновенную визу на въезд в Россию в целях приема в гражданство на срок до одного года, а также вид на жительство сроком на три года.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 72-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 14 и 27 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

Уточнены правила приема в гражданство детей и недееспособных лиц

Закон ввел запрет на упрощенный прием в российское гражданство детей и недееспособных лиц по заявлению опекуна, попечителя или руководителя организации, в которую они помещены, если:

родители, усыновители, опекуны или попечители ребенка (недееспособного лица) по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности;

по данным причинам над ребенком была установлена опека или попечительство, или ребенок передан под надзор.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 74-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Мигранты должны будут подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ для получения разрешений на работу или на временное проживание

Подтвердить соответствие этим требованиями можно будет одним из следующих документов:

- сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ;

- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;

- документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории России с 1 сентября 1991 года.

Вышеупомянутый сертификат будет выдаваться уполномоченными российскими образовательными организациями. Срок действия сертификата составляет пять лет. Перечень таких организаций, форма и порядок проведения экзаменов утверждаются Минобрнауки России.

Освобождение от необходимости такого подтверждения при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство предусмотрено для высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, мужчин, достигших возраста шестидесяти пяти лет, и женщин, достигших возраста шестидесяти лет, и для недееспособных лиц.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 сентября 2014 года.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 75-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"

В целях физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса может создаваться ведомственная охрана

Предусмотрено, что организация - собственник Единой системы газоснабжения, стратегическое акционерное общество, осуществляющее управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегическое акционерное общество, ведущее деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, имеют право на создание ведомственной охраны для обеспечения физической защиты принадлежащих им на праве собственности объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, а также имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.

Соответствующие поправки внесены в федеральные законы "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "Об оружии", "О ведомственной охране", "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 76-ФЗ
"О внесении изменения в статью 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Уточнены полномочия руководителя следственного органа по установлению сроков предварительного следствия

Руководитель следственного органа, в производстве которого находится дело, получил право устанавливать срок следствия при возобновлении производства по делу и производстве дополнительного следствия вне зависимости от следующих факторов:

сколько раз до этого дело возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для дополнительного следствия;

общая продолжительность срока следствия.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 77-ФЗ
"О внесении изменения в статью 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Водители тихоходных транспортных средств, не пропускающие следующие за ними транспортные средства для обгона или опережения, могут быть оштрафованы

Согласно дополнению, внесенному в статью 12.15 КоАП РФ, невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования Правил дорожного движения пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи! до одной тысячи пятисот рублей.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 80-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Правительство РФ будет утверждать перечни процедур в сфере строительства с учетом особенностей градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и муниципальных образований

Также Правительству РФ предоставлены полномочия по внесению изменений в данные перечни, установлению порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности отнесено утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. В данные перечни с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований по представ! лению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Установление органами, индивидуальными предпринимателями, организациями обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не допускается.

Федеральный закон от 20.04.2014 N 82-ФЗ
"О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации"

Количество представителей региональных общественных палат в Общественной палате РФ увеличено с восьмидесяти трех до восьмидесяти пяти, для включения представителей Крыма и Севастополя

Общая численность Общественной палаты РФ будет составлять 168 членов: 85 из них делегируются в ее состав общественными палатами субъектов РФ, 40 утверждаются Президентом РФ и 43 определяются по итогам рейтингового Интернет-голосования.

Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2014 N 268
"О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития"

В рамках мер по реабилитации народов, проживающих на территории Крыма, будет предусмотрен упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости

Правительству РФ поручено:

- принять комплекс мер по политическому и социальному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся депортации и репрессиям, в том числе при разработке федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года;

- содействовать созданию и развитию национально-культурных автономий, иных общественных объединений и организаций армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов, получению гражданами РФ, проживающими на территориях Крыма и Севастополя, основного общего образования на языках указанных народов, развитию традиционных промыслов и форм хозяйствования;

- оказывать содействие органам государственной власти Крыма и Севастополя в проведении мероприятий, приуроченных к семидесятилетию депортации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов.

Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 353
"Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований"

На футбольных и хоккейных матчах за болельщиками будут следить видеокамеры

Согласно Правилам собственники объектов спорта будут обязаны установить систему видеонаблюдения, которая позволит идентифицировать зрителей, находящихся в местах соревнований. Данное требование распространяется только на соревнования по футболу, хоккею, баскетболу, волейболу, регби, а также спортивным единоборствам.

Правилами установлены требования к инфраструктуре и техническому оснащению мест соревнований. В частности, объекты спорта должны быть оснащены системами охранной и тревожной сигнализации, охранного освещения и экстренной связи. На объектах спорта будут выделяться отдельные помещения для работы сотрудников ФСБ России и органов внутренних дел.

Общественный порядок в местах соревнований будет обеспечиваться на основе двух документов: инструкции и плана мероприятий, которые будут согласовываться собственниками объектов спорта и организаторами соревнований с территориальными органами МВД России.

Запрещено проводить соревнования, в частности, в местах и помещениях, не соответствующих требованиям Правил, на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам, а также на объектах транспортного комплекса, если иное не установлено законодательством.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 12-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 2 - 6 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко"

Конституционный Суд РФ разъяснил порядок выдела долей из земельных участков сельхозназначения после 1 июля 2011 года

Суд указал, что решения общих собраний долевых собственников таких земельных участков, утвердившие до 1 июля 2011 года местоположение части участка для первоочередного выдела, частично утрачивают юридическую силу. Они не будут действовать в отношении долевых собственников, которые решили выделить земельные участки в счет своих долей после указанной даты.

До 1 июля 2011 года долевые собственники, решившие выделить свой участок, должны были определять местоположение своего участка с учетом решения собрания долевых собственников. Такие решения, как указал Суд, обеспечивали защиту коллективного интереса участников долевой собственности и не учитывали экономических интересов лиц, желавших выделить свой участок.

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", упростившие порядок выделения земельных участков. Теперь участок может быть выделен на основании решения собрания долевых собственников, утвердившего проект межевания участка, перечень собственников образуемых участков и размеры их долей.

Если такое решение собранием не принято, долевой собственник может самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером, который готовит проект межевания участка. Проект межевания должен быть согласован с другими долевыми собственниками.

Благодаря данным поправкам, с 1 июля 2011 года долевые собственники получили возможность самостоятельно определять местоположение выделяемого земельного участка.

По мнению Суда, при внесении поправок законодатель исходил из того, что ранее принятые решения собраний долевых собственников, определяющие местоположение части участка для первоочередного выдела, должны утратить свое юридическое значение.

Иное толкование ставило бы лиц, претендующих на выдел земельных участков, в неравное положение с сособственниками тех участков, в которых предназначенная для первоочередного выдела часть не была определена ранее и, соответственно, не может быть определена впредь.

Оспаривавшиеся положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" признаны соответствующими Конституции России.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П
"По делу о проверке конституционности частей 5 и 7 статьи 12.16, части 1.2 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"

Повышенные штрафы за нарушение ПДД в Москве и Санкт-Петербурге признаны конституционными

Конституционный Суд указал, что введение таких штрафов вызвано объективными критериями и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки в Москве и Санкт-Петербурге как крупнейших городах России.

В июле 2012 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые установили более высокие штрафы за отдельные нарушения ПДД (несоблюдение требований дорожных знаков, правил остановки или стоянки и т.д.), если они совершены в Москве или Санкт-Петербурге.

По мнению группы депутатов Госдумы, оспаривавших конституционность поправок, повышение штрафов за правонарушения в Москве и Санкт-Петербурге нарушает принцип юридического равенства, закрепленный Конституцией.

Суд признал, что федеральный законодатель при регулировании административной ответственности связан данным принципом. Однако законодатель вправе дифференцировать ответственность с учетом объективных характеристик правонарушений.

Если законодатель видит различия в последствиях одного и того же правонарушения в разных регионах, то он вправе повысить ответственность за него на той территории, где эти последствия наиболее ощутимы.

При этом Москва и Санкт-Петербург являются крупнейшими общенациональными центрами социальной активности и одновременно - крупнейшими транспортными узлами, соединяющими различные регионы страны и мира. Этим объективно предопределяются более сложные условия дорожного движения в данных городах и повышенный уровень угроз безопасности движения.

В связи с этим Суд решил, что повышение штрафов за отдельные правонарушения, совершенные в Москве и Санкт-Петербурге, преследует конституционно значимую цель - обеспечение безопасности движения и не может рассматриваться как несовместимое с требованиями Конституции.

Федеральный законодатель вправе внести изменения в КоАП РФ, предоставив субъектам РФ полномочия определять размеры штрафов за нарушения ПДД, совершенные на их территории.

Решение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2014 года"

Конституционный Суд РФ подготовил обзор наиболее важных решений, принятых им в первом квартале 2014 года

В обзоре приведены извлечения из решений по делам, затрагивающих вопросы публичного и частного права, трудового законодательства и социальной защиты, а также уголовной юстиции.

В частности, рассмотрены решения, касающиеся:

назначения административного штрафа юридическим лицам ниже низшего предела;

оценки конституционности международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании новых субъектов РФ;

увольнения полицейских, в отношении которых уголовное преследование по делу частного обвинения прекращено в связи с примирением сторон;

запрета на усыновление лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию;

порядка принятия общим собранием участников ООО решения об увеличении его уставного капитала за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества;

обеспечения обязательств застройщика по договору долевого участия в строительстве залогом построенного объекта;

участия потерпевшего в рассмотрении судом вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания;

возвращения без рассмотрения кассационных жалоб по уголовным делам судьями областных и равных им по компетенции судов.

Приказ Минфина России от 23.12.2013 N 130н
"Об утверждении Порядка формирования уникального номера реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и реестре контрактов, содержащем сведения, составляющие государственную тайну"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 N 31992.

Утвержден порядок формирования уникальных номеров для записей в реестрах контрактов, заключенных заказчиками и содержащих гостайну

Приказом определен порядок формирования уникальных номеров реестровых записей до 1 июля 2014 года и после указанной даты.

Установлено, что уникальные номера будут формироваться:

в части реестра контрактов, заключенных заказчиками, - Казначейством России;

в части реестра контрактов, составляющих государственную тайну, - Казначейством России, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение данного реестра.

Формирование данных номеров было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, утвердившим порядок ведения указанных реестров.

<Информация> Роспотребнадзора от 18.04.2014
"О ситуации с соблюдением законных интересов граждан при заключении договоров обязательного страхования ОСАГО"

Роспотребнадзором разъяснен порядок действий гражданина при отказе страховщика заключить договор ОСАГО

Сообщается, что в Роспотребнадзор с 2013 года в увеличивающемся количестве поступают обращения с жалобами на действия страховщиков, фактически препятствующих гражданам страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Чаще всего поводами к возникновению споров между страховщиками и страхователями выступают или якобы отсутствие бланков договоров обязательного страхования (полисов ОСАГО), или попытки страховщиков обусловить заключение договора ОСАГО предоставлением иных услуг, в частности, договора добровольного страхования (КАСКО, страхование жизни и т.д.).

Отмечается, в частности, что в данной ситуации гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение в Роспотребнадзор (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и т.п. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.). В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение следует направлять в Банк России. Кроме того, гражданин вправе адресовать интересующий его вопрос в прокуратуру по месту жительства.

Приказ Росздравнадзора от 03.03.2014 N 1271
"Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2014 N 31904.

Утверждены формы документов, используемые Росздравнадзором в процессе лицензирования деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники

К таким формам относятся, в частности:

заявление о предоставлении лицензии;

уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов соискателем лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

уведомление о возврате заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники и прилагаемых к нему документов;

уведомление об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

заявление о прекращении деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

всего 17 форм.

Постановление Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 22
"О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта"

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта

Сообщается, в частности, следующее:

поскольку пункт 1 статьи 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.

Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения. При этом суд указывает в резолютивной части судебного акта на взыскание названных процентов по ставке рефинансирования Банка России, если стороны не представят достаточных доводов, обосновывающих увеличение ставки на определенный размер.

Если суд не рассмотрел вопрос о присуждении процентов на случай неисполнения судебного акта, взыскатель вправе обратиться с заявлением о принятии судом дополнительного решения по вопросу начисления таких процентов (пункт 2 части 1 статьи 178 АПК РФ);

в целях побуждения к своевременному исполнению судебного акта по неденежному требованию и компенсации за ожидание соответствующего исполнения суд по требованию истца, заявляемому в исковом заявлении либо в ходатайстве по ходу рассмотрения дела, в резолютивной части решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенного действия, вправе присудить денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, его имущественное положение, в частности размер его финансового оборота, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Денежные средства, присуждаемые истцу на случай неисполнения судебного акта, определяются в твердой денежной сумме, взыскиваемой единовременно, либо денежной сумме, начисляемой периодически; возможно также установление прогрессивной шкалы (например, за первую неделю неисполнения одна сумма, за вторую - сумма в большем размере и т.д.).

Суд определяет момент, с которого соответствующие денежные средства подлежат начислению. Так, возможно начисление денежных средств с момента вступления решения в законную силу либо по истечении определенного судом срока, который необходим для добровольного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 174 АПК РФ).

Если истец не требовал присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта и, следовательно, суд их не присудил, а судебное решение по существу спора не исполняется, взыскатель вправе обратиться с заявлением в суд, принявший упомянутое решение, о взыскании денежных средств за неисполнение судебного акта;

ответчик, полагающий, что не сможет по уважительным причинам исполнить судебный акт в установленный срок, вправе ходатайствовать в суде о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Такое ходатайство может быть заявлено на любой стадии процесса, в том числе до принятия судебного решения.

Если суд предоставил отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ), проценты или денежные средства, присужденные судом на случай неисполнения судебного акта, как санкция за неисполнение в период отсрочки или рассрочки не начисляются начиная со дня обращения ответчика с соответствующим заявлением.

Постановление Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе"

ВАС РФ подготовил разъяснения по вопросам, связанным с назначением, проведением и оплатой экспертизы

Арбитражным судам даны, в частности, следующие разъяснения по вопросам применения законодательства об экспертизе:

экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями, но не являющиеся работниками экспертного учреждения (организации). Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению;

если лицом, участвующим в деле, не заявлено ходатайство о назначении экспертизы и судебная экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, для назначения экспертизы в рассматриваемом случае суду необходимо получить согласие от лиц, участвующих в деле. Вместе с тем АПК РФ не требует получения согласия от всех лиц, участвующих в деле, поэтому экспертиза может быть назначена при согласии хотя бы одного лица, участвующего в деле, которое вносит на депозитный счет суда денежные суммы, подлежащие выплате экспертам;

проведение экспертом дополнительных работ, увеличение количества экспертных часов, затраченных экспертом на производство экспертизы, по общему правилу, если это не связано с не зависящими от эксперта обстоятельствами, например, постановкой перед экспертом дополнительных вопросов, предоставлением ему дополнительных материалов, не являются основаниями для изменения размера вознаграждения, установленного по согласованию с участвующими в деле лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией) в определении о назначении экспертизы. Отражение экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены, не может служить основанием для увеличения ему судом размера вознаграждения;

в исключительных случаях, когда по объективным причинам эксперт не может заранее рассчитать затраты на проведение экспертизы (например, ввиду характера и объема исследуемых объектов), по согласованию с участвующими в деле лицами, по ходатайству или с согласия которых назначается экспертиза, и экспертом (экспертным учреждением, организацией) суд при назначении экспертизы может определить предварительный размер вознаграждения эксперта. При этом эксперт информирует суд, а также лиц, участвующих в деле, о пределах возможного увеличения размера вознаграждения ввиду невозможности заранее рассчитать все затраты на производство экспертизы, а также об обстоятельствах, влияющих на увеличение стоимости исследований;

если эксперт ответил не на все поставленные перед ним вопросы или провел исследование не в полном объеме в связи с тем, что выявилась невозможность дальнейшего производства экспертизы и подготовки заключения (например, объекты исследования непригодны или недостаточны для дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, отпала необходимость в продолжении проведения экспертизы), эксперту (экспертному учреждению, организации) оплачивается стоимость фактически проведенных им исследований с учетом представленного экспертом финансово-экономического обоснования расчета затрат. При невыполнении участвующим в деле лицом процессуальных обязанностей, если это привело к невозможности продолжения проведения экспертизы (например, в случае уклонения лица от предоставления эксперту объектов исследования либо доступа к ним), суд на основании части 2 статьи 111 АПК РФ вправе отнести на это лицо понесенные экспертом расходы в размере стоимости фактически проведенного исследования.

Признано утратившим силу Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное