КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 04.02.2013
Правовые
новости. Коротко о важном от 04.02.2013
∙
ГОСУДАРСТВО
Проект Федерального закона N 166761-6 "О внесении
изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной
границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию"
Торговым судам могут разрешить в некоторых случаях
неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного
и таможенного контроля
23 января 2013 г. Госдума приняла в первом чтении правительственный
законопроект N 166761-6 "О внесении изменений в статью 9 Закона
Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее -
законопроект).
Авторы законопроекта предлагают при соблюдении ряда условий разрешить
российским и иностранным судам неоднократно пересекать Государственную
границу без прохождения пограничного и таможенного (в части совершения
таможенных операций, связанных с прибытием или убытием судов) контроля.
Для реализации данного права российские суда обязаны будут
соответствовать ряду требований.
Во-первых, конечная и начальная точки их маршрута должны находиться на
территории России. В законопроекте устанавливаются два возможных
маршрута:
- либо суда должны осуществлять плавание между портами или морскими
терминалами РФ;
- либо убывать из портов РФ во внутренние морские воды или
территориальное море РФ в целях торгового мореплавания и впоследствии
прибывать также в морские порты РФ. Исключение из этого правила составит
использование судов в целях рыболовства. Дело в том, что российские суда в
таком случае уже имеют право неоднократно пересекать Государственную границу
на основании разрешения пограничных органов [1].
Во-вторых, они должны быть оснащены техническими средствами контроля
местоположения судна и передачи данных о его местоположении.
В-третьих, судам необходимо передавать данные о своем местоположении в
пограничные органы, а также уведомлять пограничные органы о намерении
пересечь границу.
В-четвертых, при прибытии на территорию РФ в отношении судов должен
осуществляться пограничный и таможенный контроль, а в случаях,
предусмотренных международным договором или законом, - и иные виды
контроля.
Чтобы иностранные суда смогли реализовать право на неоднократное
прохождение Государственной границы без контроля, им необходимо будет также
соответствовать данным требованиям. Однако в этом случае уведомлять
пограничные органы о намерении пересечь границу не требуется. Вопрос о
порядке многократного пересечения границы такими судами должно будет
разрешить Правительство РФ в подзаконном акте. Как указано в законопроекте,
оно же будет определять правила уведомления пограничных органов, правила
передачи им сведений о местоположении судов и требования к оснащению судов
необходимыми техническими средствами.
Согласно законопроекту судам, многократно пересекающим Государственную
границу без прохождения контроля, будет запрещен заход во внутренние морские
воды и территориальное море иностранных государств. Правительство РФ вправе
будет установить перечень исключений из этого запрета. Также суда не смогут
без разрешения пограничных и таможенных органов осуществлять посадку
(высадку) людей и погрузку (выгрузку) грузов, товаров, валюты, животных на
иностранные и российские суда, прошедшие пограничный контроль. Нарушить
данные запреты можно будет только в случае чрезвычайных обстоятельств, о
которых капитан судна обязан будет незамедлительно сообщить пограничным и
таможенным органам.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его принятие
обусловлено тем, что из-за географических и климатических особенностей
отдельных регионов России осуществление в них торгового мореплавания связано
с пересечением Государственной границы. При этом неоднократное пересечение
границы происходит даже в том случае, когда суда осуществляют плавание между
двумя частями российской территории.
Нередки случаи, когда компании, осуществляющие подобные рейсы,
привлекаются к ответственности за непрохождение судами пограничного или
таможенного контроля (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного
округа от 03.12.2012 N Ф03-5321/2012 по делу N А51-8492/2012, ФАС
Дальневосточного округа от 18.11.2011 N Ф03-5674/2011 по делу N
А24-1923/2011).
В настоящее время идет подготовка к рассмотрению законопроекта во втором
чтении.