Налогоплательщикам ЕНВД, который отменяется с 1 января 2021 года, наиболее комфортно перейти на ПСН
Патентная система налогообложения (ПСН) максимально похожа на ЕНВД, поскольку:
расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в том числе теми, которые применялись в рамках ЕНВД;
плательщики ПСН так же, как и плательщики ЕНВД, получат право уменьшать исчисленную сумму налога на страховые взносы;
увеличена площадь торгового зала (зала обслуживания) в отношении розничной торговли и оказания услуг общественного питания с 50 до 150 кв. м (до поправок при превышении 50 кв. м применять ПСН было нельзя).
Также указано, что до принятия законов субъектов РФ о введении ПСН в соответствии с новым порядком предусмотрен переходный период, в рамках которого налогоплательщики смогут до 31.03.2021 применять ПСН по видам деятельности "розничная торговля", "общепит", "стоянка автомобилей" и "автомастерские" на расчетных условиях, максимально приближенных к действующим на ЕНВД в 2020 году.
Такие патенты могут быть получены индивидуальными предпринимателями, если они применяли ЕНВД по соответствующему виду предпринимательской деятельности в четвертом квартале 2020 года.
В Московской области продлевается на 2021 год действие льготных налоговых ставок при применении УСН и ПСН
Продлено на год действие Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ, предусматривающего налоговые ставки:
в размере 10 процентов для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения признаются "доходы минус расходы", осуществляющих виды деятельности, приведенные в приложении 1 к закону. При этом исключено требование о доле доходов от таких видов деятельности не менее 70 процентов в общей сумме доходов;
в размере 0 процентов для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах (соответствующие виды деятельности приведены в приложении 2 к закону).
Кроме того, в Законе Московской области от 06.11.2012 N 164/2012-ОЗ продлено действие ставки налога 0 процентов для вновь зарегистрированных ИП в течение первых двух лет осуществления деятельности в производственной и социальной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (по перечням согласно приложениям к закону).
Малый и средний бизнес освобожден от обязанности подтверждать свою принадлежность к субъектам МСП при участии в закупках госкомпаний и госкорпораций
Предусмотрено, что подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МСП является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам МСП.
Также подтверждением применения физлицами, не являющимися ИП и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", такого налогового режима является наличие информации на официальном сайте ФНС России о применении ими такого налогового режима. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) представления информации и документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Кроме того, внесены поправки в том числе в:
Правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193;
Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки".
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
До 1 декабря 2021 года планируется завершение подготовительных работ к запуску в пилотном режиме на территории г. Москвы паспорта с электронным носителем информации
Этот документ будет представлять собой пластиковую карточку размером с банковскую (формата ID1) с электронным носителем информации отечественного производства. На нем будут размещены данные, которые содержатся в действующем бумажном паспорте гражданина РФ (о регистрации по месту жительства, о семейном положении, о детях). При этом основные сведения о гражданине будут размещены на самой пластиковой карте.
Основные данные электронного паспорта возможно будет считать с помощью мобильного приложения без дополнительных затрат со стороны граждан и бизнеса.
Предполагается, что электронный паспорт, как и дополняющее его мобильное приложение, станет ключом к государственным и коммерческим услугам, обеспечит всех граждан квалифицированной электронной подписью. Паспорт с электронным носителем информации будет отличаться более высокой степенью защищенности по сравнению с бумажным, практичностью, износостойкостью, а при утере появится возможность его быстрой блокировки.
ФНС разработала калькулятор для расчета показателей эффективности внедрения электронного документооборота с контрагентами и внутри компании
Калькулятор позволяет получить ориентировочные сведения о затратах, периоде окупаемости и экономическом эффекте от внедрения электронного документооборота.
Пользователю достаточно ввести количество входящих и исходящих документов, количество договоров и среднюю сумму входящего НДС.
Сервис формирует подробный аналитический отчет с возможностью экспорта в файл для дальнейшей работы внутри компании.
Государственная регистрация программного обеспечения и новейших технологий в области медицины будет осуществляться в упрощенном порядке
Речь идет о программном обеспечении, являющемся медицинским изделием, в том числе программном обеспечении с применением технологий искусственного интеллекта.
Теперь такие цифровые продукты будут проходить процедуру государственной регистрации в один этап, что позволит оперативно применять новейшие разработки в лечебной практике.
До 1 января 2022 года предлагается продлить действие санитарно-эпидемиологических правил организации работы образовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
Указанные санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-10 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы в том числе организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в игровых комнатах, и прочее в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
В настоящее время установлено, что Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16, которым утверждены указанные правила, действует до 1 января 2021 года.
Предлагается уточнить порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов
Предусматривается, что, в случае если субъектом РФ установлен порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов, смешение твердых коммунальных отходов, накопление которых осуществляется раздельно, при транспортировании твердых коммунальных отходов не допускается.
При осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры, пакеты и другие емкости с различной цветовой индикацией.
Также проектом в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами закрепляются понятия "антивандальный контейнер" и "пункт приема вторичных материальных ресурсов".
Устанавливается, что в населенных местах рекомендуется создавать не менее одного стационарного пункта приема вторичных материальных ресурсов на каждые 2,5 тыс. жителей. Предусматриваются требования к оборудованию стационарных пунктов приема вторичных материальных ресурсов.
Минприроды России по согласованию с Минстроем России должны быть утверждены методические рекомендации по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и примерная форма реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок представления налоговой декларации по водному налогу не изменился
Налоговая декларация по водному налогу представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
В письмах ФНС России от 03.08.2020 N 8-8-02/0119@ и от 21.10.2020 N 8-8-02/0278@ сообщалось об изменении подхода в централизованной подсистеме и организации работы в АИС Налог-3 по учету обязанностей плательщиков по водному налогу.
ФНС сообщает, что порядок представления налоговой декларации по в связи с изменением порядка ведения карточек расчетов с бюджетом не изменялся. Налоговым органам по месту водопользования необходимо обеспечить принятие и проведение камеральных проверок в отношении представленных налоговых деклараций.
Пересмотрена величина стоимости активов кредитных организаций в целях осуществление антимонопольного контроля за совершением сделок
Снижена установленная величина стоимости активов кредитных организаций, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий, предусмотренных Законом о защите конкуренции, с 33 млрд руб. до 29 млрд руб.
Отменены дублирующие требования к предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
В связи с созданием государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, исключены требования о предоставлении содержащейся в нем отчетности в заинтересованные органы. Соответствующие сведения будут доступны посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Данные изменения касаются, в частности федеральных государственных унитарных предприятий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и некоторых других субъектов отчетности.
Уточнены требования к кредитным организациям в целях размещения средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии
Согласно внесенному изменению к отбору заявок допускаются кредитные организации, которые не имеют просроченной задолженности по депозитам, ранее размещенным в них за счет средств страховых взносов, либо за счет средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию.
Уточнены основания списания безнадежных долгов по страховым взносам
Уточнения коснулись случаев признания банкротом индивидуального предпринимателя, а также случая смерти физического лица или принятия судом решения об объявлении его умершим.
Так, например, установлено, что в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя решение о признании безнадежными к взысканию и списании задолженности по страховым взносам принимается на основании копии вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о завершении реализации имущества гражданина (заверенной в установленном порядке или полученной с использованием общедоступной автоматизированной информационной системы "Банк решений арбитражных судов" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://ras.arbitr.ru).
Кроме того, внесено дополнение, согласно которому в случае признания недействительным решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ задолженность ФСС РФ, ранее признанная безнадежной к взысканию, подлежит восстановлению.
Актуализирован порядок лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ
Поправками, внесенными в Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, реализованы положения Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности".
В частности, изложены в новой редакции положения о представлении соискателем лицензии в лицензирующий орган заявления и документов (копий документов), необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству за границей граждан и моряков.
Определены требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере
Социальный сертификат формируется уполномоченным органом в электронном виде, а также на бумажном носителе, если федеральными законами предусмотрена возможность получения социального сертификата на бумажном носителе, на основании информации, включенной в реестр получателей социального сертификата, о получателе социального сертификата.
Социальный сертификат включает следующие разделы:
раздел I "Общие сведения о социальном сертификате" (в частности, идентификационный номер сертификата, номер реестровой записи о получателе социального сертификата, сведения об уполномоченном органе, выдавшем сертификат, статус социального сертификата);
раздел II "Сведения о государственных (муниципальных) услугах в социальной сфере и исполнителях услуг" (в том числе, сведения о государственной (муниципальной) услуге в социальной сфере, на оказание которой выдан социальный сертификат, сведения о выбранном получателем сертификата исполнителе услуг, в случае отбора получателем социального сертификата 2 и более исполнителей одной государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, сведения о заявлении получателя социального сертификата на оказание государственной (муниципальной) услуги);
раздел III "Сведения о заключенном между исполнителем услуг и потребителем услуг договоре или акте исполнителя услуг об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере получателю социального сертификата и об итогах оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" (включая номер и дату заключения договора, сведения о наличии в заключенном договоре приложения, включающего в себя размер оплаты, осуществляемой получателем социального сертификата, а также о цели заключения договора).
Эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, решено продлить по 31 декабря 2021 года
К участникам эксперимента отнесены ФФОМС, а также - на добровольной основе по согласованию с Банком России - микрофинансовые организации и операторы финансовых платформ.
Расширен перечень сведений, предоставление которых возможно с использованием инфраструктуры цифрового профиля. Предусмотрена возможность использования сведений, предоставляемых посредством инфраструктуры цифрового профиля, в части подачи гражданами требований в электронном виде к кредитору о предоставлении льготного периода.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
С 1 января 2021 года вступает в силу новый порядок контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначен
ия, созданных за счет средств федерального бюджета
Контроль осуществляется Роспатентом.
Предметом контроля является соблюдение госзаказчиками требований, установленных законодательством РФ, а также исполнителями требований, предусмотренных федеральными законами и в случае, если обеспечение выполнения исполнителями требований предусмотрено условиями государственных контрактов (договоров), актами Правительства РФ.
В случае выявления нарушений госзаказчиками и исполнителями установленных требований уполномоченные должностные лица выдают предписание об устранении выявленных нарушений указанных требований с определенным сроком исполнения, которое является обязательным для исполнения.
Аналогичное Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 N 9 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.03.2020 N 296.
Росздравнадзор напоминает о вступлении в силу с 1 января 2021 года новых требований к комплектации автомобильной аптечки
Аптечки первой помощи (автомобильные), произведенные (укомплектованные) до 1 января 2021 года, могут применяться в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Могут использоваться как аптечки, зарегистрированные в качестве самостоятельных медицинских изделий, так и аптечки, укомплектованные отдельно зарегистрированными медицинскими изделиями, входящими в перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 08.10.2020 N 1080н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)".
Инструкцию по использованию аптечки, включающую универсальный алгоритм оказания первой помощи, можно скачать на официальном сайте Минздрава России.
Даны разъяснения о применении вычетов сумм акциза в отношении спиртных напитков, производимых из винограда по технологии полного цикла
Сообщается, в частности, что подакцизным товаром признается виноград, использованный, в том числе, для производства спиртных напитков, которое включает в себя переработку винограда, сорт или смесь сортов которого определены техническими документами по их изготовлению, фракционную дистилляцию полученных виноматериалов и их выдержку (не менее трех лет) в дубовых бочках или дубовых бутах либо в контакте с древесиной дуба до достижения определенных указанными техническими документами свойств.
Согласно подпункту 38 пункта 1 статьи 182 НК РФ использование винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде, признается объектом налогообложения.
На основании пункта 31 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, исчисленные при совершении операции, указанной в подпункте 38 пункта 1 статьи 182 НК РФ, умноженные на коэффициент Квд, при представлении документов, предусмотренных пунктом 29 статьи 201 НК РФ.
В случае использования винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла одним из вышеназванных документов согласно подпункту 3 пункта 29 статьи 201 НК РФ является копия лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков, а также копий технических документов по изготовлению спиртных напитков с указанием сортов использованного винограда и технологии производства.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" установлено, что налогоплательщики, имевшие по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона лицензию на производство, хранение и поставку спиртных напитков, производимых по технологии полного цикла, для применения вычетов сумм акциза в отношении спиртных напитков, производимых по технологии полного цикла, вправе использовать коэффициент Кв в размерах, установленных пунктом 31 статьи 200 НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Федерального закона), на 2021 год - в 2021 году, на 2022 год - в 2022 и 2023 годах.
Таким образом, для использования коэффициента Кв в размерах, действовавших до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона, при применении налогового вычета суммы акциза по винограду, использованному для производства коньяка, реализованного в 2021 - 2023 годах, необходимо наличие на 1 января 2021 года действующей лицензии на производство, хранение, поставку этого вида алкогольной продукции, фактическое осуществление его производства, которое отвечает установленному в целях акцизного налогообложения определению производства спиртных напитков по технологии полного цикла.
Особый порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действует до 1 марта 2021 года - Минтруд России
Согласно Временному порядку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.10.2020 N 1730, освидетельствование граждан в учреждениях медико-социальной экспертизы в целях установления степени утраты профессиональной трудоспособности проводится без личного участия - заочно.
Также Временным порядком предусмотрено, что установление степени утраты профессиональной трудоспособности гражданам, срок переосвидетельствования которых наступает в период с 1 октября 2020 г. по 1 марта 2021 года, при отсутствии направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией, осуществляется путем продления ранее установленных процентов утраты профессиональной трудоспособности.
Допускается возможность проведения очного освидетельствования граждан (по их желанию) в случае обжалования вынесенного решения в вышестоящее бюро медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Утверждена методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций
Оценка ущерба является основой для определения характера чрезвычайных ситуаций в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий и планирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Методика устанавливает общие положения, на основе которых проводится оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методика предназначена для практического использования специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Методика не предназначена для определения морального вреда и упущенной выгоды. Ущерб определяется в денежном выражении и на определенную дату.
С 1 января 2021 года вступают в силу Требования к коммуникациям, соединяющим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с емкостями для приемки этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)
Установление таких требований было предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2019 N 481-ФЗ.
У организаций, имеющих лицензию на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также у соискателей такой лицензии основное технологическое оборудование для производства этилового спирта должно быть соединено с емкостями для приемки этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) коммуникациями, отвечающими установленным требованиям.
Приказ действует шесть лет со дня его вступления в силу.
С 1 января 2021 г. устанавливаются требования к лесоразведению
Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и землях иных категорий (землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, землях запаса), на которых ранее не произрастали леса, в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях.
Лесоразведение осуществляется:
лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов;
лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий;
правообладателями земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда, земель запаса, в рамках осуществления работ в целях охраны таких земель;
органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках осуществления мероприятий по лесоразведению.
Работы по лесоразведению осуществляются путем создания искусственных лесных насаждений: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.