КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 19.02.2018
Процессуальный эстоппель: практика применения
Суды активно используют процессуальный эстоппель – принцип утраты права на возражение при недобросовестном или противоречивом поведении. Примеры эстоппеля смотрите в обзоре судебной практики, который подготовили эксперты "КонсультантПлюс".
Минстрой России предлагает исключить твердые отходы из сферы действия правил
вывоза бытовых отходов
Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. При этом Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были установлены новые требования к местам накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с изложенным проектом предусматривается сохранить действующий механизм вывоза отходов только для жидких бытовых отходов, к которым предлагается относить хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (фекальные и бытовые отходы нецентрализованной системы водоотведения).
Минстроем России предложен порядок принятия решения о согласовании места
размещения ТКО, а также порядок создания и ведения реестра мест накопления ТКО
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Места (площадки) накопления ТКО создаются, как правило, органами местного самоуправления (в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по созданию мест накопления ТКО возлагается на иных лиц).
Проектом устанавливается процедура рассмотрения заявки лица, на которого возложена обязанность по созданию места накопления ТКО, основания и порядок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании места размещения ТКО, а также порядок создания и ведения реестра мест накопления ТКО. Соответствующий реестр предлагается вести на бумажном носителе с размещением информации из него в открытом доступе в сети "Интернет".
Реестр должен содержать сведения о:
нахождении мест (площадок) накопления ТКО;
технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;
собственниках мест (площадок) накопления ТКО;
источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Предполагается, что проект вступит в силу с 1 января 2019 года.
Правительством РФ предложены поправки к законопроекту, регулирующему правовой статус и обязанности товарных агрегаторов в Интернете
В частности, агрегаторами предлагается считать владельцев программного обеспечения или сайтов (страниц), которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) одновременно возможность ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (возмездного оказания услуг) в объеме, предусмотренном в соответствующем предложении продавца (исполнителя), заключить с ним договор купли-продажи (возмездного оказания услуг), а также произвести
предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Также закрепляется обязанность продавца (исполнителя) предоставлять агрегатору и размещать на своем сайте достоверную информацию о себе (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) и в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщать агрегатору об изменениях такой информации.
Кроме того, устанавливается, что агрегатор не несет ответственности за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной информации о товаре (услуге), если агрегатор не изменяет такую информацию, предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Минздравом России предложена процедура выдачи "больничного" в форме электронного документа
Проектом, подготовленным в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вносятся поправки в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, которыми в числе прочего:
устанавливается, что листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе либо формируется с письменного согласия застрахованного лица в форме электронного документа застрахованным лицам - гражданам РФ, постоянно или временно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), указанным в статье 2 Федерального
закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
предусматривается, что формирование электронных листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также СНИЛС;
уточняются случаи и сроки выдачи листка нетрудоспособности на бумажном носителе (устанавливается порядок формирования электронного листка нетрудоспособности) в случае ухода за больным членом семьи и за больным ребенком;
устанавливается порядок действий медицинской организации при наличии ошибок в электронном листке нетрудоспособности;
корректируется порядок заполнения листка нетрудоспособности на бумажном носителе и предусматривается порядок формирования электронного листка нетрудоспособности.
Судья, который в период исполнения обязанностей получил заболевание, повлекшее инвалидность, вправе в силу своего конституционно-правового статуса рассчитывать на поддержку государства и соответствующее социальное обеспечение, учитывающее как его статус, так и размер заработной платы (ежемесячного денежног
о вознаграждения)
Конституционный Суд Рф признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и пункта 5 статьи 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных
со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
В соответствии с действующим правовым регулированием судья, ставший инвалидом вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности, и ушедший в отставку в связи с невозможностью по состоянию здоровья продолжать исполнение полномочий судьи, может избрать один из двух вариантов определения размера страховой пенсии по инвалидности. Первый предполагает преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи. Второй -
назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода исполнения обязанностей судьи, с тем чтобы по достижении возраста 55 лет (50 лет для женщин) приобрести право на предоставление ежемесячного пожизненного содержания пропорционально времени исполнения обязанностей судьи.
При избрании первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судьи, ушедшего в отставку, определяется с учетом того, что заработная плата (с 1 января 2013 года - ежемесячное денежное вознаграждение) судьи не включается в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи
с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"; подпункт 1 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса РФ); соответственно, в период осуществления полномочий судьи формирование расчетного пенсионного капитала, а с 2015 года - индивидуального пенсионного коэффициента не происходит.
В целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения ими своих полномочий Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими с 1 января 2002 года. В соответствии с названным федеральным законом расчетный пенсионный капитал судей формируется из средств, выделенных Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета в сумме, которая
рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз, на продолжительность периодов работы в должности судьи.
Со вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" по отношению к периодам работы в должности судьи применяется установленный данным федеральным законом индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый полный календарный год такой деятельности - 1,8.
Одновременно судье предоставлено право выбора порядка оценки пенсионных прав за периоды работы с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года: в соответствии с названным федеральным законом либо Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".
Применение в целях конвертации пенсионных прав судей указанных подходов, которые в системе пенсионного страхования используются для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (периодов, за которые не начисляются и не уплачиваются страховые взносы), включая те, которые не были связаны с осуществлением трудовой деятельности (в частности, периодов ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы,
ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности и т.п.), обусловлено тем обстоятельством, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на суммы заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи не начисляются и не уплачи
ваются.
Таким образом, размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения), а сам он при назначении пенсии в системе обязательного пенсионного страхования ставится в худшее по сравнению с застрахованными лицами положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.
Законодатель, не предусмотрев специального пенсионного обеспечения на случай установления судье инвалидности, препятствующей продолжению профессиональной деятельности, в рамках системы обязательного пенсионного страхования не создал и адекватного правового механизма, который позволял бы преобразовывать пенсионные права, приобретенные в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал (за период с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года) и индивидуальный пенсионный
коэффициент (начиная с 1 января 2015 года) в объеме, соотносимом с заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением) судей.
Второй вариант пенсионного обеспечения судьи в отставке, которому в период осуществления служебных обязанностей установлена инвалидность, основан на применении правила части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", которое не предусматривает учета периода осуществления полномочий судьи при преобразовании пенсионных прав, с тем чтобы сохранить право на получение ежемесячного пожизненного содержания по достижении установленного законом
возраста. В этом случае размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться исключительно на основе стажа и пенсионных прав, приобретенных до назначения на должность судьи. Следовательно, размер пенсии составит еще меньшую сумму, чем при преобразовании пенсионных прав, приобретенных в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал, однако по достижении 55-летнего (для женщин - 50-летнего) возраста судья получит возможность выбора м
ежду получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием, размер которого будет определен пропорционально количеству лет работы в должности судьи.
Применение части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" приводит к тому, что в течение зачастую продолжительного времени судья в отставке, который в силу состояния здоровья лишен возможности осуществлять даже те виды профессиональной деятельности, которые совместимы с его статусом, получает социальное обеспечение, не соответствующее конституционно-правовому статусу судьи и не соотносимое с его заработной платой (ежемесячным денежным
вознаграждением).
Следовательно, специальный правовой механизм социального обеспечения судей в отставке не предусматривает условий и порядка установления такого обеспечения в случае наступления препятствующей продолжению исполнения полномочий судьи инвалидности по причинам, не связанным со служебной деятельностью, а система обязательного пенсионного страхования, в силу того что судьи не подлежат данному виду страхования, не может обеспечить назначение страховой пенсии по инвалидности в размере, учитывающем заработную
плату (ежемесячное денежное вознаграждение), получаемую в период исполнения полномочий судьи.
Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедших в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, с тем чтобы гарантировать им надлежащую социальную защиту как лицам, обладающим
особым конституционно-правовым статусом.
Верховный Суд РФ отменил решение налоговой инспекции о доначислении НДС по сделке, признанной недействительной
По договору купли-продажи, заключенному в 2011 году, налогоплательщиком в собственность ЗАО был передан ряд объектов движимого имущества. По указанной операции налогоплательщиком был исчислен и уплачен в бюджет НДС. Впоследствии договор купли-продажи был признан недействительным как сделка с заинтересованностью.
По уточненной налоговой декларации, представленной за период совершения сделки, обществу был возвращен излишне уплаченный в бюджет налог.
Однако затем по результатам выездной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств по НДС за период, в котором спорная сделка была совершена. Для случая применения последствий недействительности сделки применяются положения пункта 5 статьи 171 и пункта 4 статьи 172 НК РФ, предусматривающие вычет сумм налога после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров. В связи с
чем обществу были доначислены соответствующие суммы налога.
Верховный Суд РФ не согласился с доводами налоговиков, обратив внимание, в частности, на следующее.
Налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов.
Само по себе то обстоятельство, что корректировка налога осуществлена обществом не в порядке применения налоговых вычетов, а в рамках подачи уточненной налоговой декларации за период первоначальной отгрузки товаров, не свидетельствует о неправомерности действий общества. Указанные действия не повлекли нарушения интересов казны.
Более того, до подачи уточненной налоговой декларации общество обращалось в налоговый орган с заявлением, в котором просило разъяснить, в каком порядке отражаются операции по применению последствий недействительности сделки, однако ответ на запрос по существу не был получен.
В этой связи Верховный Суд РФ принял решение об отмене решения налогового органа.
Минтрудом России рекомендован порядок оценки квалификации
госслужащих, участвующих в проектной деятельности Правительства РФ
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что для осуществления проектной деятельности государственному гражданскому служащему РФ необходимо соответствовать определенному уровню квалификации в зависимости от занимаемой роли в проекте.
Для прохождения процедуры оценки квалификации представитель нанимателя государственного органа предоставляет в центр компетенций проектного управления заявку по форме, представленной в приложении к Методическим рекомендациям, в бумажном или электронном виде.
Процедура оценки квалификации гражданских служащих - участников проектной деятельности осуществляется в форме экзамена. Центром компетенции проектного управления для проведения экзамена утверждается экспертная комиссия центра компетенций проектного управления. Решение, принятое в результате проведения экзамена, оформляется центром компетенции проектного управления протоколом. По результатам проведения экзамена при положительном решении о соответствии гражданского служащего установленным
требованиям центр компетенций проектного управления оформляет бессрочный сертификат, регистрирует его в установленном порядке и включает информацию в единый реестр участников проектной деятельности, прошедших процедуру оценки квалификации.
Требования к компетенциям госслужащих - участников проектной деятельности включают требования к персональным и управленческим компетенциям, а также к прикладным компетенциям.
Утвержден перечень ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимые уровни остатков которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
При этом устанавливается, что указанные максимально допустимые уровни контролируются:
изготовителем (поставщиком) - в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных;
при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств;
при осуществлении государственного контроля (надзора).
В сопроводительных документах на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, в том числе на сырье, необходимо будет указывать наименование ветеринарного лекарственного средства, дату его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного.
Данные положения настоящего Решения вступают в силу по истечении 180 календарных дней с даты его опубликования.