Верховный Суд РФ обобщил практику назначения и проведения судебной экспертизы по гражданским делам
В обзоре приведены положительные и негативные примеры выполнения судами требований норм ГПК РФ и Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности", устанавливающих:
порядок назначения судебных экспертиз (содержание соответствующего определения суда, в частности, правильная классификация видов экспертиз, а также наличие и содержание протоколов судебных заседаний, в которых заявлялись ходатайства о назначении экспертизы);
порядок определения дат и сроков проведения экспертиз;
основания для назначения комплексных, комиссионных, дополнительных и повторных экспертиз;
возможность назначения экспертизы по заявлениям о подложности имеющихся в деле доказательств (рассмотрены примеры назначения почерковедческой экспертизы);
обязанность разъяснения сторонам и другим участвующим в деле лицам права представлять суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертиз;
последствия уклонения от проведения экспертизы (в частности, по делам об установлении отцовства);
порядок приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы;
порядок, в т.ч. основания, выбора конкретного экспертного учреждения или эксперта;
порядок распределения судебных расходов (его оформления в судебном решении), касающихся оплаты проведенной по делу экспертизы.
В обзоре приведены также выводы Европейского Суда по правам человека о причинах задержки судебных разбирательств в связи с проведением экспертизы, сделанные, в том числе, на основании материалов дел по искам граждан Российской Федерации.
Верховный Суд РФ обобщил судебную практику по делам, связанным с воспитанием детей
В обзоре приведены положительные и негативные примеры выполнения судами требований норм Семейного кодекса РФ (с учетом разъяснений этих норм, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10), регулирующих:
порядок принятия искового заявления по спорам, связанным с воспитанием детей (определение лиц, имеющих право на подачу таких исковых заявлений);
порядок и содержание подготовки дел к судебному разбирательству (необходимость получения от органов опеки и попечительства до судебного заседания актов обследования условий жизни лиц, в частности, претендующих на воспитание ребенка);
участие в рассмотрении дел органов опеки и попечительства (их статус в процессе, определение конкретного органа либо нескольких органов, привлекаемых к участию в процессе);
участие прокурора в рассмотрении дел (обязательность участия прокурора в делах об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах);
рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (перечень и значение различных обстоятельств, подлежащих выяснению при решении этих вопросов, источники информации об этих обстоятельствах, мировые соглашения по указанным вопросам);
рассмотрение судами дел о лишении родительских прав (право ребенка на подачу соответствующего заявления, необходимость извещения о рассмотрении такого заявления другого родителя, проживающего отдельно, в т.ч. и находящегося в местах лишения свободы, обстоятельства, подлежащие исследованию при рассмотрении дела по существу);
рассмотрение судами дел о восстановлении в родительских правах (необходимость тщательного изучения изменившихся обстоятельств).
Определен порядок проведения Роспотребнадзором проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в рамках контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров
Определено, в частности, что плановая проверка проводится не чаще чем 1 раз в 3 года и, в общем случае, не должна превышать 20 рабочих дней.
Установлены права и обязанности должностных лиц Роспотребнадзора и субъектов проверки; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, а также требования к порядку их исполнения.
В приложении к документу приведены адреса территориальных органов Роспотребнадзора по регионам.
С 1 января 2012 года в связи с изменением кодов бюджетной классификации РФ изменены реквизиты счета для уплаты государственных, патентных и иных пошлин и платежей
В частности, установлены реквизиты счетов:
- для уплаты патентных и иных пошлин;
- для уплаты средств от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности РФ;
- для уплаты государственных пошлин за совершение действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
- для уплаты государственных пошлин за регистрацию и выдачу регистрационных свидетельств патентных поверенных;
- для внесения платы за проведение квалификационного экзамена при осуществлении аттестации кандидата в патентные поверенные.
В документе также приведены рекомендации по заполнению данных платежных документов.
Минфином РФ даны разъяснения по вопросу перечисления федеральными бюджетными и автономными учреждениями остатков средств от приносящей доход деятельности в федеральный
бюджет
Сообщается, в частности, что требование о перечислении в течение 2012 года в федеральный бюджет средств, отраженных по состоянию на 1 января 2012 года на лицевых счетах получателя бюджетных средств с признаком "без права расходования", в соответствии с пунктом 5 Письма Минфина РФ N 02-03-09/5232 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-735 от 25.11.2011, распространяется только на средства, которые были отражены на лицевых счетах получателя бюджетных средств "без права расходования",
вследствие того, что в разрешении на осуществление приносящей доход деятельности отсутствовал источник образования указанных внебюджетных средств.