С 1 января 2012 года вступят в силу "антимонопольные поправки" в российское законодательство
Основные изменения коснулись положений Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе:
- уточнен понятийный аппарат Закона, введено такое понятие как "лицо, являющееся объектом экономической концентрации";
- уточнены правила признания цен монопольно высокими (определены условия, при которых цены на товары таковыми не признаются);
- скорректированы нормы Закона, предусматривающие критерии признания действий хозяйствующих субъектов согласованными и приводящими к ограничению конкуренции, а также критерии признания совокупности лиц - группой лиц для целей данного Закона. Определен ряд случаев, при которых являются допустимыми ограничивающие конкуренцию соглашения о совместной деятельности;
- определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров;
- предусмотрена возможность направления хозяйствующему субъекту предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
- уточнены условия, при которых создание и реорганизация хозяйствующих субъектов осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа;
- введены дополнительные требования к составу и содержанию документов, прилагаемых к ходатайству (уведомлению) об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю;
- определены основания для пересмотра решения (предписания) по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Отдельные изменения внесены также в Федеральные законы "О естественных монополиях" (в частности, к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры), "Об электроэнергетике" (введено понятие манипулирования ценами на рынках электрической энергии), а также Уголовный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и некоторые другие законодательные акты РФ.
С 1 июля 2012 года в Российской Федерации появится еще один вид юридических лиц, относящихся к коммерческим организациям, - хозяйственные партнерства
Участниками хозяйственного партнерства (их должно быть не менее двух) могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах может быть запрещено или ограничено.
Создание хозяйственного партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается; в то же время реорганизовано партнерство может быть только в форме преобразования в акционерное общество. Партнерство не может быть учредителем или участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Правительством РФ могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.
Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Оно также не вправе размещать рекламу своей деятельности.
В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определены уставом либо единогласным решением всех участников на весь срок деятельности партнерства.
Федеральный закон "О хозяйственных партнерствах" регулирует и другие вопросы, связанные с созданием, особенностями осуществления деятельности, управлением партнерством, взаимоотношением его участников, реорганизацией и ликвидацией.
Не позднее
1 февраля 2013 года в системе арбитражных судов должен быть образован специализированный суд по рассмотрению дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, - Суд по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
В качестве суда первой инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает:
дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на технологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов
интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
об установлении патентообладателя;
о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Указанные дела будут рассматриваться Судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.
Уточнены полномочия государственных органов и иных организаций в сфере регулирования электроэнергетики, а также полномочия органов самоуправления рынка электроэнергии
Правительству РФ предоставлено полномочие по утверждению правил технологического функционирования электроэнергетических систем и по определению механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем определения надбавок к ценам на такую электроэнергию.
Правительство РФ или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти получили право утверждать правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, а также устанавливать применяемые до 1 января 2014 года тарифы на электроэнергию (мощность), продаваемую и приобретаемую на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств.
Совет оптового рынка электроэнергии должен, помимо других своих функций, осуществлять мониторинг ценовой ситуации на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) и проводить мероприятия в соответствии с правилами оптового рынка, обеспечивающие принятие советом рынка решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта оптового рынка или о лишении юридических лиц этого статуса.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью получила право преимущественной покупки объектов электросетевого хозяйства, входящих в эту сеть.
Территориальные сетевые организации отнесены к естественным монополиям.
В Федеральный закон "Об электроэнергетике" внесены и другие изменения, уточняющие полномочия упомянутых лиц, а также затрагивающие иные вопросы электроэнергетики, в т.ч. процедуры, связанные с ценообразованием на рынках электроэнергии и получением статуса субъекта этих рынков.
Уточнены требования к оборудованию и застройке рынков
Установлено, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О розничных рынках...", содержащей требования к планировке,
перепланировке и застройке рынка.
С указанной даты для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Данные требования в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения применяются с 1 января 2015 года, а требования в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - с 1 июля 2012 года (ранее - с 1 января 2012 года).
С 1 января 2013 года вступает в силу Закон, устанавливающий порядок ротации гражданских служащих в целях повышения эффективности гражданской службы
и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы
Законом устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обязанность представителя нанимателя в данном случае предложить иную должность гражданской службы.
Перечень должностей, по которым предусматривается ротация, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
Установлена административная ответственность за сокрытие информации управляющими домами, а также за нарушение правил присоединения к электросетям и другим коммунальным сетям
Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (нарушение порядка, способов, сроков раскрытия информации либо ее раскрытие не в полном объеме или предоставление недостоверной информации), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. За повторное
нарушение указанных требований должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.
За нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения (несоответствии предлагаемых потребителю технических условий установленным правилам, нарушение сроков представления потребителю проекта договора или технических условий, необоснованный отказ в заключении договора, если эти нарушения не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства) установлен штраф, налагаемый
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. За повторное в течение года нарушение указанных правил размер штрафа увеличен - на должностных лиц он может налагаться в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Дела о нарушении правил раскрытия информации управляющими домами рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (органы исполнительной власти субъектов РФ должны осуществлять этот контроль в порядке, установленном Минрегионом РФ), а дела о повторных аналогичных правонарушениях - судьи. Дела о нарушении правил подключения к коммунальным сетям рассматривают антимонопольные органы.
Поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах
для решения вопроса о возбуждении уголовного дела
Соответствующее дополнение внесено в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Изменениями, внесенными в статью 241 УПК РФ, установлено, что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.
Регистрационный учет граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места
жительства, осуществляется по выбору гражданина в одном из поселений муниципального района, в границах которого проходят маршруты его кочевий
В соответствии с законодательством РФ к коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
К особой категории относятся коренные малочисленные народы, ведущие кочевой образ жизни, обусловленный особенностями их хозяйствования (выпас оленей). Указанные лица не обладают постоянным местом жительства, проживают в переносных видах жилища, которые не попадали под определение "место жительства", содержащееся в предыдущей редакции Закона.
Срок предоставления Минюстом РФ информации физическим и юридическим
лицам о зарегистрированных организациях не должен превышать 10 рабочих дней с даты поступления заявления
Административным регламентом определен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении Минюстом РФ информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, а также требования к порядку их выполнения.
В приложении к документу приведены адреса структурных подразделений Минюста РФ по регионам, а также форма заявления на предоставление вышеуказанной информации.
Сведения
из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков должны предоставляться Росреестром по запросу любого физического или юридического лица не позднее 5 рабочих дней с даты его поступления
В Административном регламенте определены:
круг заявителей;
требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
стандарт предоставления государственной услуги (результат, сроки предоставления услуги, перечень документов, необходимых для предоставления услуги);
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
формы контроля за исполнением Регламента;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.
Установлены размеры окладов по типовым воинским должностям, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах
РФ, в СВР РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ и Службе специальных объектов при Президенте РФ
Данные оклады применяются:
- при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- при назначении пенсий в соответствии с вышеуказанным законом военнослужащим, увольняемым с военной службы, и членам их семей, начиная с 1 января 2012 г.;
- при сохранении выплаты оклада по воинскому званию в течение 1 года после увольнения с военной службы военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы без права на пенсию по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Если размер пенсии, исчисленный с применением данных окладов, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленного в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2012 года, указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", - с 1 января 2013 года.