КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 18.11.2019
Курс повышения квалификации Data Lawyers "Правовой режим оборота и обработки данных"
Юристы получат навыки организации системной работы с информацией и данными в компании. Вместе с преподавателями-практиками из России, Европы и США слушатели изучат нормативные требования и правоприменительную практику в области сбора, хранения и обработки всех видов данных.
Использование жилых домов для богослужений возможно, но без полной их трансформации в культовые помещения
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явился абзац второй статьи 42 Земельного кодекса РФ и часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о привлечении собственника жилого дома на земельном участке для ведения ЛПХ к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению, если он предоставил религиозной организации возможность осуществлять в этом доме богослужения (религиозные обряды и церемонии), а также использовать
его адрес в качестве адреса религиозной организации.
Суд признал данные нормы не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают привлечения к административной ответственности собственника в случаях предоставления религиозной организации возможности совершать в этом помещении богослужения и не допускают использования жилого помещения религиозной организацией, когда оно, фактически утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового помещения либо
административного (служебного) помещения религиозной организации.
Суд постановил, что дело заявительницы подлежит пересмотру. При этом правоприменителям, рассматривающим вопрос о привлечении к административной ответственности, необходимо исследовать вопрос об использовании жилых помещений не по назначению с учетом всей совокупности фактических обстоятельств, свидетельствующих о полной трансформации жилого помещения в культовое или административное (служебное) помещение.
Определены правила реализации в ЕАЭС информационного взаимодействия при осуществлении контроля соблюдения антимонопольного законодательства
Правила приняты с целью обеспечения информационного взаимодействия между ЕЭК и уполномоченными органами государств ЕАЭС в процессах:
- контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках и конкурентного (антимонопольного) законодательства;
- введения государственного ценового регулирования и оспаривания решений государств-членов о его введении;
- формирования и использования общих информационных ресурсов в сфере конкурентной политики.
При этом планируется решение, в том числе, следующих задач:
- возможность направления в ЕЭК субъектами хозяйствования и заинтересованными лицами заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, проведения расследований, а также рассмотрения дел о таких нарушениях;
- автоматизированное формирование реестра нарушений общих правил конкуренции;
- опубликование на портале ЕАЭС перечня рассматриваемых дел о нарушении общих правил конкуренции и конкурентного (антимонопольного) законодательства, а также сведений о делах, по которым принято решение уполномоченных органов государств-членов или ЕЭК;
- использование участниками информационного взаимодействия в рамках реализации общего процесса единой нормативно-справочной информации ЕАЭС.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
С 1 января 2020 года учителям, переехавшим на работу в малые города и сельскую местность, будет предоставляться единовременная компенсационная выплата
Выплаты предназначены для учителей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в рамках госпрограммы "Земский учитель".
Выплата предоставляется уполномоченным региональным органом власти на основании заключенного с учителем договора, а также трудового договора, заключенного учителем с общеобразовательной организацией.
Учитель, заключивший трудовой договор, принимает следующие обязательства:
- исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения трудового договора по должности;
- в случае неисполнения данного обязательства возвратить выплату в бюджет региона в полном объеме при расторжении трудового договора.
Определены также правила федерального субсидирования регионов в целях предоставления выплат.
Минпромторг России уполномочен разрабатывать проекты документов стратегического планирования в сфере производства элементов электронной аппаратуры
Министерство также будет осуществлять финансовую поддержку субъектов деятельности в данной сфере; поддержку их научно-технической и инновационной деятельности; информационно-консультационную поддержку, поддержку в области развития кадрового потенциала и в области внешнеэкономической деятельности.
В ДФО вводится возможность для участников контрактной системы закупок дистанционного участия в рассмотрении жалоб посредством видео-конференц-связи
Сообщается, что с 18 ноября 2019 года появится возможность участия в рассмотрении жалоб, принятых к рассмотрению в ЦА ФАС России на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, организаторов закупки, расположенных в ДФО, посредством видео-конференц-связи, предоставляемой территориальными органами ФАС России, находящимися в ДФО.
Кроме того, возможность дистанционного участия в рассмотрении жалоб посредством видео-конференц-связи в дальнейшем будет предоставлена и в других федеральных округах, о чем ФАС России дополнительно уведомит участников контрактной системы.
С 1 октября 2019 года действуют новые размеры месячных окладов сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ
Постановлением устанавливаются размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям для сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Установлено, что размеры месячных окладов сотрудников, замещающих должности начальствующего состава с двойным наименованием, устанавливаются по первой части наименования должности.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 7 июня 2014 г. N 525 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы".
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.
Законопроект о списании долга по зарплате без суда подготовлен ко второму чтению
Поправками предлагается придать силу исполнительного документа решениям государственных инспекторов труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
В этом решении должны содержаться, в числе прочего, сведения о реквизитах банковского счета взыскателя и проставляться отметка о вручении указанного решения работодателю.
Предусматриваются особенности исполнения такого решения судебным приставом-исполнителем.
Уточняется, что исполнительное производство по исполнению решения оканчивается в случаях:
перечисления взыскателю денежных средств в полном объеме;
отсутствия в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах должника денежных средств, достаточных для исполнения решения, за счет которых частично или в полном объеме могут быть удовлетворены требования взыскателя.
Актуализирован порядок формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений
Реализованы нормы Федерального закона от 06.02.2019 N 7-ФЗ, предусматривающего наделение Роструда новым полномочием по осуществлению контроля (надзора) за порядком представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещением указанных сведений в нем.
Поправками, внесенными в Правила формирования и ведения федерального реестра, установлено, что:
уполномоченные должностные лица несут административную ответственность за своевременность, достоверность и полноту представления и размещения сведений, подлежащих включению в реестр;
ПФ РФ - оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает направление уведомления в территориальные органы Роструда в субъектах РФ о выявленных нарушениях своевременности, достоверности и полноты представления и размещения сведений в реестре.
В перечень причин получения гражданином инвалидности включена новая позиция
Внесены изменения в правила признания лица инвалидом.
Установлена дополнительная причина получения инвалидности - инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций.
Данной поправкой реализованы нормы Федерального закона от 02.08.2019 N 320-ФЗ, которым соответствующие категории лиц отнесены к инвалидам и ветеранам боевых действий.
По автомобилям марок "Land Rover" и "Audi" приведена информация о наличии оснований для применения повышающих коэффициентов к ставке налога
Исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в отношении дорогостоящих автомобилей, информация о которых включена в Перечень, ежегодно публикуемый Минпромторгом России.
Повышающий коэффициент не применяется в случае отсутствия легкового автомобиля в Перечне или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю Перечня.
С учетом паспортных и технических данных сообщено, в частности, следующее:
ТС марки "Land Rover" модели (версии) "Range Rover Sport V6 S/C 3.0 AB DYN" и объемом двигателя 2995 куб. см может быть отнесено к позиции 214 Перечня для налогового периода 2019 года при условии, что с года выпуска прошло от 1 до 3 лет (включительно);
ТС марки "Land Rover" модели (версии) "Range Rover 4.4L SDV8 Vogue SE-TL5" с типом двигателя "дизель" и объемом двигателя 4367 куб. см может быть отнесено к позиции 195 Перечня для налогового периода 2019 года при условии, что с года выпуска прошло от 1 до 4 лет (включительно), за исключением 3 года;
ТС Audi A8 Long Limousine Quattro 3.0 TFSI V6 250 кВт tiptronic 2018 года выпуска в Перечень для налогового периода 2019 года не входят.
В информационном ресурсе ФНС России будут содержаться актуальные сведения о банковских счетах налогоплательщиков
Сообщается, что теперь банки, у которых отозвана лицензия, будут предоставлять сведения о закрытии счетов своих клиентов в ФНС России.
Это поможет обеспечивать достоверными сведениями о банковских счетах самих налогоплательщиков, а также представителей госорганов, имеющих право на доступ к такой информации, и взыскателей.
Уникальный идентификатор договора, по обязательствам из которого формируется кредитная история, будет присваиваться по утвержденным правилам
Источник формирования кредитной истории должен присваивать каждому договору займа, поручительства и независимой гарантии, по обязательствам из которых формируется кредитная история, уникальный идентификатор договора (УИД).
УИД должен присваиваться с использованием по решению источника формирования кредитной истории либо программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Банка России, либо иного программного обеспечения, позволяющего присвоить УИД.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Банк России одобрил разработанный АО "ДОМ.РФ" Стандарт ипотечного кредитования
Стандартом предусматривается применение единых подходов к взаимодействию кредиторов и заемщиков по ипотечному кредитованию, а также использование типовых форм оформляемых документов.
По мнению Банка России стандартизация отношений по сопровождению и секьюритизации ипотечных кредитов (займов) и внедрение социально ответственных норм поведения для их участников способны оказать положительный эффект на рынок ипотечного кредитования в целом.
Кредитные организации, разделяющие предусмотренные Стандартом правила, вправе добровольно присоединиться к Стандарту.
В целях повышения уровня доверия к финансовому рынку Банк России предлагает кредитным организациям рассмотреть вопрос о присоединении к Стандарту для применения его положений в своей деятельности.
Банк России считает возможным отложить применение мер ответственности в связи с нарушением правил присвоения УИД
Источник формирования кредитной истории должен присваивать каждому договору займа (кредита), договору поручительства и независимой гарантии, по обязательствам из которых формируется кредитная история, уникальный идентификатор договора (сделки) (УИД).
Принимая во внимание необходимость проведения комплекса организационно-технологических мероприятий, направленных на выполнение указанных требований, Банк России считает целесообразным за отсутствие УИД в составе информации, представляемой в бюро кредитных историй, применять к указанным лицам меры по истечении 180 дней со дня вступления в силу Указания Банка России от 09.09.2019 N 5251-У, которым установлены правила присвоения УИД.
Обновленные указания по заполнению статистической формы N 2-ТП (водхоз), по которой предоставляются сведения об использовании воды, действуют с отчета за 2019 год
Форму ежегодно, 22 января после отчетного периода, предоставляют в территориальные органы Росводресурсов все юридические лица и индивидуальные предприниматели:
- осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
- осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
- получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
- получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
- имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
Минфином России подготовлены вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках проведения проверок соблюдения СРО аудиторов требований к ВККР
Разработана примерная программа проверки соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований по осуществлению внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Согласно документу в рамках проверки исследованию подлежат следующие, в частности, вопросы:
соответствие внутренней организационно-распорядительной документации требованиям по осуществлению ВККР;
достаточность финансовых ресурсов для осуществления ВККР, в том числе ресурсов, направленных на проведение профилактических мероприятий и консультационной помощи членам СРО;
достаточность и результативность трудовых ресурсов, а также системы повышения квалификации контролеров для осуществления ВККР.
Уточнена сфера действия Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон
Так, из сферы действия Правил исключены организации, не оказывающие существенного влияния на электроэнергетический режим электроэнергетических систем.
Кроме того, уточнен порядок проведения мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, скорректированы условия готовности к работе в отопительный сезон.
Срок введения обязательной маркировки молочной продукции - 1 июня 2020 года
Ранее было установлено, что срок введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р, будет определен по результатам проводимого эксперимента. Теперь установлена точная дата - 1 июня 2020 года.
Кроме того, в распоряжении Правительства РФ содержится указание на то, что ввод в оборот этой продукции без нанесения средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о ее маркировке, а также оборот и вывод из оборота продукции, не маркированной средствами идентификации, допускается до 1 декабря 2020 г.
Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности определено ФГУП "РосРАО"
Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет функции, предусмотренные Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", в том числе является оператором ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Утверждена типовая форма договора, по которому участникам оборота обувных товаров предоставляются коды маркировки такой продукции
В соответствии с договором оператор государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (ООО "Оператор-ЦРПТ"), обязуется сгенерировать указанное в заявках участника количество кодов маркировки и предоставить их ему, а участник обязан оплачивать данные услуги в размере 50 копеек за один код. Предоставление кодов осуществляется оператором при условии их оплаты участником до внесения в информационную систему сведений о нанесении кода маркировки.
Для участников эксперимента по маркировке шин и покрышек подготовлены методические рекомендации
Эксперимент проводится в России с 20 июня по 30 ноября 2019 года согласно Постановлению Правительства РФ от 11.06.2019 N 753.
Целью эксперимента является, в том числе, апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации шин и покрышек для обеспечения противодействия их незаконному ввозу, производству и обороту, в том числе контрафактных, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей.
Рекомендации устанавливают:
порядок маркировки средствами идентификации шин и покрышек пневматических резиновых новых, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4011, кроме 4011 30 000 0, и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, и определяющих виды товара "Шины" независимо от их типоразмера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых они изготовлены;
порядок представления участниками эксперимента информации об обороте товара "Шины" оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
характеристики средств идентификации товара "Шины";
порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников эксперимента.
Для участников эксперимента по маркировке отдельных товаров продукции легкой промышленности подготовлены методические рекомендации
Эксперимент проводится в России с 27 июня по 30 ноября 2019 года согласно Постановлению Правительства РФ от 22.06.2019 N 790.
Целью эксперимента является, в том числе, апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности для обеспечения противодействия их незаконному ввозу, производству и обороту, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей.
Рекомендации устанавливают:
порядок маркировки средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности, например, предметов одежды, включая рабочую одежду, изготовленных из натуральной или композиционной кожи, и ряда других;
порядок представления участниками эксперимента информации об обороте товаров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;
характеристики средств идентификации товаров;
требования к техническим средствам, используемым участниками эксперимента, и к участникам эксперимента, получающим технические средства от оператора;
порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников эксперимента.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Скорректирован состав сведений о выданных свидетельствах о госрегистрации продукции, которые могут быть получены таможенными органами государств - членов ЕАЭС
Таможенными органами государств - членов ЕАЭС при осуществлении информационного взаимодействия вправе получать сведения о выданных свидетельствах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС (технических регламентов Таможенного союза) или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
В состав таких сведений внесены технические корректировки.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Требования к безопасности пищевой продукции предлагается усилить
Поправки в техрегламент касаются требований к обогащенным, специализированным пищевым продуктам, в том числе биологически активным добавкам к пище, в части уровня содержания и перечня разрешенных для использования в пищевой промышленности биологически активных веществ. Изменения также направлены на предотвращение случаев введения потребителя в заблуждение относительно свойств пищевой продукции и гармонизацию с международными требованиями.
Кроме того, вводятся требования безопасности облученных пищевых продуктов.
Так, в частности, проектом устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда может проводиться облучение (радиационная обработка) пищевой продукции:
существует технологическая необходимость;
облученная пищевая продукция не оказывает отрицательного воздействия на здоровье человека;
радиационная обработка не применяется в качестве замены необходимых санитарно-гигиенических мероприятий при производстве или выращивании пищевой продукции.
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 октября 2019 г. по 14 ноября 2019 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 447,7 доллара США за тонну.
Из примерной формы охотхозяйственного соглашения исключено указание годового размера арендной платы и сборов за пользование объектами животного мира
Таким образом, соглашение приведено в соответствие с поправками в Закон об охоте, внесенными Федеральным законом от 02.08.2019 N 296-ФЗ и предусматривающими исключение из него данных положений.
По такому соглашению уполномоченный региональный орган власти обязуется предоставить в аренду земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, а указанные лица - обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры.
Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждена Приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.
С 10 января по 22 февраля 2020 года будет проведен региональный этап всероссийской олимпиады школьников
Олимпиада проводится по следующим общеобразовательным предметам: русский и иностранные языки, обществознание, информатика, право, астрономия, экология, география, физика, биология, литература, химия, искусство, математика, история, физкультура, ОБЖ, экономика, технология.
Цель Олимпиады - выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний, отбор лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах.
Минпросвещения России подготовлен проект обновленного стандарта основного общего образования (5 - 9 классы), размещенный на портале regulation.gov.ru до 27 ноября 2019 года для общественного обсуждения
Согласно проекту формируемая учениками часть программы будет составляться по выбору их родителей из перечня предлагаемого образовательной организацией.
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы, срок получения образования может быть сокращен. Увеличение или сокращение срока обучения предусматривает специальное структурирование программы основного общего образования по годам обучения.
При реализации программы организация вправе применять, в том числе, дистанционные образовательные технологии.
Уточнены требования к содержанию разделов образовательной программы (целевого, содержательного и организационного).
Определено, что требования к условиям реализации программы должны включать в себя, в том числе, общесистемные требования, требования к учебно-методическому обеспечению, к психолого-педагогическим условиям реализации программы.
Предполагается ввести обновленный стандарт в действие с 1 сентября 2021 года.
Проект обновленного стандарта начального общего образования (1 - 4 классы) размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru до 27 ноября 2019 года
Согласно проекту, подготовленному Минпросвещения России, формируемая учениками часть программы будет составляться по выбору их родителей из перечня предлагаемого образовательной организацией.
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам освоения программы, срок получения образования может быть сокращен.
При реализации программы организация вправе применять, в том числе, дистанционные образовательные технологии.
Требования к содержанию разделов образовательной программы (целевого, содержательного и организационного) существенно детализированы.
Определено также, что требования к условиям реализации программы должны включать в себя, в том числе, общесистемные требования, требования к учебно-методическому обеспечению, к психолого-педагогическим условиям реализации программы, которые также детализированы.
Предполагается ввести обновленный стандарт в действие с 1 сентября 2021 года.
Скорректированы требования к антитеррористической защищенности объектов Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти
Речь идет о Федеральном агентстве воздушного транспорта, Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Федеральном дорожного агентстве, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, их территориальных органах, а также подведомственных им организациях.
В частности, закреплены меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Генпрокуратурой даны рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законов при создании и эксплуатации комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД
Проведенный Генпрокуратурой РФ анализ состояния законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения показал, что в местах функционирования комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД отмечается снижение общего их количества и тяжести последствий. Вместе с тем выявлены многочисленные нарушения законодательства, связанные с ненадлежащей эксплуатацией комплексов, необоснованным привлечением лиц к административной ответственности либо освобождением от нее ввиду некорректной работы
оборудования, необеспечением его технической защищенности и др.
В Рекомендациях приведены, в том числе:
особенности организации прокурорского надзора за исполнением установленных требований;
типичные нарушения законов, связанные с созданием и эксплуатацией комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД;
положения об ответственности за нарушение законодательства в указанной сфере правоотношений;
меры прокурорского реагирования.
В частности, обращается внимание на то, что существенным фактором, способствующим оптимальной организации работы прокурора по надзору за исполнением законов при создании и эксплуатации комплексов, является ее надлежащее информационное обеспечение. Также в ходе планирования и реализации надзорных мероприятий особое внимание надлежит уделять исполнению требований законодательства при расходовании бюджетных средств.