Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 27.11.2017


Практика антимонопольных органов в системе КонсультантПлюс

В систему КонсультантПлюс включено свыше 426 000 документов Федеральной антимонопольной службы России и ее территориальных управлений (ФАС и УФАС). Они размещены в новом информационном банке "Практика антимонопольной службы". Документы помогут подготовиться к закупкам и торгам, составить жалобу в ФАС и УФАС, оспорить вынесенное решение, оценить антимонопольные риски.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 27.11.2017

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2580-р
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.11.2016 N 2428-р>

На 2017 год снижена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ

Квота уменьшена с 110880 до 110160 разрешений.

Также уточнено распределение квоты по отдельным федеральным округам и субъектам РФ. В частности, снижено количество разрешений по ЦФО (с 33400 до 33050 штук), увеличено количество разрешений по Приволжскому федеральному округу (с 19050 до 20250 штук).

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2581-р
<Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2018 год>

На 2018 год уменьшена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ

Квота установлена в количестве 90360 штук. На 2017 год аналогичная квота была установлена в количестве 110880 разрешений.

Квота распределена по субъектам РФ. В частности, количество разрешений по Центральному федеральному округу составляет 28150 штук (на 2017 год - 33400), по Северо-Западному - 6610 штук (на 2017 год - 9360), по г. Москве - 2000 штук (без изменений), по Санкт-Петербургу - 1500 штук (без изменений).

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1411
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации на развитие гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша и поддержку российско-польского диалога"

Обновлены правила предоставления федеральных субсидий НКО на развитие гуманитарного сотрудничества между Россией и Польшей и поддержку российско-польского диалога

Определено, что субсидия предоставляется, в том числе, на осуществление следующих видов деятельности:

- финансирование научно-исследовательских проектов по изучению истории, национального наследия и культуры двух стран, истории российско-польских отношений;

- организация российско-польских форумов, симпозиумов, конференций, совещаний, круглых столов, коллоквиумов, дискуссий, лекций, семинаров, брифингов, презентаций, выставок, творческих встреч и иных научных, образовательных, просветительских и культурных мероприятий;

- поддержка научно-образовательной и учебной деятельности, в том числе содействие созданию и развитию филиалов и представительств российских вузов в Польше и польских вузов в России;

- издательская деятельность;

- учреждение средств массовой информации;

- организация производства телевизионных программ и радиопрограмм;

- создание электронных баз данных и интернет-ресурсов;

- предоставление физическим и юридическим лицам грантов для целей гуманитарного сотрудничества;

- учреждение и выплата стипендий студентам, аспирантам, ученым российских и польских организаций высшего образования и научных организаций;

- организация конкурсов на лучшее знание истории, национального наследия и культуры Российской Федерации и Республики Польша, истории российско-польских отношений;

- учреждение и присуждение премий и наград физическим и юридическим лицам за большой вклад в развитие российско-польского диалога.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 263, которым был утверждены ранее действовавшие правила предоставления таких субсидий.

"Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований"
(утв. МЧС России 16.10.2017)

МЧС России представлены материалы практики надзорной деятельности за 9 месяцев 2017 года с ответами на часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов

Доклады по правоприменительной практике с руководством по соблюдению обязательных требований составлены по следующим видам контроля (надзора):

федеральный государственный пожарный надзор;

государственный надзор в области гражданской обороны;

федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Также представлены ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства с руководством по соблюдению обязательных требований, дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению обязательных требований.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются, в том числе:

обеспечение единства практики применения органами контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством РФ;

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

В качестве источников формирования докладов использованы, в частности:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности.

В частности, в докладе по линии федерального государственного пожарного надзора отмечается, что количество плановых проверок снижено на 34,1% (2016 год - 85111 проверок, 2017 - 56915 проверок), внеплановых - уменьшено на 34,6% (2016 год - 101640 проверок, 2017 год - 71998 проверок).

Сообщается, что в рассматриваемом периоде проверочные листы уже используются при оценке противопожарного состояния населенных пунктов, граничащих с лесными массивами. С 1 октября текущего года введено их использование при проведении надзорных мероприятий в отношении кафе и ресторанов. С 1 июля 2018 года проверочные листы будут применяться для всех категорий объектов.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются, в том числе:

использование неисправного или несертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении.

В указанном докладе содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе:

наделен ли филиал юридического лица правом проводить обучение работников мерам пожарной безопасности, а также создавать свою квалификационную комиссию для проверки знаний;

как и с какой периодичностью проверяются ТСЖ и чем это регламентировано;

правомерно ли относить арендуемые помещения в зданиях торговых центров к самостоятельным объектам защиты;

как проводится внеплановая проверка объекта защиты, на который в орган ГПН поступило из соответствующей экспертной организации заключение о независимой оценке пожарного риска.

Проект Федерального закона N 322973-7
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

В Госдуму внесен законопроект об административной ответственности должностных лиц контролирующих органов субъектов РФ за нарушения в сфере долевого строительства

Законопроектом предусматривается административная ответственность за:

необоснованное принятие органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов, решения о выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, или об отказе в выдаче такого заключения (повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей);

нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства, а также за совершение такого правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение;

незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании слов "специализированный застройщик" либо образованных на их основе словосочетаний (повлечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей).

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Официальное разъяснение Банка России от 23.11.2017 N 1-ОР
"О применении отдельных норм Положения Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Банк России официально подтвердил, что страховщики не должны требовать справку о ДТП

В соответствии с абзацем шестым пункта 3.10 приложения 1 к Правилам ОСАГО, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, потерпевший на момент подачи страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению, в том числе, справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Приказом МВД России от 01.04.2011 N 154.

Форма справки о ДТП содержит, в том числе, информацию о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, их видимых повреждениях, водителях, страховых полисах ОСАГО участников ДТП.

20 октября 2017 года вступил в силу Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 (далее - Регламент МВД), которым не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП.

Поскольку Регламентом МВД не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП, требование о представлении указанного документа при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место, начиная с 20 октября 2017 года неправомерно.

Абзацем седьмым пункта 3.10 приложения 1 к Правилам ОСАГО предусмотрено представление страховщику извещения о дорожно-транспортном происшествии. Абзацем восьмым пункта 3.10 приложения 1 к Правилам ОСАГО предусмотрено представление страховщику копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ.

Указанные нормы Правил ОСАГО и Регламента МВД в системной взаимосвязи позволяют страховщику осуществлять в полном объеме действия, предусмотренные пунктом 4.22 приложения 1 к Правилам ОСАГО, если к заявлению потерпевшего не приложена справка о ДТП, но информация о транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их видимых повреждениях, водителях, страховых полисах ОСАГО участников ДТП зафиксирована в представляемых страховщику документах, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 3.10 приложения 1 к Правилам ОСАГО, либо если данная информация может быть получена страховщиком из автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и иных источников.

<Письмо> ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-14/20509@
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017)">

ФНС России подготовлен третий за 2017 год обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП

В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов:

решение об отказе в государственной регистрации является правомерным, поскольку поданное в регистрирующий орган заявление по форме N Р11001 не содержало заполненного листа З "Сведения об управляющем";

отсутствие у общества разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также отсутствие у директора разрешения на работу и (или) патента не свидетельствует о непредставлении заявителем необходимых для госрегистрации документов и не влечет отказ в государственной регистрации юридического лица;

при обращении в суд с требованием о признании недействительной госрегистрации ЮЛ в предмет доказывания входит не только оценка законности действий регистрирующего органа с точки зрения соблюдения административных процедур и регламентов, но и наличие грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при учреждении юридического лица;

нормы действующего законодательства не предусматривают досудебный порядок оспаривания в вышестоящий регистрирующий орган действий регистрирующего органа по отказу в принятии документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.

∙ ЖИЛИЩЕ

Проект Федерального закона N 322981-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Госдуму внесен законопроект о запрете привлечения жилищных сертификатов для финансирования жилищного строительства

В соответствии с предлагаемыми поправками:

привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию, не будет осуществляться путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

привлечение денежных средств может осуществляться жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральным законом, регулирующим деятельность таких кооперативов;

право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, при условии его соответствия нормативам финансовой устойчивости своей деятельности;

застройщик вправе осуществить замену уполномоченного банка, в этом случае застройщик, технический заказчик, генеральный подрядчик обязаны открыть счета в другом уполномоченном банке и перевести все суммы денежных средств на новые счета;

контролирующий орган обязан направить в Росреестр уведомление о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве в течение шести месяцев со дня наступления такой обязанности;

расширяется перечень информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий средства дольщиков (в частности, он обязан раскрыть информацию о градостроительном плане земельного участка), корректируется порядок раскрытия информации;

уточняются требования к лицам, которые не могут являться руководителем застройщика или главным бухгалтером застройщика;

уплата цены договора (т.е. размера денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства объекта долевого строительства) производится после государственной регистрации в безналичном порядке;

информация о застройщике должна также включать сведения о бенефициарных владельцах, которые вправе распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал застройщика, а также сведения о структуре учредителей и бенефициарных владельцах застройщика;

пересматриваются требования, касающиеся государственного регулирования, контроля и надзора в области долевого строительства (в частности, определяется, что согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя контролирующего органа по предложению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством РФ);

лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные дольщикам;

закрепляются полномочия Правительства РФ по установлению отдельных требований к единой информационной системе жилищного строительства, а также порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в этой системе, и др.;

расширяется перечень информации из ЕГРН, которую размещает орган регистрации прав в указанной системе, устанавливается перечень информации, которую размещают в системе органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора;

определяется процедура взаимодействия контролирующих органов, Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства и застройщиков в единой информационной системе жилищного строительства;

расширяются основания для приостановления регистрации прав и кадастрового учета по решению регистратора (в частности, если застройщиком не исполнены обязанности по передаче дольщику в течение трех месяцев со дня наступления исполнения такой обязанности в соответствии с договором объекта долевого строительства, входящего в состав многоквартирного дома, в отношении которого представлен договор участия в долевом строительстве на государственную регистрацию);

предусматриваются изменения в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

"Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
(утв. Рострудом)

Рострудом утверждено руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в указанной сфере и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований в части подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, рекомендации по соблюдению обязательных требований в части осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Кроме того, руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

"ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения"

С 1 декабря 2017 года начнет действовать новый Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-2017)

Объектами его классификации являются: виды пенсий и пособий; условия назначения и размеры пенсий; причины и группы инвалидности; общий трудовой и страховой стаж и их исчисление; надбавки к пенсиям; категории граждан, имеющих право на пенсии в связи с воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы или других причин; льготы различным категориям граждан в области социального обслуживания и др.

Классификатор предназначен для решения задач:

1) в области рациональной организации пенсионного обеспечения граждан, в том числе по:

- видам пенсий,

- категориям лиц, имеющих право на пенсию,

- основаниям, определяющим право на пенсию;

2) в области социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы или других причин, в том числе по:

- категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации,

- мерам социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации,

- возмещению вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

3) в области назначения пособий по социальному обеспечению, оказания мер социальной помощи, произведению страховых выплат и предоставления льгот инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе по:

- видам пособий, компенсационных выплат и социальных доплат к пенсии,

- размерам и назначению ежемесячных социальных выплат и материального обеспечения,

- мерам социальной поддержки и льготам инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и членам их семей и другим категориям лиц,

- группам населения, получающим бесплатно или по льготным ценам по рецептам врачей лекарственные средства и изделия медицинского назначения при амбулаторном лечении;

4) в области социального обслуживания граждан;

5) в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе по:

- целям, видам, формам проведения медико-социальной экспертизы,

- учебным заведениям для инвалидов,

- техническим средствам реабилитации и (или) услугам инвалидам;

6) в области социальной поддержки безработных граждан;

7) в области обеспечения граждан по обязательному социальному страхованию.

Классификатор (ОК 003-99) будет признан утратившим силу.

Приказ Минтруда России от 26.10.2017 N 756н
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам установления социальных пенсий"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2017 N 48965.

Установлены особенности назначения социальных пенсий детям, оба родителя которых неизвестны

В частности, указывается, что для назначения социальной пенсии указанной категории граждан необходимо предоставить документ, подтверждающий, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов. Таким документом, согласно приказу, является свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий такие сведения.

Кроме того, приказом корректируется форма заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), утвержденная Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению". Данная форма дополняется графами для проставления отметки о назначении социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны.

Приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.

∙ ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2595-р
<Об утверждении перечней недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанным с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия>

Правительством РФ обновлен перечень объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, производства и хранения гелия

Утвержденный перечень состоит из 125 группировок объектов недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документации объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия с указанием кода по ОК 013-2014 СНС 2008 каждой группировки.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ перечень используется для целей определения налоговой ставки по налогу на имущество организаций.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 года.

Информационное сообщение Минфина России от 24.11.2017
"О вступлении в силу Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 22.11.2004"

С 1 января 2018 года в РФ будет применяться Конвенция об избежании двойного налогообложения с Бразилией

Согласно ноте МИД России от 8 ноября 2017 года N 15888/лад, Конвенция между Россией и Бразилией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная в г. Бразилиа 22 ноября 2004 года, вступила в силу 19 июня 2017 года и будет применяться с вышеуказанной даты.

<Письмо> ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-18/12244@
"О порядке вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ"

ФНС России подготовлена информация о вступлении в силу новых положений законодательства, касающихся представления налоговыми органами интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве

В письме речь идет о Федеральном законе от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сообщается, в частности, о вступлении в силу:

с 28.06.2017 отдельных положений, предусматривающих возможность привлечения к субсидиарной ответственности "контролирующих лиц" организации-должника;

с 01.07.2017 вступают в силу положения, регламентирующие, в том числе, процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности.

Обращено внимание на то, что проекты заявлений (исковых заявлений) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве подлежат обязательному согласованию с центральным аппаратом ФНС России.

<Письмо> ФНС России от 04.07.2017 N ЕД-4-18/12864@
"О предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в отношении юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ"

Представителям юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ, справки о состоянии расчетов не выдаются

С даты внесения записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ ни само юридическое лицо, ни его законные представители или представители по доверенности (ввиду их отсутствия) не обладают полномочиями обращаться в налоговый орган для получения справки о состоянии расчетов.

В случае получения запроса от иных лиц (например, суда, рассматривающего спор о привлечении к субсидиарной ответственности) информация об этом направляется в Управление обеспечения процедур банкротства ФНС России, а предоставление запрашиваемой информации осуществляется исключительно после согласования с ФНС России.

<Письмо> ФНС России от 12.07.2017 N ЕД-4-18/13479@
"Об организации работы налоговых органов по исполнению пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ"

Налоговым органам предписано провести анализ наличия правовых оснований для привлечения контролирующих лиц организации, отвечающей признакам банкротства, к субсидиарной ответственности

Если неисполнение обязательств общества обусловлено недобросовестными или неразумными действиями лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

В письме сообщается, что анализ возможности привлечения к субсидиарной ответственности указанных лиц проводится:

при выявлении соответствующей информации по результатам мероприятий налогового контроля контрагентов указанного лица и (или) аффилированных с ним лиц;

при поступлении обращений или информации от правоохранительных органов, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления, третьих лиц;

при получении информации иным способом, если она позволяет сделать обоснованное предположение о том, что привлечение к субсидиарной ответственности возможно.

Не позднее даты подачи в суд заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности налоговый орган отменяет ранее принятое решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и о ее списании, если будет выявлена возможность ее погашения, то есть будут установлены:

правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности;

контролирующее должника лицо;

возможность фактического исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.

<Письмо> ФНС России от 03.10.2017 N ОА-4-17/19905@
"О направлении разъяснений"

ФНС России разъяснила, каким налоговым органом будет рассматриваться дело об административном правонарушении в сфере валютного законодательства, совершенном крупнейшим налогоплательщиком

Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 5 указано, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица.

Таким образом, место совершения административного правонарушения определяется не местом постановки на учет организации - крупнейшего налогоплательщика, а местом ее нахождения.

Вместе с тем согласно ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

С учетом изложенного указано, что дело об административном правонарушении, объективная сторона которого выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, может быть рассмотрено налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве крупнейшего, только в случае проведения административного расследования по такому делу. В ином случае материалы дела подлежат передаче на рассмотрение в территориальный налоговый орган по месту нахождения указанного крупнейшего налогоплательщика.

<Письмо> ФНС России от 25.10.2017 N БС-4-21/21517
"Об условиях признания земельного участка входящим в состав общего имущества многоквартирного дома для применения подп. 6 п. 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации"

Отсутствие госрегистрации права общей долевой собственности на земельный участок не препятствует госрегистрации права на помещение в многоквартирном доме, расположенном на этом участке

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

На основании Жилищного кодекса РФ переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с осуществлением государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Указано, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Вместе с тем, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.

<Письмо> ФНС России от 20.11.2017 N БС-4-21/23474@
"Об исчислении земельного налога в случае изменения в течение налогового периода правообладателя земельного участка"

ФНС России напомнила об исчислении земельного налога в случае изменения правообладателя земельного участка в течение налогового периода

На запрос налогового органа Минфин России ответил, что его позиция по данному вопросу изложена в письме от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40.

В частности было указано, что в случае, если правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости) и документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату государственной регистрации прав.

∙ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Проект Федерального закона N 232097-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.11.2017)

В первом чтении принят законопроект, вводящий обязательное информирование заемщика о задолженности и об остатке лимита кредитования по договору потребительского кредита (займа)

Соответствующие изменения предлагается внести в статью 10 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

Обязанность по информированию заемщиков предлагается возложить на кредиторов, предоставивших потребительский кредит (заем) с использованием электронного средства платежа. Информирование будет производиться посредством направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

Проект Федерального закона N 318825-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.11.2017)

В Госдуму внесены поправки, позволяющие компаниям по решению Правительства РФ не раскрывать информацию о себе

Законопроектом, в числе прочего, предусматривается наделение Правительства РФ полномочиями по установлению:

- перечня информации, которая не включается в отчет о заключенных публичным акционерным обществом сделках с заинтересованностью направляемого лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров (данную норму предлагается включить в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах");

- перечня информации, не раскрываемой эмитентом на рынке ценных бумаг (изменение Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");

- перечня информации, включаемой в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, но не размещаемой в сети "Интернет", а также перечня лиц, информация о которых, содержащаяся в указанном реестре, не подлежит размещению в сети "Интернет" (изменение Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей");

- ограничений на передачу источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй (дополнение Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях");

- перечня информации, не составляющей государственной тайны и включаемой в состав консолидированной финансовой отчетности, при наличии которой указанная отчетность не подлежит раскрытию (дополнение Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности");

- особенностей осуществления закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе (изменение в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

∙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 22.11.2017 N 772
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"

Росстатом утверждены новые указания по заполнению статистических форм N П-1, П-2, П-3, П-4 и П-5(м)

Форму N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Некоммерческие организации предоставляют форму N П-1 при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.

Форму N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы" предоставляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие (в том числе религиозные) организации всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности.

Форму N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков и небанковских кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Форму N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие (в том числе религиозные) организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства).

Форму N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" предоставляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Некоммерческие организации предоставляют форму N П-5(м) при осуществлении производства товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.

По формам N П-1, N П-3, N П-5(м) вновь созданные организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, предоставляют формы федерального статистического наблюдения в соответствии с численностью работников отчетного года.

Признаны утратившими силу Приказы Росстата от 26.10.2015 N 498 и от 27.10.2016 N 686, которыми были утверждены ранее действовавшие указания по заполнению данных форм.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<Письмо> Минстроя России от 06.10.2017 N 36052-АС/08
<О применении СП 47.13330 "СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения">

Минстрой России разъяснил, какими нормативными документами следует руководствоваться при осуществлении инженерных изысканий

Указывается, что актуализированная редакция СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" утверждена Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр, с внесением изменений Приказом Минстроя России от 10.02.2017 N 86/пр. СП 47.13330.2016 введен в действие с 1 июля 2017 года.

Разделы СП 47.13330.2012 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень N 1521).

СП 47.13330.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365, с изменениями, внесенными приказом Росстандарта от 10.05.2017 N 932.

Таким образом, в работе следует руководствоваться на обязательной основе положениями СП 47.13330.2012, включенными в Перечень N 1521, и на добровольной основе положениями СП 47.13330.2016.

<Письмо> ФАС России от 16.11.2017 N ВК/79958/17
"О рассмотрении обращения"

ФАС России разъяснил, какими типовыми договорами следует руководствоваться при подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения заказчиков по ГОЗ

Указывается, в частности, что договоры водоснабжения и водоотведения, а также договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются публичными договорами. Типовые формы указанных договоров утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

В то же время, Постановлением Правительства РФ 26.12.2013 N 1257 утверждены типовые условия контрактов, которые должны применять заказчики при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа.

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) предусмотрено, что в ряде случаев заказчиком могут не применяться отдельные требования к условиям контракта, установленные 44-ФЗ. В таком случае контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ. В частности, требования 44-ФЗ могут не применяться при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося субъектом естественных монополий.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к естественным монополиям отнесены, в том числе, организации, оказывающие услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

Таким образом, при заключении договоров на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

Минздрав России предлагает предоставить продавцам право отказывать в розничной продаже алкоголя лицам, находящимся в нетрезвом состоянии

Данную поправку планируется закрепить в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Предусматривается, что при розничной продаже алкогольной продукции в стационарном торговом объекте должны быть выделены специальные места (отделы, секции, помещения) таким образом, чтобы демонстрация алкогольной продукции осуществлялась отдельно от других видов продуктов и товаров, а место демонстрации не было доступно прямому обозрению покупателями из тех мест торгового объекта, в которых продаются другие продукты и товары.

Согласно проекту для отсутствия прямого обозрения покупателями алкогольной продукции могут быть использованы такие способы, как демонстрация алкогольной продукции в отдельном помещении, торговом зале с отдельным входом из торгового объекта, ограждение выделенных мест для демонстрации алкогольной продукции ширмами, перегородками и другими устройствами, изолирующими выделенные места от прямого обозрения покупателями алкогольной продукции из других мест торгового объекта. Места (отделы, секции, помещения), выделенные для демонстрации алкогольной продукции, запрещается снабжать информационными указателями, щитами и вывесками. При этом данные требования не будут распространяться на специализированные стационарные торговые объекты, предназначенные исключительно для розничной продажи алкогольной продукции.

Также уточняется действие запрета розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в отдельных местах.

∙ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1413
"О перечне документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем аудиовизуального сервиса требований части 7 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также о форме и порядке направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, таких документов"

Правительством РФ определен порядок направления в Роскомнадзор документов о владельцах аудиовизуальных сервисов

Согласно Закону об информационных технологиях владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ, не имеющий гражданства другого государства. Иностранные граждане и организации вправе владеть либо управлять таким сервисом при условии согласования с правительственной комиссией.

Определен перечень документов, которые владельцы указанных сервисов направляют в Роскомнадзор для подтверждения соответствия указанным требованиям, а также порядок их направления.

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

<Письмо> Роспотребнадзора от 07.11.2017 N 09-23004-17-16
"О проведении медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек"

Региональные органы власти имеют право расширять перечень профессий, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, данные о которых заносятся в медкнижки

Роспотребнадзор напоминает, что в соответствии с п. 2 ст. 34 закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 N 32-П
"По делу о проверке конституционности статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина Е.Ю. Горовенко"

Лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области оперативно-розыскной деятельности, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ статьи 21 и 21.1 Закона РФ "О государственной тайне" в той мере, в какой содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что:

использование уполномоченными должностными лицами (органами) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела относящихся к государственной тайне результатов оперативно-розыскной деятельности не может служить препятствием для ознакомления лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела (поскольку в случае возбуждения уголовного дела он был бы признан потерпевшим или в случае завершения возбужденного уголовного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в его отношении судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам), с этим постановлением и дающими основание для его вынесения материалами, содержащими сведения о фактических обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии или наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

в случае приобщения к материалам проверки сообщения о преступлении документов и материалов, содержащих сведения в области оперативно-розыскной деятельности, имеющие гриф секретности, сохранность государственной тайны при ознакомлении лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, с материалами такой проверки и решением, принятым по ее результатам, может быть обеспечена путем использования предусмотренных законом механизмов, включая предупреждение о неразглашении государственной тайны, ставшей известной лицу в связи с ознакомлением с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и положенными в его основу материалами проверки сообщения о преступлении, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности в случае разглашения государственной тайны, а также хранение копий и выписок из процессуальных документов вместе с материалами указанной проверки;

уполномоченные должностные лица обязаны предпринимать все относящиеся к их компетенции меры, с тем чтобы в материалах проверки сообщения о преступлении содержались лишь те сведения, которые необходимы для принятия соответствующего процессуального решения, и тем самым исключались бы коллизии между требованиями защиты государственной тайны и гарантиями права лица на ознакомление с непосредственно затрагивающими его права и свободы документами и материалами, дающими основание для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами. В силу своего универсального характера конституционный принцип равенства оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Действие названного принципа, равно как и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. Соответственно, если постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, содержащее сведения в области оперативно-розыскной деятельности, составляющие государственную тайну, затрагивает права и свободы лица так, что в случае возбуждения уголовного дела это лицо было бы признано потерпевшим или в случае завершения возбужденного уголовного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в его отношении судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, то этому лицу - в силу принципа состязательности и равноправия сторон судопр оизводства - должны быть обеспечены процессуальные гарантии его участия в уголовном судопроизводстве на равноправной основе с органами и должностными лицами, осуществляющими на стадии возбуждения уголовного дела проверку сообщения о преступлении, включая возможность надлежащей подготовки и изложения им своей позиции по делу. Указанное лицо должно быть ознакомлено с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и с положенными в основу такого решения материалами, содержащими сведения о фактических обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, что обусловлено, наряду с особенностями данной процессуальной стадии, значимостью конституционного права на судебную защиту.

∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

<Письмо> ФНП от 20.11.2017 N 5083/03-16-3
<О правомерности взимания платы нотариусами за оказание услуг правового характера при совершении нотариальных действий>

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять ее размер

ФНП отмечается, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами законодательства РФ о нотариате нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно. К услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 03.07.2016 N 332-ФЗ, ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат. Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса.

Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению ФНП, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ.

Кроме того, обращается внимание на то, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта РФ при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым.

∙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1403
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 1027"

Автомобили глав парламентов, находящихся в РФ в рамках межпарламентских связей, будут сопровождаться автомобилями ГИБДД, имеющими специальные цветографические схемы и спецсигналы

Сопровождение будет предоставляться главам парламентов (главам палат парламентов) зарубежных государств, руководителям международных парламентских организаций и парламентских органов международных организаций, пребывающим в РФ в рамках межпарламентских связей Федерального Собрания Российской Федерации, на основании заявок председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации, либо лиц, исполняющих их обязанности.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2017 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное