КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 07.11.2017
Инструменты английского контрактного права при структурировании сделок по российскому праву
Задача курса – проанализировать институты английского права и российские аналоги, изучить перспективы использования соответствующих договорных инструментов в практике договорной работы по российскому праву.
Лекторы: Карапетов А.Г., Кутнакс Н., Глухов Е.В., др.
Обновлен административный регламент осуществления Росстандартом государственного надзора за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов
Такой надзор осуществляется в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих национальных стандартов и технических регламентов.
Регламентом расширены полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор. В частности, они получили право выдавать юрлицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований стандартов и регламентов.
Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки, как и ранее, не может превышать двадцать рабочих дней (в общем случае).
В приложении к регламенту приведена контактная информация органов территориальных органов Росстандарта.
Признан утратившим силу приказ Минпромторга России от 03.10.2012 N 1409, которым был утвержден ранее действовавший регламент.
Установлены особенности осуществления процедур по лицензированию Минпромторгом России деятельности по разработке, производству, реализации и утилизации боеприпасов и пиротехнических изделий в электронной форме
Определено, в частности, что формирование запроса о предоставлении данной госуслуги, а также запись на прием в лицензирующий орган для подачи запроса о предоставлении госуслуги с использованием портала госуслуг не осуществляется.
В качестве результата предоставления госуслуги заявитель по его выбору вправе получить:
- электронный документ, подписанный уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
- документ на бумажном носителе.
Информация о ходе предоставления госуслуги направляется заявителю в срок, не превышающий одного рабочего дня после получения запроса заявителя на адрес электронной почты или с использованием портала по выбору заявителя.
Утверждена методика расчета индекса качества городской среды муниципальных образований
Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду обитания на определенной территории и определяющих комфортность проживания на данной территории. Индекс качества городской среды муниципального образования представляет собой цифровое значение состояния городской среды населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению
показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории.
Методика предназначена для определения уровня качества городской среды муниципального образования, а также для определения уровня качества городской среды на территории субъекта РФ путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах качества городской среды, присвоенных муниципальным образованиям, находящимся на территории соответствующего субъекта РФ.
Методикой в числе прочего устанавливаются:
цели формирования индекса качества;
описание структуры индекса качества;
порядок присвоения;
источники получения данных, используемых для формирования индекса качества;
перечень индикаторов для расчета индекса качества и порядок их расчета на 2017 год;
ФАС России проинформировала об условиях рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при закупках юрлиц
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правом обжалования наделены юридические и физические лица, соответствующие требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (специальная правоспособность). Физические лица, в силу отраслевого законодательства не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, например, на выполнение работ, требующих наличия членства в СРО.
При рассмотрении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению, в случае поступления жалобы от физического лица на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в случае отсутствия специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, ФАС России и ее территориальным органам предписано принимать решение о возврате такой жалобы.
В случае, если при рассмотрении вопроса о принятии указанной жалобы к рассмотрению невозможно установить законность установленного субъектом контроля требования к участникам закупки о наличии специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, такая жалоба подлежит рассмотрению. При этом, если при рассмотрении жалобы комиссия по контролю в сфере закупок приходит к выводу о
законности установления указанного требования и в силу отраслевого законодательства физическое лицо не может обладать такой специальной правоспособностью, жалоба указанного лица подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу отраслевого законодательства юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обладать специальной правоспособностью. Поэтому жалобы юрлиц и ИП не могут быть возвращены по основаниям, изложенным в данном разъяснении и подлежат рассмотрению.
Верховный Суд РФ представил подробные указания, как следует рассматривать дела об убытках, причиненных управляющими
Арбитражный суд города Москвы возбудил дело о банкротстве общества как ликвидируемого должника. Впоследствии обществом был отчужден 51 процент принадлежащих ему акций по заниженной цене.
Банк - конкурсный кредитор общества, имея в наличии сведения об основаниях признания сделок по отчуждению акций недействительными, обратился к конкурсному управляющему с требованием об оспаривании этих сделок. Банк потребовал взыскать с конкурсных управляющих солидарно убытки в размере 64 990 450 руб., причиненные бездействием ответчиков, своевременно не оспоривших сделки по отчуждению должником акций, что сделало невозможным пополнение конкурсной массы должника и, как следствие, привело к нарушению
имущественных прав банка как конкурсного кредитора. Банк указал, что по заключению оценщиков рыночная стоимость акций гораздо выше стоимости, по которой они были отчуждены Обществом. В конкурсную массу должника должно было поступить пять процентов от их стоимости, или 55 642 450 руб.
Верховный Суд РФ указал, что, взыскав в пользу банка убытки без учета его доли в общей сумме требований кредиторов третьей очереди, суд неправильно применил нормы права.
Суд не согласился и с решением суда первой инстанции по следующим основаниям:
судебной оценке подлежала деятельность конкурсных управляющих с момента потенциальной или реальной осведомленности их о заключении спорных сделок до истечения годичного срока исковой давности, последующая деятельность конкурсного управляющего не имела значения для дела, однако эти обстоятельства судом определенно не установлены;
для применения в отношении конкурсных управляющих ответственности за совместно причиненный вред суду следовало установить, что действий каждого из них было достаточно для причинения убытков, т.е. они должны были иметь возможность своевременно оспорить каждую из сделок, однако без объективных на то препятствий не сделали этого;
возмещение убытков должно привести к восстановлению нарушенного права банка.
Банк не мог получить всю сумму убытков, а только часть, соответствующую его доле в общем размере долга. Расчеты с кредиторами производятся исходя из принципов очередности и пропорциональности удовлетворения требований.
Из Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что конкурсный управляющий, действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, должен анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, принимать меры по защите имущества должника, а также по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Для реализации этих интересов и возврата должнику его имущества конкурсный управляющий наделен помимо прочего правами по оспариванию по своей инициативе сделок должника.
Как профессиональный участник конкурсного производства арбитражный управляющий должен знать положения законодательства о последствиях пропуска срока исковой давности оспаривания сделок. Если исковая давность по требованию о признании сделки недействительной пропущена по вине арбитражного управляющего, то с него могут быть взысканы убытки, причиненные таким пропуском, в размере, определяемом судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности.
Закон не позволяет суду отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В таком случае суд обязан определить размер подлежащих возмещению убытков с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
Расчет убытков и обстоятельства, влияющие на определение их размера, устанавливаются судом на основании доказательств, представленных лицами, участвующими в деле. При этом ответчик, оспаривающий сам факт причинения убытков, не лишен возможности также оспорить и их размер на тот случай, если суд не согласится с его первой позицией.
В связи с этим Верховный Суд РФ не согласился с мотивами отказа в удовлетворении иска, изложенными в апелляционном и окружном постановлениях.
Для отказа в удовлетворении иска суды должны были установить отсутствие противоправности в действиях (бездействии) конкурсных управляющих, в то время как отсутствие причинно-следственной связи между действиями конкурсного управляющего и убытками в заявленном истцом размере обязывало суд самостоятельно определить их размер и удовлетворить иск исходя из этой суммы.
Доводы ответчиков о том, что ранее в судебном порядке их действия не признавались незаконными, несостоятельны. Из названных ответчиками судебных актов следует, что ранее суды не оценивали действия арбитражных управляющих применительно к соблюдению ими срока исковой давности по оспариванию сделок. В рамках данного дела суд не лишен возможности оценить эти обстоятельства. Вопреки доводам ответчиков отсутствие судебного акта о недействительности сделок не препятствует суду в данном деле оценить доводы банка
о судебной перспективе оспаривания сделок при соблюдении срока исковой давности. При этом суду достаточно вывода о высокой вероятности признания сделок недействительными.
Верховный Суд РФ указал, что на исход дела повлияли существенные нарушения норм права. Без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности как Банка, так и арбитражных управляющих, поэтому судебные акты по существу рассматриваемого спора в данном деле отменены. Ввиду того что для принятия решения необходимы оценка доказательств и установление обстоятельств, указанных в настоящем определении, дело направлено на новое
рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Минюстом России разъяснены последствия окончания 1 ноября 2017 года переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) для физических и юридических лиц
Сообщается, что с указанной даты для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность.
В настоящее время только четыре арбитражных учреждения имеют право администрировать арбитраж:
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации "Институт современного арбитража".
Вынесенные после 1 ноября 2017 года решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом, что может явиться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.
Внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц, реестр акционеров общества) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В отсутствие исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.
После 1 ноября 2017 года часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.
По спорам, которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 года, все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.
Минюст России призывает проявлять осмотрительность при обращении к лицам, указывающим на то, что они являются третейскими судьями. Рекомендуется проверять информацию о таких лицах на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж, а также внимательно знакомиться с документами, которые предлагается подписать в процессе заключения арбитражного соглашения.
Кроме того, при обращении в какое-либо учреждение рекомендуется проверять, были ли правила этого учреждения депонированы в Минюсте России на его официальном сайте.
Реализация лицом права на судебную защиту сама по себе не означает недействительность результатов конкурсов, договоров, пока в порядке соответствующего судопроизводства подобное обстоятельство не будет установлено вступившим в законную силу решением суда
Верховный Суд РФ признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр, в части, допускающей в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления несоответствие заявления и документов требованию, установленному подпунктом "г" пункта 5 данного нормативного правового акта -
отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Оспариваемое нормативное положение не преследует установленную законом цель, а фактически направлено на сохранение в реестре лицензий субъекта РФ недостоверных сведений о лицензиате, управляющем многоквартирным домом, в нарушение требований части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ не обеспечивает свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ. Обязанность по раскрытию соответствующей информации возложена на организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ д
оговоров управления многоквартирным домом.
Подпункт "а" пункта 9 Порядка в оспариваемой части не соответствует подобным установлениям, так как, допуская названный отказ во внесении актуальных изменений в реестр лицензий, в качестве правового последствия такого отказа сохраняет обязанность по раскрытию информации за управляющей организацией, деятельность которой по управлению многоквартирным домом (или домами) окончена или прекращена в установленном законом порядке.
На основании части 23 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Оспариваемое правовое регулирование нарушает права таких управляющих организаций, в том числе административного истца, фактически и юридически прекратившего осуществление деятельности по управлению указанным в административном иске многоквартирным домом.
Недостоверные сведения реестра лицензий о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, могут повлечь нарушение прав как управляющей организации, прекратившей управление многоквартирным домом (домами), так и вновь выбранной в установленном законом порядке управляющей организации, с которой заключен договор управления, а также собственников помещений многоквартирного дома, осуществляющих оплату соответствующих услуг
и выполняемых работ.
Утвержден профессиональный стандарт для механиков и командиров плавучего крана
Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является эксплуатация самоходного плавучего крана, производство погрузочно-разгрузочных и монтажных работ, добыча из-под воды нерудных минерально-строительных материалов.
Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:
- управление самоходным, плавучим краном, производственными и технологическими операциями самоходного плавучего крана;
- обеспечение безопасности плавания и предотвращение загрязнения;
- эксплуатация и ремонт технических средств самоходного плавучего крана.
Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.
Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение безопасного плавания судов и предотвращения происшествий с судами, защита водной среды в районе лоцманской проводки.
Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:
- выдача рекомендаций капитану судна в целях обеспечения безопасного плавания, предотвращения происшествия с судном, защиты окружающей среды в морском районе лоцманской проводки судов;
- выдача указанных рекомендаций на внутренних водных путях.
Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.
Налоговики будут использовать дополнительный сервис (СМЭВ 3) для информирования банков о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков
СМЭВ 3 - это единая система межведомственного электронного взаимодействия (версия 3) вида сведений "Сведения о наличии приостановления (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 НК РФ.
ФНС России сообщила о распространенных ошибках при заполнении формы 6-НДФЛ
Причинами нарушений при заполнении расчета являются, в частности: несоблюдение контрольных соотношений показателей расчета, несоблюдение порядка заполнения, а также разъяснений ФНС России.
В таблице представлено описание нарушений, причины их возникновения и разъяснения правильного отражения соответствующих показателей расчета.
Справку о доходах (2-НДФЛ) теперь можно получить не только в бухгалтерии по месту работы, но и через личный кабинет на сайте nalog.ru
Теперь такую справку можно скачать на свой компьютер в виде файлов в формате PDF и XML, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ФНС России в разделе "Налог на доходы ФЛ и страховые взносы" при нажатии на ссылку "Выгрузить с электронной подписью".
С 1 января 2018 года вступает в силу обновленная инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операций
Инструкция распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанка), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, и на нерезидентов, за исключением физических лиц.
Инструкцией:
отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;
для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов - в течение одного рабочего дня;
отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения инструкции.
Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.
Со дня вступления в силу инструкции признается утратившей силу аналогичная Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И.
Минфином России подготовлен проект закона о представлении экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган
Проект направлен на исключение дублирования функций государственных органов по получению бухгалтерской (финансовой) отчетности и обусловлен планирующейся передачей с 1 января 2019 года налоговым органам полномочий по ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Определены требования к обеспечению безопасности пунктов размещения и консервации особых радиоактивных отходов и правила категорирования таких пунктов
Порядок приведения пунктов размещения особых радиоактивных отходов/пунктов консервации особых радиоактивных отходов (далее - ПРОРАО/ПКОРАО) в соответствие с утвержденными требованиями, сроки и объем необходимых мероприятий определяются в каждом конкретном случае в условиях действия лицензии на эксплуатацию, вывод из эксплуатации объекта использования атомной энергии, в состав которого они входят.
Безопасность ПРОРАО/ПКОРАО должна обеспечиваться в соответствии с целями и принципами обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами, установленными в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Ростехнадзора от 05.08.2014 N 347.
Кроме того, приказом предусматриваются:
- общие требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
- особенности обеспечения безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов, в которые размещаются радиоактивные отходы;
- механизм перевода пунктов размещения особых радиоактивных отходов в ПРОРАО/ПКОРАО;
- особенности обеспечения безопасности ПРОРАО/ПКОРАО в зависимости от их категории.
Минстрой России разъяснил порядок внесения платы за услугу по отоплению в случае принятия органами государственной власти субъектов РФ решения о внесении указанной платы равномерно в течение года
Пунктом 25.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлены особенности определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в случае принятия органом государственной власти субъекта
РФ решения о внесении платы за отопление равномерно в течение года.
Письмом разъясняется, в частности, следующее:
нормы пункта 25.1 применяются как при наличии, так и при отсутствии приборов учета тепловой энергии;
нормы Правил N 124 имеют приоритет в качестве специальных норм перед нормами иных актов, регулирующих аналогичные правоотношения, являющихся общими нормами;
особенности расчета и взимания платы за коммунальную услугу по отоплению в случае оборудования дома общедомовым прибором учета;
механизм учета органами тарифного регулирования недополученных ресурсоснабжающими организациями доходов и экономически обоснованных дополнительных расходов, возникших в связи с принятием решения о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение года;
нормы Правил N 124 имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, вытекающие из договоров, заключенных на дату принятия Правил N 124, но только в отношении правоотношений, возникших после вступления Правил N 124 в силу, и ряд иных вопросов.
Предусмотренное до 1 июля 2018 года право не применять ККТ предлагается продлить на один год
С 1 июля 2018 года обязанность применять контрольно-кассовую технику появится у всех налогоплательщиков, в том числе ранее освобожденных от ее применения.
Минфином России предложен проект закона, которым устанавливается возможность не применять ККТ:
организациям и ИП, применяющим ЕНВД и ПСН, за исключением лиц, осуществляющих торговую деятельность и услуги общественного питания;
ИП, осуществляющим торговую деятельность и услуги общественного питания, без привлечения наемных работников.
С 1 января 2018 года в России вводятся новые правила пограничного режима
Приказом устанавливаются правила пограничного режима в пограничной зоне и правила пограничного режима в российской части вод приграничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, которые помимо прочего включают в себя:
- правила въезда (прохода), временного пребывания и передвижения лиц и транспортных средств;
- правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий;
- правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (наводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
- правила промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ.
В приложениях к приказу приводится перечень оснований, при наличии которых осуществляется въезд (проход) в приграничную зону и документов, при наличии которых осуществляется въезд (проход), образец предупреждающего знака, устанавливаемого в местах въезда (прохода) в приграничную зону, а также рекомендуемые образцы соответствующих уведомлений.
Утратившим силу признается приказ ФСБ России от 15.10.2012 N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима" с внесенными в него изменениями.