КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 18.04.2016
Что изменится в АПК РФ И ГПК РФ с 1 июня 2016 года
В КонсультантПлюс включен обзор по актуальной теме, связанной с судебной реформой.
Претензионный порядок урегулирования споров, изменения в процедуре упрощенного производства в арбитражных судах, новые права арбитражных судов, упрощенное производство в гражданском процессе – подробнее обо всех важных нововведениях уже сейчас можно прочитать в системе КонсультантПлюс и на сайте www.consultant.ru.
Регламентирован порядок заключения региональными органами власти охотхозяйственных соглашений по результатам соответствующих аукционов
Определено, в частности, что охотхозяйственное соглашение заключается:
- с победителем аукциона и единственным участником аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на сайте www.torgi.gov.ru и не позднее тридцати дней со дня проведения аукциона;
- с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), в течение тридцати дней со дня, следующего за днем признания победителя аукциона уклонившимся от заключения охотхозяйственного соглашения.
Для получения государственной услуги заявитель (его уполномоченный представитель) представляет в уполномоченный орган в срок, установленный в документации об аукционе, подписанные заявителем экземпляры охотхозяйственного соглашения.
В приложении к Регламенту приведена контактная информация региональных органов власти, уполномоченных на заключение таких соглашений по субъектам РФ.
На II квартал 2016 года определена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра площади жилого помещения по субъектам РФ
Утвержденные показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра площади жилья применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Так, в частности, показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по г. Москве по сравнению с I кварталом 2016 года не изменился и составил 90 400 рублей; по Московской области - вырос с 52 460 рублей в I квартале 2016 года до 52 670 рублей во II квартале 2016 года; по г. Санкт-Петербургу - также вырос с 58 055 рублей в предыдущем квартале до 58 287 рублей во II квартале 2016 года.
Обязанность по техническому обслуживанию домофона возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме
Домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.
В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.
Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном статьями 44 - 48 ЖК РФ, или в порядке, предусмотренном главой 9.1 ГК РФ, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений.
В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание, устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.
Признаны не соответствующими Конституции РФ положения статьи 217 НК РФ, поскольку они в силу своей неопределенности допускают возможность налогообложения НДФЛ ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий
В статье 217 НК РФ определены доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ. К таким доходам, в частности, относятся отдельные государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку законодательство не содержит системной классификации выплат и компенсаций, назначаемых лицам, признаваемым государством нуждающимися в социальной защите, это приводит к неопределенности правового регулирования и неоднозначному пониманию положений статьи 217 НК РФ при решении вопроса о налогообложении соответствующих выплат, к числу которых, в том числе, относится назначаемая ветеранам боевых действий ежемесячная денежная выплата.
Так, НДФЛ не удерживается с указанной выплаты, получаемой ветеранами боевых действий в отделениях ПФР. При этом налоговые органы исходят из необходимости буквального понимания положений закона: поскольку такая выплата не поименована в п. 3 ст. 217 НК РФ, это влечет необходимость ее включения в налогооблагаемую базу по НДФЛ.
В этой связи Судом сделан вывод о том, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией РФ, прежде всего вытекающими из нее требованиями правовой определенности, внести в статью 217 НК РФ необходимые изменения в соответствии с настоящим Постановлением.
До 1 января 2017 года приостановлена индексация размера возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, рассмотрением гражданского или административного дела, расходов в связи с выполнением требований КС РФ
Действие пункта 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации" приостанавливается в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Расчеты о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за I квартал 2016 года рекомендовано представлять по новой форме (формату)
В письме ФНС России сообщается, что действие Приказа N ММВ-7-3/115@, которым утверждены новые форма и формат данного расчета, распространяется на представление отчетности за периоды, окончившиеся после 10.04.2016.
В то же время ФНС России рекомендует налогоплательщикам представлять в налоговые органы расчеты за I квартал (3 месяца) 2016 года уже по новым форме и формату, утвержденным Приказом от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.
При этом инспекциям предписано обеспечить прием от налоговых агентов расчетов за указанный период по старым и новым формам и форматам, утвержденным соответственно Приказами от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ и от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.
Налоговым инспекциям предписано обеспечить прием налоговых деклараций по УСН за налоговый период 2015 года как по старой, так и по новой форме
С учетом действующего правового регулирования сообщается, что Приказ ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@, которым утверждена новая форма налоговой декларации по УСН, распространяется на представление отчетности за налоговый период, окончившийся после 10.04.2016, то есть за налоговый период 2016 года.
При этом ФНС России рекомендует налогоплательщикам, которые еще не представили налоговые декларации за 2015 год, представлять их по новым форме и формату.
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 марта 2016 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
Установлен порядок представления страховыми брокерами статистической отчетности в форме электронного документа (начиная с отчетности за первый квартал 2016 года)
Статистическая отчетность, составляемая страховыми брокерами в соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2014 N 3499-У "О формах, сроках и порядке составления и представления форм статистической отчетности страховыми брокерами в Центральный банк Российской Федерации", представляется в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет субъектов страхового дела, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка
России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При представлении статистической отчетности в форме электронного документа страховым брокером должны быть обеспечены следующие условия:
соблюдение контрольных соотношений показателей форм статистической отчетности, размещенных на официальном сайте Банка России в сети "Интернет";
соответствие электронной подписи государственным стандартам (ГОСТ) и установленным требованиям.
Приводятся требования к форматам файлов, а также требования к электронной подписи.
Банком России разъяснено применение положений закона о ценных бумагах, вступающих в силу с 1 июля 2016 года, регулирующих порядок составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам
Разъяснения касаются применения статей 8.6-1 и 8.7-1 закона о ценных бумагах.
Сообщается, в частности, что в статье 8.6-1 закона определен круг субъектов, на которых она распространяется (прямо поименованы в статье), и предмет регулирования - порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг при предоставлении информации в отношении учитываемых ими ценных бумаг. При этом положения указанной статьи не распространяются на порядок осуществления прав по ценным бумагам или получения выплат по соответствующим ценным бумагам.
Отмечено также, что порядок осуществления выплат владельцам ипотечных сертификатов участия и владельцам инвестиционных паев установлен непосредственно нормами федеральных законов от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах".
Статья 8.7-1 закона устанавливает, что регулируемый данной статьей порядок составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, применяется только в том случае, если составление данного списка напрямую предусмотрено федеральными законами.
Страховым брокерам рекомендовано обеспечить соблюдение контрольных соотношений показателей статистической отчетности
Формы статистической отчетности утверждены Указанием Банка России от 19.12.2014 N 3499-У.
Подготовленные Банком России контрольные соотношения показателей форм отчетности подлежат применению при составлении отчетов за первый квартал 2016 года.
Обновлены рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах
Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО; документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО; декларации промышленной безопасности ОПО; обоснования безопасности ОПО; плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной
безопасностью.
Основная цель анализа риска аварий - установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки
обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.
Документом установлены, в частности: этапы проведения анализа риска аварий; рекомендации основные и дополнительные показатели опасности аварий; рекомендации по оформлению результатов анализа риска аварий; общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО; частоты аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО; основные рекомендуемые способы установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно-опасных составных частей ОПО; краткая характеристика рекомендуемых
методов анализа риска аварий.
Утратившим силу признан Приказ Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах".
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Определен порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, в том числе порядок их декларирования, а также исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов
Применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров допускается в случае, если ввозимые товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и в соответствии с условиями внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не установлена фиксированная цена, подлежащая уплате за эти товары, но при этом установлены зависимость цены товаров от биржевых
цен (биржевых котировок, биржевых индексов) и согласованный сторонами внешнеэкономического договора порядок (алгоритм, формула) расчета цены товаров по биржевым ценам (биржевым котировкам, биржевым индексам) на установленную в этом внешнеэкономическом договоре конкретную дату после дня регистрации декларации на товары.
Утвержденный Порядок определяет, в числе прочего, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), порядок декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Установлен порядок взаимодействия таможенных органов государств - членов ЕАЭС в рамках обеспечения обмена информацией в отношении транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами для личного пользования
Утверждены правила и регламент информационного взаимодействия, описание форматов и структур электронных документов и сведений, порядок присоединения к общему процессу обеспечения обмена информацией.
Решение вступает в силу по истечении 100 календарных дней с даты его официального опубликования.
Уточнен порядок опубликования международных договоров, одной из сторон которых является Евразийский экономический союз, а также решений органов Евразийского экономического союза
Установлено, в частности, что распоряжения органов Евразийского экономического союза и рекомендации Евразийской экономической комиссии, положения которых предусматривают их опубликование, подлежат опубликованию на официальном сайте Союза не позднее 3 календарных дней со дня их принятия.
При официальном опубликовании на официальном сайте Союза указываются:
в отношении международных договоров, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, - наименование договора, дата и место подписания договора, лица, его подписавшие, дата официального опубликования, дата (порядок) вступления в силу, дата начала временного применения договора (в случае, если договор временно применяется);
в отношении решений органов Союза - наименование органа Союза, принявшего решение, наименование, дата принятия, дата официального опубликования решения, лицо (лица), его подписавшее, регистрационный номер, дата (порядок) вступления решения в силу.
Роскомнадзором даны рекомендации сетевым изданиям в части перерегистрации средства массовой информации в случае смены учредителя, а также по иным вопросам
Сообщается, в частности, что смена учредителя, а также изменение состава соучредителей, названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения продукции СМИ допускаются лишь при условии перерегистрации средства массовой информации, осуществляемой в том же порядке, что и их регистрация.
При этом переименование юридического лица - учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.
Также напоминается, что учредитель обязан уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
- изменении местонахождения (адреса) редакции;
- смене доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания и электронно-периодического издания;
- изменение периодичности выпуска или максимального объема средства массовой информации.
Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений.
Роскомнадзором подготовлены рекомендации для редакций периодических печатных изданий по выполнению отдельных требований Закона о СМИ
Сообщается, в частности, что каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать в том числе следующие сведения:
- наименование (название) издания;
- учредитель (соучредители);
- фамилия, инициалы главного редактора;
- порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
- тираж;
- цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
- адреса редакции, издателя, типографии.
Все вышеперечисленные сведения являются обязательными для указания в выходных данных.
При подготовке выходных данных необходимо особое внимание обратить на то, что:
- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации;
- необходимо указывать всех соучредителей СМИ;
- в случае временного отсутствия главного редактора допускается указание фамилии и инициалов и.о. главного редактора или врио главного редактора;
- недопустимо использование пометок "общий тираж", "предполагаемый тираж" или иных синонимов;
- допускается формулировка "Адрес редакции и издателя", формулировка "Наш адрес" не отвечает в полной мере требованиям Закона о СМИ. Не допускается указание в выходных данных в качестве адресов редакции, издателя, типографии только адреса электронной почты. Допускается указание в качестве адреса издателя или типографии как юридический, так и фактический (почтовый) адрес.
Кроме того, разъяснения касаются принятия устава редакции СМИ, перерегистрации при смене учредителя, обязанности доставлять через полиграфическую организацию обязательный бесплатный экземпляр периодического печатного издания в день выхода в свет первой партии тиража.
Редакциям телеканалов и вещателей даны рекомендации по учредительным документам
Сообщается, в частности, что в отличие от устава как учредительного документа организации устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган не является процедурой государственной регистрации устава.
Учредительный документ должен содержать все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции, в том числе:
- взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
- полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
- порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
- основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
- передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
- порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.
Кроме того, даются разъяснения по хранению материалов радио- и телепередач, а также передаче таких материалов в ВГТРК.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, связанных с привлечением судей к дисциплинарной ответственности
Верховный Суд РФ подчеркивает, что судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, несменяемы и неприкосновенны. В связи с указанным разъясняется, в частности, что:
- судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного судебного акта;
- судья не может быть привлечен к ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств или неправильного применения норм материального или процессуального права;
- порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности установлены Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации", который распространяется в том числе на судью, срок полномочий которого истек;
- решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке или в ВККС РФ;
- за совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий;
- дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий может быть наложено на судью в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в Федеральном законе "О статусе судей в Российской Федерации";
- решение о наложении дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении 6 месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода его временной нетрудоспособности, отпуска, проведения служебной проверки, и по истечении 2 лет со дня его совершения;
- досрочное прекращение полномочий председателя (заместителя председателя) суда по решению соответствующей квалификационной коллегии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей не влечет автоматически досрочного прекращения полномочий судьи;
- квалификационная коллегия судей не наделена полномочиями по проверке законности и обоснованности судебного акта;
- обязанность доказывания законности решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания лежит на квалификационной коллегии судей, принявшей соответствующее решение;
- несоблюдение установленного порядка принятия решения о наложении взыскания является основанием для его отмены.
Утратившим силу признается Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.05.2007 N 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности".