КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 24.12.2015
Процедура банкротства граждан - обзор от КонсультантПлюс
В 2015 году появилась возможность признавать банкротами граждан. Положения о банкротстве граждан распространяются и на индивидуальных предпринимателей (ИП), но с учетом особенностей. Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор "Как с 1 октября признать гражданина банкротом" с разъяснениями самых популярных вопросов по теме.
Установлены требования к форме и содержанию документов, подтверждающих принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций и решения об освобождении публичного общества от обязанности раскрывать информацию
Решение о регистрации проспекта акций принимается Банком России в случае, если в устав непубличного общества вносится изменение о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Решение об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах, принимается в случае, если в устав акционерного общества вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно
является публичным.
Принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций в указанном случае подтверждается уведомлением (письмом) Банка России (его структурного подразделения) о регистрации проспекта акций (ценных бумаг) этого акционерного общества, либо уведомлением (письмом) Банка России (его структурного подразделения) о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций (ценных бумаг) и регистрации проспекта акций (ценных бумаг) этого акционерного общества. Установлены требования к содержанию
таких уведомлений.
Принятие Банком России решения об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию о ценных бумагах, предусмотренную законодательством РФ, подтверждается уведомлением Банка России (его структурного подразделения) об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. Установлены требования к указанному уведомлению.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его опубликования в "Вестнике Банка России".
На 2016 год продлен срок реализации пилотного проекта по выплатам по обязательному социальному страхованию непосредственно застрахованным лицам
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 с 1 июля 2011 года была начата реализация пилотного проекта, направленного на проведение непосредственно территориальными органами ФСС РФ финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а
также других выплат и расходов.
В настоящее время этот пилотный проект реализуется в 14 субъектах федерации: в республиках Крым, Карачаево-Черкесия и Татарстан, Хабаровском крае, Астраханской, Белгородской, Курганской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской и Тамбовской областях, городе Севастополе. С 1 января 2016 года его реализация будет осуществляться также в Республике Мордовия, Брянской, Калининградской, Калужской, Липецкой и Ульяновской областях.
Начиная с отчета за налоговый период 2015 года представляется обновленная форма 3-НДФЛ
С учетом изменений налогового законодательства внесены поправки в форму налоговой декларации 3-НДФЛ, порядок ее заполнения, а также формат ее представления в электронном виде.
В новой редакции изложены: раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога...", Лист Б, Лист Д2, Лист Е1, Лист Е2, Лист Ж.
В обновленной форме учтены изменения, касающиеся особенностей налогообложения доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, налогообложения сумм прибыли контролируемых иностранных компаний, уточнения порядка предоставления налоговых вычетов (включая предоставление налоговыми агентами социальных вычетов по расходам на лечение и образование), изменения ставки налога по доходам в виде дивидендов.
Сведения об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства представляются налоговыми органами только при наличии согласия таких лиц о признании этих сведений общедоступными
В ответ на вопрос об информационном взаимодействии налоговых органов с Росалкогольрегулированием по данному вопросу, ФНС России напоминает, что информация об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к конкретным критериям в силу положений пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ является налоговой тайной.
"Беженцы" вправе претендовать на получение стандартного налогового вычета на ребенка
Налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка по НДФЛ при представлении налоговому органу удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ, в которых, в частности, указаны сведения о несовершеннолетних детях, прибывших в РФ.
Сообщается также, что предоставление иных документов, подтверждающих сведения о налогоплательщике и его детях, для получения стандартного налогового вычета не требуется.
Выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также членам их семей, произведенные в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.06.2015 N 1063-р, не подлежат налогообложению НДФЛ
сотрудникам, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение, в случае установления инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (раны, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, а также в случае получения сотрудниками в период прохождения службы тяжелого либо легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
членам семьи сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Указанные суммы единовременной материальной помощи не подлежат налогообложению НДФЛ на основании абзаца второго пункта 3 и пункта 8 статьи 217 НК РФ соответственно.
Налоговым органам подготовлены рекомендуемые формы ответов на обращения граждан в период проведения технологических работ по внедрению в эксплуатацию функционального блока N 2 АИС "Налог-3"
Сообщается, что в 2016 году в рамках запуска массового расчета будет производиться расчет имущественных налогов за 2015 год. При наличии оснований для проведения перерасчетов за прошлые налоговые периоды в программном обеспечении АИС "Налог-3" предусмотрено создание индивидуальной заявки на перерасчет налога по решению инспектора.
ФНС России дает рекомендованные формы ответов налоговых органов по обращениям, связанным:
- с некорректными данными о характеристиках объектов налогообложения или лице, в случае если налогоплательщик не является пользователем сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц";
- с отсутствием сведений об уплате по имущественным налогам;
- с некорректными/неполными данными в Интернет-сервисе ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Обновлена процедура открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов
На счетах депо осуществляется учет прав на следующие ценные бумаги:
именные ценные бумаги, размещенные российскими эмитентами (выданные российскими юридическими лицами и российскими гражданами), учет прав на которые в соответствии с федеральными законами может осуществляться депозитариями на счетах депо;
ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением;
иностранные финансовые инструменты, которые квалифицированы в качестве ценных бумаг, и права на которые в соответствии с личным законом лица, обязанного по этим финансовым инструментам, могут учитываться на счетах, открытых в организациях, осуществляющих учет прав на ценные бумаги.
Определены, в том числе:
виды открываемых депозитарием счетов депо и иных счетов;
порядок учета ценных бумаг на счетах депо и иных счетах;
порядок приостановления и возобновления операций по счетам депо.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Со дня вступления в силу настоящего Положения не применяется аналогичный Приказ ФСФР России от 30.08.2012 N 12-78/пз-н.
Утверждены требования к определению системно значимыми кредитными организациями норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III")
Соблюдение НКЛ обеспечивает наличие минимально необходимого объема высоколиквидных активов, которые могут быть использованы для незамедлительного исполнения обязательств в условиях нестабильности.
Расчет НКЛ осуществляется:
головной кредитной организацией банковской группы на консолидированной основе (норматив краткосрочной ликвидности банковской группы, Н26);
кредитной организацией, не являющейся головной кредитной организацией банковской группы, на индивидуальной основе (норматив краткосрочной ликвидности кредитной организации, Н27).
Минимально допустимое числовое значение нормативов Н26 и Н27 устанавливается в размере:
70 процентов с 1 января 2016 года;
80 процентов с 1 января 2017 года;
90 процентов с 1 января 2018 года;
100 процентов с 1 января 2019 года.
Допускается возможность снижения фактического значения норматива краткосрочной ликвидности ниже минимально установленного, без применения мер воздействия за его несоблюдение.
Положение вступает в силу 1 января 2016 года.
В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Установлены особенности освобождения от обязанности раскрытия информации на рынке ценных бумаг эмитентами, являющимися публичными акционерными обществами
Скорректированы требования к документам, представляемым для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации.
Так, в частности, если эмитент является публичным акционерным обществом, дополнительно представляется решение о внесении в устав такого эмитента изменений, исключающих указание на то, что он является публичным акционерным обществом.
Установлено также, что решение Банка России (Департамента или уполномоченного территориального учреждения Банка России) об освобождении эмитента, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности осуществлять раскрытие информации принимается до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом.
Уточнена компетенция Роснедр и его территориальных органов по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Кроме того, в Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, внесены изменения, предусматривающие включение в проектную документацию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, обоснованных вариантов проектных решений в отношении состава и объемов размещаемых в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче
углеводородного сырья.
Предлагается порядок реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха"
Проект разработан в связи с ратификацией Российской Федерацией Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах указанного пилотного проекта, подписанного государствами - членами Евразийского экономического союза в городе Гродно 8 сентября 2015 года.
Проект регулирует отношения, связанные с оборотом в РФ товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, а также с функционированием национальной системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Предусматривается, что юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность по обороту в Российской Федерации товаров, в отношении которых принято решение о маркировке (далее - товары), обязаны, в числе прочего:
осуществлять маркировку товаров контрольными (идентификационными) знаками в порядке, установленном Правительством РФ;
предоставлять сведения в государственную информационную систему маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками;
иметь специальные технические средства записи и считывания информации контрольных (идентификационных) знаков.
Согласно проекту, для приобретения контрольных (идентификационных) знаков юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют в уполномоченные государственные органы следующие документы:
заявление о выдаче контрольных (идентификационных) знаков с указанием кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС и его наименования, количества испрашиваемых контрольных (идентификационных) знаков;
справку налогового органа об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) справку таможенного органа об отсутствии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов, процентов;
отчет об использовании ранее выданных контрольных (идентификационных) знаков;
копию договора (контракта) поставки товаров;
обязательство об использовании приобретаемых контрольных (идентификационных) знаков в соответствии с их назначением, обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ, а также документ, подтверждающий такое обеспечение по форме, определяемой Правительством РФ;
расчет потребности в контрольных (идентификационных) знаках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством РФ (за исключением юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ввоз товаров в Российскую Федерацию).
Проектом предполагается запрещение оборота товаров, не маркированных контрольными (идентификационными) знаками, либо маркированных контрольными (идентификационными) знаками с нарушением устанавливаемого порядка, за исключением отдельных случаев, на которые действие федерального закона не распространяется.
Кроме того, проектом федерального закона предусмотрены переходные положения, закрепляющие установление порядка маркировки товаров, не реализованных до 1 апреля 2016 года, контрольными идентификационными знаками и урегулирование некоторых иных вопросов.
Проектом вносятся соответствующие изменения в Закон РФ "О защите прав потребителей", в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в Федеральный закон
"О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Предусматривается, что федеральный закон вступает в силу с даты вступления в силу Соглашения Евразийского экономического союза о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха".
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Внесены изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций
В новой редакции изложен ряд позиций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378, классификатора особенностей перемещения товаров, классификатора льгот по уплате таможенных платежей, классификатора видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
В отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины, вводится антидемпинговая пошлина сроком действия 5 лет
Антидемпинговая пошлина будет применяться в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС стальных цельнокатаных колес диаметром 710 мм и более, предназначенных для изготовления и ремонта колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных и немоторных колесных пар вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава, происходящих из Украины и классифицируемых кодом 8607 19 100 9 ТН ВЭД
ЕАЭС.
В приложении к Решению приводятся размеры ставок антидемпинговой пошлины.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Определены пункты пропуска, через которые допускается ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП, 1975
В приложении приводится перечень таких пунктов пропуска на российско-финляндском, российско-украинском, российско-монгольском, российско-норвежском, российско-эстонском, российско-латвийском, российско-абхазском, российско-азербайджанском, российско-грузинском, российско-польском, российско-литовском участках государственной границы РФ.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
В связи с вводом в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок сайт www.zakupki.gov.ru прекращает действовать с 1 января 2016 года
Единая информационная система в сфере закупок состоит из подсистем созданных и доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию сайта www.zakupki.gov.ru, а также дополнительно созданных подсистем.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 36, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 года.
С 1 января 2016 года начнет действовать новый порядок прохождения студентами вузов учебной и производственной (преддипломной) практики
Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков, а производственная - в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Проведение практики осуществляется вузами на основе договоров с профильными организациями. Практика может быть проведена непосредственно в вузе.
Практика может быть стационарной - которая проводится в вузе либо в профильной организации, расположенной в том же населенном пункте, либо выездной - которая проводится вне данного пункта.
При проведении выездных производственных практик порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), устанавливаются локальным нормативным актом вуза.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Обновлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных организациях
Уточняются максимально допустимые объемы недельной нагрузки, вводится максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности.
Устанавливается, помимо прочего, что при строительстве и реконструкции образовательных учреждений должны предусматриваться условия для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваться свободное передвижение таких детей в зданиях и помещениях. Также должно предусматриваться место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, вводятся дополнительные требования к гардеробам, размещению спортивного зала, переходам из одного здания образовательной организации в другое (при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории).
Верховный Суд РФ обратил внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания
Обновлены разъяснения отдельных вопросов, возникающих у судов при назначении наказаний, предусмотренных УК РФ, в том числе таких, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы и исправительные работы, лишение свободы на определенный срок.
Так, при назначении наказания судам наряду с характером и степенью общественной опасности преступления, данными о личности виновного, обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание, также надлежит учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи (например, возможную утрату членами семьи осужденного средств к существованию в силу возраста, состояния здоровья), при этом могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения.
Перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим. В качестве обстоятельства, смягчающего наказание, суд вправе признать признание вины, в том числе и частичное, раскаяние в содеянном, наличие несовершеннолетних детей при условии, что виновный принимает участие в их воспитании, материальном содержании и преступление не совершено в отношении их, наличие на иждивении виновного престарелых лиц, его состояние здоровья, наличие инвалидности, государственных и ведомственных наград,
участие в боевых действиях по защите Отечества и др.
Также отмечается, что само по себе совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, не является единственным и достаточным основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание. При разрешении вопроса о возможности признания указанного состояния лица в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством суду надлежит принимать во внимание характер и степень
общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, влияние состояния опьянения на поведение лица при совершении преступления, а также личность виновного.
С принятием Постановления признаны утратившими силу, в том числе, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" и некоторые другие постановления (отдельные положения постановлений) Пленума Верховного Суда РФ.
Суд должен принимать решение о замене наказания с учетом характера и степени общественной опасности деяния, личности виновного и причин уклонения от отбывания наказания
В связи с возникшими у судов общей юрисдикции вопросами, изменением законодательства и принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" внесены поправки в постановления Пленума Верховного Суда РФ:
от 22.11.2005 N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей";
от 05.12.2006 N 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел";
от 20.12.2011 N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора".
Отмечается, в частности, что рассматривая вопросы, связанные с заменой наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, суды должны выяснять все обстоятельства, которые могут повлиять на законность принятого решения в части определения срока или размера неотбытого наказания или условий, которые влекут необходимость замены наказания. Решение о замене наказания принимается с учетом характера и степени общественной опасности преступления, за которое лицо осуждено, личности виновного, а также
причин, по которым осужденный уклонялся от отбывания назначенного ему наказания.
При разрешении вопроса о замене штрафа судам следует иметь в виду, что другим наказанием заменяется только штраф, назначенный в качестве основного наказания. В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, принимаются меры по принудительному взысканию штрафа.