===========На=правах=рекламы===========================================
Юридические семинары в Москве:
"ЭФФЕКТИВНОЕ ВЕДЕНИЕ СУДЕБНЫХ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ И ПУБЛИЧНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ" (Москва, 26 - 28 мая 2004г.)
с участием Витрянского В.В. - д.ю.н., зам. председателя ВАС РФ;
Жуйкова В.М. - д.ю.н., зам. председателя Верховного суда РФ;
Щекина Д.М. - к.ю.н., адвоката Юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и
партнеры" РФ и др.
Тел.(095)244-77-88, 244-76-56 http://www.m-logos.ru
=======================================================================
НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск 29 апреля 2004 года
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.04.2004 N 32-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 133 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Устранена неточность формулировки части пятой статьи 133 Трудового
кодекса РФ, которая гласит, что федеральным законом определяется порядок
расчета прожиточного минимума и его величина. Неточность состоит в том,
что согласно Федеральному закону от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном
минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума
устанавливается Правительством РФ.
Новая редакция указанной нормы Трудового кодекса предусматривает,
что порядок определения прожиточного минимума устанавливается
федеральным законом.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД",
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД", "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
НА 2004 ГОД" И ПРИЛОЖЕНИЙ К НИМ В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРУППЫ
ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА
А.В. ЖМАКОВСКОГО"
Признано не соответствующим Конституции РФ содержащееся в части
первой статьи 136 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год" и воспроизведенное в части первой
статьи 150 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2004 год" нормативное положение, которым приостанавливается
действие на 2003 год и на 2004 год частей второй, третьей и четвертой
статьи 14 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате
Российской Федерации", предусматривающих полномочие Счетной палаты по
оперативному контролю за исполнением федерального бюджета и порядок
осуществления этого полномочия, постольку, поскольку в силу вытекающих
из них требований федеральный закон о федеральном бюджете не может
содержать положений, изменяющих полномочия и порядок деятельности
Счетной палаты, установленные другими федеральными законами.
Также признано не соответствующим Конституции РФ содержащееся в
статье 135 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2002 год" и подпункте 34 пункта 1 приложения 17 к данному
Федеральному закону и воспроизведенное в статье 128 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункте 34 пункта 1 приложения
20 к данному Федеральному закону, статье 144 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2004 год" и подпункте 37 пункта 1 приложения 20 к
данному Федеральному закону нормативное положение, приостанавливающее на
2002 год, на 2003 год и на 2004 год действие абзаца второго пункта 14
статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" в части, касающейся выплаты гражданам, уволенным с
военной службы, и членам их семей ежемесячной денежной компенсации за
счет средств федерального бюджета в случае невозможности в трехмесячный
срок предоставить им жилые помещения по установленным нормам или
невозможности временного размещения этих граждан в других жилых
помещениях.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что при условии
соблюдения требований Конституции Российской Федерации и с учетом
настоящего Постановления не исключается правомочие Федерального Собрания
приостанавливать посредством федерального закона о федеральном бюджете
действие отдельных положений федеральных законов, связанных с расходами
Российской Федерации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.04.2004 N 222
"О ФИНАНСИРОВАНИИ В 2004 ГОДУ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ И НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ЗА
СЧЕТ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Утвержденные Правила регулируют порядок финансирования социальных
программ и мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий за счет сумм недоимки, пеней и других финансовых
санкций по взносам в Пенсионный фонд, образовавшимся на 1 января 2001
года.
Указано, что финансироваться будут социальные программы субъектов
Российской Федерации, предусматривающие, в частности, укрепление
материально-технической базы государственных, муниципальных стационарных
и полустационарных учреждений социального обслуживания населения.
Что же касается финансирования мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, то здесь будет оказываться
адресная социальная помощь неработающим пенсионерам, включая
приобретение средств индивидуальный реабилитации, предоставление
неработающим пенсионерам единовременной материальной помощи, газификацию
домовладений, лекарственное обеспечение.
Установлено, что финансирование расходов на указанные цели будет
осуществляться по заявкам органов исполнительной власти субъектов РФ,
представленными в Пенсионный фонд России.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ПО ССУДНОЙ И
ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ"
(утв. ЦБ РФ 26.03.2004 N 254-П)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2004 N 5774.
Вступает в силу с 01.08.2004.
Установлен порядок формирования кредитными организациями резервов на
возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней
задолженности, к которым относятся денежные требования и требования,
вытекающие из сделок с финансовыми инструментами. Определены особенности
осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными
организациями порядка формирования резервов на возможные потери по
ссудам.
Определен перечень денежных требований и требований, вытекающих из
сделок с финансовыми инструментами, признаваемых ссудами.
Перечислены принципы, в соответствии с которыми осуществляется
классификация ссуд и формирование резерва.
Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от
валюты ссуды.
Оценка кредитного риска, классификация и оценка ссуды, определение
размера расчетного резерва и резерва производятся не реже одного раза в
месяц на отчетную дату. Оценка риска по каждой выданной ссуде должна
проводиться на постоянной основе.
Кредитная организация обязана обеспечить получение необходимой
информации о заемщике, в том числе информации о его рисках, и
сформировать досье заемщика. Определен перечень информации для анализа
финансового положения заемщика. Указаны обстоятельства, при выявлении
которых финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее.
Установлен порядок оценки кредитных рисков в целях формирования
резерва по портфелю однородных ссуд, размер которого определяется
кредитной организацией в зависимости от применяемой методики оценки
риска по портфелю однородных ссуд.
Определен порядок формирования резерва с учетом обеспечения по
ссуде.
Предусмотрена возможность списания кредитной организацией нереальных
для взыскания ссуд за счет сформированного под них резерва.
"ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(утв. ЦБ РФ 29.03.2004 N 255-П)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2004 N 5769.
Вступает в силу с 01.07.2004.
Установлен порядок депонирования кредитными организациями
обязательных резервов в Банке России.
Даны определения понятий, используемых в Положении.
Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований
возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление
банковских операций.
Определен состав резервируемых обязательств, а также порядок
составления и представления Расчета по балансовым счетам.
Установлен порядок регулирования размера обязательных резервов,
осуществляемый уполномоченным учреждением Банка России.
В целях регулирования текущей ликвидности кредитная организация
вправе использовать усреднение обязательных резервов. Исключение
составляют многофилиальные кредитные организации.
Банк России осуществляет контроль за выполнением кредитными
организациями нормативов обязательных резервов. Установлены виды
взысканий за невыполнение требований Положения.
Регламентирован порядок переоформления обязательных резервов при
реорганизации кредитной организации.
Указаны особенности выполнения резервных требований проблемными
кредитными организациями.
Приведены формы документов, составляемых кредитными организациями.
Депонирование кредитными организациями обязательных резервов в Банке
России, включая порядок расчета обязательных резервов за июнь 2004 года,
осуществляется в порядке, действующем до вступления в силу данного
Положения.
Начиная с Расчета за июль 2004 года, депонирование кредитными
организациями обязательных резервов в Банке России осуществляется в
соответствии с данным Положением.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 18.02.2004 N 04-5/пс
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ
АКЦИОНЕРНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ФОНДОВ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.2004 N 5776.
Утверждено Положение о деятельности управляющих компаний акционерных
инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, устанавливающее
требования к осуществлению управления акционерными инвестиционными
фондами, доверительного управления инвестиционными резервами акционерных
инвестиционных фондов, а также доверительного управления паевыми
инвестиционными фондами.
Положение регулирует порядок выдачи, обмена и погашения
инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, а также определения
расчетной стоимости инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда;
учета имущества, составляющего инвестиционные резервы акционерного
инвестиционного фонда, имущества, составляющего паевой инвестиционный
фонд, и хранения документов; вопросы внутреннего контроля управляющей
компании.
Управляющие компании обязаны привести свою деятельность в
соответствие с требованиями Положения в течение трех месяцев со дня его
вступления в силу.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
<ПИСЬМО> Госстроя РФ от 07.04.2004 N СК-2206/10
"О ЦЕНАХ НА ПРОЕКТНЫЕ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА НА II КВАРТАЛ 2004 ГОДА"
Госстроем РФ на II квартал 2004 года установлен средний уровень
базовых цен на проектные работы для строительства в размере 1,6 к уровню
цен по состоянию на 1 января 2001 года и в размере 12,37 к уровню цен по
состоянию на 1 января 1995 года, определяемых в соответствии с письмом
Госстроя РФ от 13.01.1998 N 9-1-1/6.
Также установлен инфляционный индекс на изыскательские работы для
строительства в следующих размерах:
1,62 к уровню цен по состоянию на 1 января 2001 года;
18,47 к базовым ценам, рассчитываемым с учетом положений, изложенных
в письме Минстроя РФ от 17.12.1992 N БФ-1060/9, по состоянию на 1 января
1991 года.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
ПРИКАЗ ГТК РФ от 19.04.2004 N 492
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГТК РОССИИ ОТ 01.09.2003
N 949"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2004 N 5775.
Внесены изменения и дополнения в Приказ ГТК РФ от 01.09.2003 N 949
"Об утверждении Правил ведения Реестра банков и иных кредитных
организаций".
В частности, определено, что максимальная сумма одной банковской
гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских
гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия
банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты
таможенных платежей, установленные ГТК России, должны быть доведены до
сведения таможенных органов отдельными правовыми актами.
Исключены нормы, определявшие порядок установления максимальной
суммы банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно
действующих банковских гарантий.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ"
Признаны не противоречащими Конституции РФ положения пункта 3 статьи
15, пункта 12 статьи 30, пункта 5 статьи 35, пункта 9 статьи 36, статей
38 и 52 Земельного кодекса РФ, регулирующие предоставление земельных
участков в собственность на территории Российской Федерации иностранным
гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Заявитель, оспаривая указанные нормы, указал, что предоставление
иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим
лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает)
территориальную основу жизни и деятельности народов Российской
Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному
государству.
Суд указал, что сама по себе возможность предоставления иностранным
гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права
на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных
пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками --
постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не
исключены из оборота или не ограничены в обороте, -- не противоречит
конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния
многонационального народа России.
Также признан не противоречащим Конституции РФ Земельный кодекс РФ
по порядку его принятия Государственной Думой.
ПРИКАЗ Росземкадастра от 19.04.2004 N П/53
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА"
Установлено, что государственная кадастровая оценка земель запаса не
проводится.
В случае перевода земельных участков запаса в состав другой
категории кадастровая стоимость переведенного земельного участка
устанавливается равной его рыночной стоимости.
--------------------------------------------------------------------
Тексты документов, представленных в обзоре -
http://www.consultant.ru/review/fd2004-04-29.html
--------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.