========================================================================
Если Вы хотите получать информацию об изменениях в федеральном
законодательстве своевременно -- от разработчиков профессиональных
справочных систем КонсультантПлюс -- подпишитесь на рассылку "Новое в
федеральном законодательстве". Вам будет представлен еженедельный обзор
федерального законодательства (последние законы, указы, постановления) с
краткими аннотациями к документам. Эта и другие рассылки на cервере
www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.
Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklyrus
========================================================================
НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск 23 апреля 2004 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 91-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ГЛОБЫ ИГОРЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 -- 1945 ГОДОВ" И СТАТЬЕЙ 1 (ПУНКТ 2)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Гражданин И.А. Глоба -- руководитель Краснодарской Православной
Славянской Общины "ВЕК РА" обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой
на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 6
Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы
советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -- 1945 годов" и
пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О
противодействии экстремистской деятельности".
По мнению заявителя, вытекающее их этих положений приравнивание
использования Краснодарской Православной Славянской Общиной "ВЕК РА"
символики отдельных солярных знаков (свастик), сходных с нацистской
символикой или атрибутикой, к экстремистской деятельности и, как
следствие, возможность запрещения деятельности религиозной группы
нарушает конституционные принципы, гарантирующие признание, соблюдение и
защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу
совести и свободу вероисповедания.
Конституционным Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы в
связи с тем, что оценка законности запрещения деятельности конкретных
религиозных объединений (в том числе в связи с расширительным
истолкованием экстремистской деятельности во взаимосвязи с понятием
нацистской символики или атрибутики) требует исследования фактических
обстоятельств, что отнесено к исключительной компетенции судов общей
юрисдикции и в полномочия Конституционного Суда РФ не входит.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 05.03.2004 N 82-О
"ПО ЗАПРОСУ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ПЕНЗЫ О
ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 36 ЗЕМЕЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Суд определил, что пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской
Федерации, предусматривающий совместное обращение в исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления граждан или
юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений,
расположенных на земельном участке, для приобретения прав на данный
участок, по своему смыслу в системе действующего правового регулирования
направлен на защиту прав и законных интересов всех собственников этих
зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном
участке, и не может служить препятствием для реализации ими как
участниками долевой собственности правомочий по распоряжению
принадлежащими им долями в праве собственности на соответствующие
строения, а также основанием для отказа в эффективной судебной защите.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
УКАЗ Президента РФ от 10.04.2004 N 519
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ОТДЕЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ЛИЦ,
ЗАМЕЩАЮЩИХ ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ"
Вступает в силу в соответствии с пунктом 17 данного
документа.
Установлены размеры должностных окладов по отдельным должностям,
замещаемым федеральными государственными служащими в центральных
аппаратах федеральных министерств и федеральных служб, находящихся в
ведении Правительства РФ, а также в центральных аппаратах федеральных
служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным
министерствам.
Также установлены иные выплаты для указанных категорий лиц и
определены их размеры.
Внесены соответствующие изменения в некоторые указы Президента
Российской Федерации, регулирующие порядок выплаты денежного содержания
и денежного поощрения федеральных государственных служащих и лиц,
замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации и
федеральной государственной службы.
Вступление в силу положений настоящего Указа, касающихся оплаты
труда лиц, замещающих указанные государственные должности в отдельных
министерствах и ведомствах России, связано с вступлением в силу
соответствующих федеральных законов.
Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 25.06.2002 N 660 "О
денежном поощрении федеральных государственных служащих, замещающих
отдельные государственные должности федеральной государственной службы в
Администрации Президента Российской Федерации".
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 92-О
"ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ВИНОГРАДОВА СЕРГЕЯ ЕМЕЛЬЯНОВИЧА НА
НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ
АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И
СБОРАХ"
Предметом рассмотрения являлось положение части второй статьи 5
Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о
признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах", которым установлено, что сумма единого
налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в
2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году
налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Суд определил конституционно-правовой смысл указанного положения и
признал жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что норма части второй статьи 5
Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ не может быть истолкована как
препятствующая вычету уплаченных страховых взносов из величины
исчисленного и уплаченного единого налога на вмененный доход за 2002
года для налогоплательщиков, исчисливших страховые взносы за 2002 год,
но фактически уплативших их в 2003 году, а реализация предусмотренного
названной нормой права на вычет страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, исчисленных за 2002 год, не может ставиться в
зависимость от даты фактической уплаты этих страховых взносов
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.
Указанная норма не может служить основанием для отказа в вычете
исчисленных за 2002 год сумм страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование из величины единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности, исчисленного и уплаченного за этот же
период времени (2002 год).
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 19.04.2004 N 01-06/14246
"О РАЗРЕШЕНИИ БАНКА РОССИИ"
Доведена до сведения позиция Банка России по вопросу применения
разрешений Банка России на реализацию товаров, работ, услуг в магазинах
беспошлинной торговли за иностранную валюту.
Реализация гражданам товаров за иностранную валюту в магазине
беспошлинной торговли является валютной операцией, связанной с движением
капитала, для осуществления которой юридическое лицо -- резидент должно
иметь разрешение Банка России.
В связи с тем, что с 1 января 2004 года открытие магазинов
беспошлинной торговли осуществляется в уведомительном порядке, Банк
России считает, что переоформление разрешения, выданного Банком России
юридическому лицу -- резиденту на реализацию гражданам товаров за
иностранную валюту в магазинах беспошлинной торговли, до истечения срока
действия такого разрешения не требуется.
При этом юридические лица -- резиденты, имеющие указанные разрешения
Банка России, после 1 января 2004 года обязаны представить в Банк России
копии уведомления об открытии магазина беспошлинной торговли, с отметкой
таможенных органов о его получении.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
<ПИСЬМО> ГТК РФ от 15.04.2004 N 01-06/13988
"О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ"
Разъяснен порядок требования таможенными органами предоставления
обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении большегрузных
транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации в качестве товаров с полным условным освобождением
от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах
государственной поддержки российского автомобильного транспорта,
предназначенного для осуществления международных перевозок".
Указано, что требование по обеспечению уплаты таможенных платежей
следует предъявлять в случае неоднократного нарушения владельцем
указанных транспортных средств таможенного законодательства Российской
Федерации в части уклонения либо способствования уклонению от уплаты
таможенных платежей за перемещаемые товары. Решение о требовании
обеспечения уплаты таможенных платежей подлежит согласованию с
начальником таможни и должно приниматься с учетом позиции Министерства
транспорта и связи РФ и ходатайства Ассоциации международных
автомобильных перевозчиков.
ПРАВОСУДИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 25.03.2004 N 86-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С
ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОВЭКС" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 51
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Заявителем оспаривалась конституционность пункта 2 статьи 51
Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном
производстве", согласно которой арест имущества должника состоит из
описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при
необходимости -- ограничения права пользования имуществом, его изъятия
или передачи на хранение; виды, объемы и сроки ограничения определяются
судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом
свойств имущества, значимости его для собственника или владельца,
хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.
По мнению заявителя, данные положения, как допускающие возможность
запрета для лиц, не являющихся должниками в исполнительном производстве,
распоряжаться принадлежащим им имуществом, если на него наложен арест в
рамках исполнительного производства по долгам другого лица (должника), а
также допускающие возможность запрета для этих лиц свободно использовать
свое имущество любым не запрещенным законом способом и определять сферу
своей деятельности, нарушают его конституционные права и свободы.
Конституционным Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы,
поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного
закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской
Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а
также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному
Суду РФ неподведомственно.
--------------------------------------------------------------------
Тексты документов, представленных в обзоре -
http://www.consultant.ru/review/fd2004-04-23.html
--------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.