===========На=правах=рекламы===========================================
Юридические семинары в Москве:
"ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ"
(Москва, 15-16 апреля 2004г.)
с участием Розенберга М.Г. - д.ю.н., арбитра МКАС при ТПП РФ;
Холопова К.В. - д.э.н., зав. кафедрой Всероссийской академии внешней торговли;
Хвалея В.В. ? партнера Юридической фирмы "Baker&McKenzie";
Старженецкого В.В. - к.ю.н., консультанта ВАС РФ и др.
Тел.(095)244-77-88, 244-76-56 info@m-logos.ru Http://www.m-logos.ru
=======================================================================
НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск 2 апреля 2004 года
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИКАЗ МИД РФ N 19723А, МВД РФ N 1048, ФСБ РФ N 922
от 27.12.2003
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ "ЦЕЛИ ПОЕЗДОК", ИСПОЛЬЗУЕМОГО
УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПРИГЛАШЕНИЙ И ВИЗ ИНОСТРАННЫМ
ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2004 N 5689.
Во исполнение пункта 13 Положения об установлении формы визы,
порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия,
восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335, а
также в целях совершенствования информационного взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов
организации въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории
иностранных граждан и лиц без гражданства утвержден Перечень "Цели
поездок", используемый уполномоченными государственными органами
Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным
гражданам и лицам без гражданства.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
<ПИСЬМО> Минфина РФ от 04.03.2004 N 24-00/КП-44
<О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РФ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
Департаментом страхового надзора Минфина РФ даны разъяснения по
применению отдельных положений Закона Российской Федерации от 27.11.1992
N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ).
В частности, рассмотрены вопросы о легитимности договоров
страхования, заключенных до вступления в силу Федерального закона от
10.12.2003 N 172-ФЗ; вопросы применения пункта 3 ст. 13 Закона РФ от
27.11.1992 N 4015-1, устанавливающего запрет на осуществление
перестрахования рисков по имущественному страхованию, если у страховой
организации, принимающей такие риски, имеется лицензия на осуществление
страхования жизни, а также вопросы, касающиеся квалификационных
требований, предъявляемых к руководителям и главным бухгалтерам
страховых организаций.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 49-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ САМАРСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ "ВОЛЖАНИН" НА
НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 34
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционным Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы в
связи с тем, что она не отвечает требованиям Федерального
конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, в соответствии с которыми
может быть признана допустимой.
В обоснование своей позиции Конституционный Суд РФ указал, что
обжалуемой статьей 34 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ,
которой регулируется порядок его вступления в силу, а также
регламентируется применение иных федеральных законов, предусматривающих
условия и нормы обязательного пенсионного страхования (принятых до
вступления указанного Закона в силу), конституционные права и свободы
заявителя не затрагиваются.
Кроме того, Конституционный Суд РФ повторно указал на разницу в
социально-правовой природе пенсионных страховых взносов и налоговых
платежей, состояющую в индивидуальности, возмездности и целевом
назначении пенсионных страховых взносов. Страховые взносы, отвечая
указанным признакам, формируют страховое обеспечение, которое
выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая.
ПРИКАЗ Минфина РФ от 11.03.2004 N 29н
"ОБ ОТЧЕТНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ И ИНВЕСТИРОВАНИЮ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ
НАКОПЛЕНИЙ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2004 N 5691.
Минфином РФ, как уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и
инвестирования средств пенсионных накоплений, утверждены формы
отчетности Пенсионного фонда РФ и Инструкция о порядке заполнения и
представления указанных форм.
Установлено, что ежеквартально, нарастающим итогом Пенсионный фонд
РФ представляет отчет о страховых взносах на финансирование
накопительной части трудовой пенсии и их временном размещении и отчет о
выплатах, осуществленных за счет средств пенсионных накоплений. Кроме
того, указано, что ежеквартальная отчетность представляется, начиная с
отчетности за I квартал 2004 года.
Ежегодно представляются отчет о средствах пенсионных накоплений,
учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов
застрахованных лиц, отчет о результатах инвестирования средств
пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим
компаниям, и отчет о передаче средств пенсионных накоплений,
предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Кроме того, в Инструкции определены сроки, форма представления
отчетов и порядок заполнения их отдельных реквизитов.
Указано, что отчетность за 2002 год представляется одновременно с
отчетностью за 2003 год.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 43-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТАЛАНКИНА НИКОЛАЯ ГЕННАДЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 56
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение
его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 56 Налогового
кодекса РФ, Конституционный Суд РФ указал, что данная норма
предусматривает для налогоплательщика возможность отказаться от
использования налоговой льготы, если иное не установлено Налоговым
кодексом РФ.
В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ
налогоплательщик, направивший в налоговый орган уведомление об
использовании права на освобождение от исполнения обязанностей
плательщика налога на добавленную стоимость, не может отказаться от
этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев,
т.е. до истечения срока предоставленного освобождения.
При этом Конституционный Суд РФ разъяснил, что такое ограничение
связано, прежде всего, с особенностями механизма исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость. Вводя налоговую льготу, законодатель
вправе предусмотреть и особый порядок ее применения.
Пункт 2 статьи 56 Налогового кодекса РФ лишь предоставляет
налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования
налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не
может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права
и свободы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 48-О
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "УРАЛЦЕМЕНТ" НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 17 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ", СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1999 ГОД",
СТАТЬИ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА
2000 ГОД", СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ
БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНДЕКСАЦИИ
СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА"
В Конституционный Суд РФ поступила жалоба на нарушение
конституционных прав и свобод отдельными законоположениями,
регулирующими вопросы определения налогового периода и установления
повышенных ставок по земельному налогу.
Отказывая в принятии к рассмотрению данной жалобы, Конституционный
Суд РФ указал, что в соответствии с Федеральным законом "О плате за
землю" налоговым периодом по земельному налогу является год, а период в
один месяц при ежемесячной уплате земельного налога (который исчисляется
с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка) может
рассматриваться в качестве отчетного периода, а не налогового.
Также разъяснено, что положениями Федеральных законов "Об индексации
ставок земельного налога" и "О федеральном бюджете на 2002 год",
установившими новые средние ставки земельного налога, не было нарушено
конституционное требование о недопустимости придания обратной силы
законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, как не было нарушено и
требование о соблюдении разумного срока, по истечении которого возникает
обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Указанные законы лишь вводят коэффициент индексирования ставок
земельного налога с учетом изменений минимального размера оплаты труда,
другие вопросы в них не решаются.
ПРИКАЗ МНС РФ от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА
ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ
ПЛАТЕЖАМ) И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2004 N 5690.
В связи с введением в действие главы 30 "Налог на имущество
организаций" части второй Налогового кодекса РФ утверждены форма
налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового
расчета по авансовому платежу)(Форма по КНД 1152001) и Инструкция по ее
заполнению.
Указанная Инструкция применяется в субъектах Российской Федерации,
законодательными (представительными) органами которых законодательно не
закреплено представление иной (отличной от формы по КНД 1152001) формы
отчетности по налогу на имущество организаций.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 26.03.2004 N 1404-У
"ОБ ОТМЕНЕ ФОРМЫ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ
ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ РАСЧЕТНЫХ НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального
опубликования в "Вестнике Банка России".
Отменена форма лицензии на осуществление банковских операций для
расчетных небанковских кредитных организаций (включая приложение),
доведенная Письмом ЦБ РФ от 28.11.1996 N 26/3689.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 10.02.2004 N 04-3/пс
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ДЕПОЗИТАРИЕВ АКЦИОНЕРНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ, ПАЕВЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ
ФОНДОВ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2004 N 5693.
Утверждено Положение о деятельности специализированных депозитариев
акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и
негосударственных пенсионных фондов.
Положение устанавливает требования к деятельности спецдепозитариев
указанных фондов, а также к деятельности спецдепозитариев, заключивших
договоры об оказании услуг Пенсионному фонду Российской Федерации или
негосударственному пенсионному фонду, являющемуся страховщиком по
обязательному пенсионному страхованию.
Регламентировано выполнение спецдепозитарием и его филиалом функций
по учету и хранению имущества, принадлежащего акционерному
инвестиционному фонду, составляющего паевой инвестиционный фонд,
пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда, а также
имущества, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений, в том
числе по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, а
также контрольных функций.
Установлены требования к регламенту, документам спецдепозитария,
порядку передачи имущества и документов другому спецдепозитарию, а также
проведению конкурса для определения управляющей компании инвестиционного
фонда.
Специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а
также специализированный депозитарий, отобранный по результатам конкурса
и заключивший договоры об оказании услуг с Пенсионным фондом Российской
Федерации и управляющими компаниями, осуществляющими доверительное
управление средствами пенсионных накоплений, должны привести свою
деятельность в соответствие с требованиями настоящего Постановления в
течение месяца со дня его вступления в силу.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 26.02.2004 N 1388-У
"ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ АКТОВ БАНКА РОССИИ"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального
опубликования в "Вестнике Банка России".
Признаны утратившими силу Указание ЦБ РФ от 30.12.1999 N 721-У "О
покупке юридическими лицами -- резидентами иностранной валюты для
осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу
результатов интеллектуальной деятельности" с учетом изменений, внесенных
Указанием ЦБ РФ от 19.07.2001 N 1002-У, а также Указание ЦБ РФ от
30.03.2000 N 761-У, определявшее перечень банков-нерезидентов, которые
могут выступать гарантами исполнения нерезидентами обязательств по
выполнению работ, оказанию услуг, передаче результатов интеллектуальной
деятельности.
ПРАВОСУДИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 44-О
"ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ДЕМЬЯНЕНКО ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ
56, 246, 278 И 355 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Предметом рассмотрения являлись положения части пятой статьи 246 и
части третьей статьи 278 УПК РФ, предоставляющие государственному
обвинителю право ходатайствовать о вызове в суд свидетелей и допрашивать
их, и часть третья статьи 56 УПК РФ, определяющая круг лиц, которые не
могут быть допрошены в качестве свидетелей.
Также оспаривалась конституционность пункта 2 части пятой статьи 355
УПК РФ, согласно которой определения и постановления об удовлетворении
или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства,
вынесенные в ходе судебного разбирательства, не подлежат обжалованию в
кассационном порядке.
Суд определил конституционно-правовой смысл указанных положений и
признал данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению.
Конституционный Суд разъяснил, что положение, содержащееся в части
третьей статьи 56 УПК РФ, не может служить основанием для
воспроизведения в ходе судебного разбирательства содержания показаний
подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства по
уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденных им в суде,
путем допроса в качестве свидетеля, дознавателя или следователя,
производившего дознание или предварительное следствие.
При рассмотрении судом кассационной инстанции жалобы на принятое в
ходе судебного разбирательства решение об избрании подсудимому меры
пресечения в виде содержания под стражей взамен другой, более мягкой,
меры пресечения или о продлении срока содержания под стражей, положения
пункта 2 части пятой статьи 355 УПК РФ подлежат применению в их единстве
с частями десятой и одиннадцатой статьи 108 и частью четвертой статьи
255 УПК РФ -- вне зависимости от того, было ли принято обжалуемое
решение о мере пресечения по инициативе суда или по ходатайству стороны.
--------------------------------------------------------------------
Тексты документов, представленных в обзоре -
http://www.consultant.ru/Review/fd0402
--------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.