Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование N22, 17.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N22 (36)

17 февраля 2004

Пенсионная реформа и пенсионное страхование

Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании. Как распорядиться страховыми начислениями?

Первая рассылка вышла
3 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1640
 

СОДЕРЖАНИЕ

Правительство утвердило правила работы НПФ в области обязательного пенсионного страхования

ПФР поручено до 15 марта 2004 года рассчитать чистый финансовый результат от размещения накопительной части пенсий за 2002г.

Для стимулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспечения необходимы налоговые изменения- Починок

Пенсионная головоломка - 2

ПФР и НПФ должны иметь равные условия в области налогообложения дохода от инвестирования пенсионных накоплений - гендиректор НПФ "Пенсионный капитал"

Как выбрать НПФ. Инструкция к применению

На рынке негосударственного пенсионного обеспечения России СРО может быть создана до принятия соответствующего закона

Постановление правительства РФ от 12 февраля 2004 г. № 73

Правительство РФ утвердило изменения в ряд постановлений, касающихся инвестирования пенсионных накоплений

Минтруда собирается учредить в 50 регионах территориальные органы по надзору за НПФ

О движении пенсионных денег

Орловская область. Россияне плохо информированы о ходе пенсионной реформы.

2004 год должен решить вопрос: кому доверяют свои средства будущие пенсионеры?

Негосударственные пенсионные фонды готовятся к реформе

Готовность управляющих компаний к принятию пенсионных средств оценивается в 50%

По мнению Починка, государство обязано активнее информировать граждан о деятельности НПФ

Починок высказывается за изменение функций Минтруда и Инспекции НПФ в рамках административной реформы

Правительство РФ утвердило изменения в ряд постановлений, касающихся инвестирования пенсионных накоплений

Минтруда собирается учредить в 50 регионах территориальные органы по надзору за НПФ

Правительство утвердило типовые страховые правила НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Утверждены типовые правила НПФ по пенсионному страхованию

 
Правительство утвердило правила работы НПФ в области обязательного пенсионного страхования
Двойная запись, 17.02.2004
Правительство РФ постановлением №77 утвердило Типовые страховые правила для негосударственных пенсионных фондов, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования. Правила определяют порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании. В эти обязательства включены назначение и выплата застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии, выплата пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного лица, передача пенсионных накоплений другому страховщику. НПФ имеет право инвестировать средства только в активы, разрешенные законодательством. При этом информация о состоянии счета и результатах инвестирования пенсионных накоплений фонд будет направлять застрахованному лицу не позднее 1 июля каждый год. НПФ должен информировать застрахованное лицо об управляющей компании, с которым фонд заключил договор, а также об инвестиционных декларациях этих компаний, величине вознаграждения управляющей компании и размере оплаты услуг специализированного депозитария, установленных указанными договорами. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Договор пенсионного страхования заключается на неопределенный срок и может быть расторгнут в случае заключения гражданином договора с другим НПФ, или в том случае, если застрахованный передаст накопления в ПФР. Кроме того, договор расторгается спустя три месяца со дня аннулирования по решению суда лицензии фонда, ликвидации фонда, после смерти застрахованного лица.


ПФР поручено до 15 марта 2004 года рассчитать чистый финансовый результат от размещения накопительной части пенсий за 2002г.
Уралпрессинформ, 16.02.2004
Правительство поручило Пенсионному фонду РФ рассчитать величину чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в фонд на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002г., и до 15 марта 2004г. представить расчеты в Минфин РФ. Как сообщает ДПИ, соответствующее постановление от 12 февраля 2004г. "О внесении изменений в постановления правительства РФ от 15 марта 1997г. N318, от 19 июня 2003г. N346 и от 30 июня 2003г. N395" подписал председатель правительства РФ Михаил Касьянов.
Согласно внесенным изменениям, Минфину России поручено до 31 марта 2004г. обнародовать сведения о величине чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов. Кроме того, Минфину по представлению Пенсионного фонда РФ в месячный срок поручено утвердить форму бланка заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и инструкцию по его заполнению, а также типовую форму соглашения о взаимном удостоверении подписей; форму извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета.
Кроме того, в инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования внесено дополнение, состоящее в том, что результаты рассмотрения заявлений застрахованных лиц о выборе УК, поданных ими до 31 декабря 2003г., вносятся в лицевые счета до 31 марта 2004 года.


Для стимулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспечения необходимы налоговые изменения- Починок
РИА "Новости", 16.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /Корр. РИА "Новости" Марина Градова/. Для стимулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспечения необходимы налоговые изменения. Об этом заявил в понедельник на конференции "Пенсионная система - 2004 - актуальные вопросы" министр труда и социального развития РФ Александр Починок.
"Нам необходимы налоговые изменения, нужно налогообложение по системе ЕЕТ /взносы и инвестиционные доходы от пенсионных накоплений налогом не облагаются, существует налог на пенсионные выплаты/, - сказал министр. - Нам необходимо стимулировать добровольные отчисления".
По словам Починка, "все заинтересованы", чтобы система налогообложения стимулировала к этому /к увеличениям добровольных отчислений/ и работника, и работодателя.
Министр также считает, что единый социальный налог /ЕСН/ должен быть снижен. "При этом можно перераспределить структуру ЕСН, но надо помнить, что при этом не должна снижаться сумма пенсионных прав человека и мы не должны его заставлять отчислять взносы на свое пенсионное обеспечение", - отметил он.
По мнению Починка, для того, чтобы стимулировать граждан к увеличению отчислений на пенсионное страхование в НПФ, необходимы значительные вычеты из подоходного налога. Министр еще раз подчеркнул, что все, что находится в пенсионном фонде России /включая отчисления из единого социального налога/ - "это гарантия государства".


Пенсионная головоломка - 2
Fundshub, 16.02.2004
16 февраля, 2004 Антон Кузин ("Финанс.")
Второй раунд кампании по выбору населением пенсионных партнеров стартует 1 июля. Граждане, мало что успевшие понять до нового года, теперь рискуют окончательно сломать голову.

Если в прошлом году население имело возможность доверить управление своими пенсионными накоплениями одной из 55 частных управляющих компаний, то летом нынешнего года список значительно расширится. Во-первых, могут появиться новые УК, победившие в конкурсе. Во-вторых, на рынок выйдут негосударственные пенсионные фонды. Их может оказаться не меньше, а то и больше, чем управляющих. Однако, как и в прошлом году, государство не очень стремится разъяснять своему населению что к чему. Между тем УК и НПФ -это "две большие разницы".

Предвыборная накачка, к собственному дебюту на рынке обязательного пенсионного страхования негосударственные пенфонды готовились очень тщательно. Об этом можно судить по данным оперативной отчетности, озвученным 10 февраля Инспекцией НПФ при Минтруде. Цифры впечатляют: за прошлый год собственное имущество фондов и объем поступивших в них взносов удвоилось, пенсионные резервы выросли на 80%, количество клиентов увеличилось на 21% и составило 5, 3 млн человек. Судя по столь внушительной динамике, например, у государственного Пенсионного фонда не осталось никаких сомнений в том, что "эти институты займут достойное место в пенсионной реформе", так заявил недавно советник председателя ПФР Владимир Вьюницкий.

Полным ходом идет подготовка и законодательного обеспечения их работы в поле обязательного пенсионного страхования. По словам руководителя Инспекции НПФ при Минтруде Вячеслава Батаева, министерство планирует выпустить 28 постановлений. Одно из них уже направлено на регистрацию в Минюст России. Оно регламентирует порядок подачи, регистрации и публикации сведений о регистрации заявлений фондов о намерении участвовать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. В отличие от управляющих, НПФ не будут проходить конкурсного отбора для участия в пенсионной реформе - им достаточно лишь написать заявление и выполнить установленные законом требования. Кроме того, правительство сегодня работает над выпуском 23 постановлений, регулирующих деятельность НПФ. Весь пакет, по словам Вячеслава Батаева, должен быть принят до 1 июля 2004 года - именно тогда в пользу фондов начнут принимать заявления от граждан.

Между тем НПФ по сравнению с теми же управляющими компаниями более закрыты и непрозрачны. И найти оперативную информацию об их финансовом состоянии или успешности работы - задача крайне затруднительная. Однако наличие мощного административного ресурса и опыта работы с более чем 5 млн граждан позволяют фондам рассчитывать на более высокие результаты второй выборной кампании, нежели управляющим. Но это совсем не значит, что они в итоге обеспечат своим клиентам более сытую старость.

Фонд или управляющий? Различий между НПФ и УК множество. Причем принципиальных. К примеру, накопительная пенсия, передаваемая государственным Пенфондом частной управляющей компании, остается собственностью государства. УК является по сути лишь наемником-консультантом, советующим, в какие акции, облигации и прочие активы разместить пенсионные накопления. А деньги, попавшие из государственного Пенфонда в негосударственный, становятся собственностью последнего.

Выплаты пенсий гражданам, выбравшим управляющую компанию, производит государственный Пенфонд. Их ежемесячный размер, как предполагается, будет определяться как сумма накоплений, поделенная на так называемый средний срок дожития - 19 лет, или 228 месяцев. НПФ же сами будут выплачивать пенсии в рамках обязательного страхования. При этом они скорее всего смогут предложить выбор пенсионных планов, с началом выплат пенсий начисляя на остаток дополнительные проценты и индексируя пенсии по результатам работы. Хотя получить на руки все сразу или в течение определенного срока пенсионер не сможет даже в НПФ.

Подобных принципиальных отличий управляющих от фондов множество. Однако на одно из них стоит обратить особое внимание. По закону негосударственный пенфонд обязан передать пенсионные накопления под управление УК. То есть, какой бы НПФ вы ни выбрали, распоряжаться вашими деньгами все равно будут частные управляющие компании.

Информационный голод продолжается, в 2003 году та часть населения, которая чудом сумела разобраться в тонкостях проводимой в стране реформы, столкнулась со сложной задачей. Откуда ни возьмись появились 55 частных управляющих компаний, о которых многие раньше ничего не слышали. Да и не могли услышать, если, например, государство в лице Пенсионного фонда РФ не посчитало нужным провести своевременную и полноценную разъяснительную кампанию. К примеру, про открепительное удостоверение сегодня не знает только отшельник, не имеющий телевизора. А вот про то, как государство реформирует пенсионную систему и что такое управляющая компания, центральные телеканалы особенно не распространялись. Хотя Пенфонду на пропаганду реформы был выделен не один миллион рублей.

В нынешнем сезоне ситуация мало изменится, а задача заметно усложнится. Как заявил "Ф." Владимир Вьюницкий, в государственном Пенфонде посчитали нецелесообразным задействование федеральных телеканалов в пропаганде пенсионной реформы. И ПФР ограничится лишь работой с региональными СМИ и непосредственно с трудовыми коллективами. По словам чиновника, именно такой стиль работы наиболее эффективен. Хотя поверить в это, учитывая провал первого этапа реформы, очень сложно.

Добровольцев выведут из тени
Пенсионный фонд готовится распахнуть двери для получателей "конвертированной" зарплаты. По словам советника председателя правления ПФР Владимира Вьюницкого, трудящиеся скоро смогут самостоятельно пополнять свои накопительные счета. До сих пор эту привилегию имеет лишь самозанятое население. При этом Пенфонд планирует разработать такой механизм, который позволил бы гражданам избежать конфликтов с нерадивыми работодателями, выплачивающими зарплату в конвертах. Однако, чтобы не "способствовать отмыванию грязных денег", Пенфонд намерен ограничить добровольные взносы верхней планкой, уровень которой будет зависеть от уровня дохода граждан. Правда, не совсем понятно, как Пенфонд будет оценивать доход, если он теневой.

Комментарии

Наталия Плугарь, заместитель генерального директора УК "НИКойл":
- Выбирать управляющую компанию проще. Человек легко может найти открытую историю управления теми же ПИФами и сравнить полученную доходность. По пенсионным фондам ее найти гораздо сложнее. К тому же, выбрав НПФ, человек не сможет выбрать стратегию управления своими накоплениями - агрессивную или консервативную. НПФ имеют один консолидированный портфель. В отличие от УК, которые имеют право брать за свои услуги до 1, 1% от суммы накоплений и до 10% от инвестиционного дохода, фонды берут только от дохода - до 15%. Если не будут внесены изменения в Налоговый кодекс, НПФ в отличие от управляющих будут облагаться налогами по полной программе. Один только налог на прибыль составляет 24%. Порядок пенсионных выплат еще не утвержден законом. Формула, когда накопления делятся на 228, определена только для страховой части пенсий. Скорее всего для накопительной принцип расчета сохранится. Может измениться лишь коэффициент. У НПФ сегодня нет никакого ассортимента пенсионных планов - пока законом ничего не установлено. Ясно только одно - они будут с установленными взносами и пожизненными выплатами.

Когда я как застрахованное лицо пытаюсь определить, зачем мне НПФ, -ответа не нахожу. Конечно, чем больше услуг, тем лучше. Но большинство населения сегодня не разобралось даже в основных принципах реформы. А т уже предлагают различать УК и НПФ. Это лишь приведет к еще большему хаосу в сознании людей.

Галина Морозова, генеральный директор НПФ Сбербанка:
- Когда человек выбирает управляющую компанию, его средства накапливаются в Пенсионном фонде России. ПФР же назначает и выплачивает ему пенсию на единых условиях, установленных законом. Человек на самом деле выбирает инвестиционный портфель - агрессивный или консервативный. Для этого ему необходимо обладать определенными знаниями в области финансовых рынков и владеть текущей ситуацией. Выбирая НПФ, он делает ставку на частный фонд, который будет формировать, назначать и выплачивать его пенсию. При этом с момента выхода на пенсию сумма накоплений застрахованного не фиксируется, как в ПФР, а продолжает инвестироваться. За счет дополнительного дохода, который закладывается при расчете, ежемесячная пенсия будет дисконтироваться и определяться делением не на 228, а на гораздо меньший коэффициент. К примеру, в нашем фонде он сегодня составляет 133 для мужчин и 182 для женщин. К тому же ежегодно будет производиться индексация пенсий. Кроме того, в НПФ человек может продлить время накоплений и отодвинуть дату выхода на пенсию, за счет чего в будущем размер его пенсии также увеличится.

Еще одно отличие НПФ от управляющего: клиент заключает договор непосредственно с фондом. И если тот чихнет не в ту сторону, клиент сможет подать в суд и потребовать возмещения убытков. Выбирая управляющего, договора вы ни с кем не заключаете. Правоотношения устанавливаются между УК и ПФР. И например, узнать, ушли ваши деньги управляющему или нет, вы сможете только через несколько месяцев после подачи заявления о выборе.


ПФР и НПФ должны иметь равные условия в области налогообложения дохода от инвестирования пенсионных накоплений - гендиректор НПФ "Пенсионный капитал"
ПРАЙМ-ТАСС, 17.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Пенсионный фонд России и негосударственные пенсионные фонды /НПФ/ должны иметь равные условия в области налогообложения дохода от инвестирования пенсионных накоплений, иначе участие НПФ в пенсионной реформе представляется невозможным. Такую точку зрения высказал сегодня на конференции "Пенсионная система 2004 г - актуальные вопросы" генеральный директор НПФ "Пенсионный капитал" Константин Угрюмов.
Он пояснил, что доход от инвестирования пенсионных накоплений, которые будут производиться в рамках государственной пенсионной системы, не будет облагаться налогом, в то время как инвестиционный доход, полученный от инвестирования пенсионных вложений в негосударственные пенсионные фонды, будет облагаться налогом на прибыль в части, превышающей ставку рефинансирования.

К.Угрюмов также отметил, что НПФ вряд ли станут серьезными игроками на рынке обязательного пенсионного страхования в первый год своего участия в пенсионной реформе /2004 г/. "Я думаю, по ряду объективных факторов в первом году негосударственные пенсионные фонды не смогут "выстрелить" так, чтобы стать серьезными игроками на этом рынке", - сказал он, отметив, что фондам предстоит пройти через переходный период. По его мнению, переходный период может составить от 1 до 3 лет.
Как подчеркнул К.Угрюмов, пенсионные фонды должны использовать сложившуюся в настоящее время ситуацию для развития дополнительного пенсионного обеспечения.

Система НПФ на протяжении всей истории своего развития развивалась вокруг крупных корпораций. Это связано с тем, что в условиях отсутствия стимулирования государством взносы в пенсионные фонды могли платить только социально ориентированные предприятия, а их в России немного, сказал К.Угрюмов.
Вместе с тем, сам факт допуска негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования привел к тому, что меняется отношение предприятий к негосударственным пенсионным фондам, которые стали рассматриваться как серьезный финансовый институт.

Председатель правления профессиональной лиги НПФ Игорь Горюнов высказал предложение о целесообразности внесения изменений в действующее законодательство об инвестировании накопительной пенсии. По его мнению, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании должны работать вместе на этом рынке, но "не в последовательной цепи, а в параллельной".
"По своей технологической сущности именно негосударственные пенсионные фонды должны работать с населением и предприятиями", сказал он. Аккумулирование активов, равно как и выплата пенсий, является задачей негосударственных пенсионных фондов.
Управляющие компании должны заниматься инвестированием активов, а не бегать по рынку в целях привлечения пенсионных накоплений, считает И.Горюнов.


Как выбрать НПФ. Инструкция к применению
Наталья Гайдаш
Fundshub, 16.02.2004
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Кто кроме нас самих о себе позаботится? Научиться ориентироваться в бурных реках пенсионного рынка сейчас просто необходимо. Поэтому мы предлагаем вниманию читателей несколько простых, но эффективных рекомендаций, как правильно выбрать НПФ.

Отдых - это лучший способ подумать о делах. К такому неутешительному выводу я пришла, общаясь со своими подругами. Если раньше, до развития "пенсионки" и рынка страхования, мы разговаривали в основном о милых сердцу вещах - шопинге, косметике и моде, то сейчас из женских уст чаще звучат "ругательные" слова: "ОСАГО", "НПФ", "доходность", "инвестирование". Вы только не подумайте, что мои друзья полностью изменили свое представление о жизни, и теперь им больше нечего делать, кроме как вести умные разговоры о том, куда вкладывать свои деньги, как распорядиться пенсионными накоплениями или в какой страховой компании лучше всего купить полис "автогражданки". Все значительно прозаичнее. Дело в том, что мои близкие - люди ленивые, читать умные статьи на финансовую тематику не любят, а предпочитают, чтобы им все объясняли "на пальцах". Проще говоря, приятели беззастенчиво пользуются моим служебным положением: ведь я занимаюсь страховыми и пенсионными вопросами, а поэтому просто обязана знать обо всем, что творится на этих многострадальных рынках.

На самом деле то, что финансовые инструменты стали волновать даже моих подружек, факт, безусловно, отрадный. По сути, это свидетельствует о росте интереса к частным инвестициям, что само по себе весьма оптимистично.

Алгоритм выбора
Если же говорить серьезно, то проблема выбора - едва ли не самая главная из тех, которые сейчас стоят перед любым начинающим частным инвестором. Особенно если речь идет о набившей оскомину пенсионной реформе. Когда негосударственные пенсионные фонды станут участниками рынка обязательного пенсионного обеспечения, "головной боли" у наших сограждан только прибавится. Именно поэтому мы решили сформулировать несколько простых правил, которые помогут избежать типичных ошибок при выборе НПФ. Ни в коей мере не навязывая наши рекомендации читателям, скажем лишь, что при подготовке этой статьи мы проконсультировались с экспертами крупнейших российских НПФ. И теперь предлагаем своего рода "инструкцию к применению". А следовать ей или нет, решайте сами.

Напомним, что негосударственный пенсионный фонд, как и управляющую компанию, можно менять только один раз в год. Так что, "поставив не на ту лошадь", вы будете иметь возможность исправить свой промах далеко не сразу.

Прежде всего отсеките все мелкие и молодые НПФ, какие бы замечательные условия они ни предлагали. Выбирайте фонд, долгое время работающий на рынке, имя которого на слуху. Лучше всего, если НПФ успешно выдержал кризис 1998 года и при этом не только остался на плаву, но еще и выполнял свои обязательства. Не секрет, что после дефолта многие фонды почили в бозе. В их числе - "Байкал", "Гарантия", "Пермский", "Забота" и многие другие. Всего за 11 лет лицензии лишились более 100 НПФ. Самым шумным оказалось прошлогоднее банкротство кемеровского НПФ "Стимул-фонд", входившего в число 50 крупнейших в России. В результате более 32 000 участников фонда остались у разбитого корыта.

В таком деле имидж решает многое. Следует узнать о репутации НПФ на рынке, о том, не был ли фонд замешан в каких-либо скандальных историях. Так банкротство "Стимул-фонда" не стало неожиданностью (после дефолта фонд постоянно трясло, за это время у него дважды приостанавливали лицензию).

Близость фонда к олигархическим структурам может сыграть на руку будущему пенсионеру. Например, НПФ "Газфонд" (принадлежит "Газпрому"), НПФ "Электроэнергетика" (принадлежит РАО "ЕЭС"), "лукойловский" НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" и т.д. - вряд ли обанкротятся или неожиданно исчезнут, прихватив с собой деньги вкладчиков.

Другой важный аспект - инвестиционный доход фонда за последние несколько лет работы. Этот показатель должен на несколько процентов превышать уровень инфляции (по прогнозам, в нынешнем году она составит 8-10%). Так в прошлом году НПФ обеспечили в среднем около 15% дохода.

Многие фонды обещают вкладчикам гарантированную доходность - сумму, которую они начислят на счета клиентов, если фондовый рынок начнет трясти. Но такие обещания отнюдь не свидетельствуют о надежности НПФ. Скорее, таким образом фонд просто привлекает клиентов. А подобные гарантии могут сыграть злую шутку с самим фондом, серьезно пошатнув его финансовую устойчивость: если доходность инвестиционного портфеля окажется меньше гарантированной, то велика вероятность, что резервов фонда на всех вкладчиков может не хватить.

Так что обратите внимание на объем пенсионных резервов фонда - этот показатель говорит о том, сколько средств находится в его собственности. Из них вам будет выплачиваться пенсия.

Среди других ключевых финансовых показателей -размер имущества фонда для обеспечения уставной деятельности. Чем выше этот показатель - тем большей финансовой устойчивостью обладает данный фонд.

От того, насколько эффективно размещаются резервы, зависит, как быстро будут расти ваши пенсионные накопления. У каждого НПФ существует свой собственный план размещения средств, который фонд утверждает после согласования с Инспекцией НПФ один раз в год. Кстати, наиболее часто фонды нарушают именно правила размещения средств инвестиционного портфеля. Например, обанкротившийся НПФ "Стимул-фонд" пострадал из-за того, что все средства вкладывал "в одну корзину": его активами управлял аффилированный Кузбасспромбанк, который не пережил кризиса 1998 года, был признан банкротом и "потянул" за собой фонд.

Тем, кто не любит читать, рекомендуем все-таки не лениться и внимательно изучить правила фонда. Именно этот документ определяет, как ПИФ будет выплачивать пенсию. Иногда сотрудники фондов хитрят и показывают клиенту не сами правила, а только "самое главное" - выписки из правил. Между тем это равносильно покупке кота в мешке: в выписке может не оказаться важных пунктов, влияющих, например, на порядок осуществления выплат пенсии.

Наконец, не стоит забывать и о чисто психологических факторах. Если к вам отнеслись внимательно, подробно и доброжелательно ответили на все интересующие вопросы, - это еще один плюс в пользу того или иного фонда.

Пенсионные схемы
Следующий этап - выбор пенсионной программы. В целом существуют два основных вида схем: с фиксированными выплатами и фиксированными взносами.

С первой программой ситуация следующая: исходя из ваших требований (например, после выхода на пенсию получать ежемесячно $500), НПФ рассчитает размер отчислений, которые должен проводить в фонд. вторая схема предполагает два разных варианта. Первый: клиент самостоятельно устанавливает объем отчислений в НПФ, при этом, сколько именно средств накопится на вашем счету, можно будет узнать лишь после выхода на пенсию. Отметим, что такая программа предусматривает пожизненные выплаты. Если вы обладаете даром предвидения или суицидальными наклонностями (то есть можете предсказать время своей смерти), то вам подойдет второй вариант. Клиент может сам определить срок выплат (например, пять, десять лет и т.д.). Таким образом, сумма отчислений распределяется пропорционально тому времени, в течение которого вы хотите получать пенсию. А вот если вы "промахнулись" со своими расчетами, и вместо "запланированных" пяти лет проживете, к примеру десять, то последнюю "пятилетку" не получите от фонда ни копейки.

Каждый из вариантов имеет как свои преимущества, так и недостатки. Так, если вы не уверены, что сможете отчислять солидные выплаты, скажем, через пять лет, то лучше выбрать схему с установленными взносами. Что касается пожизненной негосударственной пенсии, то ее нельзя наследовать. А вот если используется второй вариант, то в случае смерти пенсионера его родственники получают все накопления плюс проценты. Конечно, если на момент смерти вкладчика фонд уже начал осуществлять выплаты, наследники получают накопления за вычетом суммы выплат. Поэтому, прежде чем выбрать одну из пенсионных программ, основательно взвесьте все "за" и "против".


На рынке негосударственного пенсионного обеспечения России СРО может быть создана до принятия соответствующего закона
РИА "Новости", 16.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /Корр. РИА "Новости" Марина Градова/. Саморегулируемая организация /СРО/ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения может быть создана до принятия закона о СРО.
Об этом заявил в понедельник на конференции "Пенсионная система-2004 - актуальные вопросы" председатель Профессиональной лиги НПФ /негосударственные пенсионные фонды/ Игорь Горюнов.
По его словам, министерство труда и социального развития России дало согласие на создание саморегулируемой организации, не дожидаясь соответствующего закона.
Весной комиссия по административной реформе, которую возглавляет Борис Алешин, должна рассмотреть вопросы регулирования на рынке пенсионного обеспечения, то есть разделить полномочия надзорных органов и разделить функции на правоприменительные и правоустанавливающие.
Горюнов считает, что правоустанавливающие функции должны быть закреплены за Минтруда, что касается правоприменительных, то пока точно не определено, кому именно они будут переданы.
По мнению председателя Профессиональной лиги НПФ, часть этих функций должна быть закреплена за саморегулируемой организацией, а часть - за государством, "до тех пор, пока СРО не встанет на ноги".
В связи с этим, полагает Горюнов, было бы целесообразно в министерстве труда образовать департамент по регулированию деятельности пенсионных фондов, куда передать правоустанавливающие функции от действующей ныне инспекции НПФ, а также часть правоприменительных функций.


Постановление правительства РФ от 12 февраля 2004 г. № 73
Fundshub, 16.02.2004
Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 февраля 2004 г. № 73
О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации
от 15 марта 1997 г. № 318, от 19 июня 2003 г. № 346 и от 30 июня 2003 г. № 395

В связи с Федеральным законом "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Подпункт "д" пункта 57 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 13, ст.1538; 2003, № 29, ст.2999), дополнить словами: "(результаты рассмотрения заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), поданных ими до 31 декабря 2003 г., вносятся в лицевые счета до 31 марта 2004 г.)".

2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 346 "О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 25, ст. 2529; № 40, ст. 3898) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Пенсионному фонду Российской Федерации рассчитать величину чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 года, и до 15 марта 2004 г. представить расчеты в Министерство финансов Российской Федерации";

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Министерству финансов Российской Федерации:

а) по представлению Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок утвердить:

форму бланка заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и инструкцию по его заполнению;
типовую форму соглашения о взаимном удостоверении подписей;
форму извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета;
б) опубликовать до 31 марта 2004 г. в средствах массовой информации сведения о величине чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 года, по форме согласно приложению";

3) дополнить постановление приложением следующего содержания:

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 19 июня 2003 г. # 346

С В Е Д Е Н И Я
о величине чистого финансового результата, полученного
за период временного размещения сумм страховых взносов,
поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на
финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 года,
рассчитанной на ________________ 200 ___ г.

1. Сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году и отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (млрд. рублей).

2. Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году (млрд. рублей).

3. Коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году, используемый для отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц чистого финансового результата, полученного от временного размещения страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году";

4) в Правилах информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), утвержденных указанным постановлением:

пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии со статьей 41 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", определяют порядок и сроки информирования Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Фонд) застрахованных лиц о суммах средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, а также порядок подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и их рассмотрения Фондом на период по 31 марта 2004 г.";

дополнить Правила пунктом 7 следующего содержания:

"7. Заявление застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), поданное им до 31 декабря 2003 г. в установленном настоящими Правилами порядке, подлежит рассмотрению Фондом до 1 марта 2004 г. В случае отказа в удовлетворении заявления застрахованного лица о выборе им инвестиционного портфеля (управляющей компании) или оставления этого заявления без рассмотрения Фонд не позднее 31 марта 2004 г. уведомляет об этом застрахованное лицо".

3. Дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. # 395 "О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, # 27, ст. 2808) пунктом 4 следующего содержания:

"4. Пенсионному фонду Российской Федерации не позднее 31 марта 2004 г.:

а) обеспечить перевод средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в выбранные застрахованными лицами управляющие компании и государственную управляющую компанию в порядке, установленном договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Переводу подлежат суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение 2002 года, и чистый финансовый результат, полученный от их временного размещения;
б) определить и довести до сведения каждой управляющей компании, с которой Пенсионным фондом Российской Федерации заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, план перечисления в 2004 году денежных средств, необходимых для осуществления выплат из средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, с разбивкой по кварталам и месяцам".

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов

Москва,
16 февраля 2004 г.,
N 0270


Правительство РФ утвердило изменения в ряд постановлений, касающихся инвестирования пенсионных накоплений
ПРАЙМ-ТАСС, 16.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Правительство РФ утвердило изменения в ряд действующих постановлений правительства в связи с принятием поправок в ст 41 закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". Об этом сообщает департамент правительственной информации.

В частности, инструкция о порядке ведения индивидуального /персонифицированного/ учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования дополнена положением, по которому территориальные органы ПФР вносят в лицевые счета до 31 марта 2004 г результаты рассмотрения заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля /управляющей компании/, поданных ими до 31 декабря 2003 г.

В постановление правительства РФ от 19 июня 2003 г N346 "О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля /управляющей компании/" внесено изменение, по которому Пенсионный фонд РФ до 15 марта 2004 г должен представить в Минфин расчет величины чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 г.

В действовавшей ранее редакции предполагалось, что до 1 июля 2004 г ПФР должен был сообщить застрахованным лицам сведения о доходе, полученном от временного размещения страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ за этих лиц в 2002 г.

Кроме того, Минфину поручено опубликовать до 31 марта 2004 г в средствах массовой информации сведения о величине чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 г.

Также внесены изменения в правила информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля. Заявление застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля, поданное им до 31 декабря 2003 г в установленном порядке, подлежит рассмотрению Пенсионным фондом РФ до 1 марта 2004 г. В случае отказа в удовлетворении заявления застрахованного лица о выборе им инвестиционного портфеля или оставления этого заявления без рассмотрения фонд не позднее 31 марта 2004 г уведомляет об этом застрахованное лицо.

Кроме того, правительство внесло изменения в постановление "О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений". Пенсионному фонду РФ согласно изменениям поручено не позднее 31 марта 2004 г обеспечить перевод средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в выбранные застрахованными лицами управляющие компании и государственную управляющую компанию в порядке, установленном договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Переводу подлежат суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ в течение 2002 г, и чистый финансовый результат, полученный от их временного размещения.

ПФР также поручено определить и довести до сведения каждой управляющей компании, с которой Пенсионным фондом РФ заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, план перечисления в 2004 г денежных средств, необходимых для осуществления выплат из средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, с разбивкой по кварталам и месяцам.


Минтруда собирается учредить в 50 регионах территориальные органы по надзору за НПФ
Деловой Петербург, 17.02.2004
Минтруда собирается учредить в 50 регионах России территориальные органы по надзору за негосударственными пенсионными фондами. Органы будут выполнять роль территориальных инспекций. Об этом сегодня журналистам сообщил руководитель Инспекции НПФ при Минтруда Вячеслав Батаев.
По его словам, территориальные инспекции планируется создать в регионах с большим количеством негосударственных пенсионных фондов. Делегированные инспектора будут на местах осуществлять надзор за деятельностью НПФ, которые в этом году смогут получить доступ к обязательной системе пенсионного страхования и обеспечения.
В настоящее время из существующих 284 НПФ условиям допуска удовлетворяют около 100 фондов, сообщил Батаев. В то же время у 27 из 284 НПФ Инспекция приостановила действие лицензий. В ближайшее время Минтруда намерено инициировать ряд судебных исков по их аннулированию.
Кроме того, Батаев сообщил, что в настоящее время в Минтруда рассматривается несколько вариантов разграничения функций между Инспекцией, Минтрудом и саморегулируемой организацией, которую планируется зарегистрировать уже в этом году. "Есть и такой вариант, при котором Инспекцию предлагается упразднить", - заметил Батаев.
В то же время сам руководитель Инспекции с таким вариантом не согласен. Он считает, что функции по надзору и контролю за НПФ, которыми наделена Инспекция, можно сократить в пользу СРО, однако Инспекция необходима в качестве надзорного органа, лицензирующего деятельность НПФ. "В перспективе мы сможем и аннулировать лицензии", - надеется Батаев.
Такое же мнение высказал сегодня на конференции по пенсионной реформе и глава Минтруда Александр Починок, оговорившись, что окончательное решение будет принято после перераспределения функций между субъектами пенсионного рынка. Об этом сообщает БПИ.


О движении пенсионных денег
Двойная запись, 16.02.2004
Заявление застрахованного лица о выборе управляющей компании, поданное до 31 декабря прошлого года будет рассмотрено пенсионным фондом до 1 марта. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 12 февраля 2004 года № 73 . Пенсионные накопления должны быть переведены фондом до 31 марта в выбранную человеком управляющую компанию. Переводу подлежат суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд в течение 2002 года, а также прибыль, полученная от их размещения.


Орловская область. Россияне плохо информированы о ходе пенсионной реформы.
Regions ru, 17.02.2004
Более половины из 65 миллионов работающих россиян будут охвачены пенсионной реформой. Однако и по сей день информационная кампания о радикальных преобразованиях в пенсионном обеспечении проходит неэффективно. Почти не встречается социальная реклама на эту тему, нет плакатов в общественном транспорте и обстоятельных выступлений в средствах массовой информации, разъясняющих суть пенсионной реформы. Из-за слабой информированности по столь важному вопросу, в Орловской области лишь 550 человек рискнули доверить накопительную часть своей пенсии негосударственным управляющим компаниям. По мнению специалистов, лишь в конце этого года, ознакомившись с работой и доходами этих компаний, будущие пенсионеры смогут сделать сознательный выбор, передает Орловское Информбюро.


2004 год должен решить вопрос: кому доверяют свои средства будущие пенсионеры?
Елена ГОСТЕВА
Финансовые известия, 16.02.2004
Нужно поставить точку
Пенсионная реформа идет в стране второй год. Все это время чиновники различных ведомств выступают с инициативами, которые иногда даже идут вразрез друг с другом. Официально проведение реформы в России контролируют несколько структур - Пенсионный фонд России, Минфин, Минтруд и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Посмотрим, с какими инициативами за полтора месяца этого года уже успели выступить государственные мужи.

Копите пенсию сами

Пенсионный фонд России готовит предложения о возможности самостоятельной уплаты гражданами платежей в Пенсионный фонд. Об этом заявил советник председателя правления Пенсионного фонда России Владимир Вьюницкий. Фактически это означает, что любой гражданин может "доплачивать" государству, чтобы к пенсионному возрасту рассчитывать на достойную пенсию. По словам Вьюницкого, сейчас это право имеет строго ограниченная категория граждан - это самозанятое население, то есть люди, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Вместе с тем, говорит советник, Пенсионный фонд отдает отчет, что массовый выход заработных плат "из тени" не произошел" и по-прежнему многие люди получают зарплату "в конверте". Поэтому Пенсионный фонд намерен предоставить гражданам возможность платить взносы за себя лично, не вступая в конфликт с работодателем. "Мы бы хотели создать такой механизм перечисления средств в Пенсионный фонд, чтобы граждане не вступали в конфликт со своими работодателями и могли самостоятельно доплачивать взносы к тем, которые уплачиваются с официальной заработной платы", - сказал Вьюницкий.

Однако Пенсионный фонд не намерен способствовать отмыванию "грязных денег", поэтому наряду с минимальным размером страхового платежа ПФР также намерен установить его максимальный размер в зависимости от уровня дохода граждан.

Пенсионные фонды готовятся к конкурсу

Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития России намерена подготовить в этом году 28 собственных постановлений, регулирующих деятельность негосударственных фондов, сообщил руководитель инспекции Вячеслав Батаев. По его словам, первое из них регламентирует правила подачи пенсионными фондами заявлений о намерении участвовать в пенсионной накопительной системе. Это постановление уже утверждено Минтрудом и направлено на согласование в Минюст. С 1 июля 2004 года негосударственные фонды присоединятся к процессу управления пенсионными накоплениями, и согласно законодательству их отбор будет производиться не на конкурсной основе, как это было с управляющими компаниями, а по заявительному принципу, пояснил Батаев. Таким образом, к управлению пенсионными накоплениями граждан будут допущены все "живые" на 1 июля пенсионные фонды. А уж доверят ли им свои деньги будущие пенсионеры - это дело выбора каждого человека, принимающего участие в пенсионной реформе.

Участники пенсионного рынка восприняли инициативу Минтруда по допуску к пенсионным накоплениям граждан, мягко говоря, всех подряд с удивлением. "Заявительный принцип означает, что любой фонд, соответствующий неким критериям, может подать заявку и получить право инвестирования накопительной части трудовой пенсии,- сообщил "Финансовым Известиям" вице-президент негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики Андрей Железнов. - В этом нет ничего страшного, если критерии жесткие и есть основания полагать, что доступ к накоплениям граждан получат крупные, финансово устойчивые фонды, имеющие соответствующие опыт, технологии, инфраструктуру. Но в то же время, по словам Батаева, уже около 100 фондов могут претендовать на участие в этом виде деятельности. Это свидетельствует о том, что критерии слишком мягкие".

С одной стороны, считает Железнов, это приведет к путанице: как же люди при дефиците информации будут делать осознанный выбор из 50 управляющих компаний, уже принимающих участие в реформе, и 100 фондов? С другой стороны, крах или финансовые проблемы даже одного фонда, прошедшего по формальным критериям, могут привести к дискредитации всей системы негосударственных пенсионных фондов. Поэтому критерии должны быть более жесткими.

Ваш выбор: управляющая компания или негосударственный фонд?

По закону негосударственные пенсионные фонды не могут самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, они должны будут привлечь для этого управляющие компании. А это фактически те же компании, которые прошли конкурс на управление средствами Пенсионного фонда России. Перечень ценных бумаг, куда могут инвестировать управляющие компании средства пенсионных накоплений, переданных им Пенсионным фондом России и негосударственным пенсионным фондом, один и тот же. Так что потенциально возможности управления деньгами будущих пенсионеров и у управляющих компаний и у негосударственных пенсионных фондов одинаковы. "Но, думаю, на практике возможности все же будут отличаться, - говорит заместитель генерального директора управляющей компании "Метрополь" Сергей Борзин. - Поэтому стоит ожидать, что инвестиционные декларации, которые дадут негосударственные пенсионные фонды своим управляющим, будут более ограниченными, чем инвестиционные декларации, заключенные управляющими с Пенсионным фондом России".

Кроме того, негосударственный фонд может доверить право управлять деньгами нескольким управляющим компаниям, а управляющая компания несет свои риски самостоятельно. Но пенсионный фонд платит управляющей компании определенную комиссию за то, что компания инвестирует средства. Поэтому каждый человек должен подумать, что для него выгоднее - чтобы деньгами управляли с большей доходностью, но меньшим риском, или, наоборот, более рискованно, но и с более достойными дивидендами.


Негосударственные пенсионные фонды готовятся к реформе
С 1 июля граждане могут выбрать для своей пенсии не только управляющую компанию, но и негосударственный пенсионный фонд
Елена ГОСТЕВА
Финансовые известия, 16.02.2004
Правительство России утвердило 11 февраля порядок перевода средств накопительной части пенсий граждан в негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, в этом году граждане, принимающие участие в пенсионной реформе, могут выбрать для своих пенсионных денег не только управляющую компанию, но и негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственные пенсионные фонды с 1 июля 2004 года получают доступ к накопительной части пенсий и смогут заключать с гражданами договоры обязательного пенсионного страхования на 2005 год. Сейчас к участию в пенсионной реформе допущены управляющие компании, которые с 1 апреля 2004 года будут управлять пенсионными накоплениями. Накопления, которыми управляют управляющие компании (как частные, так и государственная), формально находятся в собственности ПФР.

Согласно законодательству граждане имеют право один раз в год перевести свои пенсионные накопления из одного негосударственного фонда в другой, а также вернуть их из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России. Кроме того, в государственное управление должны быть переведены накопления граждан из того негосударственного пенсионного фонда, у которого отозвана лицензия.

Число управляющих пенсионными средствами увеличится

Величина пенсионного фонда, то есть объем средств под его управлением, будет играть для большинства людей ключевую роль для выбора пенсионного фонда. В нашей стране понятие "большой" ассоциируется со словом "надежный". Поэтому в последний год фонды интенсивно накачивали себя активами, временами абсолютно забывая, что под увеличивающиеся активы необходимо увеличивать и страховые резервы. Поэтому, говорят некоторые чиновники, когда подойдет время для проведения конкурса среди пенсионных фондов на право распоряжаться накоплениями граждан, конкурсная комиссия будет пристально следить именно за теми фондами, у которых при больших активах не сформированы страховые резервы.

Пенсионные накопления граждан будут передаваться в негосударственные фонды вместе с полученным доходом от их инвестирования. То есть НПФ будут управлять теми средствами, которые за человека заплатил в пенсионный фонд работодатель, и теми средствами, которые для него уже заработал предыдущий управляющий. При передаче пенсионных накоплений негосударственный пенсионный фонд обязан выдать застрахованному лицу (то есть выбравшему его человеку. - "Финансовые Известия") заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Этим и отличается управление пенсионными средствами в управляющей компании от управления в негосударственном пенсионном фонде. Управляющая компания инвестирует все средства обезличенно, то есть человек может узнать, насколько доходно размещались его деньги, только один раз в год. Негосударственный же пенсионный фонд будет работать с каждым конкретным гражданином, отвечая на вопросы о состоянии его накоплений хоть каждый день. Это, конечно, приятнее для каждого человека, который думает о своей пенсии. Но такая услуга тоже будет иметь свою стоимость, поэтому издержки у пенсионных фондов будут выше. А за издержки в конечном итоге заплатит будущий пенсионер - понижением доходности.

Больше думать о том, как информировать население

В этом году на выбор управляющих компаний теми, кто вовлечен в пенсионную реформу, должно быть отведено полноценных 3 месяца - с 1 июля до 1 октября. Пока ничто не предвещает срыва этих сроков. Однако до 1 июля осталось мало времени. Между тем правительство и управляющие компании (а уж пенсионные фонды, еще не включившиеся в реформу, и подавно) пока не собираются думать о разъяснительной работе среди населения. У правительства и так много головной боли, да и устраниться от реформы оно не прочь. Частные управляющие еще не получили денег, которые им доверили граждане, поэтому не понимают, за что же им агитировать население. Общественные организации, проявлявшие активность в конце года, молчат. Видимо, все убыли отдыхать на Канары в восторге от проделанной в прошлом году работы.

Заместитель генерального директора управляющей компании "НИКойл" Наталия Плугарь говорит, что осознанный выбор можно сделать только в том случае, если знаешь, из чего и как выбирать. По ее мнению, многие выбравшие негосударственные управляющие компании до 31 декабря 2003 года поняли: непросто получить внятные сведения о проводимой пенсионной реформе, еще сложнее выбрать управляющую компанию. "Я не буду больше делать ставку на привлечение рыночного клиента. Практика показывает, что реклама в пенсионной реформе - это неактуально, - считает генеральный директор компании "Монтес Аури" Сергей Стукалов. - Надо работать с тем, кто готов тебя слушать. Например, с теми, кто хотя бы задает нам вопрос о том, какую доходность дают паевые фонды под нашим управлением".

Большинство граждан не воспользовалось правом выбора будущего своей пенсии не только потому, что не располагало необходимой информацией, но и потому, что не привыкло задумываться о будущем, принимать инвестиционные решения, считает Плугарь. "В рамках разъяснительной работы государству нужно хотя бы разослать людям список управляющих компаний, где указать объем средств у этих компаний в управлении", - объясняет Стукалов.

Знания о пенсионной реформе не могут быть приобретены за один день. "Совершенно ясно, и это продемонстрировали первые итоги пенсионной реформы, что необходимо проводить разъяснительно-информационную работу", - отмечает Плугарь. Шаг за шагом, согласовывая действия, государство, используя свои ресурсы, и управляющие компании, получившие опыт работы по информированию населения, могут помочь людям сориентироваться. Очень важно, чтобы государство наконец установило и не меняло "правила игры", которые должны способствовать выбору, а не усложнять и затруднять его.


Готовность управляющих компаний к принятию пенсионных средств оценивается в 50%
Елена ГОСТЕВА
Финансовые известия, 16.02.2004
До начала пенсионной реформы остается чуть больше месяца
В конце марта этого года Пенсионный фонд России должен передать 55 частным управляющим компаниям деньги с пенсионных счетов тех граждан, которые в прошлом году приняли решение доверить формирование накопительной части своей будущей пенсии частникам. Но для того, чтобы Пенсионный фонд реально передал деньги в эти компании, сами компании должны провести ряд специальных мероприятий внутри своей структуры. Иначе пенсионные деньги им просто не доверят. Половину этой работы управляющие уже сделали, но за оставшееся время им нужно еще, как говорится, "горы свернуть".

Процедура адаптации управляющих компаний к работе с пенсионными средствами работающих сейчас граждан России началась еще в октябре прошлого года - с подписания договора о доверительном управлении средствами будущих пенсионеров между компаниями и Пенсионным фондом России. Потом управляющие компаний подписали договор со спецдепозитарием - Объединенной депозитарной компанией, контролируемой Внешторгбанком. Спецдепозитарий будет обеспечивать контроль за инвестированием пенсионных средств. После подписания договора с спецдепозитарием все управляющие компании в течение месяца знакомились с регламентами спецдепозитария - то есть прорабатывали все вопросы, касающиеся взаимодействия компаний, которые будут вкладывать деньги, с контролирующими этот процесс органами. Фактически была выработана стройная система понятий, что и как должны с пенсионными накоплениями делать управляющие, через какие торговые площадки вкладывать деньги в ценные бумаги, как отчитываться за свои сделки и за что управляющих могут наказать контролеры.

Какому банку можно доверить пенсионные средства

До 1 февраля каждой управляющей компании необходимо было открыть расчетный счет в том банке, который будет обслуживать работу данной компании. Реквизиты этих счетов, на которые Пенсионный фонд и переведет средства накопительной части пенсионных отчислений, управляющие уже сообщили в Пенсионный фонд. В принципе управляющие компании имеют право открыть счет практически в любом крупном банке страны. Согласно закону № 111, в котором прописаны все положения пенсионной реформы, необходимо, чтобы банк, в котором управляющая компания собралась держать свои средства, был дилером на рынке государственных ценных бумаг. Этому требованию соответствуют практически все банки, входящие в первые 250 строчек банковских рейтингов. Руководство же Пенсионного фонда не согласно с таким подходом правительства к выбору управляющими компаниями банков, на счетах которых будут храниться пенсионные сбережения. По мнению главы ПФР Михаила Зурабова, требования к банкам должны быть ужесточены - правительство должно составить список уполномоченных банков, чтобы к пенсионным деньгам имели доступ только достойные кредитные учреждения, которые менее всего подвержены риску обанкротиться.

При этом в управляющих компаниях не очень понимают требования Зурабова хранить деньги только в надежных банках. Ведь практически каждая управляющая компания - это часть какого-то финансово-промышленного холдинга, в который входит в том числе и свой, аффилированный с управляющей компанией банк. Это утверждение косвенно подтверждает факт, что в число банков-трансферагентов, которые заверяли подписи граждан в процессе выбора ими управляющих компаний, входили только те банки, которые в составе своей финансовой группы имеют управляющую компанию.

В любом случае противостояние правительства в лице Минфина и Пенсионного фонда по вопросу, нужен ли специальный отбор для банков, допущенных к пенсионной реформе, должно завершиться к началу апреля. Иначе реформа просто не начнется.

А вы застраховали свою профессиональную ответственность?

Тот же закон № 111 требует от управляющих компаний наличия страховки. То есть каждая УК обязана застраховать свои профессиональные риски работы на фондовом рынке до получения средств от Пенсионного фонда России, то есть до конца марта. "Наша компания пока не заключила договор страхования, но у нас есть предварительная договоренность с одной из компаний из пула страховщиков", - говорит заместитель генерального директора управляющей компании "Метрополь" Сергей Борзин. Так как тарифы по страхованию фиксированы законодательно, и поэтому при выборе компании нет критерия "а у нас это будет стоить дешевле", при выборе страховой компании, по словам Борзина, учитывались следующие факторы: репутация компании и возможность сотрудничества с ней в дальнейшем по другим видам страхования.

После заключения страхового договора у управляющих компаний есть еще одна задача - принять кодекс профессиональной этики. Над выработкой положений этого кодекса сейчас работает Национальная лига управляющих - в своем роде профсоюз управляющих компаний. Пока в целом виде, то есть единым документом, кодекс не готов, и принимать компаниям, соответственно, нечего. Некоторые компании приняли свои внутренние кодексы, за основу которых был взят Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг еще полтора года назад. Понятно, что кодекс, который в качестве базового будет предложен управляющим компаниям лигой, тоже будет опираться на базовые положения кодекса федеральной комиссии, но возможны и разночтения. Поэтому-то большинство управляющих компаний пока не стремятся в беседах с прессой поднимать вопрос о кодексе.

Проблем инвестирования у управляющих компаний не будет

Вкладывать средства пенсионных накоплений в инструменты фондового рынка управляющие компании могут только на организованных торговых площадках - фондовых биржах. Это тоже требование закона. Поэтому каждой управляющей компании нужно сейчас открыть счета в расчетных палатах тех бирж, на которых они собираются торговать - это Московская межбанковская валютная биржа, биржа РТС (ранее - Российская торговая система) и Санкт-Петербургская фондовая биржа. Кроме того, нужно открыть спецсчета в депозитариях этих бирж - между спецдепозитариями бирж и спецдепозитарием Внешторгбанка и будут курсировать ценные бумаги, купленные на пенсионные деньги.

Но ни у одной из этих трех торговых площадок до сих пор нет лицензии фондовой биржи, а есть только лицензия на право организации торгов на рынке ценных бумаг. Это не совсем та лицензия, которая требуется бирже, чтобы на ней могли работать управляющие компании. Сейчас РТС и ММВБ ждут получения соответствующих лицензий. Глава ФКЦБ Игорь Костиков на днях заверил общественность, что по причине отсутствия лицензий у бирж проблем с инвестированием накопительной части у управляющих компаний не возникнет. Но опять же только 1 апреля будет ясно, возникнут проблемы или нет. И если проблемы вдруг возникнут, то это будет самый крупный скандал в истории российского фондового рынка.


По мнению Починка, государство обязано активнее информировать граждан о деятельности НПФ
РИА "Новости", 16.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /Корр. РИА "Новости" Марина Градова/. Государство обязано активнее разъяснять права граждан, а также информировать их о деятельности негосударственных пенсионных фондов /НПФ/ и управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений. Об этом заявил в понедельник министр труда и социального развития России Александр Починок, выступая на конференции "Пенсионная система - 2004 - актуальные вопросы".
"Это должна быть публикация легальной информации, с рекомендациями как ее читать, - сказал министр. - Например, мы говорим, обратите внимание на отчетность фондов и управляющих компаний. При такой структуре активов они работают хорошо, при такой структуре - плохо".
По мнению Починка, это должно стать основой при дальнейшем выборе гражданами, в управление какой компании передать свои средства.


Починок высказывается за изменение функций Минтруда и Инспекции НПФ в рамках административной реформы
РИА "Новости", 16.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /Корр. РИА "Новости" Марина Градова/. Министр труда и социального развития России Александр Починок высказывается за изменение функций Минтруда и инспекции негосударственных пенсионных фондов /НПФ/ при министерстве. Об этом Починок заявил в понедельник, выступая на конференции "Пенсионная система-2004 - актуальные вопросы".
"Нужно немного видоизменить функции Минтруда и инспекции НПФ", - отметил министр. В частности, полагает Починок, ряд функций инспекций должны быть переданы саморегулируемой организации.
По словам Починка, министерство труда должно обладать "политическими функциями" в области пенсионного обеспечения граждан. "На комиссии Алешина /комиссия по административной реформе/ будут обсуждаться функции: какие останутся, какие исчезнут, затем мы выделим контроль и надзор, затем посмотрим, кому они достаются, - сказал министр. - То что будет внутри министерства - это в основном политические функции".
"С другой стороны мы будем настаивать на усилении наших прав в области лицензирования", - подчеркнул Починок. Он пояснил, что существуют негосударственные пенсионные фонды, которые фактически таковыми не являются. "Мы пытаемся применить те рычаги, которые есть сейчас, но их не хватает. Нам нужны методы убирать с рынка тех, кто к этому рынку никакого отношения не имеет", - сказал министр.
В свою очередь руководитель инспекцией НПФ Вячеслав Батаев сообщил, что сейчас из имеющихся у фондов 284 лицензий 27 приостановлены. По его словам в отношении этих фондов будут инициированы судебные иски с тем, чтобы ликвидировать их лицензии.


Правительство РФ утвердило изменения в ряд постановлений, касающихся инвестирования пенсионных накоплений
ПРАЙМ-ТАСС, 16.02.2004
МОСКВА, 16 февраля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Правительство РФ утвердило изменения в ряд действующих постановлений правительства в связи с принятием поправок в ст 41 закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". Об этом сообщает департамент правительственной информации.

В частности, инструкция о порядке ведения индивидуального /персонифицированного/ учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования дополнена положением, по которому территориальные органы ПФР вносят в лицевые счета до 31 марта 2004 г результаты рассмотрения заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля /управляющей компании/, поданных ими до 31 декабря 2003 г.

В постановление правительства РФ от 19 июня 2003 г N346 "О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля /управляющей компании/" внесено изменение, по которому Пенсионный фонд РФ до 15 марта 2004 г должен представить в Минфин расчет величины чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 г.

В действовавшей ранее редакции предполагалось, что до 1 июля 2004 г ПФР должен был сообщить застрахованным лицам сведения о доходе, полученном от временного размещения страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ за этих лиц в 2002 г.

Кроме того, Минфину поручено опубликовать до 31 марта 2004 г в средствах массовой информации сведения о величине чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов, поступивших в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение 2002 г.

Также внесены изменения в правила информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля. Заявление застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля, поданное им до 31 декабря 2003 г в установленном порядке, подлежит рассмотрению Пенсионным фондом РФ до 1 марта 2004 г. В случае отказа в удовлетворении заявления застрахованного лица о выборе им инвестиционного портфеля или оставления этого заявления без рассмотрения фонд не позднее 31 марта 2004 г уведомляет об этом застрахованное лицо.

Кроме того, правительство внесло изменения в постановление "О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений". Пенсионному фонду РФ согласно изменениям поручено не позднее 31 марта 2004 г обеспечить перевод средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, в выбранные застрахованными лицами управляющие компании и государственную управляющую компанию в порядке, установленном договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Переводу подлежат суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ в течение 2002 г, и чистый финансовый результат, полученный от их временного размещения.

ПФР также поручено определить и довести до сведения каждой управляющей компании, с которой Пенсионным фондом РФ заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, план перечисления в 2004 г денежных средств, необходимых для осуществления выплат из средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, с разбивкой по кварталам и месяцам.


Минтруда собирается учредить в 50 регионах территориальные органы по надзору за НПФ
Страхование сегодня, 16.02.2004
17.02.2004 - Москва. - Минтруда собирается учредить в 50 регионах России территориальные органы по надзору за негосударственными пенсионными фондами. Органы будут выполнять роль территориальных инспекций. Об этом сегодня журналистам сообщил руководитель Инспекции НПФ при Минтруда Вячеслав Батаев.
По его словам, территориальные инспекции планируется создать в регионах с большим количеством негосударственных пенсионных фондов. Делегированные инспектора будут на местах осуществлять надзор за деятельностью НПФ, которые в этом году смогут получить доступ к обязательной системе пенсионного страхования и обеспечения.
В настоящее время из существующих 284 НПФ условиям допуска удовлетворяют около 100 фондов, сообщил Батаев. В то же время у 27 из 284 НПФ Инспекция приостановила действие лицензий. В ближайшее время Минтруда намерено инициировать ряд судебных исков по их аннулированию.
Кроме того, Батаев сообщил, что в настоящее время в Минтруда рассматривается несколько вариантов разграничения функций между Инспекцией, Минтрудом и саморегулируемой организацией, которую планируется зарегистрировать уже в этом году. "Есть и такой вариант, при котором Инспекцию предлагается упразднить", - заметил Батаев.
В то же время сам руководитель Инспекции с таким вариантом не согласен. Он считает, что функции по надзору и контролю за НПФ, которыми наделена Инспекция, можно сократить в пользу СРО, однако Инспекция необходима в качестве надзорного органа, лицензирующего деятельность НПФ. "В перспективе мы сможем и аннулировать лицензии", - надеется Батаев.
Такое же мнение высказал сегодня на конференции по пенсионной реформе и глава Минтруда Александр Починок, оговорившись, что окончательное решение будет принято после перераспределения функций между субъектами пенсионного рынка. Об этом сообщает БПИ.


Правительство утвердило типовые страховые правила НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию
ПРАЙМ-ТАСС, 17.02.2004
МОСКВА, 17 февраля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Правительство РФ постановлением N77 от 13 февраля утвердило типовые страховые правила негосударственного пенсионного фонда /НПФ/, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Об этом сообщает департамент правительственной информации.

Правила определяют порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании, заключенным фондом и застрахованным лицом в пользу этого лица или его правопреемников.

Под исполнением фондом своих обязательств понимаются назначение и выплата застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии, выплата пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного лица, передача пенсионных накоплений другому страховщику в соответствии с законом о НПФ, договором об обязательном пенсионном страховании и правилами.

Фонд передает пенсионные накопления застрахованного лица с целью инвестирования в доверительное управление управляющим компаниям, с которыми фондом заключен договоры доверительного управления и которые соответствует требованиям закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". Пенсионные накопления инвестируются исключительно в активы, разрешенные указанным законом.

Договор доверительного управления заключается в письменной форме на срок не более 15 лет в соответствии c типовым договором доверительного управления. Неотъемлемой частью договора доверительного управления является инвестиционная декларация управляющей компании.

Суммарный годовой размер оплаты расходов специализированного депозитария, управляющих компаний и других участников отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, вовлеченных в процесс инвестирования пенсионных накоплений, не может превышать 1,1 проц средней стоимости чистых активов за тот же период, в том числе размер оплаты услуг специализированного депозитария - 0,1 проц стоимости чистых активов.

Фонд самостоятельно ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц либо заключает с другой организацией договор об оказании услуг по ведению пенсионных счетов. Оплата этих услуг осуществляется за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Фонд ведет учет пенсионных накоплений на пенсионном счете отдельно от других операций. Идентификация застрахованного лица осуществляется по страховому номеру, который присваивается индивидуальному лицевому счету застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и одновременно является составной частью номера пенсионного счета.

Фонд должен обеспечить сопоставимость своей системы учета с системой учета Пенсионного фонда РФ.

Фонд ведет обособленный учет пенсионных накоплений, позволяющий сверять средства, учтенные на пенсионном счете за прошедший финансовый год, с суммой поступивших страховых взносов и доходами, полученными от инвестирования пенсионных накоплений за тот же период, а также средства, учтенные на пенсионном счете нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений в фонде.

Фонд направляет застрахованному лицу ежегодно, не позднее 1 июля, информацию о состоянии его пенсионного счета и результатах инвестирования пенсионных накоплений.

В правилах также установлен порядок заключения, изменения или прекращения договора об обязательном пенсионном страховании застрахованного лица с НПФ.

В документе также прописаны права и обязанности застрахованного лица и фонда. В частности фонд обязан опубликовывать в СМИ сведения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц. Срок приостановления привлечения новых застрахованных лиц не может составлять менее 1 года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения. Публикация указанных сведений в СМИ должна осуществляться до 1 октября года, предшествующего году приостановления привлечения фондом новых застрахованных лиц. Приостановление привлечения фондом новых застрахованных лиц не освобождает его от выполнения обязательств по уже заключенным договорам об обязательном пенсионном страховании.

На пенсионные накопления не может быть обращено взыскание по долгам фонда /за исключением долгов фонда перед застрахованным лицом/, вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников фонда, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.


Утверждены типовые правила НПФ по пенсионному страхованию
РИА "Новости", 17.02.2004
МОСКВА, 17 февраля. /Корр. РИА "Новости"/. Правительство утвердило Типовые страховые правила негосударственного пенсионного фонда /НПФ/, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Касьянов.
Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством и рядом нормативных правовых актов и определяют порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании с застрахованным лицом.

Согласно правилам, "обязательства фонда перед застрахованным лицом возникают с даты вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании и прекращаются после их полного исполнения в соответствии с условиями этого договора".

Исполнение фондом своих обязательств - это назначение и выплата застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии, выплата пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного лица, передача пенсионных накоплений другому страховщику в соответствии с законом "О негосударственных пенсионных фондах", договором об обязательном пенсионном страховании и настоящими Правилами.

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он передает пенсионные накопления гражданина для инвестирования в доверительное управление управляющей компании, с которой фонд заключил договор доверительного управления пенсионными накоплениями и которая соответствует требованиям законодательства.

Пенсионные накопления инвестируются исключительно в активы, разрешенные законодательством.

Фонд самостоятельно ведет пенсионные счета накопительной части пенсии, либо заключает с другой организацией договор об оказании услуг по ведению пенсионных счетов. Оплата указанных услуг осуществляется за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Информация о состоянии пенсионного счета гражданина и результатах инвестирования пенсионных накоплений фонд будет направлять ежегодно не позднее 1 июля.

Договор пенсионного страхования заключается фондом и застрахованным лицом на неопределенный срок и вступает в силу со дня зачисления на счет фонда пенсионных накоплений. Договор может быть расторгнут в случае заключения гражданином договора с другим негосударственным пенсионным фондом, удовлетворения Пенсионным фондом РФ заявления застрахованного лица о передаче пенсионных накоплений в ПФР. Кроме того, договор расторгается по истечения трех месяцев со дня аннулирования по решению суда соответствующей лицензии фонда, ликвидации фонда, после смерти застрахованного лица.

В Типовых правилах также прописан порядок заключения, изменения или прекращения договора доверительного управления, договора об оказании услуг специализированного депозитария. Кроме того, определены правила формирования пенсионных накоплений, передачи пенсионных накоплений застрахованного лица в другой негосударственный пенсионный фонд или в ПФР, а также права и обязанности застрахованного лица и фонда.

НПФ должен информировать застрахованное лицо об управляющей компании и специализированном депозитарии, с которыми фондом заключены соответствующие договоры, а также об инвестиционных декларациях этих компаний, величине вознаграждения управляющей компании и размере оплаты услуг специализированного депозитария, установленных указанными договорами.

 
Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и пенсионное страхование " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное