Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование N17, 07.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N17 (31)

7 февраля 2004

Пенсионная реформа и пенсионное страхование

Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании. Как распорядиться страховыми начислениями?

Первая рассылка вышла
3 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1666
 

СОДЕРЖАНИЕ

Конференция "Пенсионная система – 2004, актуальные вопросы" пройдет 16 февраля в Москве

Пенсионный фонд отказывается передавать деньги в частные управляющие компании

Пенсионный фонд РФ передаст пенсионные накопления управляющим компаниям после того, как правительство утвердит список банков, через которые пойдут эти деньги

Пенсию надо выиграть в суде

Пенсионные деньги: бизнес только облизнулся

На пенсию не торопитесь

Не в пользу пенсионеров

Пенсии в ценных бумагах

Всего 0,5% жителей Архангельской области доверили свои пенсионные накопления негосударственным компаниям

2 тысячи жителей Архангельской области для инвестирования пенсионных накоплений предпочли частные компании

Приморский край. Единая пенсионная служба объявила конкурс среди средств массовой информации

 
Конференция "Пенсионная система – 2004, актуальные вопросы" пройдет 16 февраля в Москве
ПРАЙМ-ТАСС, 05.02.2004
МОСКВА, 5 февраля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Конференция "Пенсионная система – 2004, актуальные вопросы" пройдет 16 февраля в Москве, в конгресс-холле Торгово-промышленной палаты РФ /ул. Ильинка, д. 5/2/. Организатором мероприятия является журнал "Пенсионные деньги".
Принять участие в работе конференции приглашены: руководитель Департамента социального развития аппарата Правительства РФ Калашников С.В., министр труда и социального развития РФ Починок А.П., председатель Правления ПФР РФ Зурабов М.Ю., Первый замминистра финансов РФ Златкис Б.И., Первый замминистра МЭРТ РФ Дмитриев М.Э., руководитель Инспекции НПФ при Минтруде РФ Батаев В.В., замруководителя департамента МЭРТ Карагодин М.М., руководитель Комитет по труду и социальной политике ГД РФ Исаев А.К. и др.
В ходе работы мероприятия будут обсуждены вопросы, касающиеся участия НПФ в обязательном пенсионном страховании граждан, размещения средств пенсионных резервов, инвестирования накопительных средств части пенсии и обязательного пенсионного страхования, профессиональных пенсионных систем, проблем, связанных с размещением средств пенсионных резервов в векселя и объекты недвижимости, критерии, которым должны соответствовать банки, где будут открывать свои счета управляющие компании, инвестирующие пенсионные накопления граждан и некоторые другие важные темы.
Подробная программа мероприятия опубликована по адресу в сети Интернет www.pensionmoney.ru. Дополнительную информацию можно получить по тел /095/ 937-63- 02, 995-16-04, 508-55-17.


Пенсионный фонд отказывается передавать деньги в частные управляющие компании
NEWSru com, 05.02.2004
Вокруг пенсионной реформы разгорелся новый крупный скандал. По данным "Коммерсанта", Пенсионный фонд России отказывается передать пенсионные накопления управляющим компаниям до тех пор, пока правительство не утвердит список банков, через которые пойдут эти деньги.

"Этот документ необходим для того, чтобы начать передавать деньги частным компаниям, - заявляет советник председателя правления ПФР Владимир Вьюницкий. - Без списка мы не переведем ни копейки". В ПФР ссылаются на закон "Об основах социального страхования". "Там яснее ясного говорится, что средства социального страхования, каковыми являются пенсионные накопления, могут размещаться лишь в тех банковских организациях, перечень которых ограничен правительством, - уверен глава ПФР Михаил Зурабов. - Пока такого списка нет. Будет список - будут деньги".

Сейчас управляющие компании направляют в ПФР реквизиты банков, с которыми они привыкли работать, и в марте деньги должны быть переведены в управляющие компании. Однако будет ли это действительно сделано - большой вопрос.

"Коммерсант" отмечает, что пока в Белом доме, по всей видимости, такой список утверждать не собираются. Проект соответствующего проекта постановления был предложен ПФР еще год назад, однако завис в межведомственных согласованиях. Минтруд и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг одобрили этот проект, а Минфин и Минэкономразвития раскритиковали.

"ПФР предлагал ограничить перечень десятью банками, и спор зашел в тупик, - поясняют в Белом доме - После многократных совещаний вопрос так и остался подвешенным". Оппоненты Зурабова уверены, что Пенсионный фонд, предлагая ограничить список банков для пенсионной реформы, преследует "какие-то собственные корыстные интересы". В ПФР на это заявляют, что "определение критериев и составление списка банков является прерогативой Минфина".

Управляющие компании от происходящего в шоке и говорят, что чиновники потеряли здравый смысл. "Такое ощущение, что подыскиваются очередные отговорки, чтобы снова затянуть сроки пенсионной реформы", - считает гендиректор УК "Монтес Аури" Сергей Стукалов. "Есть закон, по которому ПФР обязан передать деньги управляющим компаниям до 31 марта, - рассуждает гендиректор УК Росбанка Владимир Алексеев. - Закон надо исполнять. Если сроки будут в очередной раз сорваны, это будет свидетельствовать о полном отсутствии здравого смысла".

Пока участники рынка открывают несколько счетов в разных банках. Многие на всякий случай открыли счета во Внешторгбанке, спецдепозитарий которого является уполномоченным для пенсионной реформы.


Пенсионный фонд РФ передаст пенсионные накопления управляющим компаниям после того, как правительство утвердит список банков, через которые пойдут эти деньги
Деловой Петербург, 05.02.2004
Уже в марте Пенсионный фонд России (ПФР) обязан перевести накопления граждан, выбравших себе управляющие компании, на банковские счета последних. По закону "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" операции с пенсионными средствами могут проводить банки, имеющие лицензии дилера госбумаг. Это значит, что допуск банков к финансовым потокам пенсионной реформы фактически не ограничен: такую лицензию имеют сотни. Сейчас управляющие компании направляют в ПФР реквизиты банков, с которыми они привыкли работать.
Однако, как заявили "Коммерсанту" в ПФР, ведомство не намерено переводить деньги в частные компании до тех пор, пока правительство не выпустит список банков, уполномоченных проводить операции с пенсионными накоплениями. Глава ПФР Михаил Зурабов считает, что размещать деньги в банках "типа 'Фикус'" (недостаточно надежное финансовые учреждения) опасно, а ограничения позволят "обеспечить единую систему снижения рисков при операциях со средствами пенсионного страхования".
По данным "Коммерсанта", проект соответствующего проекта постановления был предложен ПФР еще год назад, однако завис в межведомственных согласованиях. Мнения министерств и ведомств разделились. Минтруд и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг одобрили этот проект, а Минфин и Минэкономразвития раскритиковали.
"ПФР предлагал ограничить перечень десятью банками, и спор зашел в тупик,- заявили "Коммерсанту" в аппарате правительства.- После многократных совещаний вопрос так и остался подвешенным". Оппоненты ПФР уверены, что он, предлагая ограничить список банков для пенсионной реформы, преследует "какие-то собственные корыстные интересы".


Пенсию надо выиграть в суде
Лев МОСКОВКИН
Утро ру, 04.02.2004
Пенсионная реформа – одно из самых непрозрачных творений нынешнего правительства России, которое, тем не менее, пытается утверждать обратное. Особо туманна ситуация с т.н. "нестраховыми периодами", которые прежде учитывались при расчете пенсий, но в процессе пенсионной реформы произошли изменения, вызвавшие многочисленные обращения пенсионеров. Закон о нестраховых периодах так и не был принят, и депутаты обратились в Конституционный суд с иском о соответствии основному закону ряда положений нового пенсионного законодательства. Например, не засчитывается в трудовой стаж время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, период проживания супруга-военнослужащего, проходящего службу по контракту в местностях, где он не мог трудиться по специальности и т.д. Военная служба, служба в милиции, период получения пособия по временной нетрудоспособности или пособия по безработице, время пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, нахождение в местах лишения свободы или ссылке реабилитированных граждан и ряд иных периодов теперь включаются в трудовой стаж при условии "если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы…" (п. 2 ст. 11), тогда как ранее таких дополнительных условий не требовалось.

Существенно ухудшены условия назначения и выплаты пенсий лицам, работавшим на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним. Ухудшены условия назначения и выплаты пенсий также участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетным матерям, лицам, работавшим в лепрозориях и противочумных учреждениях, работавшим во время Великой Отечественной войны и ряду иных категорий граждан. Это результат того, что федеральный закон изменил порядок подсчета специального стажа, льготное исчисление пенсионного стажа практически отменено полностью (п. 1 ст. 12). Изменена концепция трудовых пенсий по инвалидности и т.д.

Несмотря на все это, КС вынес решение о конституционности действующего пенсионного закона, а председатель правления Пенсионного фонда Михаил Зурабов объяснил, что положение пенсионера при конвертации пенсионных прав из прежней системы в действующую не ухудшается.

Свое мнение по поводу пенсионной реформы в интервью "Yтру" высказал один из лидеров думской фракции "Единая Россия" депутат Валерий Рязанский.

"Yтро": В Конституционном суде завершилось обсуждение запроса депутатов по т.н. "нестраховым периодам". Но ведь частично проблема уже решена?

Валерий Рязанский: Да, это сделано в новом пакете законов, в блоке с тремя законами о трудовых пенсиях, о государственных пенсиях и о системе государственного пенсионного страхования. В этих законах ответ на вопрос, какие нестраховые периоды из старого законодательства учитываются. Это служба в Вооруженных силах и уход за ребенком до полутора лет. У нас остался принципиально не решенным вопрос по нестраховым периодам, связанный с учебой в вузе. Везде одна и та же проблема: где найти средства, которые за временно неработающего гражданина будут вноситься, и кто будет вносить эти средства в систему пенсионного страхования? Ответ достаточно очевидный – либо работодатель, либо государство. Если человек исполняет государственные обязанности, такие как служба в армии, ответ такой: государство должно внести из своего бюджета в систему пенсионного страхования.

Если говорить о нестраховом периоде, связанном с учебой в вузе, конечно, мы не можем переложить эту нагрузку на плечи института. Иными словами, мы должны такие средства, такие ресурсы изыскать в государственном бюджете. Вот пока задача решена только по двум принципиально большим стажевым периодам. Нужно изыскивать ресурсы.

"Y": Вы будете продолжать это делать?

В.Р.: Естественно, потому что мы не можем согласиться с тем, что люди, которые выстраивали свое пенсионное будущее в одной системе координат, оказались вынуждены идти на пенсионное будущее в другой системе координат. Здесь, конечно, есть выход из положения – надо изыскивать средства в государственном бюджете.

"Y": Конституционный суд подтвердил конституционность действующих законов, которые не ухудшают положение пенсионеров при конвертации пенсий из прежней системы в действующую…

В.Р.: Действительно, если вы конвертируете свои пенсионные права и в пересчете оказывается, что вам по новому законодательству предусматривается расчетная пенсия меньше, чем та, которая вам была установлена, то в новом пенсионном законодательстве есть четко прописанная норма: если такое происходит, то вам пожизненно пенсия будет платиться по старым условиям. Ни на рубль пенсия не имеет быть права уменьшена.

"Y": Есть еще два вопроса, которых Зурабов тщательно избегает. Понятно, что Зурабову удалось увлечь людей новой игрой с вложением пенсионных накоплений. Но многие россияне придерживаются формулы: "с государством в азартные игры не играю". Сколько в обществе таких же, кто Зурабову не верит?

В.Р.: Насколько мне известно, только 2% наших граждан передали свои средства в управление негосударственной пенсионной системе. Большинство оставили свои средства в государственной пенсионной системе.

"Y": Пока еще ничего не переведено, пока только пишут заявления…

В.Р.: У наших пенсионеров, и у наших будущих пенсионеров очень высок авторитет государственной системы. Тут другого ничего не скажешь.

"Y": Неверующих на самом деле немного?

В.Р.: Неверующих в частную систему на самом деле много, вот я сам, если бы мне приходилось этот вопрос решать, то в первый год я бы все оставил в государственной пенсионной системе. Более надежной системы защиты я пока не вижу, потому что государство несет солидарную ответственность за все то, что происходит в системе пенсионного страхования. Не субсидиарную, а солидарную. Это означает: мы видим, что у нас в бюджете предусмотрен Стабилизационный фонд, что у нас есть хорошие накопления в золотовалютных резервах. Это означает, что государство в состоянии гарантировать любые неожиданности в этом вопросе. А что произойдет с какой-нибудь компанией, я пока не уверен.

"Y": Зурабов скрывает, в каких судах выступает ответчиком Пенсионный фонд, тем более, сколько к нему предъявлено исков и на какую тему. Вы про это что-нибудь знаете?

В.Р.: Нет, я не знаю. Но хочу сказать, что не вижу ничего страшного в том, что гражданин обращается в суд на пенсионную систему и выигрывает. Более того, Пенсионный фонд обязан выступать в судах, защищать в судах интересы пенсионеров, это его обязанность.

"Y": Вы упомянули в качестве источника государственных гарантий Стабилизационный фонд. По закону его средства могут размещаться только в иностранных ценных бумагах. Ваши коллеги из верхней палаты приняли предложения по исполнению бюджета-2004, где рекомендуют расширить норму закона и дать возможность размещать средства Пенсионного фонда не только в иностранных ценных бумагах. Депутаты могут с этим согласиться? И куда тогда пойдут средства Стабилизационного фонда?

В.Р.: Я думаю, что могут. Потому что действительно не очень здорово, что накопления страны мы превращаем только в иностранные ценные бумаги. Здесь бы я больше руководствовался не мотивами патриотизма, а мотивами экономической надежности и целесообразности. Средства, которые с таким большим трудом попадают в этот Стабилизационный фонд, должны быть экономическим амортизатором на всяческие неблагополучные ситуации на внешнем рынке, все эти функции надо исполнить с большой степенью надежности.


Пенсионные деньги: бизнес только облизнулся
Михаил Делягин, председатель Президиума Института проблем глобализации
Российская газета, 05.02.2004
На этой неделе стали известны промежуточные итоги пенсионной реформы. Они ошеломили. Средства в частные управляющие компании перевели менее 700 тысяч человек - менее 2 процентов тех, кто мог это сделать. Даже руководство Пенсионного фонда России ожидало, что "перебежчиков" будет не менее 2-3 миллионов человек.
Около 650 тысяч приняли решение о переводе еще во второй половине декабря. Похоже, что это в основном люди, которые работают в крупных корпорациях и действовали "по совету" своего руководства. Таким образом, количество независимых и осознанно доверивших свои средства частным управляющим компаниям исчезающе мало.

Основная причина, на мой взгляд, в неспособности государства защитить граждан от коммерческого произвола, что подорвало доверие бизнесу. Известно, что из-за предельно либеральных требований к управляющим компаниям доступ к пенсионным деньгам получили почти все, кто захотел этого. Предполагается, что тех, кто не способен управлять деньгами населения, отсеет рынок. Правда, здесь надо уточнить: произойдет это за счет денег граждан. Но наши люди, давно научившись читать "между строк" подобных заявлений, сделали выводы.

Для решения этой проблемы необходимо выработать жесткие требования к квалификации, профессионализму управляющих компаний и минимальному объему средств, переданных им в управление. Не соответствующие этим условиям должны быть отсечены от участия в управлении пенсионными взносами, и сделать это все еще не поздно.

Вторую причину пассивности населения назвал сам Пенсионный фонд: граждане России не имели возможности сделать осознанный выбор из-за отсутствия информации. Руководство Пенсионного фонда умолчало лишь о том, что причиной этого стала его собственная политика: государство выделило ему 149 миллионов рублей - почти по 4 тысячи на каждого участника пенсионной реформы - только на информирование граждан. Но эти деньги так и не были потрачены. И сегодня для прорыва информационной блокады надо устранить "конфликт интересов", заложенный в двойственном положении Пенсионного фонда. Он и проводит реформу, и работает на пенсионном рынке. Понятно, что "своя рубашка ближе к телу". И на первый план (вольно или невольно) выходят корпоративные интересы, в том числе и противоречащие интересам других участников пенсионного рынка и самой пенсионной реформы. Это положение надо исправить, вернув функции проведения реформы органам власти, несмотря на их возможное нежелание принимать на себя ответственность.

Наконец, чтобы пробудить интерес граждан к пенсионной реформе, надо избавить ее от выраженного конфискационного характера. Сегодня никто не несет ответственности за сохранность пенсионных взносов, переданных в управление частным компаниям. Страховка касается случаев доказанного мошенничества или банкротства, но будущий пенсионер беззащитен перед колебаниями рынка и ошибками управляющих. Сознавая это, хорошо помня "МММ" и другие финансовые пирамиды, население во многом воспринимает свои пенсионные взносы как отобранные и безвозвратно потерянные деньги.

Переломить это отношение можно лишь гарантированием хотя бы сохранности пенсионных взносов со стороны государства как инициатора пенсионной реформы. Обеспечением этой гарантии может быть не бюджет, так как речь уже через 10 лет пойдет об астрономических суммах, а лишь инвестиции в гарантированно прибыльные в долгосрочном плане проекты. Например, в модернизацию инфраструктуры ЖКХ. Пенсионная реформа вообще может стать локомотивом модернизации и повышения конкурентоспособности страны, но для этого, повторяю, государство должно признать свою ответственность перед населением.

Жаль, что эта проблема прошла мимо комментаторов, которые увлеклись темой возможного повышения пенсионного возраста. Дело не в сроках, а в том, какую пенсию будут получать люди, когда наступит их время и они выйдут на заслуженный отдых.


На пенсию не торопитесь
Предлагает читателям первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев
Ирина Невинная
Российская газета, 04.02.2004
Вчера гостем "РГ" на "деловом завтраке" был первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, отвечающий за подготовку социальных законопроектов. Разговор шел о реформе обязательного медицинского страхования. Подробности - в ближайших номерах "РГ". Но начали мы встречу с другого не менее "горячего" вопроса: в последние дни снова развернулась бурная дискуссия по поводу возможного повышения пенсионного возраста в России. Что думают об этом в Минэкономразвитии, особенно если учесть, что Правительство планирует снизить единый социальный налог, и, значит, неизбежно уменьшение поступления взносов в Пенсионный фонд?

- Вопрос прямой - прямой ответ. Снижение единого социального налога и той его составляющей, которая поступает в Пенсионный фонд, должно произойти обязательно. Это мое твердое убеждение. Без этого по-прежнему сохранится весь комплекс проблем, связанных с избыточным налоговым бременем на фонд оплаты труда, и вывести зарплаты из тени (к чему мы, собственно, и стремимся) не получится.

При этом все расчеты по снижению ЕСН исходят из того, что дефицит средств, который возникает в Пенсионном фонде, должен быть покрыт из средств федерального бюджета.

Мы прорабатывали и разные другие способы, как это сделать, но, к сожалению, в реальности не так много источников, из которых можно возместить эти выпадающие средства. Поэтому существенную часть софинансирования при снижении ЕСН должен будет предоставить федеральный бюджет. Этот вопрос у нас сомнений не вызывает. Подчеркну, что при этом и речи не идет о снижении пенсий в соответствии со снижением ЕСН. Это просто недопустимо. Этого не произойдет ни в коем случае.

Что касается повышения пенсионного возраста, то такого рода предложения не рассматриваются. Рассматриваются лишь вопросы, связанные с усилением заинтересованности граждан в добровольном более позднем выходе на пенсию. Для этого желательно было бы добиться значительного увеличения размера пенсии для тех, кто добровольно будет продолжать работать и по достижении пенсионного возраста. Такие меры, заметим, есть и в действующем законодательстве, но пока они обеспечивают довольно скромный прирост будущих пенсий, а потому слабо стимулируют будущих пенсионеров в принятии такого решения.

Подобный подход, как мне кажется, вполне справедлив и оправдан, поскольку он открывает гражданам дополнительные возможности для получения гораздо более высоких пенсий, чем в действующих условиях. Особенно, если учесть, что среднее время нахождения на пенсии в соотношении с периодом трудовой деятельности в нашей стране - одно из самых высоких в Европе. Этот показатель в России достигает 60 процентов, в том числе за счет того, что у нас много льготных категорий пенсионеров, которые выходят на пенсию досрочно. В большинстве развитых стран это соотношение не превышает 50 процентов, а иногда составляет 25-30 процентов. С такой высокой нагрузкой российская пенсионная система хотя и поддерживает значительный рост пенсий в реальном выражении, но не сможет обеспечить опережающее повышение пенсий по отношению к заработной плате. Сегодня соотношение средней пенсии и средней заработной платы составляет порядка 30 процентов, но нужно дать возможность будущим пенсионерам "заработать" заметную прибавку, если они захотят продолжать трудиться и по достижении ими пенсионного возраста.


Не в пользу пенсионеров
Конституционный суд проверил новое пенсионное законодательство и подтвердил, что оно не нарушило прав граждан
Ирина Невинная
Российская газета, 04.02.2004
4 февраля "РГ" опубликовала Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности некоторых положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", вступившего в силу в 2002 году.

Новый пенсионный закон, по сути, поменял механизм назначения трудовых пенсий. Если по старому законодательству размер пенсии зависел в первую очередь от заработка за последние два года перед уходом на пенсию (или пять любых лет по выбору будущего пенсионера), а также общего трудового стажа, то новый закон поставил во главу угла так называемый страховой стаж, то есть время, когда человек (а точнее, его работодатель) отчислял в Пенсионный фонд определенную часть своего заработка - платил пенсионные взносы. В связи с этим законодатель исключил из общего трудового стажа некоторые нестраховые периоды - например, время ухода за ребенком до трех лет, учеба в вузе и аспирантуре, которые раньше входили в общий стаж и учитывались при назначении пенсии. Также при определении страхового стажа перестал считаться "год за полтора" у северян.

Большая группа заявителей (в том числе депутаты Госдумы, законодатели Республики Саха (Якутия) и Чукотки, а также четыре десятка рядовых россиян) посчитала, что в результате такой корректировки пенсионного законодательства ухудшилось положение граждан, что закон имел обратную силу, а потому противоречит сразу десяти статьям Конституции России. По сути, все обращения касались одного и того же: правомерности "урезания" стажа, а потому Конституционный суд соединил дела по всем этим обращениям в одном производстве.

- Когда мы приступили к рассмотрению дела, у всех было естественное желание помочь пенсионерам, - сообщил "Российской газете" судья Конституционного суда РФ Сергей Казанцев. - Но, к сожалению, решение было принято не в их пользу. Главное, нужно было ответить на вопрос: ухудшило ли новое законодательство положение пенсионеров или нет? В качестве критерия был выбран размер пенсии - какой она была до момента вступления в силу нового Закона о трудовых пенсиях и в какую сторону была пересчитана по этому Закону. Новый Закон не только пересмотрел принцип исчисления стажа для определения размера пенсии, он также снял существовавшее ранее ограничение на размер максимальной пенсии, которая не могла превышать три (для некоторых категорий 3,5) минимальных пенсии. Кроме того, для северян новый Закон предусматривал более выгодное (высокое), если сравнивать с прочими категориями пенсионеров, соотношение среднего заработка будущего пенсионера и среднемесячной платы в стране, которое учитывалось при оценке пенсионных прав. Наконец, новый Закон разрешал пенсионерам, если после пересчета размер их пенсии должен был уменьшиться, выбрать исчисление пенсии в соответствии с прежним порядком. Таким образом, при переходе на исчисление пенсий по новому Закону размер их не уменьшался.

Исходя из всего этого (полный перечень аргументов детально изложен в Постановлении КС), Конституционный суд и вынес решение, что регулирование согласно рассмотренным статьям Закона о трудовых пенсиях "не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения".

- Мы рассматривали, естественно, исключительно правовой аспект соответствия норм пенсионного Закона конституционным нормам, - добавил Сергей Казанцев. - Вопрос же пересмотра пенсионного законодательства с целью увеличения пенсий различным категориям пенсионеров - это не сфера ответственности КС. Это прерогатива законодателей.


Пенсии в ценных бумагах
Минфин развивает внутренний рынок
Татьяна Конищева
Российская газета, 03.02.2004
Правительство утвердило программу внутренних заимствований на 2004 год. Общий объем эмиссии в 2004 году может составить 361 миллиард рублей против 169,5 миллиарда рублей в 2003 году. Однако говорить о том, что внутренний рынок в текущем году будет перегрет и ситуация на нем приблизится к кризисному 1998 году преждевременно, считают в Минфине.

Итак, согласно действующему законодательству Правительство РФ каждый год утверждает объемы эмиссии государственных ценных бумаг на текущий финансовый год. Объемы принимают в соответствии с теми показателями, которые приняты федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно закону о бюджете, в этом году предусмотрено привлечение средств внутреннего рынка в объеме 258 миллиардов рублей. Кроме того, и это также заложено в бюджете текущего года, в 2004 году предусмотрено переоформление части портфеля банка России в новые государственные ценные бумаги. Другими словами, часть старого портфеля будет переоформлена в новые бумаги. Исходя из этих двух позиций, Минфином и была предложена на утверждение Правительства России цифра по объемам эмиссии на 2004 год. Предполагается, что общий объем составит 361 миллиард рублей. При этом ГКО будет напечатано на 41 миллиард рублей, ОФЗ на 290 миллиардов, 70 миллиардов пойдет на переоформление портфеля Банка России, а на оставшиеся 30 миллиардов Минфин предполагает выпустить новые финансовые инструменты - государственные сберегательные облигации (ГСО).

По словам заместителя министра финансов РФ Беллы Златкис, главное финансовое ведомство страны не ожидает существенного снижения уровня доходности государственных ценных бумаг. По ее прогнозам, уровень доходности по длинным бумагам выпуска ОФЗ в течение года будет находиться на уровне 8-10 процентов годовых. Помимо этого Минфин планирует размещение в 2004 году "эталонных выпусков", которые и будут служить ориентиром доходности. Начнется это размещение в середине года на срок три, пять и 10 лет. Минфин предполагает выпустить по одному выпуску на каждый из указанных сроков объем эмиссии по 30 миллиардов рублей. При этом необходимо оговориться, что эти бумаги предполагают ограничения для инвесторов - на одного инвестора не должно приходиться более 30-35 процентов от объема выпуска.

Что касается перегрева рынка и планов на столь большой для наших граждан объем заимствований на внутреннем рынке, то, по словам замруководителя департамента управления государственным внутренним долгом Минфина Александра Чумаченко, бюджет принят с профицитом. Минфин как и в прошлом году будет делать акцент на средние и долгосрочные заимствования, поэтому ОФЗ может быть предложено на рынке в объеме 220 миллиардов рублей.

Так как Центробанк достаточно активно работает на рынке в коротком сегменте, то объем заимствований в виде коротких бумаг (ГКО) будет незначителен - 41 миллиард рублей. И это дает следующие показатели: 258 миллиардов рублей - привлечение, погашение в этом году планируется на сумму 188 миллиардов рублей. Таким образом чистое привлечение по бумагам составит более 140 миллиардов рублей.

Помимо уже привычных инструментов планируется, что в 2004 году на рынке появится новая бумага - государственные сберегательные облигации (ГСО), которая будет представлена в размере 30 миллиардов рублей. В декабре 2003 года Минфин внес на рассмотрение в Правительство новые генеральные условия эмиссии и обращения ГСО, утверждение которых необходимо для запуска нового рынка. Спровоцировало появление этих бумаг принятие закона об инвестировании пенсионных средств в ценные бумаги, что относится к накопительной части пенсии. Как сказал Александр Чумаченко в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты", "в соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России до передачи денег управляющим компаниям имеет право вкладывать деньги в государственные ценные бумаги. Учитывая, что объемы накопительной части постоянно возрастают, то соответственно будет повышаться и доля участия Пенсионного фонда в государственных ценных бумагах. После того как Пенсионный фонд передаст средства управляющим компаниям, часть активов может быть вложена в государственные ценные бумаги. Сейчас значительная часть их будет поступать в государственные управляющие компании".

Отметим, что при рассмотрении этого вопроса Правительство акцентировало внимание на том, что на рынке госбумаг необходимо значительно снижать удельный вес банков с госучастием, то появление на рынке ГСО позволит снизить и долю той же управляющей компании на рынке ГКО-ОФЗ. Другими словами, это поможет тому разрядить ситуацию, когда пассивный инвестор начинает держать бумагу до погашения и тем самым губит ликвидность рынка ГКО-ОФЗ. Поэтому перед новым инструментом стоит задача частично оттянуть на себя те средства, которые придут из пенсионной системы. Бумага, пояснил А.Чумаченко, размещается на добровольных началах, она никому не навязывается, поэтому и частная, и управляющая государственная компании будут иметь выбор - либо вложиться в рынок ОФЗ, либо в ГСО.

При этом, хотя ГСО на является торговым инструментом, его можно отнести к разряду рыночных. Размещаться эти бумаги будут по тем ставкам, которые будут формироваться на рынке. Другими словами, это означает, что Минфин не будет привлекать средства пенсионной системы по низким ставкам, предлагая ГСО. Скорее всего их ставки будут сопоставимы с теми, которые сегодня существуют на рынке ОФЗ. Однако эти новые бумаги появятся на рынке только тогда, когда будет окончательно утверждена структура ГСО. Что касается рынка ГКО-ОФЗ, то нельзя не отметить, что, по крайней мере на сегодняшний момент, рынок достаточно активен. Минфин в январе уже провел два аукциона, следующие два аукциона планируется провести 4 февраля.

Между тем

Напомним, Минфин после кризиса 1998 года являлся, пожалуй, одним из ярых противников появления большого количества нерезидентов на внутреннем российском рынке госбумаг в силу того, что именно иностранные инвесторы сняли тогда основные "сливки", получая высокие доходы. Однако с 1 июля вероятен очередной массовый приход нерезидентов в силу того, что именно с 1 июля вступают в силу отдельные положения новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", иностранные инвесторы смогут покупать российские государственные бумаги на внутреннем рынке. Помимо этого в планах Центробанка на 2004 год организовать срочный рынок госдолга, который без фьючерсных контрактов не такой эффективный, каким должен быть на самом деле. Сейчас ЦБ РФ готовит нормативную базу, которая должна будет определить условия участия нерезидентов в этом сегменте рынка. Одним из ограничений, которое планируется ввести, дабы не спровоцировать массированный приток иностранных спекулянтов, может стать требование к нерезидентам депонировать 20 процентов от объема инвестиций на беспроцентном депозите Центробанка.


Всего 0,5% жителей Архангельской области доверили свои пенсионные накопления негосударственным компаниям
ИА Росбалт, 04.02.2004
АРХАНГЕЛЬСК, 4 февраля. Около 0,5% жителей Архангельской области доверили управление своими пенсионными накоплениями негосударственным управляющим компаниям. Как сообщили в среду корреспонденту «Росбалта» в отделении Пенсионного фонда РФ по Архангельской области, соответствующие заявления поступили от 2,1 тыс. человек, в то время как извещения о состоянии накопительной части будущей пенсии были разосланы более чем 410 тыс. жителей области.
Большинство получивших извещения не стали заполнять бланк заявления и направлять его в отделение Пенсионного фонда, поэтому их средства автоматически были переданы в управление государственной управляющей компании. Также низкий процент доверия жителей области негосударственным управляющим компаниям связывают в ПФ с недостаточной осведомленностью населения о деятельности и даже названиях этих компаний. В региональном отделении ПФ отмечают также, что многие не смогли правильно оформить свои заявления, поэтому их средства также перешли в управление государственной УК.
В отделении ПФ по Архангельской области прогнозируют, что доход от управления средствами в негосударственных УК в текущем году составит от 12% до 15%, тогда как в государственной компании он будет ниже уровня инфляции и составит около 7-8%. Тем не менее, как заверяют в Пенсионном фонде, у жителей области, как и у других россиян, в 2004 году вновь появится возможность пересмотреть свое решение о выборе управляющей компании.


2 тысячи жителей Архангельской области для инвестирования пенсионных накоплений предпочли частные компании
ИА Регнум, 04.02.2004
2122 жителя Архангельской области предпочли частные управляющие компании для инвестирования своих пенсионных накоплений.
Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости главный специалист по социальной рекламе отделения Пенсионного фонда по Архангельской области Ирина Акимова, наибольшее количество заявлений было подано в частные управляющие компании "РН-Траст", "Капиталъ", "Никойл", "Тройка Диалог" и "РБ Эссет менеджмент". По словам И. Акимовой, всего было разослано 410 тысяч извещений.
Напомним, что осенью 2003 года Пенсионный фонд России рассылал извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счёта гражданам, имевшим официальный доход в 2002 году и отчисления на накопительную часть пенсии.
До 31 декабря граждане могли заполнить заявление, вложенное в письмо, и выбрать управляющую компанию для прироста своих пенсионных накоплений. Свои услуги предлагали 55 частных управляющих компаний, с которыми Пенсионный фонд заключил договоры, и одна государственная управляющая компания, куда автоматически перешли деньги тех, кто не заполнил заявления о выборе инвестиционного портфеля.
Письма из Пенсионного фонда об отчисляемых работодателями страховых взносах будут рассылаться ежегодно. Также ежегодно граждане смогут выбирать управляющие компании, переходить из одной управляющей компании в другую.


Приморский край. Единая пенсионная служба объявила конкурс среди средств массовой информации
АРН Regions ru, 05.02.2004
Конкурс среди средств массовой информации края объявлен Единой пенсионной службой Приморья. Как сообщили РИА "Дейта.Ru" в службе, управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю Николай Крецу сформулировал цель этого конкурса следующим образом: "Учитывая большую роль приморских СМИ в освещении вопросов пенсионной реформы, разъяснении ее основополагающих принципов, мы решили, во-первых, помочь нашим СМИ информационными материалами, новыми положениями, а, во-вторых, поблагодарить их от имени всех застрахованных лиц края, а это наши земляки, начиная с 16 летнего возраста. Главное, чтобы краевые, городские и районные СМИ вооружили приморцев точной информацией о новых возможностях создания пенсионного капитала.
лиц".


 
Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и пенсионное страхование " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexsub@list.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное