В последнее время использование такого стандартного средства языка разметки HTML, как пользовательские формы, стало явлением повседневным и широко распространенным. Корпоративные Интернет-проекты организовывают формы обратной связи и онлайн-голосования, электронные магазины и торговые площадки авторизуют своих посетителей, форумы и конференции проводят регистрацию — и все это посредством заполнения специальных полей формы на стороне пользователя.
Казалось
бы, опыт применения пользовательских форм должен был научить веб-разработчиков выявлять все возможные "подводные камни", анализируя отклик среди клиентов и партнеров на стратегию работы с HTML-формами. Однако, нет: многие и по сей день считают, что организация пользовательской формы — занятие простое и не требующее систематического подхода. Когда как сама формулировка этого метода работы с посетителем — "организация пользовательской формы" — подразумевает определенную выверенную
совокупность действий.
Не обманывайте ожиданий! Одной из самых распространенных ошибок сегодня является представление самой обыкновенной email-формы в качестве полноценной формы обработки пользовательских данных.
К примеру, посетителя некоего веб-сайта просят заполнить анкету: на странице даны поля имени, географического расположения респондента и прочая информация. Однако, по нажатию кнопки подтверждения запускается почтовый клиент, установленный на компьютере пользователя.
Несомненно, это является большим сюрпризом для человека, не предполагавшим использование электронной почты. В принципе, у него вообще может отсутствовать контактный e-mail.
Не запутывайте! Порою, оказавшись на том или ином Интернет-ресурсе, удивляешься, насколько запутанно и сложно организована форма обратной связи с пользователем.
Длинные перечни текстовых полей, нескончаемые ниспадающие меню, россыпь радио-кнопок и чекбоксов — все это многообразие элементов HTML-формы
только сбивает и раздражает пользователя. Посетитель не должен тратить более 5 минут на заполнение любой формы: дополнительное время, затраченное на эту процедуру, вызовет у него усталость и нежелание далее участвовать в мероприятии (данный признак особенно губителен для разного рода имиджевых акций).
Ставьте четкие формулировки! Некоторые разработчики так нечетко и завуалированно формулируют заголовки полей формы, что догадаться об истинном предназначения того или иного элемента
не представляется возможным.
Такие абстрактные формулировки, как "Имя" и "Ваш адрес" (Ф.И.О. или имя пользователя (логин)? Адрес квартиры, работы или электронной почты?), или, наоборот, двусмысленные, как "Ваш пейджер" (обычный поясной или Интернет-пейджер?) сбивают пользователя с толка и затрудняют заполнение полей формы.
Делайте подсказки! Если назначение полей формы теоретически может вызвать
затруднение у пользователя при заполнении, следует добавить небольшую подсказку, пояснительную надпись для каждого заведомо трудного поля. Сделать это можно как при помощи параметра TITLE, вставляемого в текстовые поля формы, так и посредством обычных текстовых блоков, обычно отображенных тут же, но более мелким и ярким шрифтом.
Обязательное присутствие подсказок необходимо также при наличии каких-либо гиперссылок на странице с формой. Локальные, внешние, вызывающие popup-окна — в любом
случае пользователь должен до нажатия знать, куда его перенесет браузер.
Обезопасьте пользователя! В большинстве ситуаций пользователю необходимо предоставить возможность предварительного просмотра внесенной информации.
Человек в ходе заполнения полей формы может отвлечься, сделать опечатку, ошибиться. Ему следует дать возможность проверки (и последующей правки!) данных, которые он собирается отправить на незнакомый ему сервер.
Что касается правки данных.
На некоторых Интернет-ресурсах не предусмотрено сохранение ранее введенной информации. То есть заполнив двадцать полей формы, но ошибившись в вводе пароля (к примеру, был включен неверный регистр), по возвращении на ту же страницу вашему взору предстанут чистые поля формы, которые... вы заполняли 5 минут назад!