Именно последнее свойство мышления веб-разработчика преобладает сегодня при выборе технологической базы для будущего Интернет-проекта. Macromedia Flash, Java/JavaScript и прочие названия кажутся разработчикам сладкой музыкой, успокаивающей их сердца, уставшие от беспрестанных поисков чего-нибудь «этакого», что способно вызвать у пользователей благовейный ропот восхищения. Навигационные меню на Java – это быстро, рекламные интерактивные баннеры на Flash – это престижно, всплывающие
посредством JavaScript окна – модно. Что думает по поводу использования всех этих технологий пользователь, сегодня мало кому из веб-разработчиков интересно: слепое подражание конкурентам и фанатичное стремление удивить посетителя не оставляет времени на анализ реальных потребностей своей аудитории.
И речь идет не о том, что использование Flash и JavaScript – признак дурного тона, от которого следует избавляться. Просто во всем надо знать меру, степень которой определяется многими факторами, как-то:
тематика и статус Интернет-проекта, состав и динамика целевой аудитории, состояние рыночного сегмента, цели и задачи проекта и пр.
Тем не менее, сегодня встречаются почтовые серверы и ленты новостей, перегруженные Flash-роликами, электронные магазины, реализующие важнейшие функции через JavaScript и пр. Человеку, пришедшему на сайт Email-службы ознакомиться с новой корреспонденцией, совершенно не нужно бесконечное мелькание анимации и двигающиеся рекламные блоки. Посетитель онлайн-магазина, отключив
в своем браузере JavaScript, окажется не способным сделать заказ интересущего его товара и т.д.
Отсюда можно сделать еще один вывод: наличие на сайте каких-либо технологических решений должно быть обосновано в соответствии с потребностями аудитории.
Возвращаясь к фразе, которая выведена в заголовок этого раздела, можно с сожалением констатировать: разработчики Интернет-ресурсов полагаются на чувства и эмоции относительно последних технологий, желание, так же, как и все, обязательно
задействовать их при реализации проекта. Разум отходит на задний план, оставляя необходимость изучения поведения пользователя, что называется, «до лучших времен».
Заглавная страница сайта петербургской радиостанции "Radio-Studio" (полное нарушение композиции при отключении поддержки Macromedia Flash).
Встречают по одежке... Структура раннего Интернета отличалась понятными наименованиями и четкими, однозначными формулировками. Один из наиболее красноречивых примеров – состав URL-запроса на электронные документы. Увидев ссылку http://www.site.ru/prices.html, посетитель сайта мог сделать закономерный и вполне обоснованный вывод о том, что данная страница посвящена ценам на те или иные товары или услуги. Такую ссылку можно легко запомнить, быстро вручную ввести
в строке запроса браузера и без труда продиктовать другу по телефону.
С бурным развитием всевозможных скриптовых языков программирования, позволяющих генерировать содержание электронных страниц «на лету», многие веб-разработчики ушли от использования простых «говорящих» гиперссылок. В итоге, URL’ы даже начальных страниц сайтов и тематических разделов стали содержать слишком большое количество символов, зачастую непонятных пользователю и, что самое досадное, – не помещающихся в видимых пределах адресной
строки браузера.
выглядит весьма громоздко и довольно труден и для запоминания, и для сообщения в устной форме (сравните с http://www.site.ru/prices.html). Опытный пользователь, разобрав URL по частям, догадается, что по запросу такого адреса браузером по умолчанию будут выведены все расценки, но в краткой форме (только заголовки). Между тем, с программной точки зрения,
ничто не мешает разработчику выводить для страниц с расценками читабельные адреса или хотя бы сделать для заглавного документа краткий линк, подразумевающий упомянутые выше опции по умолчанию.