Сайтостроение Карта сайта: нужна ли она? Запутанная навигация
Запутанная навигация
Второе (не менее важное) заключение можно сделать с помощью следующего примера. Существует некий абстрактный сайт, который содержит три раздела: "Товары", "Услуги" и "Заказ online". При определенных обстоятельствах вспомогательные подразделы, входящие в состав названных разделов первого уровня, могут пересекаться и более того - дублировать друг друга:
Раздел "Товары":
Раздел "Услуги":
Раздел "Заказ online":
» Общая информация » Каталог товаров » Прайс-лист » Бланк заказа
» Общая информация » Каталог услуг » Прайс-лист » Бланк заказа
» Каталог товаров и услуг » Корзина » Оформление заказа
При таком построении системы навигации посетитель может запутаться в предназначении тех или иных пунктов меню, схожих по смыслу, но логически относящихся к разным разделам первого уровня. Подобная запутанная структура меню, конечно, не делает чести разработчикам, однако, надо признать, что в ряде случаев такое пересечение может быть вызвано различными соображениями или требованиями, обсуждение которых находится за пределами компетенции исполнителя Интернет-проекта (например, пожелание
заказчика, требование инвестора и пр.).
Отсюда можно сделать второе важное заключение относительно целесообразности присутствия карты сайта: "Наличие карты сайта - следствие запутанной системы навигации".
Обобщая сказанное выше, можно сделать следующий вывод: присутствие карты сайта может быть обусловлено двумя характерными особенностями структуры навигационного меню: многоуровневым строением и дублирующимися (пересекающимися) пунктами меню смежных
разделов. В иных ситуациях карта сайта абсолютно не нужна и только отвлекает внимание посетителя, который ищет в разделе "Карта сайта" дополнительную функциональность.
Приведем простой практический пример, иллюстрирующий данное утверждение. Навигационное меню официального веб-сайта петербургской строительной компании "Экострой" содержит следующие разделы (в скобках указаны разделы второго уровня): "Услуги"
("Поставка комплектующих", "Экспертиза проекта", "Разработка проекта", "Строительно-монтажные работы", "Шеф-монтаж", "Оформить заявку"), "Фасады" ("Общая информация", "Вентилируемые фасады", "Мокрые" фасады"), "Мансарды", "Строительный магазин", "Полезная информация" ("Теплофизика", "Разное", "Интернет-ссылки"), "Вопросы и ответы". Как
видно, структура меню достаточно простая, пересекающихся пунктов меню нет, уровень вложенности минимальный. Помимо этого, навигация построена по технологии Dynamic HTML и представляет собой открывающиеся перечни ссылок при наведении курсора на раздел первого уровня. Также предусмотрено постоянное присутствие навигационной "крошки". Все это позволяет посетителю быстро перемещаться по всем пунктам меню из любой точки сайта. Однако, несмотря на высокую функциональность и гибкость навигационного меню,
на сайте есть раздел "Карта сайта", содержание которого на 95% повторяет совокупность пунктов меню всех вместе взятых разделов, доступных пользователю без перезагрузки страниц проекта (оставшиеся 5% частично компенсируют недостаточность карты сайта некими дополнениями отдельно взятых разделов). В целом, реализация карты сайта выполнена на чрезвычайно низком уровне и не может удовлетворять потребности посетителей в функциональности (согласно статистике сервера, "Карта сайта" входит в тройку
наиболее посещаемых разделов).
В заключении хочется добавить, что утверждение о двух исключительных ситуациях, когда необходима карта сайта, разумеется, не претендует на статус аксиомы, не требующей доказательства: это мое личное мнение, сформированное практическим опытом, посему любой желающий вправе оспорить мою точку зрения.