Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 30 апреля 2007 г.


30 апреля 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

17 мая состоится заседание Комитета РСПП по энергетической политике

17 мая 2007 года в 15 часов в конференц-зале РСПП по адресу: Котельническая набережная, 17 состоится очередное заседание Комитета РСПП по энергетической политике. Повестка дня и документы к заседанию ниже.
 
ПОВЕСТКА
очередного заседания Комитета РСПП
 
Дата и время проведения:  17 мая 2007 года,  15 часов.
Место проведения: конференц-зал РСПП (г. Москва,  Котельническая наб., д. 17)
 
1. О предложениях к позиции Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам формирования и реализации государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения.
 
2. О первоочередных задачах и приоритетных направлениях деятельности Рабочей группы по энергоэффективности и энергосбережению.
 
3. О тематических изданиях Комитета по энергетической политике, выпускаемых во втором полугодии 2007 года.
 
4. Об организационно-штатных изменениях в структуре Комитета.
 
 
 
О проблемах энергоэффективности и энергосбережения в России
 
Сегодня наращивание производства и энергетических мощностей требует огромных средств. В то же время существующий дефицит энергии - результат не только высоких темпов экономического роста, но и низкой эффективности использования газа, электрической и тепловой энергии. Вот почему повышение экономической эффективности предприятий и, как следствие, их конкурентоспособности за счет применения энергосберегающих технологий, модернизации производства и собственных НИОКР в этой области становится одной из наиболее актуальных тем.
В конце 2005 года Президентом РФ Путиным В.В. была поставлена задача по завоеванию лидерства в мировой энергетике с помощью внедрения новых ресурсосберегающих технологий, основанных на глубокой переработке возобновляемых видов сырья. Поэтому разработка новой энергетической политики, основанной на высокоэффективном использовании каждого вложенного рубля, становится одним из главных приоритетов для перехода отечественной экономики на качественно новый уровень. Это направление должно основываться на сочетании наращивания объемов производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов, производимых крупными российскими компаниями, вместе с организацией широкой региональной сети автономных частно-муниципальных топливно-энергетических комплексов, вырабатывающих дешевые виды топлива, тепла и электричества и максимально близко расположенных как к источникам сырья, так и к источникам потребления.
К сожалению, существует огромное отставание России (на десятки лет) в сравнении с современными достижениями, разрабатываемыми и уже внедренными в цивилизованном мире. Во многих странах работают сотни крупных и тысячи мелких предприятий, выпускающих синтетическое топливо и производящих теплоэнергетические ресурсы из всех видов органо-содержащего сырья с их долей, составляющей от 20 до 80% в общих объемах потребления. Так, в США на 40 действующих заводах по переработке кукурузы производится более 6 млн. т топлива с перспективой увеличения их объемов к 2025 году до 25% от общей потребности страны. В Бразилии 5 млн. автомобилей полностью переведены на биотопливо, вырабатываемое из тростника, а 9 млн. используют его в смесях до 20% с экономической эффективностью от снижения импортных поставок топлива в объеме 12,5 млрд. долл. США с одновременным созданием 700 тыс. рабочих мест. В ЮАР более 30 лет действуют четыре завода по глубокой переработке углей с объе! мом производства светлых нефтепродуктов более 4 млн. т в год. Германия, Польша, Китай, США обеспечивают выработку теплоэнергетических ресурсов из угля в объемах 52.72% от общего объема генерации. Аналогичное производство за счет сжигания отходов в странах Западной Европы составляет 2,5% (в Испании . около 5%), а в скандинавских странах из растительной биомассы вырабатывается до 20% потребляемых ресурсов. В течение 3.4 лет в ряде европейских стран будет построено 15 топливных заводов по переработке пластиковых отходов с выходом топлива из сырья до 70%.
В России же кроме нескольких устаревших, либо строящихся в Москве и Краснодарском крае дорогих и экономически малоэффективных мусоросжигательных заводов ничего аналогичного нет, включая попытки Минпромэнерго по перепрофилированию ряда гидролизных заводов на выпуск биоэтанола. И это все, несмотря на десятки миллионов тонн образующихся в год отходов на растущих свалках и сотни миллиардов тонн неиспользуемых чадящих торфяников, угольных отходов на пылящих терриконах. Только сейчас на ряде предприятий подготовлен выпуск небольших установок по пиролизу и газификации автошин, дерево- и сельхозотходов, угля, а вся переработка твердо-бытовых отходов представляет собой в лучшем случае сортировку основных компонентов рециклинга (металл, стекло, резина, пластик, целлюлоза) с захоронением до 60% всей оставшейся части.
В применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла коэффициент полезного действия составляет не более 30.35%, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) . около 55.60%. При этом сроки окупаемости при эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5.7 лет и с опережающим ростом цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на теплоэнергоресурсы будут только увеличиваться. Поэтому говорить о большом желании инвесторов входить в такие проекты пока рано, хотя крупнейшие российские компании (Интеррос, Базэл, АФК-Система, Альфа-групп) начинают проявлять себя на региональных рынках ЖКХ.
Вышеуказанные факторы ведут к удорожанию топливно-сырьевой составляющей тарифов и их росту, в свою очередь приводящих к замедлению темпов развития экономики страны вместе с недостаточным развитием социальных достижений в обществе. Указанные проблемы невозможно устранить традиционными методами в условиях повсеместного бюджетного дефицита, при наличии большой удаленности и изолированности от централизованных источников теплоэнергоресурсов многих потребителей (на 70% территории России) со значительными расходами по обеспечению северного завоза, а ведь это . миллионы тонн топлива и десятки миллиардов рублей бюджетных средств.
На современном этапе развития ведущих системообразующих компаний России актуальными проблемами становятся дальнейший рост капитализации, рентабельности и эффективности инвестиций в производство, снижение издержек на всех этапах производственных процессов, улучшение экологических показателей.
Достижение этих целей возможно путем внедрения новейших прорывных, быстроокупаемых отечественных энерго-ресурсосберегающих технологий и высокотехнологичного оборудования.
Энергоресурсосбережение - требование времени, без которого невозможно обеспечить рентабельность бизнеса при постоянном росте тарифов на энергоносители и начавшемся дефиците электроэнергии, сдерживающих быстрое развитие большинства секторов российской экономики.
В свою очередь, эффективное энергоресурсосбережение, являясь мощным скрытым инвестиционным ресурсом, позволяет ускорить решение важнейших задач: удвоение ВВП, повышение конкурентоспособности и энергобезопасности национальной экономики.  Международные обязательства, принятые Россией в связи с подписанием Киотского протокола и предстоящим вхождением в ВТО, также диктуют необходимость повышения энергетической и экологической эффективности во всех отраслях хозяйственной деятельности.
В Энергетической стратегии России на период до 2020 года потенциал технически возможной и экономически оправданной экономии ТЭР оценен в объеме около 400 млн. т.у.т. или около 300 млрд. рублей.
         Анализ хода реализации ЭС-2020 по параметрам энергетической эффективности показывает, что достигнутые в этой сфере результаты существенно превосходят прогнозные оценки Энергетической стратегии. В соответствии с ЭС-2020 удельная энергоемкость ВВП в 2005 г. должна была по сравнению с 2000 г. составить 85%, в то время как фактически она снизилась до 78,9%.
         По выполненным оценкам, около 75...80% достигнутого снижения удельной энергоемкости экономики связано со структурными составляющими и лишь порядка 20...25% с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения. В то же время в ЭС-2020 предусмотрено, что за счет технологического энергосбережения может быть обеспечено 30...35% снижения удельной энергоемкости. Таким образом, при реализации этих оценок Энерге.тиче.ской стратегии снижение удельной энергоемкости экономики и затрат на энергоснабжение страны могло бы быть еще более динамичным, поскольку суммарный потенциал технологического и организационного энергосбережения достигает 40...45% от всего энергопотребления России. Однако для этого необходимо осуществить меры по повышению экономической заинтересованности потребителей топлива и энергии в энергосбережении, в том числе меры по соответствующему стимулированию инвестиций в этой сфере деятельн! ости.
         Пока же отечественная экономика энергорасточительна, энергоемкость ВВП России в 3 - 3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран. Как решающее направление в развязке этой проблемы видится эффективное энергосбережение: причем как в сфере потребления за счет существенного повышения потребителями топлива и энергии эффективности использования энергоресурсов, так и в сфере непосредственно топливно-энергетического комплекса через снижение издержек производства, транспортировки и переработки нефти и газа, выработки и передачи электроэнергии. Это позволит высвободить и перераспределить энергоресурсы и финансовые потоки в энергетике, промышленности, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.
         Основные препятствия на пути внедрения в России энергосберегающих, ресурсоэффективных технологий:
         - отсутствие авторитетных энергосервисных компаний, способных обеспечить надежный и эффективный  проектный менеджмент и готовых гарантировать инвестору и заказчику величину экономии ресурсов и сроки возврата инвестиций. Пока идет  отчаянная борьба сотен мелких фирм за энергоаудит, поставку оборудования, пуско-наладку и т.д.;
         - крайне мало  практики доказательного мониторинга экономии финансовых средств после внедрения энергоэффективного оборудования;
         - нет правил бухгалтерского учета получаемой экономии на систематической основе, ее дифференцированного учета,  аккумуляции и, что очень важно -  распределения между участниками процессов энергоресурсосбережения.
         - главное . нет стимулов. Государство финансирует энергосбережение по остаточному принципу, фактически проводится политика лозунгового энергосбережения, где нормальные финансовые и организационные механизмы подменяются декларациями. Разница в показаниях приборов учета у поставщика и потребителя . это не экономия.
         Поэтому необходимо вводить жесткие технические стандарты, не позволяющие использовать энергозатратное оборудование и технологии, вводить административные меры, стимулирующее активное энергосбережение, оказывать прямую государственную финансовую поддержку типовым быстроокупаемым тиражируемым проектам в сфере энергоресурсосбережения.
         Успешно реализовать инвестиционные проекты в современных российских условиях возможно только с использованием энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования с высокой экономической отдачей и малыми сроками окупаемости. Однако проведенный анализ показал, что до сих пор в России не создана современная база данных эффективных технологий, на рынке существует незначительный выбор действительно прорывных быстроокупаемых технологий и особенно оборудования, прошедшего госэкспертизу и доказавшего свою надежность. Налицо слабая коммерциализация научных идей, разработок и патентов в этой области и разобщенность структур, которые продвигают новое оборудование: на рынке существуют десятки научных и инновационных групп, работающих по одному направлению и зачастую дублирующих друг друга. В России тяжело внедряются революционные технологии, т.к. нет реальной возможности коренной реконструкции предприятий. По! этому зачастую нужны эволюционные энергосберегающие технологии, позволяющие значительно снизить капитальные и эксплуатационные затраты, оптимизировать технологические процессы и таким образом консолидировать ресурсы для поэтапной модернизации объектов промышленности и ЖКХ. 
         Наличие хороших технологий . условие необходимое, но не достаточное. Нужен комплекс организационно-технических мероприятий, отработанный финансово-правовой механизм, позволяющие проводить принципиально новый, системный подход к разработке и реализации региональных и отраслевых инвестиционных проектов. Это предполагает наличие специально организованных структур. Например, в форме консорциумов, объединяющих российские и зарубежные инжиниринговые, энергосервисные, энергоаудиторские фирмы, производителей оборудования и систем управления, консалтинговые и инвестиционные компании.
 
 


Выскажите свое мнение


В избранное