Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 23 апреля 2007 г.


23 апреля 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

ФГУП "Рособоронэкспорт" пытается реанимировать Союз машиностроителей

23 апреля в офисе ФГУП "Рособоронэкспорт" (ул. Стромынка, 27/3) состоялись открытые общественные слушания "О состоянии, перспективах и приоритетных направлениях развития отечественного машиностроения".
Организаторами слушаний явились Комиссия Общественной палаты РФ (ОП РФ) по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам и Cоюз машиностроителей.
В заседании приняли участие: секретарь ОП РФ, академик Евгений Велихов, председатель Бюро Российского союза машиностроителей, генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов, вице-президент РНЦ "Курчатовский институт", академик Владимир Бетелин, президент группы "Автоваз" Владимир Артяков, член ОП РФ, заместитель председателя комиссии по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам Сергей Кушнарев, представители научно-исследовательских организаций и предприятий машиностроительных отраслей России. Также участие приняли академик, директор института машиноведения РАН К.Фролов, председатель совета директоров ЗАО .Трансмашхолдинг. Д.Комиссаров, депутат ГД РФ О.Савченко и В.Артяков.

В ходе слушаний был выработан и принят итоговый документ. 
1. На современном этапе развития российская экономика достигла определенных успехов, но при этом сформировался явный перекос в сторону сырьевого сектора, наша промышленность выпускает продукцию преимущественно низкой степени переработки. Сырьевая направленность промышленности усиливает зависимость страны от внешних рынков, от колебаний мировых цен. В 2006 году в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркнул, что задача удвоения ВВП к 2010 году актуальна. Россия уже приступила к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры национальной экономики, приданию ей инновационного качества. Однако эта задача не может быть решена только за счет увеличения экспорта нефти, газа и других полезных! ископаемых. Без развития промышленности и ее основы - машиностроитель ного комплекса нельзя изменить структуру нашей экономики, обеспечить инновационное развитие страны и занять ведущие позиции в мире.
2. Анализ западного опыта показал, что большинство развитых стран оказывают машиностроительному комплексу серьезную поддержку. Среди таких мер: прямое участие государства в ряде отраслей машиностроения, создание специальных агентств для стимулирования экспорта машиностроительной продукции, льготное финансирование и налоговые льготы для предприятий машиностроения, государственная поддержка НИОКР, протекционистские пошлины на ввоз продукции машиностроения, использование политических рычагов для продвижения продукции комплекса на зарубежные рынки. В связи с этим сложно переоценить важность разработки эффективной государственной политики в области машиностроительного комплекса в России. Однако попытка повторения советской практики тотальной господдержки и протекционизма не может привести к увеличению конкурентоспособности машиностроительного ком! плекса. "России нужна модель промышленного развития, органично ориентированная в межрегиональные и глобальные кооперационные связи" (В.Путин).
3. Одна из серьезных задач - обновление производственных мощностей России. Вместе с тем этого абсолютно недостаточно для роста экономики страны. Развитие инновационных технологий, усиление роли науки и инженерных центров, ведение НИОКР, соответствующая правовая поддержка позволят обеспечить необходимую конкурентоспособность продукции машиностроительного комплекса. Не менее важно наличие рынка ее сбыта. Без продуманной системы маркетинга любые технологические прорывы не дадут необходимого результата. Обновление "производства ради производства" бессмысленно.
4. Машиностроительный комплекс России имеет целый ряд заделов и конкурентных преимуществ, созданных еще в советское время. По целому ряду направлений машиностроения мы являлись мировым лидером и могли на равных конкурировать с зарубежными государствами. Была создана масштаб! ная производственная и научная база. Необходимо максимально использова ть эти преимущества. Однако, "одна из коренных причин имеющихся сегодня проблем - это архаичная структура и организация производства. Большинство российских заводов по-прежнему остаются предприятиями с замкнутым производственным циклом : России необходима принципиально новая модель организации производства, модель, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду, причем и разработчиков, и поставщиков, и дилеров" (В.Путин).
5. На современном этапе для российского машиностроения характерен целый ряд тяжелейших проблем: отставание технологического уровня от мировых стандартов на 20-30 лет, низкий уровень качества продукции, недостаточная развитость обмена технологий и инноваций между оборонным и гражданским машиностроением, неумение сохранять и завоевывать новые рынки сбыта, проблемы кадрового ресурса. Комплексное решение этих проблем возможно только в результате согласованных действий государства и машиностроительных предприятий. Важнейшей задачей! является координация планов государства и отдельных предприятий вне зависимости от формы собственности. Жизненно необходимо увеличить уровень и горизонт планирования как государства и естественных монополий, так и промышленных компаний и предприятий. Без этого невозможно формировать их инвестиционные и производственные планы, увязывать их с перспективными энергетическими и инфраструктурными проектами.
6. Развитие мощного и современного машиностроительного комплекса определяет путь России - занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. С учетом нарастания конкуренции на мировых рынках, вступлением России в ВТО, нарастанием проблем российского машиностроительного комплекса времени для решений почти не осталось. Поэтому так важна поддержка не только государства и промышленных компаний и предприятий, но и заинтересованного сектора гражданского общества.
7. Члены Иниц! иативной группы по подготовке и проведению Учредительного съезда Общер оссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" одобряют создание Совета по промышленной и инновационной политике при поддержке Общественной палаты РФ и подтверждают готовность содействовать его работе.
8. Общественная палата РФ и Инициативная группа по подготовке и проведению Учредительного съезда Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" готовы содействовать доведению данного Итогового документа до широкой общественности, в том числе в ходе Съезда и мероприятий Общественной палаты.



Выскажите свое мнение


В избранное