Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 10 апреля 2007 г.


10 апреля 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Завтра Правительство РФ рассмотрит проект стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации

На заседании Правительства Российской Федерации 11 апреля 2006 г. будет рассматриваются следующий вопрос:
О проекте стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года
Проект "Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" и проект плана мероприятий по ее реализации (Стратегия) разработаны в соответствии с Планом мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы и направлены на решение основных задач:
- развитие внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения и продвижение ее на внешних рынках;
- повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения, улучшение ее технико-экономических показателей;
- стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли, направленного на техническое перевооружение и развитие предприятий транспортного машиностроения;
- развитие научно-технического потенциала;
- обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
Согласно междун! ародным и общероссийским классификаторам, транспортное машиностроение - отрасль промышленности, производящая подвижной состав для сети железных дорог, трамвайных парков и метрополитенов. В номенклатуру производимой предприятиями отрасли продукции входят: локомотивы, вагоны грузовые, вагоны пассажирские, путевая техника, электропоезда, вагоны метро, трамваи и рельсовые автобусы.
В последние годы транспортное машиностроение России демонстрирует динамичное развитие. Производство в некоторых секторах возросло, по сравнению с 2000 годом, в 8-11 раз. По данным за 2006 год, в структуре валового внутреннего продукта страны по объему выпускаемой продукции удельный вес транспортного машиностроения составляет около 1,2%.
Основными потребителями продукции отрасли являются:
- железнодорожный транспорт;
- городской рельсовый транспорт;
- промышленный железнодорожный транспорт.
В настоящее время парк железнодорожного подвижного состава составляет более 22 тыс. локомотиво! в, 890 тыс. грузовых вагонов, 26 тыс. пассажирских вагонов и более 15 тыс. вагонов электро- и дизельпоездов.
Внутренний рынок продукции транспортного машиностроения в 2006 году составил 148 млрд. руб. Согласно прогнозам в 2010 году он составит 224 млрд. руб., а в 2015 году - 252 млрд. руб. Рост рынка будет осуществляться за счет реализации потребителями накопленного ранее отложенного спроса и роста потребности в подвижном составе в результате роста объемов перевозок.
В транспортном машиностроении насчитывается 119 крупных и средних промышленных предприятий с общей численностью работающих более 190 тыс. человек.
Общий объем инвестиций по отрасли в 2006 году составил 3,3 млрд. руб., что по сравнению с 2005 годом больше на 57%.
Среднемесячная заработная плата в отрасли в 2006 году составила 12 тыс. руб., что составляет 120,4% к уровню 2005 года.
После 1991 года за пределами России осталось производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока, магистральных грузовых тепловозов, дизель-поездов, электропоездов, магистраль! ных пассажирских электровозов.
За прошедшие годы выпуск данных видов продукции был освоен российскими предприятиями. Так было освоено производство электропоездов на ОАО "Демиховский машиностроительный завод" и ОАО "Торжокский вагоностроительный завод".
Проблема заключается в дисбалансе между структурой производственных мощностей, техническим уровнем продукции транспортного машиностроения и потребностью отечественной отрасли железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе для безусловного выполнения в полном объеме грузовых и пассажирских перевозок по сети железных дорог.
Проблема сформировалась из двух составляющих факторов.
1. Технический уровень значительной части производственного оборудования и технология предприятий транспортного машиностроения и ремонтных предприятий не позволяют создать современный высококачественный продукт.
2. Вследствие ограниченности инвестиционных ресурсов основных потребителей отрасли текущие за! купки подвижного состава не достаточны для его необходимого обновления , что способствует накоплению отложенного спроса и может являться фактором, ограничивающим экономический рост национальной экономики.
Количественные показатели системной проблемы приведены в таблице.
Локомотивы: штук
2000 г.
2006 г.
2010 г.
2015 г.
Потребность внутреннего рынка
1 190
840
1500
1660
Предложение новой техники (мощности)
150
390
950
1360
Плановый ремонт и модернизация
700
400
380
300
Дефицит
1 040
50
170
0
Грузовые вагоны: штук
Потребность внутреннего рынка
35 460
48 900
56 600
53 000
Предложение новой техники (мощности)
4 060
33 400
39 700
45 500
Плановый ремонт и модернизация
26 500
19 000
13 000
7 500
Дефицит
4 900
5 400
3 900
0
Пассажирские вагоны: штук
Потребность внутреннего рынка
1 300
1300
1300
1560
Предложение новой техники (мощности)
400
840
1 180
1470
Плановый ремонт и модернизация
400
400
120
90
Дефицит
500
60
0
0
Стратегической целью развития транспортного машиностроения является обеспечение внутреннего рынка современной качественной производительной продукцией и увеличение объемов экспорта, в первую очередь, в страны ближнего зарубежья.
Реализация Стратегии позволит обеспечить организации железнодорожного транспорта тяговым подвижным составом, ликвидировать дефицит пассажирских вагонов и удовлетворить внутренний спрос на грузовые вагоны. Кроме того, при поддержке государства планируется увеличение объемов экспорта продукции отрасли.
Одним из важных направлений решения проблем отрасли является повышение качества выпускаемой продукции.
Создание новых типов тягового подвижного состава с асинхронным тяговым приводом является перспективным направлением создания современной конкурентоспособной продукции. В целях решения этой задачи предприятия транспортного машиностроения приступают к собственному производству асинхронного тягового оборудования.
Одной из сер! ьезных проблем отрасли является дефицит квалифицированных кадров ИТР и рабочих специальностей.
Решение проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами возможно только при условии государственного участия в организации комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере транспортного машиностроения всех уровней с целевым финансированием за счет средств федерального бюджета на базе ПТУ, колледжей, кафедр профильных вузов и университетов.
Разработанный Минпромэнерго России план мероприятий по реализации Стратегии направлен на повышение технологического уровня отрасли и повышения качества продукции транспортного машиностроения, включает три блока мероприятий.
1. Мероприятия, направленные на развитие рынка транспортного машиностроения, в том числе введение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции транспортного машиностроения; государственная поддержка экспорта продукции; формирование системы государс! твенной поддержки лизинга; регламентация участия иностранного капитала в отрасли; совершенствование тарифной политики на железнодорожном транспорте.
2. Меры, направленные на стимулирование инвестиционного процесса в отрасли и повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения. В частности, реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обновление модельного ряда, и освоение передовых технологий на основе механизмов частно-государственного партнерства; выработка механизмов возмещения предприятиям транспортного машиностроения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для постановки на производство новой продукции, стимулирование технического перевооружения, закупки подвижного состава нового поколения.
3. Меры, направленные на совершенствование кадровой политики в отрасли, прежде всего, путем государственного участия в организации системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов.
В результате планируется достичь следующих результатов - доля ро! ссийского транспортного машиностроения на мировом рынке продукции транспортного машиностроения к 2010 году достигнет 15%, а к 2015 году - 18%.
Объем экспорта российской продукции транспортного машиностроения, к 2010 году достигнет 33 млрд. руб., а к 2015 году - 40 млрд. руб.
Таким образом, реализация Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года позволит удовлетворить растущие потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта, выйти на соответствующий мировому технологический уровень выпускаемой продукции, развить экспортный потенциал отрасли, стимулировать рост производства в смежных отраслях.


Выскажите свое мнение


В избранное