Последнюю неделю перед самым Великим постом в церковных книгах называют
Сырною или Мясопустною - семь дней, когда нельзя есть мясо, но разрешено есть молочные продукты, яйца, а также масло и рыбу. В народе это весёлое время носит название "Масленица".
"Мясоед" - период между зимним Рождественским постом и весенним Великим постом - завершился, и последнее воскресенье накануне Масленицы называется "мясным заговеньем". В этот день ещё можно есть мясо, поэтому традиционно устраивались семейные пирушки. Ну а после
заката наступает она - МАСЛЕНИЦА!
Обычай праздновать Масленицу взял своё начало с древнейших времён. Наши славянские предки-язычники справляли в эту пору весенний праздник - проводы зимы и встречу весны. Это был большой праздник, посвящённый Солнцу, полный обрядов и традиций. Впоследствии за каждым днём Масленичной недели закрепилось особое название и свои традиции.
Встреча Масленицы
Народ встречал Масленицу в понедельник, верующие посещали родных, отправляли на весь день с самого утра невесток к отцу да матери, ну а вечером свекор со свекровью заявлялись и сами к своим сватам. Тут уж за круговой чашей и условливались, кого звать в гости да как проводить это время. В понедельник, в первый день Масленицы, принято было возводить крепости из снега и ледяные горки для забав.
«А у нас и горы состроены, да гости прошены»
Второй день Масленицы - "заигрыш" - начинался с весёлых, шумных игрищ. Детвора играла в снежки, каталась на санках с ледяных горок. С утра вся молодёжь - парни и девчата приглашались поесть блинов, да покататься. В богатых домах обычно братья строили посреди всего двора огромные горки для сестриц, ну а матери слали позываток созывать по знакомым и родным «сынков и дочек» с точным наказом: «У
нас то-де и горы готовы, да блинцы испечены - милости просим жаловать!»
Позываток обычно встречали со всякими почестями, угощали блинами да поили вином, ну а потом отправляли с обратным наказом: «Кланяйся в ноги хозяину да хозяйке с деточками, всем домочадцам их, а уж своих-то деток под вечер пришлём!» Если в каком-то случае было невозможно придти на блины к своим родным, то передавали вежливый отказ: «А у нас и самих горы состроены, да гости уж прошены!»
Во время игрищ,
катания с горы и прочих развлечений парни и девчата присматривались друг к дружке, выбирая пару.
«В блинах валяться - сердцем тешиться!»
Среда - "лакомка" - это третий день Масленицы. Самое время угощать друг друга блинками разными. Вот самый традиционный их рецепт:
Вначале надо приготовить опару, для этого влейте в плошку стакан тёплой воды, разведите в этой воде дрожжи, потом всыпьте туда пол-нормы муки и размешайте хорошенько, после этого накройте плошку и поставить её на 1 час в тёплое место.
Ну а как подошла опара, добавьте туда соль, сахар, желтки, сливочное масло, размешайте и добавляйте оставшуюся муку, вымешивая тесто основательно.
Разводите тесто тёплым молоком, вливая его частями. Плошку надо будет опять поставить в тёплое место. Когда тесто полностью подымется, размешайте его, чтобы осело, и опять поставьте в тёплое место. Снова дайте подняться и опуститься, добавляя взбитые белки.
Как только тесто поднялось в последний раз, пора печь блины. Самые лучшие блины выходят, если тесту дали подняться не меньше 3-х раз.
«Эх, да разгуляй четверг-четверток!»
"Широкий четверг"
- четвёртый день празднования Масленицы. И не зря он получил такое название: разгул масленичный разворачивался во всю свою ширь, а честной народ с чистосердечной простотой предавался потехам. Из года в год развлечения на Масленицу оставались практически неизменными: ледяные горы, балаганы, ярмарки, качели-карусели на площадях, саночки-самокаточки, кулачные бои да весёлые пирушки.
В некоторых сёлах было принято с песнями носить по улицам или возить в санях соломенное чучело, так называемую «Масленицу»,
- подобие женщины с длинными распущенными волосами и в пёстрой одежде. Детвора с криками сопровождала шествие и кидалась снежками. Потом это чучело бросали в воду, а уж в воскресенье сжигали на окраине города. Этот обычай был заимствован из мира языческого и был связан с проводами матушки-зимы. Существуют старинные поговорки: «Масленица-объедуха - денежкам приберуха», «Хучь что заложи, а Масленицу проведи».
«Тёща про зятя блинцы пекла»
Пятница -
"тёщины вечерки" - это пятый день празднования широкой Масленицы. В пятницу зятья ходили к своим тёщам в гости на блины. В этот день тёща обязана была всячески ублажать зятька блинами да оладьями, да сладкими творожниками. Такая чрезмерная забота доходила часто до совсем смешного, отсюда и пошло много песен и забавных игр, которые громко распевали холостяки. В некоторых областях водили также ряженого медведя, который изображал как «тёща про зятька блинцы пекла», «как у тёщеньки
головушка болит», как «зятёк мил да удал - тёще спасибо сказал».
Бывало также в старину, собирается кто-то в дорогу, а ему уж блинов напекут, чтобы дорога показалась гладкой да удачной и всё шло как по маслу. Эта примета давно уже позабыта, а вот обычай сам остался - так вот и зимушку провожают блинами, чтоб она ушла по добру, по здорову, а в конце года благополучно вернулась.
Согласно традиции, любой, даже совсем незнакомый человек, коль уж зашёл в дом на Масленицу, должен быть
усажен за стол и сытно накормлен. Грехом считалось не угостить гостя.
«Душа ли ты моя, широкая Масленица!»
«Проводы» Масленицы - "золовкины посиделки" - это шестой день празднования. В субботу посещали родственников со стороны мужа. Молодая невестка приглашала к себе всех своих родных. Если её золовки были ещё в красных девушках, тогда невестушка созывала старых подруг, ну а коль они были уже замужними, тогда она приглашала всю замужнюю свою родню и со всем
праздничным поездом разводила своих гостей по золовкам. Если невеста была ещё новобрачной, то она одаривала золовок всякими подарками.
«Проводы» Масленицы сопровождались разными обрядами: сжигалось чучело, устраивали шуточные поезда, пели песни и по-разному изображали конец масленичного загула. Праздничная неделя подходит к концу, и остается лишь попросить прощения у ближних своих за грехи вольные и невольные, попрощаться со всеми своими друзьями и знакомыми, чтобы заговеться на весь предстоящий
долгий Великий Пост - перейти с масляных блинков да оладушек на хрен и редьку, да на белую капусту.
«Прости меня, матушка, сватушка, кумушка!»
Самый последний день праздника Масленицы - «прощёное воскресенье». До заката солнца люди ходили по домам и со склонённой головой тихо просили прощения у тех, кого они обидели, непрерывно при этом кланяясь в ноги, ожидая, чтобы их простили поцелуем. Вечером наступит самый строгий и самый продолжительный
сорокадневный Великий пост, встретить который надо с чистым сердцем, свободным от обиды, зависти и злобы.
«Прощай, честная широкая Масленица, боярыня, косточки перепёлочные, уста твои сахарные, речь твоя сладка! Уж ты ли моя Масленица-матушка, красная краса, да русая коса, да тридцати братов сестра, да о сорока бабушек внучка, да трёх матерей дочка, да ты ясочка, да ты же моя перепёлочка!»