Мы, родители, всегда уделяем внимание сенсорному развитию ребенка. Я тоже всегда знала, что это очень важно для последующего развития ребенка. Также знала, что есть аудиалы, визуалы и кинестетики. Это деление возникло в зависимости от той сенсорной системы, которая более развита и является ведущей. Следовательно, надо развивать
все сенсорные системы, такие как слух, обоняние, осязание, зрение и вкус, что позволит ребенку более гармонично развиваться.
Я знала, что сенсорное развитие важно, прежде всего, для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, начал ходить, управлять руками, затем обслуживать себя, говорить,
в общем, делать все, что делает обычный, здоровый ребенок, а затем и взрослый человек.
А узнать о сенсорной интеграции мне помог младший сын, у которого с рождения много проблем в развитии. Преодолевая их, помогая малышу с ними справиться, я и узнала, что такое
сенсорная интеграция, и насколько она важна для человека, даже взрослого.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете - что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Процессы эти бессознательные и протекают они в мозге. Чем правильнее работают
сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка.
Здоровый человек, даже не задумывается об этом, все происходит как будто естественно и не заметно
для него.
Для чего нужна сенсорная интеграция и что будет, если она даст сбой?
Сенсорная
интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Кстати, сенсорных систем значительно больше, чем я назвала в начале статьи. Кроме того есть еще вистибулярная система, говорящая о силе тяжести и равновесии тела, положении головы, проприоцептивная система – положение тела, его движения и висцеральная система, дающая информацию о том, что происходит внутри тела.
Сенсорная интеграция, это база для обучения и социального поведения.
Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не
может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Все, что большинству здоровых людей дается легко и непринужденно, для человека с нарушенной сенсорной интеграций, может оказаться непосильной задачей или сильно усложнит ее выполнение.
Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если младенец позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Иногда проблемы проявляются в более старшем возрасте, когда у ребенка начинаются сложности с обучением и поведением. Так как выполнение простого задания для такого ребенка может оказаться делом очень сложным, на которое потребуется больше времени, в то время как от него уже требуют выполнение нового задания.
Да и наличие большого количества детей рядом может вносить сумятицу и еще сильнее затруднить выполнение задания. Какая реакция будет у педагога? А если это происходит постоянно? У ребенка закрепится чувство неуспешности, а на психолого-педагогической комиссии он вполне может оказаться необучаемым! Хотя, интеллект у него, скорее всего, нормальный или даже выше среднего.
К сожалению,в России практически нет таких специалистов, которые могут правильно диагностировать нарушение сенсорной интеграции и проводить соответствующую терапию. Многие проблемы можно решить и значительно облегчить жизнь маленькому человечку.
Но, внимательные родители могут и сами во многом помочь своему малышу. Не так давно в России появилась книга основателя этой теории Э. Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Написана она для специалистов и родителей, но очень доступным языком.
Будьте внимательны к вашим детям, многие проблемы решаемы, важно их вовремя заметить, создать для ребенка правильные условия, заинтересовать его и дать ему почувствовать свою успешность.
Тема слишком обширна и я не смогу освятить ее в рамках одной статьи. Прочитайте книгу Э.Джин Айрес и
вам многое станет понятно.