Возраст с 3 до 7 лет можно назвать переходным. Основные этапы развития детей дошкольного возраста -- это физическое, умственное, нравственное и трудовое, эстетическое. На ступени дошкольного детства осуществляется также подготовка ребенка к школе.
В течение 4 лет, т. е. за дошкольные годы, ребенок проходит большой и качественный путь развития. Это развитие бывает тем успешнее, чем больше внимания, ответственности в работе
проявляют персонал детских садов и, безусловно, родители.
За период с 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех движений. В течение 4-го года жизни дети прибавляют в массе 1,3 кг, рост их увеличивается на 6,5—7 см. К 4-м годам средняя масса ребенка составляет 15,5—16 кг, рост 100 см. К 7 годам масса ребенка равняется примерно 21—22 кг, а рост 116—117 см.
Приобретения в развитии координации движений весьма велики: в области равновесия, ловкости, точности движений кисти и пальцев рук и др. Дети могут уже участвовать в играх большой подвижности, требующих точности движений; в различных формах труда (хозяйственно-бытовой, в природе, с деревом и др.); они довольно хорошо переносят прогулки на дальнее расстояние.
Значительны успехи в овладении ребенком речью. Дети 4-го года, как правило, широко пользуются разговорной формой речи, в их словарный запас входят почти все части речи. К 5—7 годам речь детей уже богата по словарному запасу, характеризуется связностью изложения, правильным произношением всех звуков и т. д. (известно, что если к 5, к 5 1/2 годам ребенок не овладеет чистым произношением всех звуков, следует проводить специальную работу по его исправлению). Растет число вопросов, содержание которых
свидетельствует о существенных сдвигах, происшедших в мышлении ребенка: «почему», «зачем», «откуда». На 4-м году жизни совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. Дети могут овладеть умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных цветах, формах.
Память детей развивается следующим образом: от непреднамеренного запоминания к, преднамеренному, произвольному. Желая, например, что-нибудь выучить, ребенок 6 лет может уже использовать разные приемы: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что надо запомнить, и т. д. Внимание ребенка также развивается от непроизвольного к произвольному.
Для мышления детей 4-го года жизни становится характерным процесс обобщения: они не только ориентируются на внешнее сходство предметов, но и объединяют их по назначению (одежда, посуда). Дети 5-го года выделяют при обобщении и материал, из которого они сделаны, качество предмета.
На 4-м году качественно изменяются отношения ребенка с окружающими, в характере и содержании деятельности возрастает стремление действовать самому, выполнять без помощи то, что делают окружающие его люди. Ребенок на 4-м году уже способен совершить довольно сложные действия, соблюдая в них известную последовательность.
На более старших возрастных ступенях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками усложняются: дети во многом не только хотят быть самостоятельными, но и могут осуществить это свое желание, поскольку приобрели необходимые навыки и умения, новые знания, расширяется их опыт; они уже могут быть достаточно справедливыми в оценках и самооценках и т. д. Вместе с тем повышается возможность участия ребенка в совместной деятельности со взрослыми в детском учреждении, в семье, а также в коллективной деятельности
со сверстниками, содержательное общение (взаимопомощь в играх и занятиях).
Ведущей деятельностью является детская игра. Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребенок может проявить свою самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение и т. д. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.
С общим развитием ребенка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает. На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно-ролевая игра. Еще в конце 3-го года жизни дети начинали брать на себя определенные роли, но передавали их весьма схематично. Ребенок 3—4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще мало
доступны. На 5-м году сюжет игры особенно не усложняется, зато расширяются игровые объединения (раньше дети играли большей частью вдвоем, втроем).
Игры ребят в возрасте 6 - 7 лет отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений. Повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития.
Дети 5—7 лет способны выполнять не только различные поручения взрослых, но и посильные трудовые обязанности. Систематическое выполнение их вырабатывает начала ответственности, дисциплинирует.
На 6-м году жизни: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания, определяющие не только общее направление деятельности, но и способ действия (как вести пересказ короткого художественного произведения, конструировать постройку, решать математическую задачку и т. п.). Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность,
дисциплинированность.
3х - 4хлетним ребятишкам доступны некоторые простейшие связи, проникновение в них в меру доступного для дошкольника весьма ценно для его умственного развития. И очень мало значимо в этом отношении только простое перечисление отдельных частей живого организма.
В 3 - 4 года развивается речь при ознакомлении с окружающим бытом и природой; появляются умения слушать и понимать речь; отвечать на вопросы; вспомнить и воспроизвести, не искажая смысла, знакомые сказки.
Детьми от 3 до 7 лет, по-разному решаются задачи умственного воспитания. Иногда эта задача является главной (речь, математика, ориентировка в пространстве и др.), иногда сопутствующей (музыкальные занятия, рисование и др.). Формируется представление первых понятий о моральных качествах человека, о доступных явлениях общественной жизни.
Дошкольник весьма эмоционален, впечатлителен и склонен к подражанию, он легко поддается внушению; сознание далеко не всегда управляет его чувствами и поступками; задерживающие, тормозные центры нервной системы лишь формируются.
У дошкольников очень много сильных сторон, таящих большие потенциальные возможности не только в умственном, но и в нравственном развитии. Прежде всего это высокая «обучаемость ребенка», вследствие подвижности, податливости его нервной системы. При разумном воспитательном воздействии взрослых у ребенка появляется возможность систематически «упражняться» в хороших поступках, подражать нравственным образцам, преодолевая трудности, достигать воспитательно важной цели (в игре и работе,
в отношениях с близкими, сверстниками). Это ведет к тому, что расширяется жизненный опыт ребенка, поднимаются на более высокий социальный уровень его чувства, укрепляется нервная система, а с нею и произвольное (с участием воли) внимание, действия и поведение; ребенок быстро начинает усваивать не только в интеллектуальном, но и действенном плане «что такое хорошо и что такое плохо», стремится воздерживаться от того, что недозволенно, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Дети старшего дошкольного возраста договариваются между собой и изготавливают игрушки для младших, ребенок систематически выполняет дома какую-то обязанность, полезную для семьи.
Будьте сдержанны и осторожны в наказаниях своего ребенка. Имеются достоверные факты: чем чаще наказывают детей, тем меньше они слушаются. Физические наказания ведут ко лжи, обману, унижению ребенка, вредны для здоровья; к частным наказаниям он привыкает. Если уже наказание применено, то оно должно быть педагогически допустимым,
причины поступка надо выяснить.
Четкий режим жизни ребенка, разнообразная деятельность дома, в детском саду, содержательное общение взрослых и детей — чрезвычайно важны для их нравственного, интеллектуального и физического развития.
Для нравственного воспитания детей первой и очень важной школой воспитания является семья.