Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно он привязан к матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться со взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Трудности, которые могут возникнуть в этот период, связаны с тем, что кроха наконец-то получил <<свободу передвижения>>. Теперь он стал более активным, решительным и настойчивым, а нередко и упрямым.
РАЗВИТИЕ
ДВИЖЕНИЙ
Некоторое время малыш
продолжает ходить "боком". Ребенок 12 — 15 месяцев при ходьбе может
не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться
назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.
В
вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за
чего он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты.
Когда
малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и
прижав их к туловищу.
С
полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе
и на спине.
Способ
ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки
опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном
этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад,
пытается бегать.
К концу
2-го года жизни малыш уже бегает и прыгает, отрывая от земли обе ноги
одновременно.
Держась
за руку взрослого, он поднимается по ступенькам. 2-летний ребенок сначала
ставит одну ногу на ступеньку, затем приставляет к ней другую.
В
возрасте от полутора до 2 лет постепенно начинают формироваться управляемые с
помощью зрения действия с карандашом, малыш старательно копирует
вертикальные линии.
На 3-м
году жизни совершенствуется пяточно-пальцевый навык ходьбы. Ближе к 3 годам
ребенку все больше и больше нравятся игры, в которых нужно быстро убегать от
преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не
может спрыгивать со ступенек.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
12–15 месяцев:
∙ Делает попытки
слезть с высокого стула.
∙ С поддержкой –
шагает по лестнице.
∙ Ловко бросает мяч,
пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
∙ При одевании
помогает: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.
15–18 месяцев:
∙ Хорошо ходит – и в
направлении прямо, и по кругу. Может кружиться на месте, подпрыгивать. Бегает,
хотя еще и не очень ловко.
∙ С посторонней
поддержкой легко преодолевает лестницу.
∙ Пинает мяч, но
иногда еще промахивается. Хорошо бросает мяч рукой.
∙ Карандашом выводит каракули
на листе бумаги.
18–24 месяцев:
∙ Не только ходит, но и легко бегает.
∙ Может садиться на корточки. Может прыгать не
только на месте, но и вперед. Способен выбраться их манежика.
∙ Открывает дверь в комнату. Пинает мяч, почти не
промахиваясь, подбрасывает его вверх.
∙ Уверенно катается на трехколесном велосипеде,
на педальной машине.
2–2,6 года:
∙ Без посторонней помощи поднимается и спускается
по лестнице, при этом придерживается за перила.
∙ Некоторые дети уже могут правильно держать
карандаш (тремя пальцами).
∙ Может брать предметы двумя пальчиками, может
вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать
матрешек.
∙ Начинает употреблять предметы по прямому
назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом
рисовать.
∙ Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах.
3 года:
∙ Ребенок хорошо бегает и прыгает.
∙ Может подниматься по лестнице, не придерживаясь
руками за перила. Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
∙ Быстро ездит на трехколесном велосипеде.
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ
К 1 году большинство детей
уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся
такие: "мама", "папа", "гав-гав",
"би-би", "тик-так", "пи-пи" и др. До полутора лет
малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В
зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение.
На первом году жизни
ребенок не может дать ответ в словесной форме, но ответ может выражаться в
каком-нибудь движении или действии.
Малыш может выполнять
простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова "можно" ,
"хорошо", "плохо". Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце
первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов:
"баба", "папа", "мама", "дай",
"на", "бах", "ав" и др.
От 1 года до 1 года 3
месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень
разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы).
С 1 года 3 месяцев до 1
года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато
резко сокращается лепет.
От 1 года 6 месяцев до 1
года 9 месяцев увеличивается количество слов, хотя само произнесение слов еще
очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается
количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение в развитии
речи детей - появление у них вопросов: "А это?" "Какая?",
что говорит об уровне их познавательной активности.
Начиная
с двух лет, ребенок быстро накапливает пассивный и активный
словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем
предложения. В начале второго года звуки "ам" превращаются обычно в
звуки "ням-ням". Речь состоит из жестов, мимики и звука.
В 2,5 года ребенок
проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название
изображаемого на картинке предмета и находит его среди других.
На втором году согласие или
отказ выражается более четко и к тому же в речевой форме: "да",
"не" ("нет"). К концу второго года словарь ребенка
достигает 200-400 слов. Дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат
вокруг.
Словарный запас ребенка к
концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие
эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать
вопросы "почему?" и "как?".
Девочки часто опережают в
речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. Нельзя коверкать язык,
подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью
ребенком. Взрослые, общаясь с детьми,
не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных
условий формирования у детей правильного произношения.
К концу третьего года жизни
большинство детей уже может вести беседы и связано рассказывать о простых
событиях. Способность к различению и обобщению в этот возрастной период
постоянно совершенствуется.
В этом возрасте ребенок
задает взрослому массу вопросов: "почему?", "где?",
"когда?", "зачем?". Это говорит о развивающейся
познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи - о
дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.