Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же
автор "Малыш
растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются
друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым
темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе),
а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями
родителей со всего мира - из ваших писем.
Выпуск 55
26 Июля 2003 г.
продолжаем тему: РЕБЕНОК
ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ
Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.
Итак, я продолжаю цикл
лекций, посвященный детской психологии.
Напоминаю, что возрастные границы каждого
периода определены условно. Каждый ребенок
развивается индивидуально!
В этом
возрасте ребенок определяет границы
дозволенного, его познавательная
деятельность становится еще более
энергичной. Выбор, стоящий перед ребенком в
этом возрасте: предприимчивость или
чувство вины.
Позитивный путь развития:
-родители поощряют инициативу ребенка;
-у ребенка есть возможность совершать
множество различных действий (бегать,
плавать, кататься на коньках и лыжах и т.п.);
-родители готовы без раздражения и
усталости отвечать на все вопросы ребенка;
-взрослые постоянно вступают с ребенком
в сотрудничество (разрешают мыть посуду,
пол, завинчивать болты и т.п.);
Результат: у
ребенка вырабатывается предприимчивость (инициативность);
возникает чувство товарищества с
родителями; появляется способность к
самонаблюдению и самоуправлению. Ребенок
убеждается в том, что он может делать много
удивительных вещей, иногда его собственные
возможности кажутся ему волшебными.
Негативный путь развития:
-родители показывают ребенку, что его
игры вредны, утомительны, нежелательны (причем
не обязательно это говорить вслух,
достаточно просто каким-то образом это
показать);
-родители показывают, что вопросы
ребенка слишком назойливы ("ты меня уже
об этом сто раз спрашивал!" Тут дело в том,
что дети в этом возрасте еще не умеют
правильно формулировать свои вопросы и из-за
этого получают в ответ не то, что они хотели
услышать на самом деле. Вот и спрашивают по
сто раз одно и то же, на самом же деле хотят
узнать другое);
-ребенка наказывают за самые
незначительные проступки.
В итоге у ребенка возникает
чувство вины, которое он проносит через
многие годы. Переживание постоянных неудач
ведет к появлению чувства покорности и
препятствует формированию инициативы.
Ребенок растет уверенным в том, что он
бывает просто ужасным и постоянно сердит
других людей.
Конфликт возраста –
мне это интересно и любопытно, я хочу это
исследовать, но боюсь, что это не понравится
взрослым, так как я все делаю неправильно.
Проявляется конфликт в страхах, в боязни
наказания. Причем детишки боятся наказания
не только за свои реальные поступки, но и за
свои тайные мысли.
Общий позитивный итог развития: у ребенка
формируется способность брать на себя
ответственность, обязательства. Возникает
ощущение его равной ценности со взрослыми.
В этом возрасте ребенок идентифицирует
себя со взрослым определенного пола и
осваивает формы поведения, свойственные
этому полу.
В психоанализе эта стадия носит
название фаллической и характеризует
высшую стадию детской сексуальности,
которая с этого момента начинает быть
направленной на других людей. (Напомню, что
сексуальность понимается широко - это все,
что доставляет телесное удовольствие). Итак,
дети начинают испытывать сексуальную
привязанность ко взрослым людям, а самые
близкие взрослые - это, естественно,
родители. В результате у мальчиков
формируется эдипов комплекс, а у девочек -
комплекс электры (это привязанность к
родителю противоположного пола и
восприятие родителя своего пола в качестве
соперника). Освобождение от эдипова
комплекса и комплекса электры происходит
под влиянием страха потерять любовь и в
результате преодоления этого комплекса
ребенок отождествляет себя с родителем
своего пола.
Ведущий
тип деятельности (та деятельность, в
результате которой происходит развитие
психики) в возрасте от трех до шести-семи
лет – это сюжетно-ролевая игра. Такие
игры подразумевают под собой принятие на
себя различных ролей и игру по правилам. В
этом возрасте ребенок "уходит" из мира
вещей и у него возникает потребность
активно общаться с другими людьми. А для
этого, в свою очередь, необходимо учитывать
точки зрения других детей и считаться с их
желаниями.
Игра, сколь бы
несерьезной она не казалась взрослым, на
самом деле очень важна для развития ребенка.
В играх с другими детьми ребенок учится
делать выбор (посчитаться, бросить жребий,
водить по очереди). Кроме того, в сюжетно-ролевой
игре развивается воображение,
символическое мышление (умение заменять
предметы на их модели), внимание, память (дети
любят играть в долгие игры, которые длятся
по несколько дней, и для этого им волей-неволей
приходится запоминать, как они играли и на
чем прервались).
Роль игры (как можно помочь
ребенку справиться с эмоциональными
потрясениями)
В своих играх ребенок часто пытается
воссоздать ситуацию, которая вызвала у него
сильные эмоциональные переживания.
Например, в кино или на улице малыш увидел,
как машина сбила собачку. И вот он начинает
в это играть: берет машинку и переезжает
игрушечную собачку. "О ужас! Какой у
меня жестокий ребенок!" - может подумать
родитель. На самом деле это не так. В своей
игре малыш освобождается от своих эмоций,
учится справляться со своими переживаниями.
В его игре собачка после аварии обязательно
остается целой и невредимой и убегает из-под
машины, даже если на самом деле малыш видел,
что собачка погибла. Таким образом ребенок
заново переживают затронувшую его ситуацию,
но конец у этой ситуации становится
счастливым.
Родители могут взять на вооружение этот
метод душевного врачевания. Если вы видите,
что вашего ребенка что-то очень сильно
тревожит или волнует: предложите ему в это
сыграть, нарисовать или придумать про это
сказку. Но только чтобы конец у вашей
игры или сказки был обязательно счастливым!
В
следующий раз читайте о младшем школьном
возрасте (6 - 10 лет)
Рисунок ребенка
может быть очень информативным. Для
маленького ребенка важен процесс рисования,
а не результат (стадия каракулей). Малыш
взрослеет, и его художества становятся все
более и более похожими на рисунок. Примерно
к пяти годам можно различить два типа
рисовальщиков:
- те, кто рисуют отдельные предметы,
тщательно прорисовывая каждую деталь.
Скорее всего, такие дети принадлежат к
эмоциональному типу.
- те, кто рисует динамичное действие, а
детали обозначает схематично. Такие
детишки принадлежат к практикам, которые в
жизни не потеряются.
Хотите узнать,
как ребенок видит вашу семью? Попросите его
нарисовать ее! Обратите внимание на то, кого
он рисует первым (того он и считает главой
семьи), на взаимное расположение членов
семьи (все ли на одном уровне и примерно
равных размеров). Замечательно, если ваш
ребенок нарисовал себя в центре, держащимся
за руки мамы и папы, да еще и братишек -
сестренок не забыл рядом с собой нарисовать.
Если же малыш нарисовал себя где-то
отдельно в уголке - значит, ему не хватает
вашей любви и заботы, он чувствует себя
заброшенным. Если не нарисовал кого-то из
членов семьи - сработала психологическая
защита вытеснением (ребенок как бы
исключает забытого персонажа из своей
семьи).
На страницах
этой рубрики я предлагаю всем читателям
делиться своим опытом, своими знаниями и своими
идеями!
Сегодня немного
поговорим о развитии ловкости. Сделайте для
вашего ребенка полосу препятствий: дети
просто обожают подобную игру! Растяните на
полу веревку или ленту - это будет "мостик",
по которому надо аккуратно пройти,
поставьте один за другим пару стульев - под
ними надо будет проползти, через журнальный
столик можно перелезть, по большим детским
кубикам можно пошагать, как по камушкам в
реке, через какое-то препятствие можно
перепрыгнуть... да мало ли что еще можно
придумать!
Предложите вашему
ребенку пособирать игрушки... ногами. Сядьте
на пол, поставьте перед собой ведерко, в
которое вы будете складывать игрушки,
зажатые между ступнями ног. Не так-то это
легко, как может показаться на первый взляд!
Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru
Lora
Уважаемые читатели!
Достаточно ли у Вас времени, чтобы каждый день заглядывать на наш сайт http://malysh-rastet.by.ru
и проверить не появилось ли что-нибудь новенькое? Если нет, то СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС открылась НОВАЯ РАССЫЛКА под названием «Новости сайта "Малыш Растет! Опыт родителей со всего мира"». Админ сайта Мираэль поможет Вам быть в курсе того, что новое появилось на сайте. Рассылка будет выходить 1-2 раза в неделю.
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.