Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ребенок глазами психологов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же автор "Малыш растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.

Выпуск 44

 2 Июля 2003 г.

тема выпуска: РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ

Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.

В этом выпуске:
ребенок от рождения до года:
    теория Эрика Эриксона
    теория Зигмунда Фрейда
    деятельностный подход
знаете ли вы, что... (интересности)
Вопросы читателей:
    где найти литературу по методикам воспитания?
    как помыть голову ребенку?


Сегодняшним выпуском я бы хотела открыть цикл лекций , посвященный детской психологии. В каждом выпуске я постараюсь собрать воедино самое важное и самое главное, что думают различные психологические школы. Таким образом, надеюсь, у вас, мои дорогие читатели, появится общее представление о том, что же происходит с ребенком в том или ином возрасте.
    Хочу отметить, что возрастные границы каждого периода определены условно. Каждый ребенок развивается индивидуально!

Итак, первая наша лекция посвящается возрасту о рождения до года.

 МЛАДЕНЧЕСТВО

 Теория Эрика Эриксона

 Эриксон выделяет 8 стадий развития личности от рождения до смерти. Согласно его теории на каждой стадии человек должен сделать жизненно важный выбор между двумя противоположными отношениями к миру и самому себе. Через этот выбор человек определяет свой дальнейший жизненный путь.
В первый год жизни малыш делает выбор между доверием или недоверием к окружающему миру.

Позитивный путь развития:
-         младенец получает все, что он хочет;
-         мама принимает малыша;
-         потребности (тепло, сухость, сытость) ребенка быстро удовлетворяются;
-         с ребенком играют, разговаривают, его баюкают, носят на руках и т.п.
    В итоге ребенок приходит к выводу, что мир – это уютное место, а люди заслуживают доверия и любви. Одним из показателей того, что ребенок доверяет миру служит его готовность без гнева и тревоги переносить исчезновение мамы из поля зрения. Если бы ребенок мог говорить, то он бы нам сказал: «Я чувствую, что окружающий мир заботлив и надежен. Я любим!» У малыша вырабатывается способность устанавливать глубокие теплые отношения с другими людьми.

            Негативный путь развития:
-         ребенок не получает должного ухода;
-         ребенок не встречает любви и заботы;
-         малыш подолгу испытывает дискомфорт;
-         он отвергается матерью.
    В итоге у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность по отношению к миру и к людям. Надо сказать, что не только абсолютно заброшенный ребенок может вырасти недоверчивым. Это может произойти и в следующих случаях:
-         ребенок перестает быть для матери центром вселенной (например, она выходит на работу или рождается следующий ребенок);
-         родители неуверенно чувствуют себя в роли родителей (ребенку также передается эта неуверенность);
-         родители придерживаются противоположных принципов воспитания (не только родители, но и все, кто часто занимается ребенком, например, живущие вместе бабушки и дедушки). В результате у ребенка создается атмосфера неопределенности.

    Надо сказать, что недоверие к миру, возникшее на первом году жизни, тянется за человеком всю жизнь. Если негативные факторы в воспитании преобладают, то у малыша может возникнуть острая депрессия, которая проявляется в том, что младенец лежит и ни на что не реагирует в течение долгого времени. Позже конфликт между «хочу быть любимым, но боюсь, что не получается» может проявиться в виде истерических реакций ребенка или в виде психосоматических болезней. (Психосоматических – то есть основе телесной болезни лежит какая-то психологическая проблема).
    Здесь уместно привести следующий пример. Мама решает выйти на работу и отдать дочь в детский сад. Малышка категорически против этого: в детском саду ей совершенно не нравится. Но что делать: мама так решила. А в этом детском саду каждое утро детям мерили температуру и тех, у кого она повышенная – отправляли домой. И что вы думаете? Спустя некоторое время происходит следующее: приходит мама с дочкой в детский сад, меряют температуру – она высокая! Причем, не около 37, а зашкаливает за 38. Естественно, мама ведет дочь домой, вызывает врача, приходит врач – ребенок совершенно здоров и температура в норме! На следующий день мама опять ведет дочку в садик – история повторяется. И так несколько дней подряд. Трудно предположить, что маленький человечек способен сознательно повышать или понижать у себя температуру на 2 градуса. Таким образом ребенок неосознанно реагировал против «насилия над своей личностью». Типичный пример психосоматической болезни. Кстати, маме в этой ситуации пришлось отказаться от намерения продолжать карьеру и остаться дома с дочкой до лучших времен.   


Теория Зигмунда Фрейда (психоанализ)

             Возраст от рождения до года Фрейд называет оральной стадией сексуальности. Сексуальность Фрейд понимал довольно широко: это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка – это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое. Оральная стадия сексуальности характеризуется по Фрейду двумя основными действиями: сосание и укус (укус – проявление агрессии). На этой стадии формируются такие черты характера как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже в возрасте до года люди делятся на пессимистов и оптимистов.


Деятельностный подход (Л.С. Выгодский,  Д.Б. Эльконин)

             Ведущий тип деятельности (та деятельность, в результате которой происходит развитие психики) в возрасте до года – это непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (то есть общение на эмоциях). В детском плаче появляются интонации: сначала это просто требовательный крик, где-то на втором месяце этот крик становится просящим. Таким образом ребенок пытается вступить в контакт со взрослыми. Помимо эмоционального общения для ребенка в этот период чрезвычайно важен телесный контакт с матерью. При его отсутствии может наступить резкое ухудшение физического самочувствия ребенка вплоть до смерти (так называемый эффект госпитализма, который объясняет высокую смертность новорожденных в детских домах).

            В этом возрасте у детей уже можно начинать развивать инициативность: давать ребенку возможность закончить значимое для него действие. Например, мама подносит ложку ко рту ребенка и ждет, пока он откроет ротик и проглотит еду.  

        В следующий раз читайте о том, как характеризуют психологи детей в возрасте 

от 1 года до 3 лет.

(c) Lora


Знаете ли вы, что… 

Интересный факт: ученые установили, что в возрасте до двух лет дети, растущие в «первобытных» условиях в своем психическом развитии намного опережают своих сверстников из развитых стран! А все потому, что они постоянно находятся рядом со своими мамами. Потом, конечно, ситуация меняется: «развитые» мамы начинают много заниматься со своими детишками, в то время как «первобытные» дети начинают включаться в трудовую деятельность. 


Вопросы читателей

    Игорь (Россия): В одной из Ваших рассылок было упомянуто о методиках воспитания малыша. Если вас не затруднит, не могли бы Вы подсказать где можно найти такую литературу в интернете или в других местах и как правильно она называется?


    Елена (Украина, г.Днепропетровск): У меня вот какая проблема. Моя Катюша (1 год и 5 месяцев), очень любит купаться в ванночке (и вообще очень любит воду, стоит только кому то включить кран - она тут как тут), но как только дело доходит до мытья головы и вообще поливания водой начинается жуткая истерика, и вообще ребенок не любит прикосновения к голове, можно только погладить и то только маме и папе. Я пыталась показать ей что это не страшно, и поливала голову себе, ребенок при виде этого начал плакать. Может у кого-то есть совет что делать и как с этим справиться. Потому что она так кричит, что у меня сердце сжимается, она ведь маленькая, мне ее жалко. Надеюсь на совет.

    Lora: Моя дочка тоже оооочень не любит мыть голову. Я просто делаю это в последнюю очередь и стараюсь как можно быстрее закончить. А как из положения выходите вы, мои дорогие читатели?


Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru

Lora


Не забудьте посетить наш сайт: http://deti.tut.ru/

Вас ждут форум и чат, «рубрикатор» (советы из рассылок разделены по темам), галерея постоянных читателей и «Шедевренник».
Почти каждый день, благодаря неугасаемым идеям основательницы сайта Мираэль, здесь появляются новые удобные штучки, заглядывайте к нам почаще.
(сайт не дублирует выпуски наших рассылок и живет собственной жизнью)

Cкоро начнется набор фотографий на новый фотоконкурс под названием «Купаюсь!» На фотографии может быть Ваш ребенок один или с кем-то, купающийся в ванне, речке, море ...... где угодно


Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки:
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

Наш архив пополняется номер за номером: http://subscribe.ru/archive/home.child.family/
много полезного и в огромном архиве рассылки "Малыш растет":
http://subscribe.ru/archive/home.child.babyland/

Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство

На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.

РассылкиSubscribe.Ru
Малыш растет. Рецепты и советы для самых маленьких
Американский дневник. Взгяд на Америку изнутри.
"Дамский угодник". История ювелирных украшений. От авторов.

Консультации 
детского гастроэнтеролога профессора М. Ю. Денисова

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное