Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же
автор "Малыш
растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются
друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым
темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе),
а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями
родителей со всего мира - из ваших писем.
Выпуск 44
2 Июля 2003 г.
тема выпуска: РЕБЕНОК
ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ
Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.
Сегодняшним
выпуском я бы хотела открыть цикл лекций ,
посвященный детской психологии. В каждом
выпуске я постараюсь собрать воедино самое
важное и самое главное, что думают
различные психологические школы. Таким
образом, надеюсь, у вас, мои дорогие
читатели, появится общее представление о
том, что же происходит с ребенком в том или
ином возрасте. Хочу
отметить, что возрастные границы каждого
периода определены условно. Каждый ребенок
развивается индивидуально!
Итак,
первая наша лекция посвящается возрасту о
рождения до года.
Эриксон
выделяет 8 стадий развития личности от
рождения до смерти. Согласно его теории на
каждой стадии человек должен сделать
жизненно важный выбор между двумя
противоположными отношениями к миру и
самому себе. Через этот выбор человек
определяет свой дальнейший жизненный путь.
В первый год
жизни малыш делает выбор между доверием или
недоверием к окружающему миру.
Позитивный путь
развития: -младенец получает все, что он хочет; -мама принимает малыша; -потребности (тепло, сухость, сытость)
ребенка быстро удовлетворяются; -с ребенком играют, разговаривают, его
баюкают, носят на руках и т.п. В итоге ребенок приходит к
выводу, что мир – это уютное место, а люди
заслуживают доверия и любви. Одним из
показателей того, что ребенок доверяет миру
служит его готовность без гнева и тревоги
переносить исчезновение мамы из поля
зрения. Если бы ребенок мог говорить, то он
бы нам сказал: «Я чувствую, что окружающий
мир заботлив и надежен. Я любим!» У малыша
вырабатывается способность устанавливать
глубокие теплые отношения с другими людьми.
Негативный путь развития: -ребенок не получает должного ухода; -ребенок не встречает любви и заботы; -малыш подолгу испытывает дискомфорт; -он отвергается матерью. В итоге у ребенка
вырабатывается недоверие, боязливость и
подозрительность по отношению к миру и к
людям. Надо сказать, что не только абсолютно
заброшенный ребенок может вырасти
недоверчивым. Это может произойти и в
следующих случаях: -ребенок перестает быть для матери
центром вселенной (например, она выходит на
работу или рождается следующий ребенок); -родители неуверенно чувствуют себя в
роли родителей (ребенку также передается
эта неуверенность); -родители придерживаются
противоположных принципов воспитания (не
только родители, но и все, кто часто
занимается ребенком, например, живущие
вместе бабушки и дедушки). В результате у
ребенка создается атмосфера
неопределенности.
Надо сказать, что недоверие к
миру, возникшее на первом году жизни,
тянется за человеком всю жизнь. Если
негативные факторы в воспитании
преобладают, то у малыша может возникнуть
острая депрессия, которая проявляется в том,
что младенец лежит и ни на что не реагирует
в течение долгого времени. Позже конфликт
между «хочу быть любимым, но боюсь, что не
получается» может проявиться в виде
истерических реакций ребенка или в виде
психосоматических болезней. (Психосоматических
– то есть основе телесной болезни лежит
какая-то психологическая проблема). Здесь уместно привести следующий
пример. Мама решает выйти на работу и отдать
дочь в детский сад. Малышка категорически
против этого: в детском саду ей совершенно
не нравится. Но что делать: мама так решила.
А в этом детском саду каждое утро детям
мерили температуру и тех, у кого она
повышенная – отправляли домой. И что вы
думаете? Спустя некоторое время происходит
следующее: приходит мама с дочкой в детский
сад, меряют температуру – она высокая!
Причем, не около 37, а зашкаливает за 38.
Естественно, мама ведет дочь домой,
вызывает врача, приходит врач – ребенок
совершенно здоров и температура в норме! На
следующий день мама опять ведет дочку в
садик – история повторяется. И так
несколько дней подряд. Трудно предположить,
что маленький человечек способен
сознательно повышать или понижать у себя
температуру на 2 градуса. Таким образом
ребенок неосознанно реагировал против «насилия
над своей личностью». Типичный пример
психосоматической болезни. Кстати, маме в
этой ситуации пришлось отказаться от
намерения продолжать карьеру и остаться
дома с дочкой до лучших времен.
Возраст от рождения до года Фрейд
называет оральной стадией сексуальности.
Сексуальность Фрейд понимал довольно
широко: это все то, что доставляет телесное
удовольствие. Для маленького ребенка – это
ласки, прикосновения, поглаживания тела,
обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания,
от освобождения кишечника, от теплой ванны
и многое другое. Оральная стадия
сексуальности характеризуется по Фрейду
двумя основными действиями: сосание и укус (укус
– проявление агрессии). На этой стадии
формируются такие черты характера как
ненасытность, жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже
в возрасте до года люди делятся на
пессимистов и оптимистов.
Ведущий тип деятельности (та
деятельность, в результате которой
происходит развитие психики) в возрасте до
года – это непосредственное эмоциональное
общение со взрослыми (то есть общение на
эмоциях). В детском плаче появляются
интонации: сначала это просто
требовательный крик, где-то на втором
месяце этот крик становится просящим. Таким
образом ребенок пытается вступить в
контакт со взрослыми. Помимо
эмоционального общения для ребенка в этот
период чрезвычайно важен телесный контакт
с матерью. При его отсутствии может
наступить резкое ухудшение физического
самочувствия ребенка вплоть до смерти (так
называемый эффект госпитализма, который
объясняет высокую смертность
новорожденных в детских домах).
В этом возрасте у детей уже можно
начинать развивать инициативность: давать
ребенку возможность закончить значимое для
него действие. Например, мама подносит
ложку ко рту ребенка и ждет, пока он откроет
ротик и проглотит еду.
В
следующий раз читайте о том, как
характеризуют психологи детей в
возрасте
Интересный факт:
ученые установили, что в возрасте до двух
лет дети, растущие в «первобытных» условиях
в своем психическом развитии намного
опережают своих сверстников из развитых
стран! А все потому, что они постоянно
находятся рядом со своими мамами. Потом,
конечно, ситуация меняется: «развитые» мамы
начинают много заниматься со своими
детишками, в то время как «первобытные»
дети начинают включаться в трудовую
деятельность.
Вопросы читателей
Игорь (Россия): В одной из Ваших рассылок было упомянуто о методиках
воспитания малыша. Если вас не затруднит, не могли бы Вы подсказать где можно найти такую литературу в
интернете или в других местах и как правильно она называется?
Елена (Украина, г.Днепропетровск): У меня вот какая проблема. Моя Катюша (1
год и
5 месяцев), очень любит
купаться в ванночке (и вообще очень любит воду, стоит только кому то
включить кран - она тут как тут), но как только дело доходит до мытья головы и
вообще поливания водой начинается жуткая истерика, и вообще ребенок не любит
прикосновения к голове, можно только погладить и то только маме и папе. Я
пыталась показать ей что это не страшно, и поливала голову себе, ребенок при
виде этого начал плакать. Может у кого-то есть совет что делать и как с этим
справиться. Потому что она так кричит, что у меня сердце сжимается, она ведь
маленькая, мне ее жалко. Надеюсь на совет.
Lora: Моя дочка тоже
оооочень не любит мыть голову. Я просто
делаю это в последнюю очередь и стараюсь
как можно быстрее закончить. А как из
положения выходите вы, мои дорогие
читатели?
Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru
Вас ждут форум и чат, «рубрикатор» (советы из рассылок разделены по темам), галерея постоянных читателей и
«Шедевренник».
Почти каждый день, благодаря неугасаемым идеям основательницы сайта Мираэль, здесь появляются новые удобные штучки, заглядывайте к нам почаще.
(сайт не дублирует выпуски наших рассылок и живет собственной жизнью)
Cкоро начнется набор фотографий на новый фотоконкурс под названием «Купаюсь!» На фотографии может быть
Ваш ребенок один или с кем-то, купающийся в ванне, речке, море ...... где угодно
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.