Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же автор «Малыш растет»). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.
Катерина (г. Москва): Мне кажется, что рассуждая о боли в родах, многие путают индивидуальные особенности организма и окружения с элементарной физической и моральной неподготовленностью. Как известно, в родах боль складывается из двух составляющих. Первая - боль физиологическая, которая зависит и от болевого порога, и от ширины таза, и от размеров и положения ребенка, и от гормонов, и от наследственности, и т.д.. Против этой боли не всегда поспоришь, она действительно может дать показания к обезболиванию (как в некоторых страшных случаях, рассказанных на страницах рассылки). Второй вид боли - психологического происхождения. Тут накладываются и умение расслабляться (именно психологически), и наличие обид на близких людей, особенно на родителей, и моральная готовность стать матерью, и отношение к происходящему, и поддержка мужа.
Второй аспект желательно проработать заранее, возможно, поговорить с психологом или священником (лично мне очень помогли и тот и другой), подойти к моменту родов в максимально спокойном и гармоничном состоянии.
А с физиологической болью можно бороться и непосредственно в процессе родов, только надо знать как. КАК - этому учат в школах для беременных, причем весьма успешно, или опытный врач-акушер, ведущий роды, или собственная интуиция справляется.
Чем могу поделиться я сама: первую беременность я посещала школу для беременных и мои мышцы чувствовали себя лучше, чем сейчас, во время второй беременности, когда я не хожу в школу, и сама никаких упражнений не делаю. Я знала о беременности, родах и новорожденных намного больше своих подруг, которые пустили все на самотек, я четко представляла свои требования к роддому, ко врачу, к ведению родов и в итоге у меня не было неприятных сюрпризов, я бала лучше подготовлена и морально и физически, да и натренированная занятиями дочка перенесла роды очень хорошо (несмотря на небольшие затруднения).
Рожала в итоге я дома, ночью, в одной квартире с моими родителями, братом, бабушкой и мужем. Все спокойно спали, только мама сидела со мной на кухне часа 4 в ожидании врача, и мужа я разбудила только когда врач приехал. Рожала я 12 часов и кричала всего 4 раза - когда врач клал меня на спину, чтобы посмотреть продвижение ребенка. Я НЕ ЗНАЮ, КАК ЖЕНЩИНЫ РОЖАЮТ ЛЕЖА!!! Первые 4 часа я провела ходя по кухне, во время схваток опираясь на спинки стульев и подоконник, расслабляя мышцы живота, лица, горла и ног; гудя, как меня учили в школе. Приехавший врач предложил мне на схватках стоять на карачках (собачкой ) и дышать другим образом - быстрый мелкий вдох и максимально долгий выдох. Переменно я висела на стуле и на муже, старательно дышала, изредко постанывала, жаловалась на боль и поглядывала на часы. Этот метод дыхания и верно подобранные позы значительно уменьшили мою боль, сравнить которую
я смогла во время горизонтальных осмотров. Когда я следила за дыханием, у меня возникало ощущение некоторого контроля за болью, активного контакта с ней, я работала с ней, не была ее пассивной жертвой, и мысли об анестезии как-то даже не возникало. Когда я лежала на спине и не справлялась с дыханием, я теряла контроль за болью и она меня захлестывала, я в ней как-бы захлебывалась и потому кричала.
Я пришла к выводу, что чем больше я погружена в работу над своим телом (расслабление и дыхание, подбор позы), тем больше я контролирую болевые ощущения, тем легче их переносить.
Всем беременным я очень советую отнестись к родам как можно ответственнее и максимально к ним подготовиться. Мы, современные цивилизованные женщины, слишком оторваны от наших естественных инстинктов и природности, и, к сожалению, искусству вынашивать ребенка, рожать и выкармливать нам приходится основательно учиться. Не стоит рассчитывать, что все у нас получится само собой, как у африканских женщин. Прежде, чем задумываться о возможности медикаментозного обезболивания, постарайтесь научиться возможным методам естественного - они вам пригодятся в любом случае, а вколоть иглу в позвоночник вы еще всегда успеете.
Для меня мои первые роды стали самым счастливым воспоминанием. Я очень рада, что не пришлось применять обезболивание. Хотя я помню, что на боль я жаловалась совершенно искренне, но саму ее я забыла очень быстро, а ощущение неповторимой полноты пережитого осталось. Я могу сравнить это с огнем, которым закаляют мечи. Так и я чувствую, что благодаря этому опыту (и боли тоже) я обрела большую духовную крепость. И я никогда не смогу сказать своей дочурке, что я ее "выстрадала", нет, у меня есть замечательная возможность поведать ей о самом важном для нее дне во всех подробностях, о каждом сантиметре ее продвижения ко входу в этот мир.
Света (г. Запорожье, Украина):Мама двоих девочек 4 и 3 года.
Если ребенок не говорит, значит ему и не надо. Вы ведь его и так
понимаете !? Придет время, вы еще будете его просить помолчать. ;)
С моей старшей была та же история, до 2-х лет она говорила мало,
в основном показывала или сама делала. Младшая заговорила к году,
и лексикон у них был где-то одинаковый. Видимо старшая посмотрела
на нее и что-то для себя решила, потому что говорить она сразу стала
предложениями и использовала такие слова, которых мы от нее
никогда не слышали. Сейчас они обе ходят в детский сад, в одну группу,
многие дети приходя говорят слабо, но уже через пол года они все
выравниваются.
Галина (г.Подольск): Моя дочка (ей сейчас 8 лет) начала говорить только в 2 года 2 месяца, до этого были только "мама", папа", "баба" (а физическое развитие было с опережением - пошла в 8 месяцев, только и смотри куда залезет...) . Муж мой и бабушка-педагог просто извелись; я, правда, волновалась поменьше, потому что ощущения умственного отставания ну никак не было. Мало того, моя тётка додумалась подарить моей малявке на 2 года мозаику из 56(!) деталей - Том и Джерри, и эту мозаику Дашка освоила с 2-х раз совместного собирания, а в нашем словаре прибавились требование "Пи-мяу!" и вопль "сама-а-а!", (то есть кошку с мышкой дай пособирать и не лезь с подсказками).
А в 2 года 2 месяца Дарья пришла на кухню и спросила: "Мама, а у нас молочка нету?" Всё семейство что называется сползло по стенке.
Сейчас Дашке 8 лет, перешла в 3-ий класс, школа с углублённым английским, учится на 4 и 5 без особых проблем и напряга, речь примитивной ну никак не назовёшь.
Так что на мой взгляд проблема тут не с дитём, а с соседками :-))). Как можно больше говорите с ребёнком, причём нормальной речью, а не "би-би гав-гав". По моим наблюдениям, чем более развита речь у родителей, тем лучше она впоследствии у детей. А во сколько кто заговорил - кто ж это потом вспомнит.
История из жизни напоследок:
Младший сын моей бабушки в 3 года практически не говорил. Она повела его к врачу. Та и так, и эдак - молчит как партизан. Тогда она спрашивает: "А ты петь умеешь?" Малявка разинул рот да как заблажит на всю поликлинику: "Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки!!!" (Дело было в послевоенные годы). Так вот.
Статью прислала Света:. Она нашла ее на сайте http://www.7ya.ru/pub/early/not-early.asp . На этом же сайте вы можете найти и отклики на указанную статью. Очень много и очень интересных. Советую сходить.
Нота протеста разгневанного психолога: "Защитим детей от раннего развития!"
На именины своему крестнику я принесла дивную книжку: "Первая Энциклопедия малыша" от 6 месяцев до трёх лет". Глянцевую, нарядную, с картинками во всю страницу, со стишками и песенками. Кит просто вцепился в неё. И вдруг заревел благим матом, швырнул книгу и зарылся лицом в мамины колени. "Что это с ним?" - спросила я, чрезвычайно озадаченная. "А это он слова на форзаце увидел: "мама", "папа". Мы его читать учим по какой-то хитрой методике. Он буквы ненавидит уже", - радостно отвечали любящие родители. Киту полтора года.
Избранные места из переписки
... "мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык. Он плачет и кричит. Может, его психоневрологу показать?"...
... "она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро накалякает и бежит машинки катать!" (девочке 2 года)
... "5 лет - читает только из-под палки. Серьёзно, только, если ремень видит"
То, что вы видите - жалобы родителей на своих детей. Когда я получила первое такое письмо, то подумала, что у мамы проблемы с головой. Написала ей пространный ответ с идеей "оставьте ребёнка в покое, он ещё маленький", и наткнулась на полное непонимание: как же так, у всех подруг по песочнице дети уже стихи читают наизусть, а мой только "папа-баба" лепечет.
Вирус. Когда письма пошли валом (после публикации моей статьи в Интернете), я поняла, что дело серьёзно. Вирус под названием "раннее развитие детей" поразил большинство молодых родителей крупных городов. Все вдруг озаботились обучением чтению с двух лет, английским языком и музыкой - с трёх, дальше по нарастающей: драмкружок, кружок по фото, хореография, изо и т.п.
Я думаю, что широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработающих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребёнка всё то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. СВОЮ энергию. Как говорится, эту бы силу, да в мирных целях! По-хорошему, им надо выходить на работу, а ребёнка отдавать в руки спокойной, заботливой няни. Но работать не очень хочется, а вот хвастаться отпрыском гораздо проще.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Десять лет назад, когда только появились кубики Никитина, книги Сесиль Лупан, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, получившие отпуск на три года, с таким увлечением бросились в это играть. Денег у всех было немного, привычки оставались достаточно советские, так что поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало модным.
В чём состоял принцип раннего обучения и развития? ИГРАЯ, обучать потихонечку детишек английскому - в песенках, лепке - с кукольным театром, чтению - по вывескам. Именно в игре, так задача была - не ОБУЧИТЬ детей предмету, а ПОКАЗАТЬ многообразие мира, научить получать удовольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми, наконец.
Я очень хорошо помню, как водила своего первого воспитанника на музыку и занятия французским языком в 90-м году. Малышня сидела на ковре маленьким кругом, за ними сидели родители и няни и распевали французские детские песенки, прихлопывая, пританцовывая и получая колоссальное удовольствие. Детям, замечу в скобках, было от 5 до 7 лет.
А теперь что? Дети занимаются отдельно, мамы в это время трепятся в холле, а потом удивляются: почему малыш плачет и не хочет идти на занятия? Да он и так устал после садика, ему домой хочется, к маме, к своим личным игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на какие-то совсем ему ненужные занятия, отрывают от мамы (он так по ней соскучился за день!), да ещё грозят ремнём за непослушание.
Принцип червяка
У нелюбимого мною Дейла Карнеги встречается очень доходчивый образ. Он говорит: "Когда вы идёте ловить рыбу, вы насаживаете на крючок червяка. Хотя лично вы предпочитаете клубнику со сливками. Но рыба любит червяков, поэтому вы предлагаете ей червяка, а не клубнику".
Давайте скажем честно: все дополнительные занятия (в большинстве случаев) тешат честолюбие родителей. Да, конечно, встречаются дети с ярко выраженными способностями и потребностями. Эти способности надо развивать, холить и взращивать. Но большинству малышей хватает их занятий в детском саду. Вы в курсе, что стандартная программа средней группы детского сада включает в себя: лепку, рисование, музыкальные занятия, математику, конструирование, чтение (это называется "ознакомление с литературой"), природоведение и физкультуру? В некоторых садах есть ещё платные уроки иностранного языка и ритмики. Вам мало?
Детёныш не понимает, что иностранный язык необходим для его будущей карьеры. Он любит эти уроки потому, что учительница молодая и красивая ("клубника со сливками") и ласково с ним разговаривает. Или не любит - если учительница злая.
У детей должно быть детство
Именно так! Беззаботное детство, наполненное покоем и радостным ожиданием нового дня. Со сказками, прочитанными на ночь мамой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на ручках и не бояться!
Если этого нет, то потом эти дети попадают ко мне, или к любому другому детскому психологу. С жалобами на энурез, плохой сон, тики. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радости: играть, катать машинки, рисовать каля-маля, баловаться. Это время скоро кончится.
Вот какой вопрос я хотела бы обсудить сегодня. Все мы говорим об интеллектуальном развитии, за бывая часто о физическом. А ведь это тоже очень и очень важно. Чем можно заниматься с ребенком, чтобы сделать его сильным, ловким и умелым:)). В принципе, у нас с этим проблем нет: развит ого-го, но специально мы с Максиком не занимаемся: САМ лазит на горку, «радугу», висит на турнике. Вообще занимается всем сам, бегает и прыгает и т.п. Но хотелось бы узнать, может есть какие-то нехитрые спортивные игры для деток нашего возраста? Пишите, делитесь опытом.
Знаете что я поняла, читая ваши письма о раннем развитии? То, что все-равно все мы говорим об одном и том же: с ребенком нужно заниматься. Но вопрос как? Фантазия у многих ограниченная, методики не всем нравятся, а кому-то просто не подходят. Так может объединим наш опыт? То есть, читая как вы занимаетесь с детками, я примеряла некоторые «приемы» на себя: что-то нам не подходит в принципе, что-то я переделаю и т.д. Так вот: напишите, КАК конкретно вы занимаетесь с ребенком. Желательные (но не обязательные) требования к письму: 1.Подробность. Не стоит писать подробно о том, что именно ваш ребенок уже умеет делать, напишите КАК вы этого добились. Напишите так, чтобы был понятен принцип ваших занятий. 2. Методика Если вы занимаетесь по методике, напишите по какой именно. Не стоит ее описывать. Очень хорошо было бы дать ссылку на сайт, где можно подробно почитать об этой методике. Что вас привлекло в ней, что вы переделали и т.д. 3.Возраст ребенка Вот на этом пункте настаиваю. Пишите, каков возраст вашего ребенка.
А вообще все эти требования весьма относительны. Я лишь высказываю свои пожелания. Форма изложения свободная.
Мария: Главный мой девиз - не мешать ребёнку и поддерживать его начинания.
Учитывая, что мы с раннего возраста его закаливаем и никогда не
создавали особо стерильных условий, ему многое можно из того, что
нельзя детям моих подруг, например. Хотя иногда я чувствую себя очень
уж безалаберной мамашей, но наш папа меня поддерживает и говорит, что
мы всё делаем правильно. Поэтому различные "нельзя" из-за того что
грязно или холодно у нас сократились.
Бытовые манипуляции: не мешаю ему когда он подражает моим
действиям, мы вместе моем полы ( как тряпкой, так и шваброй),
подметаем, пылесосим, моем унитаз, вешаем бельё, закладываем
стиральную машинку. Помогает мне ухаживать за цветами, носит маленькие
горшки в ванную, где я их обрызгиваю.
Слушаем музыку, много и разную. Классическую, детские песенки и
просто диски, которые мне нравятся. Ещё мы танцуем, ему это очень
нравится. Барабаним по клавишам пианино, чтобы пустить это в нужное
русло я наклеила на клавиши названия нот.
Рисуем: на планшете карандашом, но больше всего на ватмане красками
и кисточкой. Пока ничего определённого он не рисует, мазюкает только.
Я беру какой-нибудь один цвет, например зелёный, рисую и рассказываю,
что бывает зелёным.
Недавно стала показывать репродукции картин Васнецова. Скачала много
презентаций, постепенно будем смотреть и других художников.
Смотрим карточки по Доману: числа, слова, животные. Вначале я их
показывала как написано в методичке, но они его не заинтересовали. Я
на какое-то время их отложила, а потом мы стали играть в прятки. Я
прячу по комнатам карточки, а потом мы их вместе ищем. В итоге Крису
это так понравилось, что теперь можно и не прятать, он сам просит их
смотреть. Проверку я устраивала пару раз, слова показывает
безошибочно, а вот в числах ошибался. Я стараюсь такими "экзаменами" не
злоупотреблять.
Больше всего меня пугает раздел "энциклопедические знания по Доману",
для меня пока он слишком объёмный. Мы только начали животных.
С методикой Зайцева я сама толком не разберусь, может быть потому,
что не внимательно читала. Пока только развесила по дому "складушки" -
это картинки со стишками ( там выделены склады), читаем их.
Папа пытается заниматься физическим развитием. У нас есть детский
спорткомплекс, они осваивают лестницу и кольца. Учатся забрасывать мяч
в кольцо, попадать по нему ракеткой. Играют в футбол. Крис очень любит
мячи, мы уже не знаем какие игры с мячами придумывать. Делаем динамическую гимнастику, но в последнее время редко, тяжёлый уже.
Также папа показывает как пользоваться инструментом, конечно молоток
мы ему не даём, но отвёрткой он пытается откручивать-прикручивать.
Собираем рамки-вкладыши, логический куб (не совсем удачно, Крис
умудряется просовывать полумесяц в треугольник, сначала я хотела его
исправить, а потом думаю, ребёнок нашёл своё, довольно оригинальное
решение, он всё-таки впихнул фигурку во внутрь, зачем ему наши ярлыки
навешивать), строим различные сооружения из кубиков.
На кухне гремит кастрюлями, возится с крупами, в последнее время
занялся переливанием воды в разные ёмкости. любит играть с прищепками,
но защипывать их ещё не может.
Слушаем кассету с английскими песенками, собираюсь показывать
слова(англ.) Купила методичку с английскими песенками, стихами,
играми. Пока играем и поём несложные песенки.
Читаем.
Пыталась заниматься геометрическими фигурами и цветами, понятиями
"больше-меньше", но как-то не пошло, наверное нужно придумать как это
поинтереснее преподнести. Сейчас у нас в процессе приготовления
Розовая Башня из методики Монтессори, надеюсь дело сдвинется с мёртвой
точки.
на сайте представлены форум и чат, фотоальбом для посетителей, гостевая книга, анкета,
фотоконкурс, страничка консультации детского гастроэнтеролога, и… то ли еще будет, ведь проект только в стадии разработки!
Все эти полезные штучки красиво и удобно оформила Мираэль, за что ей большое-большое-пребольшое спасибо!
Теперь активные читатели и "писатели" рассылки смогут общаться, минуя вечно загруженных ведущих :)
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.