Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же
автор "Малыш
растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются
друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым
темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе),
а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями
родителей со всего мира - из ваших писем.
Выпуск 48
10 Июля 2003 г.
продолжаем тему: РЕБЕНОК
ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ
Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.
Итак, я продолжаю цикл
лекций, посвященный детской психологии.
Напоминаю, что возрастные границы каждого
периода определены условно. Каждый ребенок
развивается индивидуально!
Примерно
в год (кто-то раньше, кто-то позже) дети
начинают хорошо ходить и сразу же активно
вторгаются в окружающий мир. И тут же из-за
горизонта появляется новый жизненно важный
выбор: самостоятельность или
нерешительность. Как помочь ребенку
справиться с этим?
Позитивный путь развития:
-родители дают ребенку возможность
делать то, что он в состоянии делать сам;
-ребенка никто не торопит;
-детская активность не ограничивается (в
разумных пределах, конечно);
-самостоятельность ребенка всячески
поощряется (сам держит ложку, сам пьет из
кружки, сам одевается, сам снимает штанишки
и садится на горшок и т.п.);
Результат: в ребенке
вырабатывается стремление к
самостоятельности, появляется ощущение,
что он хорошо владеет своим телом и своими
стремлениями, закладываются основы
сотрудничества и свободного самовыражения.
Ребенок приходит к выводу, что он владеет
своим телом, любит его и умеет себя
контролировать. Важно, что при этом навыки
самоконтроля вырабатываются без ущерба для
самооценки (чего не происходит, если,
например, приучать ребенка к горшку «методом
кнута»).
Негативный путь развития:
-большинство действий ребенка
ограничивается (причем, запреты могут быть
вполне обоснованы);
-родители нетерпеливы и спешат все
сделать за ребенка;
-ребенка стыдят за несчастные случаи (разбил
тарелку, поцарапал руку, намочил штанишки).
В итоге у ребенка возникает
неуверенность в своих способностях и
нерешительность в действиях (причем, как в
случаях тотальных запретов, так и в случаях
постоянной опеки). Формируется чувство
стыда перед другими людьми за свое тело и за
свои желания. Закладываются основы
скованности поведения, малой общительности,
постоянной настороженности. Ребенок
приходит к выводу, что он сам плохой, его
тело плохое, и он должен постоянно и
тщательно контролировать все свои действия.
Конфликт возраста – хочу быть
самостоятельным, но боюсь, что не получится.
Проявляется этот конфликт в страхе
принятия решения, в общей нерешительности,
в некоторой двигательной заторможенности.
Детская сексуальность в
этом возрасте связана с тем, что ребенок
приучается к горшку и эта стадия развития в
психоанализе носит название «анальная». В
этой связи формируются такие черты
характера как аккуратность, пунктуальность,
упрямство, скрытность, агрессивность,
накопительство, экономность. Все эти
качества – следствия разного отношения
ребенка к естественным телесным процессам.
Приучая малыша к горшку, родители тем самым
волей-неволей привлекают детское внимание
к «какам». Некоторые дети могут даже начать
гордиться своими «произведениями» и
категорически отказаться расстаться с ними:
как же, ведь он только что с таким старанием
произвел это на свет! Накопительство же
может проявляться так: ребенок долгое время
отказывается идти на горшок, «копит», зато
потом испытывает такое облегчение :).
Ведущий
тип деятельности (та деятельность, в
результате которой происходит развитие
психики) в возрасте от года до трех – это
предметно-манипулятивная. Ребенок
осваивает окружающий мир, расстояния,
скорости движения, свое место по отношению
к различным объектам. Учится обращаться с
предметами, во всем подражая взрослым. В
этом возрасте хороши игрушки, которые
меняют форму или издают звук: играя с ними,
ребенок видит, что он производит в этом мире
что-то новое.
Несмотря на то, что основное внимание ребенка
приковано к вещам и предметам, очень важно,
чтобы малыш общался со сверстниками. Именно
сейчас формируется желание и умение такого
общения, способность сопереживать. Поводом
для игры с другими малышами чаще всего
служит игрушка, но при этом дети не делят
вещи на свои и чужие. Как правило, все
выходят гулять со своими игрушками, а
играют чужими. Оно и правильно: своими дома
наигрались.
Если в качестве
одной из воспитательных мер использовать
наказание, то очень важно, чтобы оно не
превращалось в новую игру и не становилось
самоцелью. Ребенок обязательно должен
знать, за что его наказывают (за какой
поступок), а также должен видеть, что его
мама и папа очень огорчены этим нехорошим
поступком. Как упоминалось выше: за
несчастные случаи наказывать нежелательно.
В этом же возрасте могут возникнуть и
первые детские страхи. Связано это с
развитием воображения. Ни с того ни с сего,
ребенок может начать бояться каких-то вещей,
на которые раньше не обращал никакого
внимания (у моей дочки это стиральная
машина и пылесос). Понятное дело, что
провоцировать и культивировать такие
страхи не надо. Попытка объяснить ребенку,
что бояться нечего ("оно" тебе ничего
не сделает, "оно" стоит в углу и не
шевелится) вряд ли принесет желаемые
результаты. Пока малыш держит вас за руку -
ему не страшно и он соглашается со всеми
вашими доводами. Но стоит ему отпуститься -
и страх откуда-то выползает снова. Лучший
выход - убрать источник негативных эмоций
куда подальше и ждать, пока ребенок о нем
забудет.
В
следующий раз читайте о кризисе трех лет
(почему ребенок становится неуправляемым)
Ученые одной из
европейских стран решили оценить труд
домохозяйки. При этом они учитывали стирку,
глажку, приготовление пищи и сидение с
детьми. Оказалось, что если нанять
домработницу и поручить ей все эти заботы,
то пришлось бы платить ей около 30 тысяч евро
ежемесячно!!! Приятно, черт возьми,
почувствовать себя ценным работником :). А
ведь сколько еще домашних хлопот осталось
за кадром...
Начиная с
сегодняшнего дня в наших выпусках будет
регулярно появляться рубрика "Развиваемся
вместе". На ее страницах вы увидите, чем и
как можно занять ребенка с пользой для него.
Открывая эту рубрику, я очень надеюсь на
вашу помощь, мои любимые читатели. Делитесь
своим опытом, своими знаниями и своими
идеями!
Примерно с года
можно предложить малышу "изображать"
стихи.