Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ребенок от года до трех лет глазами психологов:


Информационный Канал Subscribe.Ru


Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же автор "Малыш растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.

Выпуск 48

 10 Июля 2003 г.

продолжаем тему: РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГОВ

Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я - Lora, одна из соавторов этой рассылки.

В этом выпуске:
ребенок от года до трех лет:
    теория Эрика Эриксона
    теория Зигмунда Фрейда
    деятельностный подход
    первые детские страхи
знаете ли вы, что... (интересная чушь)
Развиваемся вместе NEW!!!
Родительский опыт: как помыть голову ребенку
    спокойствие, только спокойствие!
    да здравствует яичный желток, а также сухое лицо!
    привлекаем или отвлекаем ребенка


Итак, я продолжаю цикл лекций, посвященный детской психологии. Напоминаю, что возрастные границы каждого периода определены условно. Каждый ребенок развивается индивидуально!

 РАННЕЕ ДЕТСТВО (от года до трех лет)

 Теория Эрика Эриксона

 Примерно в год (кто-то раньше, кто-то позже) дети начинают хорошо ходить и сразу же активно вторгаются в окружающий мир. И тут же из-за горизонта появляется новый жизненно важный выбор: самостоятельность или нерешительность. Как помочь ребенку справиться с этим?

            Позитивный путь развития:
-         родители дают ребенку возможность делать то, что он в состоянии делать сам;
-         ребенка никто не торопит;
-         детская активность не ограничивается (в разумных пределах, конечно);
-         самостоятельность ребенка всячески поощряется (сам держит ложку, сам пьет из кружки, сам одевается, сам снимает штанишки и садится на горшок и т.п.);
    Результат: в ребенке вырабатывается стремление к самостоятельности, появляется ощущение, что он хорошо владеет своим телом и своими стремлениями, закладываются основы сотрудничества и свободного самовыражения. Ребенок приходит к выводу, что он владеет своим телом, любит его и умеет себя контролировать. Важно, что при этом навыки самоконтроля вырабатываются без ущерба для самооценки (чего не происходит, если, например, приучать ребенка к горшку «методом кнута»).

Негативный путь развития:
-         большинство действий ребенка ограничивается (причем, запреты могут быть вполне обоснованы);
-         родители нетерпеливы и спешат все сделать за ребенка;
-         ребенка стыдят за несчастные случаи (разбил тарелку, поцарапал руку, намочил штанишки).
    В итоге у ребенка возникает неуверенность в своих способностях и нерешительность в действиях (причем, как в случаях тотальных запретов, так и в случаях постоянной опеки). Формируется чувство стыда перед другими людьми за свое тело и за свои желания. Закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности. Ребенок приходит к выводу, что он сам плохой, его тело плохое, и он должен постоянно и тщательно контролировать все свои действия.

            Конфликт возраста – хочу быть самостоятельным, но боюсь, что не получится. Проявляется этот конфликт в страхе принятия решения, в общей нерешительности, в некоторой двигательной заторможенности.

Теория Зигмунда Фрейда (психоанализ)

             Детская сексуальность в этом возрасте связана с тем, что ребенок приучается к горшку и эта стадия развития в психоанализе носит название «анальная». В этой связи формируются такие черты характера как аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность. Все эти качества – следствия разного отношения ребенка к естественным телесным процессам. Приучая малыша к горшку, родители тем самым волей-неволей привлекают детское внимание к «какам». Некоторые дети могут даже начать гордиться своими «произведениями» и категорически отказаться расстаться с ними: как же, ведь он только что с таким старанием произвел это на свет! Накопительство же может проявляться так: ребенок долгое время отказывается идти на горшок, «копит», зато потом испытывает такое облегчение :). 


Деятельностный подход (Л.С. Выгодский,  Д.Б. Эльконин)

            Ведущий тип деятельности (та деятельность, в результате которой происходит развитие психики) в возрасте от года до трех – это предметно-манипулятивная. Ребенок осваивает окружающий мир, расстояния, скорости движения, свое место по отношению к различным объектам. Учится обращаться с предметами, во всем подражая взрослым. В этом возрасте хороши игрушки, которые меняют форму или издают звук: играя с ними, ребенок видит, что он производит в этом мире что-то новое.
        Несмотря на то, что основное внимание ребенка приковано к вещам и предметам, очень важно, чтобы малыш общался со сверстниками. Именно сейчас формируется желание и умение такого общения, способность сопереживать. Поводом для игры с другими малышами чаще всего служит игрушка, но при этом дети не делят вещи на свои и чужие. Как правило, все выходят гулять со своими игрушками, а играют чужими. Оно и правильно: своими дома наигрались.

        Если в качестве одной из воспитательных мер использовать наказание, то очень важно, чтобы оно не превращалось в новую игру и не становилось самоцелью. Ребенок обязательно должен знать, за что его наказывают (за какой поступок), а также должен видеть, что его мама и папа очень огорчены этим нехорошим поступком. Как упоминалось выше: за несчастные случаи наказывать нежелательно.

        В этом же возрасте могут возникнуть и первые детские страхи. Связано это с развитием воображения. Ни с того ни с сего, ребенок может начать бояться каких-то вещей, на которые раньше не обращал никакого внимания (у моей дочки это стиральная машина и пылесос). Понятное дело, что провоцировать и культивировать такие страхи не надо. Попытка объяснить ребенку, что бояться нечего ("оно" тебе ничего не сделает, "оно" стоит в углу и не шевелится) вряд ли принесет желаемые результаты. Пока малыш держит вас за руку - ему не страшно и он соглашается со всеми вашими доводами. Но стоит ему отпуститься - и страх откуда-то выползает снова. Лучший выход - убрать источник негативных эмоций куда подальше и ждать, пока ребенок о нем забудет.

         В следующий раз читайте о кризисе трех лет (почему ребенок становится неуправляемым)

(c) Lora


Знаете ли вы, что… 

Ученые одной из европейских стран решили оценить труд домохозяйки. При этом они учитывали стирку, глажку, приготовление пищи и сидение с детьми. Оказалось, что если нанять домработницу и поручить ей все эти заботы, то пришлось бы платить ей около 30 тысяч евро ежемесячно!!!  Приятно, черт возьми, почувствовать себя ценным работником :). А ведь сколько еще домашних хлопот осталось за кадром... 


Премьера рубрики:  Развиваемся вместе

Начиная с сегодняшнего дня в наших выпусках будет регулярно появляться рубрика "Развиваемся вместе". На ее страницах вы увидите, чем и как можно занять ребенка с пользой для него. Открывая эту рубрику, я очень надеюсь на вашу помощь, мои любимые читатели. Делитесь своим опытом, своими знаниями и своими идеями!

Примерно с года можно предложить малышу "изображать" стихи.

Кто живет под потолком? - Гном! /кончики пальцев соединяем над головой, изображая крышу/
У него есть борода? - Да! /ладони прижимаем к щекам и подбородку в том месте, где должна быть борода/
А манишка и жилет? - Нет! /разводим руки в стороны/
Как встает он по утрам? - Сам! /руки в боки/
Кто с ним утром кофе пьет? - Кот! /указательными пальцами "рисуем" на лице усики/
И давно он так живет? - Год! /указательным пальцем показываем "единичку"/
Кто с ним бегает по крыше? - Мыши! /"бегаем" пальчиками по столу или по ногам/
Он капризничает, да? - Ни-ког-да! /качаем головой из стороны в сторону, как бы говоря "нет"/
Ну и как его зовут? - Скрут! /пальцы скручиваем в "замок"/

В подобных играх развивается детская память, а также координация.


Головомойка

Большое спасибо всем тем, кто откликнулся и ответил на вопрос о том, как помыть голову упирающемуся ребенку. Прошу прощения, что не поблагодарила всех раньше. Исправляюсь и делаю это на страницах рассылки. 

    Василий (Москва): В 44 выпуске Елена из Днепропетровска затронула тему мытья головы. У меня тоже была такая проблема. Ноги у нее растут из страха ребенка захлебнуться. Вероятнее всего (во всяком случае у меня так было), когда-нибудь ребенок во время купания в ванне поскользнулся и ушел под воду. И то, что его в ту же секунду вытащили родители, все равно не прогнало страх оказаться под водой (даже если это струя воды из душа). Вылечилось не быстро, но довольно легко. Первый способ - я предложил сыну помыть голову самому. Ему понравилось и он стал гораздо меньше бояться. Рыдать при этом прекратил сразу и навсегда. Второй способ - вылечилось окончательно и насовсем - я его научил сначала нырять, а затем и плавать. После нескольких ныряний, сын понял, что он может продержаться под водой гораздо дольше, чем необходимо для мытья головы. Теперь сыну 6 лет и я уже несколько лет лишен этой проблемы.


    Катерина (Москва): Главное для детей - сухое лицо. Добиваюсь я этого так: Мочу голову очень аккуратно руками и душем на затылке, затем мокрой губкой или руками на макушке, стараясь не допускать попадания воды в уши и на лицо (перехватываю струйки воды отжатой губкой). Потом спокойно шампуню волосы (уже несколько месяцев, как я отказалась от детских шампуней и перешла на яичный желток - результат намного лучше, волосы живее и крепче, да и глазки не раздражает), оттирая подтекающую на лицо пену руками и мочалкой, а потом... укладываю дочку (ей 2,3 года) на спину на дно ванной, подложив под голову большую мочалку или сложенную простынку, и спокойно все смываю. Пользуемся этим методом около полугода, дочке нравится. Да, и еще один момент, голову мы моем более прохладной водой, чем все остальное.


    Дина: Моя дочка где-то до года относилась к мытью головы весьма равнодушно. Зато став постарше и начав купаться сидя, мытье головы почему-то невзлюбила, начала плакать и кричать мне "все, все" - хватит, мол. Но голову мыть-то надо, волосы у нас длинные, поэтому я делаю так: во-первых, делаю это в конце купания, во-вторых, привлекаю дочку к "участию" в процессе - даю подержать бутылку с шампунем и поиграть с пеной от шампуня, такого рода деятельность немного отвлекает ее и позволяет избежать если не выражения неудовольствия вообще, то хотя бы истерики.


Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru

Lora


Не забудьте посетить наш сайт: http://deti.tut.ru/


Вас ждут форум и чат (с субботы на воскресенье в полночь по московскому времени ожидается он-лайн встреча с некоторыми авторами), «рубрикатор» (советы из рассылок разделены по темам), галерея постоянных читателей и «Шедевренник».
Почти каждый день, благодаря неугасаемым идеям основательницы сайта Мираэль, здесь появляются новые удобные штучки, заглядывайте к нам почаще.
(сайт не дублирует выпуски наших рассылок и живет собственной жизнью)

Продолжается второй фотоконкурс «Я и моя мама-2».
Cкоро начнется набор фотографий на новый фотоконкурс под названием «Купаюсь!» На фотографии может быть Ваш ребенок один или с кем-то, купающийся в ванне, речке, море ...... где угодно


Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки:
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)

Наш архив пополняется номер за номером: http://subscribe.ru/archive/home.child.family/
много полезного и в огромном архиве рассылки "Малыш растет":
http://subscribe.ru/archive/home.child.babyland/

Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство

На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.

РассылкиSubscribe.Ru
Малыш растет. Рецепты и советы для самых маленьких
Американский дневник. Взгяд на Америку изнутри.
"Дамский угодник". История ювелирных украшений. От авторов.

Консультации 
детского гастроэнтеролога профессора М. Ю. Денисова

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное