Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege! Искренне ваш, Сергей Голубицкий * * * Студенческий триллион
"Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента" В. В. Путин
В свете
негласной установки нашего государства на сворачивание высшего образования и усиленную агитацию среди населения "простых и понятных ценностей" (шоб было много бабок, много пива, много вконтакта, много Дома-2, меньше книжек и меньше митингов) будет интересно взглянуть на ситуацию с высшим образованием, сложившуюся сегодня в США.
Сначала, однако, пару слов об установке. Допускаю, что она мне просто пригрезилась: выводы делал по полудюжине текстов статей и выступлений главных людей страны плюс -
по цифрам, заложенным в бюджет под нужды образования. Цифры (скорее даже не сами они, а их динамика), на мой взгляд, удручающие, ну а тексты ... судите сами:
"Среди наших граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57% - такой уровень кроме России отмечен всего в 3 странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде. Взрывной рост образовательных потребностей продолжается: в следующем поколении (15-25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании - его получают или стремятся получить более
80% юношей и девушек" (из "Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить" - статья ВВП для "Известий")
И сразу далее: "Образовательная революция" кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики. Даже если в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием - назад вернуться уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда, экономика должна стать такой,
чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место".
Все это красиво, но фраза "даже если в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием" вкупе со стилистической интонацией фразы о 57 %, по крайней мере для меня звучит как признание в том, развелось сверх меры шибко грамотных и дело это нужно поправить.
Самое забавное, что ничего нового в ламентации ВВП не звучит: точно такие же (дословно
такие же!) жалобы руководства я собственными ушами слышал в 70е, 80е и 90е годы! Сначала от Леонида Ильича в докладах на съездах родной Партии, потом - из сумбурного бурчания ЕБНа в редкие минуты опохмела.
"Шибкая грамотность" - извечная проблема России. Исключительно, правда, в глазах власти, которой хронически не хватает работников кайла для строек века - от Гулага до БАМов. Потому как со стороны народ смотрится точно таким же темным как и 100 лет назад, если, конечно, не измерять грамотность
бессмысленно потерянным время на уроках иностранного языка и политпросвящения.
Лично мне по наивности представляется, что главная задача для России на ближайшие лет 50 - это как раз форсирование высшего образования, а не его сворачивание. Именно, что форсирование, а не рафинирование (основной пафос ВВП). Власти кажется, что "нашей экономике не нужно столько работников с высшим образованием". Так проблема же не в том, что таких работников выше нужного, а в том, что экономика чудовищно уродливаная
и деградационная! Нужно менять радикально эту самую монструозную сырьевую экономику, которой - разумеется! - нужны армии молчаливых дураков с кайлом и лопатой, а не инженеры и переводчики, а не подготять квоту высшего образования под нужды заведомо тупикового вектора развития.
Ну да это я зарвался: полез в чужой калашный ряд со своими свинскими советами! Возвращаюсь к привычным баранам и даю обещанную зарисовку на тему высшего образования в США.
Ситуация складывается тяжелая. Я неоднократно уже писал
о фальсификации реального положения в стране с безработицей, которая основана на лукавой статистике (об игрищах с показателями U-3 и U-6 почитайте мою "Cole Not Dole" в Бизнес Журнале). Результатом изменения рыночной конънктуры, наступившей после ипотечного обвала и финансового кризиса 2008 года, стала повальная тенденция населения менять профессии и получать новое образование.
Поскольку в сознании нормальных людей социальный успех связан исключительно со знаниями (а не воровством, правильными
родственными связями и близостью к бюрократии), люди ринулись образовываться. Да еще как!

Перед нами график роста студенческих кредитов в процентном отношении к ВВП (не нашему президенту, а валовому внутреннему продукту). Как видите, взрыв случился в 2008 году и по наметившейся тенденции должен привести объемы студенческих кредитов в 2020 году к уровню в 7 %.
Даже без всякой проекции в будущее объем студенческих кредитов в США сегодня достиг колоссальной
цифры - 870 миллиардов! Для сравнения: суммарные автокредиты в стране составляют 730 миллиардов, а долговой баланс всех кредитных карт 693 миллиарда (цифры по состоянию последней доступной статистики - за третий квартал 2011 года).
Вдумайтесь только: люди берут в долг для нужд образования больше денег, чем для обеспечения своих текущих потребительских потребностей (кредитные карты) и ублажения исконно национальной слабости (автокредиты)! И пусть не обманет вас термин student loan - кретиты берут и стар
и млад:

Очевидно, что молодые люди (возраст до 30 лет) составляют основу кредитной базы. Но ведь подавляющее большинство студенческих кредитов (60,4 %) приходится все же на старшие поколения (от 30 и до глубокой старости)! Это ли не доказательство всенародных иллюзий по поводу образования и его ценности в жизни человека!
В период с 2008 по 2010 годы был принят ряд законов, превративших федеральное правительство из главного гаранта,
в экслюзивного предоставителя студенческих кредитов. Тем самым государство добровольно взяло на себя груз по повышению образовательного уровня своих граждан, сделав студенческие кредиты статьей бюджета.
Причем статьей весьма и весьма накладной - с учетом весьма ощутимых задержек текущих платежей и возвратов кредитов. Около 47 % студентов пользуются законными льготами, позволяющими перенести началу выплат по кредиту на сроки после окончания образования (плюс еще 6 месяцев льготного периода), около 10 %
банально уходят в дефолт по платежам (а это 85 миллиардов долларов).
Нагрузка на бюджет серьезная, но - как понимают дураки американцы - бесконечно важная для выживания страны в современной цивилизации. Тут уж не до кайла с лопатой: не до жиру - быть бы живу!