Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


 Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время!  Мы ждем вас в vCollege!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

* * *

О бережливом бесплодии

Две недели назад я рассказывал читателям о последней тенденции в развитии глобализма - реверсивных инновациях, суть которых заключена в обратной адаптации идей и готовых продуктов, изначально внедренных и разработанных для нужд стран Третьего мира, а затем реэкспортированных на рынок США и Европы.

Сегодня мне бы хотелось слегка углубить тему, дополнив ее двумя симптоматичными подробностями. Мысли мои засвербили после скрещивания статьи «Азиатские инновации», опубликованной в последнем выпуске журнала The Economist, с выступлением в Йельском клубе Пекинского университета видного китайского инвестора и филантропа Цзю Сяопина (даю транскрипцию, потому как совершенно не ручаюсь за свой самопальный перевод: Xu Xiaoping).

Как часто бывает в реальной жизни, оба информационных источника между собой никак не были связаны и взятые по отдельности не смогли бы подвести к тем выводам, которыми спешу поделиться читателям. Расположенные, однако, друг подле друга информационные эти источники вдруг заиграли неожиданными смыслами.

Итак, по порядку. Анализ феномена реверсивной инновации легко определяет вектор этого нового веяния в мировой экономике: западные компании, сталкиваясь со сложностями реализации своей дорогой продукции в странах Третьего мира, сначала разрабатывают экономичные решения для локальных рынков этих стран, а затем портируют аналогичные решения на собственный (западный) рынок.

Соответственно, можно было предположить, что предприниматели родом из стран Третьего мира тоже не будут ждать у моря погоды и попытаются предложить Западному миру собственные инновационные решения. Собственно так и вышло: из Индии, Китая, Таиланда, Индонезии поднялась волна, идентичная реверсивным инновациям. Для этой волны даже придумали свой термин - Jugaad Innovation («джугаад» на хинди означает что-то вроде «ловкой, умелой импровизации»).

Не вдаваясь в тонкости процесса, можно смело свести инновации в стиле джугаад к все тем же реверсивным тенденциям, целиком и полностью завязанных на снижении себестоимости готовых товаров, услуг и решений. Потому, не мудрствуя лукаво, The Economist свел все эти разноплановые тенденции нашего времени к общему знаменателю, который обозначил доходчивым термином: Frugal Innovation, бережливые инновации.

Можно много рассуждать о многогранности применений и достоинствах 35-сильных минитракторов типа Krish, сконструированных Deere & Co. в ответ на точно такую же модель о местного индийского производителя Mahindra & Mahindra, однако суть явления проявляется однозначно: дешевое решение! Тотальный, ключевой, основной козырь Krish в том, что это дешевый трактор! Не будь он дешевым, никто бы в его сторону даже не посмотрел.

Таким образом весь смысл реверсивных инноваций, бережливых инноваций, инноваций в стиле джугаад - называйте, как больше нравится - сводится к тому, что страны Третьего мира (и западные компании, принявшие новые правила игры) готовятся завоевать мировую экономику за счет дешевых, но сердитых товаров.

Культово-хрестоматийным примером бережливой инновации стал анонс 10 января 2008 года, на автосалоне в Дели малолитражного автомобиля Tata Nano, чье массовое производство было запланировано на ближайшую осень. Цена Nano - 1 лекх (около 2 тысяч долларов).

Я как раз был в Индии в то время и воочию наблюдал за тем, как национальная индийская пресса предрекала Tata завоевание мирового рынка. Помнится, я под впечатлением даже приготовил для Бизнес-журнала биографию этого славного рода парсов («Тата»).

Прошли четыре года. Малышки Нано повсюду юрко рассекают по индийскому бездорожью. Забавная машинка. В самом деле дешевая. Вот только завоевания мира не вышло. Даже завоевать Индию и то не получилось. Нано имеет неприятную особенность постоянно ломаться. Иногда даже загораться. Самопроизвольно и на ровном месте. Поэтому индийцы предпочитают подтянуть пояса слегка потуже и купить, что-нибудь более надежное, вроде Марути-Судзуки (совместное предприятие с японским концерном).

Точно такая же парадигма выстраивается и по всем остальным направлениям развития бережливой инновации. Консюмеристская философия «Зачем покупать за 10 тысяч долларов то, что можно купить в слегка упрощенном варианте за 1 тысячу?», безусловно, привлекательна, особенно в условиях экономической депрессии и кардинального изменения массового вектора потребления в странах Запада (от жизни в кредит к тотальному сбережению и накоплению). Но эта философия, как минимум, не единственная, и как максимум - сомнительно привлекательная, если учитывать масштабы того, чем потребителю приходится жертвовать, ради снижения цены.

Теперь вопрос: что кроме бережливой инновации могут предложить миру восточные тигры? И тут как нельзя кстати оказывается лекция Цзю Сяопина, на которой он доходчиво объяснил, отчего не приходится ожидать от Китая серьезных инноваций в ближайшие 20 лет!

Оказывается в китайской системе образования исторически культивируется подавление творческой инициативы в пользу зубрежки. Объяснение простое: высочайшая конкуренция на рынке труда, вызванная банальной избыточностью населения! Китайские родители твердо знают, что их сын сумеет пробиться только, если получит серьезное образование. Под серьезным образованием понимается, однако, не глубина проникновения в ученые материи, а знакомая нашему соотечественнику «вузовская корочка».

Если западная система образования, продолжает Цзю Сяопин, приоритетно ориентирована на развитие творческого потенциала студента, но в Китае главное - это зубрежка. Результат налицо: менеджеры даже не уровня (ну разумеется!), а хотя бы просто креативного типа, подобного Стиву Джобсу, в Китае отсутствуют как класс!

Сюда же относится неудержимая страсть производственного Китая все имитировать, все копировать, всему подражать, демонстрируя при этом абсолютную стерильность в творческом отношении. Полное отсутствие фантазии, свободной мысли, полета воображения. Даже то, что китайцы копируют, они делают без души, сухо и неинтересно.

Цзю Сяопин дает простое объяснение безысходной ситуации: китайские технологические компании возглавляют исключительно инженеры. Те самые, что грызли гранит науки зубрежкой, начетничеством, ночными штудиями и конспектированием учебников, чужих мыслей и чужих идей. Творческая свобода и самостоятельность в китайском технологическом производстве не ночевала. «У наших компаний нет души», - печально подводит вердикт под грядущую 20-летнюю отсрочку инновационного прорыва в родном Китае Цзю Сяопин.

У индийцев проблем с креативностью нет в принципе. Кажется, что индийцы все сплошь и рядом сотканы из креативности, фантазий, мечтаний и головокружительных прорывов в ненаучную фантастику. Зато у индийцев нет другого - дисциплины, организации, порядка, умения координировать совместные усилия, не прогибаться перед сложностями, упорствовать , добиваясь цели, и проявлять готовность всегда идти до победного конца.

Индийцы мягкие, нежные душой и наивные люди. По мне, так лучшие, какие только встречаются на земле. Одна незадача: индийские машины разваливаются, а электробытовые приборы рассыпаются сами по себе. Правда, они уже летают в космос на собственных ракетах, да и вообще до ужаса напоминают мне мои соотечественников. Вот только технологический прорыв из всех этих замечательных качеств вряд ли получится.

Итак, что же мы получаем? Увы, только то, с чего разговор начали: бережливые инновации! Это всё, чем могут в обозримом будущем порадовать нас страны Третьего мира. Ни о каких революционных гаджетах, приборах, станках и машинах, ни о каких новых чудо-айпадах мечтать не приходится. Взять уже готовое западное решение, отбросить две трети функциональности, произвести за копейки и поразить рынок ценой - это не только суть последней тенденции глобализма, но и предел мечтаний.

Разве что взять да скрестить китайцев с индийцами... Представляете, какой бы вышел суперэтнос?! Новая Атлантида! Жаль только, индусы никогда на это не согласятся. Да и китайцы, скорее всего, тоже :)


Ресурсы:

Виртуальный Колледж

http://internettrading.net/college

Архив рассылок

http://internettrading.net/college/newsletters

Личная страница Сергей Голубицкого

http://sgolub.ru


Copyright 1997-2011 Myriad Commercial Properties Ltd


0.gif


 

counter.gif



В избранное