Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное -
время! Мы ждем вас в vCollege!
Искренне ваш,
Сергей Голубицкий
* * *
Реверсивные инновации
Читая утром
в Harvard Business Review блестящую статью Виджаи Говиндараджана, профессора дартмутской Tuck School Of Business, занимающего третью позицию в списке мировых мыслителей Thinkers 50, о новейшем тренде в экономике постглобализма, никак не мог отделаться от психологических интерференций, которые возникали всякий раз, как я пытался сопоставить информацию с отечественными реалиями.
Однако, обо всем по порядку. Профессор Говиндараджан, исследуя актуальные тенденции в развитии американского бизнеса, пришел к выводу, что:
а) Американские корпорации энергично вышли на совершенно новый качественный уровень развития и
б) Американские корпорации в силу уникальной эластичностии
адаптивности бизнес-модели семимильными шагами уходят в отрыв от всех своих конкурентов, будь то в Азии или Европе.
Новейший тренд, о котором пишет Говиндараджан, заключается в так называемой реверсивной инновации - четвертой стадии развития глобализации.
Первая стадия (60 - 70 г.г. ХХ века) - Глобализация рынка - совпадала с неудержимой экспансией и проникновением транснациональных корпораций в самые отдаленные уголки планеты. Вся инновационная работа проделывалась на родине (в частности - в Соединенных Штатах), а затем экспортировалась на внешние рынки
в форме готовой продукции.
Вторая стадия (80 - 90 г.г.) - Глоболокализация (Glocalization) - представляет собой этап, на котором транснациональные корпорации осознали недостаточность модели первой стадии для успешной конкуренции на региональных рынках. Чисто глобалистская
модель хоть и позволяла существенно сокращать издержки производства, однако вы выдерживала ценовую войну на местах. Как следствие, транснациональный бизнес сосредоточился на разработке специализированных локальных решений и выпуске продукции, заточенной под нужды конкретного местного рынка. В первую очередь речь шла об адаптации под ограниченный бюджет потребителей из стран Третьего мира (Индии, Бразилии, Китая и проч.)
Третья стадия (90е г.г. ХХ века и до нашего времени) - Локальная инновация - является углублением предыдущего подхода. Вместо экспорта готовых бизнес-идей и продуктов в региональные рынки происходит полный перенос этих процессов на места, т.н. модель «in country, for country». Транснациональный бизнес больше не стремится переделывать готовые решения внутреннего
рынка под нужды регионалов, а создает продукты, что говорится from scratch, с чистого листа, в том виде, в котором они будут пользоваться максимальным спросом в каждом конкретном регионе.
Четвертая стадия (наше время) - Реверсивная инновация - это следующий этап развития модели
«in country, for country», на который вышли лишь самые гибкие и перспективные американские корпорации. Новая модель называется «in country, for the world» и предполагает обратную адаптацию идей и готовых продуктов, изначально внедренных и разработанных для нужд стран Третьего мира, то есть реэкспорт этих идей и продуктов на собственном рынке (в США и Европе).
В качестве успешных примеров реверсивной инновации профессор Говиндараджан приводит чрезвычайно дешевый ультразвуковой сканнер (УЗИ), изначально разработанный GE специально для сельских регионов Китая, а ныне с бешеным успехом продаваемый в 100 странах мира.
Другой пример: Krish, очень дешевый миниатюрный 35-сильный трактор, сконструированный Deere & Co. для индийского внутреннего рынка, на котором он успешно конкурировал с местным фаворитом Mahindra & Mahindra. В последствие ключевые разработки Krish после реверсивной инновации легли в основу аналогичных продуктов, которые Deere успешно продает по всему миру.
В общем тенденции интересные и однозначно придающие второе дыхание производственному капитализму. Теперь самое время рассказать о психологических интерференциях, которые мешали мне примерить модель «in country, for the world» к нашему Отечеству.
Мы не будем говорить о сложностях (вернее - о развале) российского производства и НИОКР, которые давно свелись к выставочно-потемкинской декорации по имени Сколково (я не большой знаток подлежащих процессов, однако мне хватило знакомства с таким достижением новых трендов как «чуридер» Plastic Logic 100 («Недоразумение»), чтобы
надолго закрыть для себя эту тему). В конце концов, где в глубинах бескрайней страны наверняка кипит кулибинская мысль, готовая при удачном инвестировании отлиться в чудо-продукт, востребованный от Патагонии до Хоккайдо.
Речь совершенно о других интерференциях и именно
что психологической природы. Что является психологическим ядром реверсивных инноваций? Априорное признание перспективности и привлекательности дешевых решений! В этом я усматриваю прямо таки революционный слом стереотипа «хорошее - непременно дорогое».
Проблема
в том, что для русского (вернее и только - советского!) сознания означенный стереотип - краеугольный камень всего консьюмеристского мировоззрения. Здесь вам не только жизненные анекдоты про «галстук, который за углом продается за 500 баксов» и не только презрительно разбрасываемое на каждом углу «Это дешевая китайщина!». Все гораздо запущеннее. Под стереотипом «хорошее - непременно дорогое» лежит глубоко сублимированное презрение к бедности (которое, в свою очередь, является очевидной
сублимацией страха перед этой бедностью!).
В нашем сознании не только дешево - однозначно плохо, но и бедность - однозначно плохо. Эту бедность принято всячески скрывать, камуфлировать, обманывая не столько окружающих, сколько самих себя.
Возьмите индусов. Возьмите китайцев. И те и другие знают, что они бедные, четко это осознают и - главное! - относятся к этому весьма и весьма спокойно. Не бравируют бедностью - боже упаси! - а принимают как данность и пытаются извлечь из ситуации максимальную выгоду. Советский человек больше смерти боится,
что кто-то посчитает его бедным! Потом же позора не оберешься: «Если ты такой умный, отчего такой бедный?!» - чудовищная формула нашего ментального и духовного (само)вырождения.
Никогда не забуду, как Мёрл Старер, жена моего ментора Роберта Старера, помогая выбрать
подарки в супермолле, с ужасом утянула меня прочь от бутика Channel: «Зачем тебе это, Сергей?! У нас есть замечательная своя фирма Oil Of Olay, которая в пять раз дешевле. Я всегда ей пользуюсь» - сказала женщина, на семейных счетах которой в начале 90х покоилось более 900 миллионов долларов.
«Хороший продукт должен быть хорошим по качеству и дешевым по цене» - вот психологическая составляющая революции XXI века по имени «Реверсивная инновация». Будущее за этой революцией. Как мы в нее впишемся со своими фобиями, понтами и грёзами о Патеках Филлипах и Ламборгинях - ума не приложу!