Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 16 августа, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Президент недоволен скидкой

Государство намерено улучшить качество экспортируемой российской нефти

Владимир Путин вчера неожиданно поинтересовался у главы Минэкономразвития Германа Грефа, почему между ценой барреля нефти сорта Brent и сорта Urals столь большая разница -- около 5--6 долл. (хотя еще в 2000 году она была около 1--1,5 долл.). Министр сообщил, что в условиях высоких мировых цен на нефть "конечно, это становится очень чувствительным для экономики России", и пообещал "посмотреть этот вопрос" осенью, когда будет рассматриваться законопроект об изменении принципов взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом вопрос президента, надо полагать, был не о том, почему к российской нефти применяется столь высокий дисконт, а о том, почему качество этого сырья ухудшается. Ответ же здесь очевиден -- добывающие компании сократили инвестиции, месторождения начинают стареть и дают нефть более низкого качества, чем несколько лет назад. И НДПИ как раз и призван заставить российских нефтяников, во-первых, инвестировать в разработку новых месторождений, а во-вторых, увеличить объемы переработки на российских заводах и выход светлых нефтепродуктов евростандартов.

Так уж сложилось, что Россия производит два сорта нефти -- высокосернистую Urals и легкую Siberian Light. Сорт Brent, который котируется на Лондонской и Нью-Йоркской биржах, является эталонным (он получил свое название от одноименного месторождения в Северном море, открытого в 1970 году). Более легкие сорта нефти -- которые содержат меньше серы, чем Brent, -- торгуются с премией по отношению к нему, а те, которые требуют большей очистки, -- как, в частности, российские сорта, которые в трубопроводе перемешиваются с "тяжелой" башкирской и татарской нефтью, -- с дисконтом.

По данным инвесткомпании "Тройка Диалог", средний дисконт к нефти Urals в 2000 году составил 1,2 долл. с каждого барреля, в 2004 году -- 3,8 долл., за семь месяцев этого года -- 3,6 долл. В отдельные периоды (обычно на несколько дней) 2000 года дисконт составлял 7 долл., рекорд же был установлен осенью прошлого года -- более 8 долл. Если бы Urals стоила столько же, сколько и Brent, говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, то в этом году российские нефтяники получили бы от экспорта на 4 млрд долл. больше.

Причин того, что российское сырье в Европе ценится меньше, несколько. Прежде всего, из-за того, что наша нефть высокосернистая, спрос на нее ограничен теми НПЗ, которые в принципе способны ее переработать. Кроме того, в Европе, куда поставляются подавляющие объемы российского нефтеэкспорта, в последние годы довольно сильно ужесточены экологические требования к топливу, а это означает, что более востребованы (и соответственно более дороже) нефтепродукты, вырабатываемые именно из легких сортов нефти. Рост экономики, вызывающий увеличение потребления энергоресурсов, происходит в Америке и в Азии, а не в Европе. И, наконец, рост поставок из Ирака нефти, по качеству похожей на Urals, но все же несколько более легкой, еще сильнее снизил спрос на российское сырье.

В этих условиях российские нефтяники, добывающие легкую нефть Siberian Light (она сейчас котируется с дисконтом 1,3 долл. к цене барреля Brent) -- прежде всего, ЛУКОЙЛ, "Сибнефть", ТНК-ВР и государственная "Роснефть", -- стали добиваться введения банка качества сырья. Т.е. чтобы цена нефти, сдаваемой в трубопровод, зависела бы от качества -- если высокое качество, то производителю начислялась бы премия, а если низкое -- то применялся бы дисконт. Идея введения такой системы заключалась в том, что нефтяникам было бы выгоднее разрабатывать месторождения нефти с низким содержанием серы, а это в целом стимулировало бы улучшение качества сырья и привело бы к росту его цены. Кстати, в системе Каспийского трубопроводного консорциума подобная система действует уже почти год. Правда, по информации представителя одной из компаний, сдающих нефть в КТК, сейчас в системе достаточно часто действует "пробковая" закачка -- после того как закачана одна партия нефти, устанавливается специальная пробка, не позволяющая перемешиваться сырью, и затем закачивается следующая партия. Из российских компаний туда поставляют небольшие объемы ТНК-ВР, а также "Роснефть" (чеченскую нефть, которая считается самой лучшей по качеству в России).

Государственная "Транснефть" год назад провела расчеты, необходимые для создания банка качества, создала имитационную модель, а результаты направила в компании. "Понятно, что значительная часть нефтяников оказалась против этой системы, -- говорит Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". -- А когда нет единодушия, решения в российском нефтяном комплексе, как правило, не принимаются". Кроме того, полагает он, качество сырья в масштабах страны подобное решение проблемы не улучшило бы -- все равно остались бы месторождения с высокосернистой нефтью, которая бы попадала в "трубу" и смешивалась бы там с малосернистой. Произошло бы перераспределение денежных потоков внутри страны в пользу трех-четырех компаний, добывающих легкую нефть, считает он.

Нефтяники же нашли другие способы продажи нефти Siberian Light. Они стали поставлять ее по отдельной нитке трубопровода до порта в Туапсе. В первом полугодии туда было перевезено 2,4 млн тонн (из общего объема экспорта в дальнее зарубежье 94,4 млн тонн). Кроме того, как отмечает г-н Нестеров, альтернативные поставки осуществлялись и другими компаниями через северные морские терминалы. В целом, по его оценке, таким образом в этом году было поставлено около 5% экспорта нефти в дальнее зарубежье.

Однако, по словам аналитика агентства Argus Олега Кирсанова, речные и морские пути становятся компаниям все менее выгодными. Причина -- высокие тарифы на перевозку нефти железнодорожным (ведь нефть до терминала надо на чем-то довезти) и речным транспортом. В итоге, по его данным, экспорт по железной дороге в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 32%, а по рекам -- аж на 80%.

Выход из ситуации эксперты видят прежде всего в развитии нефтепереработки в России и, как следствие, экспорте нефтепродуктов высокого качества (Евро-4 и, возможно, Евро-3). Однако в условиях нынешней ситуации на мировом рынке нефти, а также из-за высокой налоговой и таможенной нагрузки нефтяникам развивать переработку невыгодно. Ведь в себестоимости российской нефти уже более половины -- налоговая нагрузка, так как НДПИ зависит от мировых цен на нефть. Да и инвестиций взять по большому счету неоткуда -- при мировой цене нефти более 24 долл. за баррель государство изымает в виде налогов и пошлин разницу между фактической ценой и этими 24 долл. за баррель, говорил на днях начальник департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский. В сентябре его министерство собирается внести в правительство предложения о том, как "отвязать" ставку налога от мировой конъюнктуры и "привязать" ее к качеству добываемой нефти. Возможно, правительство пожелает снижение налоговой нагрузки компенсировать обязательными вложениями в геологоразведку, добычу и переработку нефти.

Впрочем, это достаточно далекая перспектива, ведь только на выработку зависимости НДПИ от качества нефти у чиновников ушло более двух лет. Гораздо более близким решением вопроса по сокращению дисконта к цене российской Urals относительно сорта Brent, по мнению г-на Нестерова, может стать увеличение поставок в Китай с его растущей экономикой и потребностью именно в российской нефти. Но для этого, как уже неоднократно говорилось, необходимо ускорение строительства трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в котором предусмотрено ответвление в Китай. Владимир Путин в последнее время весьма резко критикует экологов, которые, по его мнению, тормозят столь крупный и необходимый государству проект. А на прошлой неделе президент "Роснефти" Сергей Богданчиков доложил главе государства, что "разведанных сегодня запасов или тех, которые, мы уверены, будут еще открыты, хватит, чтобы добывать 45--50 млн тонн в год" и тем самым загрузить восточный трубопровод. И попросил Владимира Путина, чтобы региональные власти оказывали содействие этому проекту. Тогда он будет введен в срок, и многомиллиардные вложения "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" не окажутся замороженными.

Николай ГОРЕЛОВ

Программа "Минимум"

Федеральная налоговая служба хочет привлечь юристов для борьбы с уклонистами

Федеральная налоговая служба (ФНС) продолжает предпринимать попытки отыскать добровольных помощников в деле выявления схем уклонения от налогов. ФНС объявила конкурс среди профессиональных налоговых консультантов на создание методологии поиска незаконной минимизации налогов. То есть людям, которые обычно помогают компаниям свести налоги к законному минимуму, предлагается поработать на противоположный лагерь.

Конкурс на оказание консультационных услуг в области разработки методологических инструментов по выявлению схем уклонения от налогообложения, анализа существующей системы камеральных проверок и определения направлений этой системы ФНС объявила вслед за тем, как с инициативой привлечения налоговых консультантов вышла администрация президента. Администрация главы государства предложила участникам конкурса составить список критериев разделения законной и незаконной оптимизации налогов.

От юристов налоговое ведомство хочет получить готовые программные средства и инструментарий, позволяющий определить вероятностную налоговую базу по группам налогоплательщиков и допустимые значения отклонений от нее. Победители конкурса должны будут представить предложения по совершенствованию системы показателей по отбору объектов для выездной налоговой проверки на основе анализа международного опыта. Претендентов будут отбирать исходя из соотношения "качество--стоимость". Срок выполнения контракта -- 14 месяцев, а финансироваться конкурс будет за счет заемных средств Международного банка реконструкции и развития, полученных на реализацию проекта "Модернизация налоговой службы 2".

Налоговики подчеркивают отличие своего конкурса от того, который проводила администрация президента. "Каждая государственная структура определяет, что ей нужно, -- поясняет представитель Федеральной налоговой службы Елена Толгская. -- Администрация президента объявляла конкурс, выделила на это деньги, он прошел. У нас есть свои средства, и мы объявили свой конкурс. Это не связанные друг с другом вещи. Сумма выигрыша по условиям нашего конкурса не оглашается".

Сотрудничество фискалов если не с противниками, то с представителями противоположного лагеря в мировой практике встречается нередко. У налоговых органов США есть практика привлечения известных юридических компаний для судейства в споре с плательщиками. Налоговый орган фактически становится клиентом юридической компании. Известен случай, когда Индонезия передала право контроля за сборами налогов шведской консалтинговой структуре.

Однако в сегодняшних реалиях России взаимоотношения фискалов с налоговыми консультантами довольно противоречивы. С одной стороны, участие в государственных конкурсах для юридических компаний дает фирмам-консультантам баллы для улучшения имиджа. Как говорят в компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ничего зазорного в сотрудничестве с государством на предмет совершенствования законодательства и обобщения практики для экспертов нет. Более того, это лишний раз подчеркивает профессионализм юристов, приглашенных на такую роль. С другой стороны, клиенты юридических компаний могут счесть некорректным, когда компания работает одновременно и на них, и на фискалов. Как говорят представители юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры", если участвовать в таком конкурсе, возможен конфликт интересов. Однако там делают оговорку, что в принципе общая налоговая культура может повыситься, если налоговики начнут чаще контактировать с квалифицированными юристами. С ними согласны и в московской коллегии адвокатов "ФБК-Право", специалисты которой в конкурсе не участвуют, но тем не менее ведут другие совместные с фискальным ведомством проекты -- по мониторингу законодательства или повышению квалификации сотрудников налоговых органов.

Позитивно ли скажется на общем налоговом климате и фискальной культуре тесное сотрудничество ФНС с налоговыми юристами, будет зависеть только от того, насколько весомая компания победит в конкурсе. Если это будут юристы, которые с полным правом смогут занять место третейского судьи в спорах налоговиков с гражданами и компаниями, то затея с "профессионализацией" налоговых взаимоотношений вполне может считаться успешной. В противном случае, если привлеченный эксперт окажется небеспристрастен, в отношениях между бизнесом и государством возникнут новые проблемы. Хотя проблем в этих отношениях и без того хватает.

Ирина СКЛЯРОВА

Полезные связи

Агентство Fitch уравняло в рейтинге "Российские железные дороги" и их акционера

Компании "Российские железные дороги" теперь будут доверять как российскому правительству. Вчера международное рейтинговое агентство Fitch присвоило РЖД самую высокую из возможных степень кредитного доверия -- приоритетный необеспеченный рейтинг в национальной валюте на уровне BBB (прогноз "стабильный"). Полученный РЖД рейтинг соответствует суверенному рейтингу Российской Федерации, который агентство недавно повысило. Таким образом, 100-процентная принадлежность государству позволила РЖД стать самой привлекательной для инвесторов компанией не только из всех российских предприятий, но и из тех, в чьем акционерном капитале присутствует доля правительства. Так, рейтинг "Газпрома" (с учетом приобретения государством контрольного пакета) находится на уровне ВВ+, РАО "ЕЭС" (госпакет 52% акций) -- В+, "Транснефти" (госпакет 100%) -- ВВ+, АЛРОСА (37% у федеральных властей и 32% в собственности правительства Якутии) -- В.

Fitch также присвоило РЖД краткосрочный рейтинг в национальной валюте на уровне F3 и приоритетный необеспеченный рейтинг по национальной шкале -- AAA(rus), а также рейтинги AAA(rus) трем выпускам облигаций компании (каждый на сумму 4 млрд руб. со сроками погашения в декабре 2005, 2007 и 2009-го). Как говорится в пресс-релизе агентства, "рейтинги отражают тесную связь РЖД с правительством РФ, а также устойчивые финансовые результаты и прибыльность компании в отдельности". Связь с правительством, поясняют представители Fitch, обусловлена тем, что 100% акций компании принадлежит государству, а также тем, что в ее уставе записано: ключевая инфраструктура должна остаться в государственной собственности. По мнению агентства, "несмотря на продолжающуюся реформу системы железнодорожного транспорта, вероятнее всего, компания сохранит контроль над ключевой инфраструктурой". Еще одним связующим фактором являются тарифы на грузовые и некоторые виды пассажирских перевозок, которые устанавливает "регулятор" по методике "издержки плюс". Эксперты Fitch полагают, что менеджмент РЖД намерен проводить неагрессивную финансовую политику. И хотя у компании есть существенная потребность в капиталовложениях в будущем, они ожидают, что вложения капитала не будут значительно превосходить средства РЖД от операционной деятельности.

Железнодорожная монополия -- первая российская компания, которая получила уже два международных инвестиционных рейтинга. Первый долгосрочный рейтинг эмитента по необеспеченным обязательствам в иностранной валюте Ваа2 был присвоен международным рейтинговым агентством Moody's Investors Service еще в июле 2004 года. По словам вице-президента РЖД Федора Андреева, это имеет ключевое значение для будущих заимствований на международных рынках, поскольку открывает доступ к совершенно другой базе инвесторов -- более высокого уровня, что соответствующим образом отразится на стоимости заимствований. Ранее руководство РЖД заявляло, что планирует в период до 2007 года направить на инвестиции около 5 млрд долл. из собственных источников, банковских кредитов, а также средств, полученных от выпуска облигаций.

Присвоение РЖД рейтинга на уровне суверенного было ожидаемым. Если у "Газпрома" все же сохраняются акционеры, интересы которых могут идти вразрез с государственными, то у РЖД корпоративные риски объективно ниже -- они совпадают с рисками, которые правительство несет как заемщик. Замгендиректора аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" Алла Уварова отмечает, что помимо статуса госкомпании у РЖД имеются огромные экономические возможности для роста, мощный транзитный потенциал и потенциал развития сопутствующих видов бизнеса (ремонт, а в будущем, возможно, и строительство подвижного состава).

Яна ГОДОВАНАЯ

Выход в Сербию и Черногорию

"Технопромэкспорт" собирается модернизировать половину электростанций в бывшей Югославии

Российские энергомашиностроители спустя 15 лет снова выходят на югославский рынок. ФГУП "Технопромэкспорт" подписало коммерческий контракт на модернизацию блока А на остановившейся ТЭЦ "Костолац" в Сербии и Черногории. По словам директора компании по странам Европы Евгения Загороднего, "Технопромэкспорт" рассчитывает получить половину всех контрактов на ремонт и модернизацию электростанций в этом регионе, а также строительство новых энергообъектов. По мнению г-на Загороднего, объем этих контрактов может составить до 300 млн евро.

"Технопромэкспорт" в советские годы построил все электростанции в Югославии, однако в условиях экономической блокады не мог их обслуживать -- ремонтировать и модернизировать. Российское правительство в середине 90-х годов даже рассматривало выделение кредита Сербии и Черногории на эти цели (чтобы затем деньги попали в "Технопромэкспорт"), однако из-за политических проблем в бывшей Югославии проект не состоялся.

Теперь же, когда в этом регионе объявлена свободная таможенная зона, говорит г-н Загородний, резко возросла потребность в электроэнергии. Однако электростанции там либо остановлены, либо работают на сильно устаревшем оборудовании. В связи с этим госкомпания "Электрохозяйство Сербии" решила в срочном порядке заключать контракты на восстановление электроэнергетики. Российские энергостроители выбраны, судя по всему, потому, что именно они в свое время строили электростанции и им не требуется время на изучение особенностей работы оборудования.

Первый подобный контракт был заключен в 2003 году с "Силовыми машинами" -- на реновацию ГЭС "Джердап-1" с увеличением мощности со 174 до 201 МВт. Стоимость работ, как тогда сообщалось, составила 100 млн долл. Однако весь проект финансировался в счет погашения долга СССР перед Югославией.

Теперь же Сербия и Черногория решили заключать чисто коммерческие контракты. Первым из них и стал контракт с "Технопромэкспортом". Согласно ему российская компания до конца этого года модернизирует блок А на ТЭЦ "Костолац" (в 100 км от Белграда), запустит его, а в следующем году приступит к ремонту блока Б. Новое оборудование, по словам г-на Загороднего, будет соответствовать повышенным экологическим требованиям.

"Технопромэкспорт" закладывает рентабельность проекта "менее 5%", что является средним уровнем для энергостроительных компаний Европы и низким -- для России. "Мы это делаем для того, чтобы можно было войти на рынок, с одной стороны, и чтобы не подорвать потенциал экономического сотрудничества по будущим объектам, с другой", -- говорит г-н Загородний.

Установленная мощность электростанций Сербии и Черногории, по его словам, составляет 5000 МВт. Все электростанции в той или иной степени нуждаются в модернизации и реконструкции. "Мы понимаем, что монопольно весь рынок нам не отдадут, но получить его половину мы рассматриваем для себя как посильную задачу", -- считает менеджер "Технопромэкспорта".

Впрочем, первый контракт компания получила без конкурса -- Сербии и Черногории было важнее как можно быстрее запустить электростанцию. Очевидно, что подобные "срочные" контракты если и будут в дальнейшем, то только в виде исключения. И "Технопромэкспорту" придется жестко конкурировать с европейскими энергостроителями. Впрочем, г-н Загородний считает, что у его компании все же есть довольно весомое преимущество: заказывать оборудование, которое будет совместимо с уже установленным на электростанциях, в большей мере придется в России и скорее всего через тот же "Технопромэкспорт". А это значит, что издержки российской компании в любом случае будут меньше, следовательно, выиграть конкурс ей будет легче.

Николай ГОРЕЛОВ

Предложение в наличные

На Лондонскую фондовую биржу претендует австралийский банк

После череды неудачных попыток европейского биржевого оператора Euronext и немецкой торговой площадки Deutsche Boerse купить Лондонскую фондовую биржу (LSE) за дело взялся соискатель с другого континента. В понедельник ведущий инвестиционный банк Австралии Macquarie Bank Ltd. заявил, что собирается совместно с другими инвесторами подать заявку на приобретение оператора крупнейшего фондового рынка Европы. Сумма в 1,4 млрд фунтов стерлингов (2,5 млрд долл.), которую банк готов выложить за LSE, перебивает все предыдущие предложения.

Вероятность поглощения, однако, пока невелика. В заявлении Macquarie говорится, что сделка состоится лишь в том случае, если другие варианты инвестирования окажутся менее привлекательными. Официального предложения банк так и не сделал, но обещал окончательно определиться после того, как выберет вид корпоративного слияния с LSE и договорится с иностранными инвесторами -- предполагаемыми участниками сделки. "Мы рассматриваем возможность поглощения Лондонской фондовой биржи. Если бы делалось предложение, оно бы делалось в рамках консорциума, и если оно будет сделано, то, вероятно, исключительно в наличных", -- говорится в заявлении Macquarie. Других комментариев, включая раскрытие имен заинтересованных в поглощении инвесторов, банк пока не сделал.

Британское издание Sunday Times называет еще одного претендента на покупку LSE -- компанию OM Gruppen, владеющую Шведской фондовой биржей -- OMX AB. Сейчас она также рассматривает возможность подачи заявки на приобретение LSE. Тем временем на слухах о слиянии котировки ценных бумаг LSE ощутимо подросли. В ходе утренней торговой сессии в понедельник акции LSE потяжелели на 3,3%.

LSE уже давно привлекает взоры разных инвесторов. На ней торгуются ценные бумаги ведущих европейских компаний, включая крупнейший по капитализации финансовый институт Европы HSBC Holdings Plc и нефтяной гигант BP. "LSE -- хороший актив, который безусловно будет приносить прибыль", -- говорит Мартин Литтлер, миноритарный акционер Macquariе. В прошлом месяце объем торгов на LSE вырос на 38%.

Если Macquarie все же решится придать официальный статус своему предложению, ему потребуется поддержка руководства LSE, тщательно обдумывающего каждое предложение, и европейских регулирующих органов, готовых отменить любое слияние, если оно нарушает правила конкуренции.

На протяжении последних лет любая попытка заполучить LSE заканчивалась провалом. Первым соискателем была компания -- оператор франкфуртской торговой площадки Deutsche Boеrse AG, сделавшая свое предложение еще в 2000 году. Европейские власти тогда запретили сделку. Спустя два года попробовать свои силы решила американская биржа электронных торгов NASDAQ, но ее инициатива так и не получила поддержки руководства и акционеров LSE. В начале года покорить неприступную вершину пытались сразу два представителя европейской биржевой индустрии: уже совершившая неудачную попытку Deutsche Boеrse и объединенная европейская биржа Euronext. Немцы отступили в марте, не сумев договориться с совладельцами LSE о выплате дивидендов. К тому же миноритарные акционеры самой Deutsche Boerse были убеждены, что поглощение невыгодно. Тем не менее руководство биржи не отказалось полностью от попыток купить своего конкурента и оставило за собой право увеличить стоимость предложения в будущем. Euronext не повезло с Британской комиссией по конкуренции, посчитавшей, что такой союз нанесет существенный урон свободной конкуренции.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное