Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей",

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Простота лучше воровства

Министерство экономического развития облегчит процесс приватизации предприятий

На одном из недавних заседаний правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф отчитывался о ходе приватизации. И честно признал: приватизация идет крайне медленно из-за ведомственного сопротивления. профильные министерства ни за что не хотят расставаться с "профильными" федеральными государственными унитарными предприятиями -- порой несмотря на их вопиющую неэффективность.

Но кроме внутриведомственной борьбы, МЭРТ пытается придать новый импульс росту негосударственного сектора экономики с помощью законодательных решений -- в министерстве решили существенно поправить приватизационное законодательство.

Подготовленные Минэкономразвития поправки в закон о приватизации существенно изменяют привычный порядок вещей. Правда, коснутся эти изменения в основном продажи так называемого "неликвида": мизерных госпакетов акций или не представляющих никакой ценности предприятий.

Как рассказала "Времени новостей" начальник отдела управления государственным имуществом МЭРТ Ольга Соколова, "для имущества, которое может быть продано за деньги, ничего лучше открытого аукциона не придумаешь". А в том, что такие продажи, как было в случае, например, с нефтяной компанией "Славнефть", не приносят ожидаемых доходов, виноват не закон, а внешние обстоятельства. В сентябре по плану законопроект поступит в правительство.

Действующий закон о приватизации (принят в декабре 2001 года) был в значительной степени продуктом компромисса, из-за чего расходы на подготовку к приватизации зачастую превышают потенциальную выгоду. Поправки, насколько это возможно, упрощают процедуру на всех этапах приватизации. "Приватизация ведь преследует не только фискальную, но и структурную цель", -- поясняет г-жа Соколова, "масштабы госсектора значительно превышают возможности государства по части управления. Да и эффективное управление собственностью силами чиновников -- это в принципе утопия".

Так, согласовывать конкретные объекты, подлежащие приватизации, с другими ведомствами придется только в том случае, если они принадлежат им по принципу подведомственности. "Свежесозданные" акционерные общества (государственные унитарные предприятия перед приватизацией должны быть преобразованы в АО), если их не успеют приватизировать в течение одного года, могут быть проданы и на следующий год без включения в официальную программу приватизации.

Если балансовая стоимость предприятия не превышает 100 тыс. руб., то его вообще не надо будет акционировать перед продажей. Оно может продаваться как имущественный комплекс (юридическое лицо будет ликвидировано) либо как общество с ограниченной ответственностью. Принадлежащие государству единичные акции и очень мелкие пакеты, не котирующиеся на рынке, можно будет продавать на бирже, без независимой оценки и неудачной попытки продать их на аукционе.

Также поправки вводят так называемый "голландский аукцион" (торги с понижением цены предложения). Такая форма действует и сейчас, однако она значительно растянута во времени. Теперь же такой аукцион будет проводиться "с голоса" в течение одной торговой сессии. И все участники, глядя друг другу глаза в глаза, могут принять в нем участие.

Кроме того, отменяется понятие нормативной цены. Это был уникальный институт, призванный ввести ограничения для продавца, то есть для Российского фонда федерального имущества, в установлении начальной цены. Но эта идея, по мнению экспертов Министерства экономического развития, была неудачно реализована. Тем более начальная цена торгов всегда устанавливается с учетом рыночной оценки.

Большим достижением авторы поправок считают введение условия обязательного публикования информации не просто в средствах массовой информации, а в общедоступных" СМИ. По действующему закону информацию также необходимо обнародовать. Но зачастую она печатается в специализированных журналах с таким маленьким тиражом, что узнать об этом практически невозможно. Кроме того, сейчас по закону обязанность публиковать программу приватизации относится только к федеральному уровню. Теперь и субъекты, и муниципалитеты обязаны будут сделать эту информацию доступной для всех желающих.

Вера СИТНИНА

Операция "Рестайлинг"

РСПП готовит преемника Аркадию Вольскому

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который последнее время сильно уступил позиции другим объединениям бизнесменов, похоже, начал оживать. Признаком этого стали прорвавшиеся на публику с легкой руки "Независимой газеты", купленной недавно депутатом Константином Ремчуковым, слухи о том, что бессменный глава союза Аркадий Вольский осенью все же уйдет на пенсию. Сам он отреагировал на это с юмором. "Не дождетесь, -- заявил г-н Вольский Интерфаксу. -- Когда идет дискуссия о том, кто меня хочет заменить и когда, звучат две версии -- или сами олигархи ведут эту работу, или администрация президента. Я хочу сказать: ни те и ни другие. Работу ведет однозначно "Аль-Каида", и, естественно, Бен Ладен стоит за этими сообщениями". "Я хочу, чтобы был спокойный диалог между властью и бизнесом, -- добавил г-н Вольский. -- Чтобы РСПП, который я возглавляю 15 лет, жил и работал. Главный мой тезис -- жила бы страна родная, и нет других забот".

Тем не менее кризис, в котором пребывает РСПП, -- это не выдумка Бен Ладена. "Нам нужен глубокий рестайлинг", -- сказал коллегам один из олигархов минувшей осенью, когда после очередного съезда союза с участием Владимира Путина стало ясно, что ресурс равноправного диалога с властью исчерпан, а к крупному бизнесу намертво приклеился ярлык "презумпция виновности".

Страх за собственное будущее привел к тому, что крупный бизнес все чаще отмалчивался. "Деловая Россия", объединяющая представителей среднего бизнеса, и ОПОРА, защищающая малые предприятия, не чувствуя на себе сакрального греха приватизации, стали активно замещать РСПП в деле выражения интересов предпринимательского сообщества. Поначалу крупный бизнес был даже рад затеряться среди других. Совместные походы в Кремль, общие заявления, а затем и идея объединения всех бизнес-организаций должны были вывести РСПП из-под удара. Среди членов правления, да и бюро РСПП появлялось все больше представителей среднего бизнеса, глав пищевых или компьютерных компаний, тех, кого даже условно нельзя причислить к олигархату. Но внезапно члены РСПП осознали, что они так ловко слились с окружающей средой, что их уже никто не замечает.

Идея провести рестайлинг путем смены г-на Вольского зреет в сообществе олигархов давно. До сих пор сделать этого не удавалось, причем не в последнюю очередь из-за отсутствия достойного преемника. "Напрасно кто-то думает, что, реорганизовав РСПП извне, они смогут сместить Вольского с поста в угоду каким-то кланам внутри бизнес-сообщества", -- заявил в пятницу Интерфаксу первый вице-президент компании "Ренессанс Капитал" Игорь Юргенс. До недавнего времени он занимал должность исполнительного секретаря РСПП, причем олигархи привлекали его на эту работу с прицелом на то, чтобы передать ему пост главы союза. Теперь он говорит: "Ресурс Вольского -- это поддержка 89 регионов, я бы сказал, более 90% руководителей региональных организаций". А новую волну слухов в беседе с Интерфаксом г-н Юргенс объяснил так: "В РСПП возникла трудная ситуация в связи с тем, что новый исполнительный секретарь (Николай Тонков. -- Ред.), в функции которого входит руководство аппаратом, принял несколько более агрессивную линию, и аппарат РСПП покинули несколько ключевых человек. Они вышли в открытый мир и стали говорить о том, что что-то не так".

Однако осведомленный источник "Времени новостей" в этой организации утверждает, что уход г-на Вольского -- вопрос решенный. И дело не в его возрасте (Аркадию Ивановичу уже за семьдесят) и не в претензиях к качеству его работы. Все члены бюро, подчеркивает источник, придерживаются общего мнения -- уход возможен только под аплодисменты и на другую, достойную Аркадия Вольского позицию. Просто сама организация находится в кризисе, и ей нужен человек, способный повысить ее авторитет, человек, отстаивающий интересы крупного бизнеса на публичной площадке: "Пространство РСПП уменьшается, мы начинаем сдавать по сравнению с "Деловой Россией" и ОПОРОЙ".

Правда, выбор нового главы вместо желаемого усиления позиций союза может привести к куда более серьезному кризису. Аркадий Вольский -- авторитетный и уважаемый человек, умеющий находить компромиссы между интересами самых разных групп, как внутри РСПП, так и вне его. Удастся ли найти второго такого, неизвестно. Кроме того, не исключен вариант, когда таких "уважаемых людей" будет несколько и за каждым будут стоять не менее уважаемые члены бюро. Об этом Интерфаксу заявил довольно неожиданный комментатор. Сор из избы вынес глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Валерий Драганов, являющийся членом правления РСПП. По его словам, к нему последнее время поступает много обращений для зондирования позиции, которую он готов занять в случае того или иного развития событий по смене руководства РСПП. Формально главу союза избирает именно правление, хотя на самом деле утверждение зависит от позиции бюро. Один из членов бюро уклончиво сказал корреспонденту "Времени новостей", что возможных кандидатов несколько, тем более что многие сейчас избавляются от бизнеса (и готовы, таким образом, к общественной работе). Другой источник в РСПП сказал, что основным кандидатом сейчас считается президент корпорации "Уралсиб" Николай Цветков.

Иван ГОРДЕЕВ

Две "ночи" до суверенности

Fitch повысило кредитный рейтинг "Газпрома" на одну ступень

Уже второе рейтинговое агентство реагирует на увеличение госпакета акций "Газпрома". Fitch Ratings в минувшую пятницу повысило приоритетные необеспеченные рейтинги компании в иностранной и национальной валюте с уровня BB до BB+. "Повышение рейтинга последовало за завершением приобретения государством дополнительных 10,74% акций "Газпрома", -- говорится в сообщении агентства. Между тем отрыв оценки кредитоспособности "Газпрома" от соответствующего показателя России составляет две ступени и в ближайшее время вряд ли сократится. "В краткосрочной перспективе мы не ожидаем дальнейшего повышения рейтинга концерна, -- говорит аналитик Fitch Джефри Вудраф. -- Поэтому мы исключили его из списка Rating Watch с пометкой "позитивный". Теперь наш прогноз по "Газпрому" -- "стабильный"". "Газпром" ведет активную работу по снижению стоимости заимствований, расширению базы инвесторов, и присвоение нового рейтинга позволит нам добиться в этом направлении еще больших успехов", -- говорит представитель компании.

На прошлой неделе по рейтингу газовой монополии отчиталось агентство Standard & Poor's, которое, правда, не стало его пересматривать (см. "Время новостей" от 10 августа). В ответах на "наиболее часто задаваемые вопросы о кредитоспособности "Газпрома" эксперты S&P заявили, что сама по себе сделка по увеличению госпакета акций не влияет на возможности концерна по обслуживанию своих обязательств. И лишь пообещали тщательно следить за ее последствиями, констатировав, что внутреннее финансовое состояние "Газпрома" далеко от идеала.

Fitch продемонстрировало большую благожелательность по отношению к компании. "Участники рынка после покупки государством акций "Газпрома" постоянно спрашивают нас, почему рейтинг концерна столь сильно отстает от показателя РФ, -- говорит г-н Вудраф. -- Многие считают, что они должны быть на одном уровне либо отличаться на одну "ночь" (ступень. -- Ред.). Мы же по-прежнему констатируем довольно значительное отставание -- две "ночи". Кредитоспособность российского правительства Fitch оценивает на уровне BBB/"стабильный".

Когда агентство только начинало рейтинговать Россию и "Газпром", разрыв между ними составлял всего одну ступень, но с тех пор суверенная кредитоспособность повышалась быстрее, чем показатель газового концерна. "Дальнейшее повышение рейтингов "Газпрома" зависит от способности компании достичь улучшений в таких сферах, как ценообразование на внутреннем рынке и сдерживание операционных расходов, что улучшит генерирование потоков денежных средств", -- говорится в сообщении агентства. Как и коллег из S&P, экспертов Fitch беспокоят высокие операционные затраты, отрицательный денежный поток и рост заимствований "Газпрома", что значительно портит позитивный эффект от высоких цен на газ в Европе.

Алексей ГРИВАЧ

Российский Ан-140 пошел в серию

Самара догнала Иран по сборке украинских самолетов

Первый самолет Ан-140, собранный на Самарском заводе "Авиакор", 12 августа поднялся в воздух при большом стечении гостей из Москвы, Киева и Харькова. Гендиректор завода Сергей Лихарев подчеркнул, что речь идет не об экспериментальном, а о серийном экземпляре самолета и что таким образом "Авиакор" начинает производство новой для себя модели для местных линий. Первая машина взлетела в раскраске авиакомпании "Якутия". Г-н Лихарев рассказал, что на заводе в разных стадиях сборки находятся еще пять Ан-140, два из которых также заказаны авиакомпанией "Якутия". По его словам, в портфеле завода есть девять твердых заказов на Ан-140 (включая три для "Якутии"), а с другими авиакомпаниями идут переговоры о поставке еще 20 машин. Среди вероятных заказчиков -- Федеральная служба безопасности, которая рассматривает возможность закупить 13 Ан-140 в разных специальных модификациях (грузовые, патрульные и т.п.).

"Авиакор", контролируемый с 1999 года холдингом Олега Дерипаски "Базовый элемент", до самого последнего времени откровенно прозябал. Проект сборки здесь Ан-140, разработанного киевским АНТК им. Антонова, развивался настолько вяло, что надежда на его успешное завершение временами пропадала даже у самых горячих энтузиастов. Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) Павел Науменко вспомнил об этом на пятничной презентации, сказав: "Более семи лет шел поиск путей, каким образом этот проект можно осуществить". На самом ХГАПП серийный выпуск Ан-140 начался в 2002 году. При содействии харьковчан была также организована сборка Ан-140 на заводе иранской фирмы HESA близ города Исфахана. Правда, после выпуска третьей по счету машины в начале этого года иранский проект забуксовал по финансовым причинам. Сам ХГАПП до сих пор выпустил девять самолетов Ан-140. Восемь из них летают в украинских авиакомпаниях "Харьков-Авиамост", "Ильич-Авиа", а также азербайджанской AZAL. Еще одна машина разбилась в Иране в декабре 2002 года.

Олег Дерипаска во время пятничной презентации категорически отказался от комментариев по поводу развития его авиастроительного проекта. Зато управляющий директор "Базэла" по машиностроительному комплексу Петр Золотарев и губернатор Самарской области Константин Титов не пожалели теплых слов, описывая, как изменился "Авиакор" после того, как в августе 2004 года "Базэл" делегировал туда нового гендиректора -- Сергея Лихарева. По словам г-на Золотарева, за этот год завод практически вышел на безубыточность. То есть, пояснил г-н Золотарев, на предприятии еще висят непогашенные долги, но они хотя бы больше не растут. Управляющий директор сказал, что "Базэл" планирует профинансировать "Авиакор" за счет кредитных средств: "Есть проект вложить 16 млн долл. непосредственно в производство Ан-140 и еще несколько десятков миллионов -- в инфраструктуру завода вообще".

Возвращать эти затраты планируется с российского рынка. Как сообщил г-н Лихарев, между ХГАПП и "Авиакором" существует джентльменское соглашение: первый продает Ан-140 везде, кроме России, а второй только в России. По оценке партнеров, российский рынок в обозримой перспективе стоит всех остальных вместе взятых, поскольку здесь выходят из эксплуатации самолеты местных линий Ан-24, на смену которым и предлагается Ан-140. "Мы хотим повторить успех Ан-24, который выпускался на трех заводах СССР и который был сделан вместе с модернизациями в количестве двух с половиной тысяч штук", -- сказал г-н Науменко.

Помешать повторению этого достижения в рыночных условиях может только цена самолета. Ан-140 украинской сборки начинал продаваться за 8,5 млн долл. К настоящему времени цена его последней усовершенствованной модификации Ан-140-100 поднялась до 9,8 млн долл., сообщил гендиректор ХГАПП. "Мы в России оперируем формулой 8,5 млн долл. плюс НДС, что в сумме дает примерно те же 9,8 млн долл.", -- рассказал о ценовой политике "Авиакора" Сергей Лихарев. С одной стороны, это дешевле, чем зарубежные суда аналогичного класса (от 15 млн долл.). Однако, по мнению некоторых специалистов, опрошенных корреспондентом "Времени новостей" на условиях анонимности, на протяженных и слабо загруженных трассах (каковыми являются маршруты российского Севера) Ан-140 сможет работать только там, где местные власти станут дотировать его полеты.

Михаил КУКУШКИН, Самара -- Москва

Морской бой окончен

Группа ИСТ продала Балтийский завод структуре Межпромбанка

Основатель Межпромбанка Сергей Пугачев стал самым крупным российским судостроителем. Он приступил к созданию холдинга, который уже имеет пакет заказов на сумму около 3 млрд долл., а в дальнейшем может получить вполне сравнимую с этой цифрой капитализацию. Произошло это благодаря тому, что группа ИСТ, в 2001--2002 годах остро конфликтовавшая с Межпромбанком и подконтрольной ему "Северной верфью" за влияние на кораблестроительном рынке, неожиданно решила продать принадлежащий ей Балтийский завод. Покупателем выступила Объединенная промышленная корпорация (ОПК), принадлежащая Межпромбанку.

"В ходе переговоров с ОПК о создании единой структуры в области надводного судостроения мы приняли решение о возможной продаже пакета акций Балтийского завода, -- говорит президент ИСТ Александр Несис. -- ОПК согласилась с условиями сделки. Мы полностью удовлетворены ее результатами". Вице-президент ИСТ Игорь Цыплаков подтвердил, что сделка завершена, а группа полностью отошла от управления и владения Балтийским заводом, оставив, впрочем, себе другие корабельные активы -- Специальное конструкторское бюро котлостроения, а также проектанта ледоколов ЦКБ "Айсберг". На базе этих проектных центров и Балтзавода в начале 2003 года ИСТ начала строить свой судостроительный концерн -- Балтийскую объединенную судостроительную корпорацию (БОСК). Причем в группе никогда не скрывали своего намерения отвоевать у Межпромбанка и "Северную верфь", миноритарным акционером которой ИСТ стала в 2002 году, после чего вокруг верфи разразилась корпоративная война.

Владельцы двух верфей поссорились из-за многомиллиардных экспортных корабельных заказов. В 2002 году заводы боролись за заказ Китая стоимостью 1,5 млрд долл. на два ультрасовременных эсминца проекта 956Э, а годом раньше -- за контракт на серию корветов для ВМС России. В результате и то и другое досталось "Северной верфи". Однако вскоре у нее начались неприятности: прокуратура Петербурга и Минфин обвинили верфь в неплатеже государству 603 млн долл., над ней нависла угроза банкротства. Финансовые претензии отпали лишь после того, как Межпромбанк получил контроль над верфью, выкупив 50% ее акций у прежнего владельца -- бывшего помощника президента России Бориса Кузыка.

В 2003 году "Северная верфь" жаловалась, что Балтийский завод отказался поставлять ей котлы для эсминцев по заказу Китая, что может сорвать выполнение контракта. Чтобы избежать таких скандалов, в прошлом году ОПК и ИСТ начали переговоры о создании единой управляющей компании, которая могла бы руководить обеими верфями. Но им удалось лишь подписать соглашение о разделе рынка: Балтийский завод на пять лет обязался покинуть рынок боевых кораблей и поставлять конкуренту все необходимое оборудование (по некоторым корабельным комплектующим Балтзавод является монополистом). Завод даже отказался от участия в тендере на строительство фрегата для ВМС России. "Северная верфь" в свою очередь пообещала покинуть рынок гражданских судов. Но до совместного управлении верфями дело так и не дошло.

Финансовые условия продажи контрольного пакета судоверфи и в группе ИСТ, и в ОПК комментировать отказались (в Межпромбанке вообще не хотят обсуждать покупку завода). В ИСТ лишь говорят, что вырученные деньги инвестируют в машиностроительный завод "Трансмаш", а также в концерн по добыче золота и серебра "Полиметалл". Эксперты и представители ВПК считают, что сумма сделки невелика -- 100--150 млн долл. При этом выручка Балтийского завода в 2004 году составила 335,3 млн долл., а пакет заказов уже превышает 700 млн долл. Небольшая цена сделки говорит о том, что политический ресурс Межпромбанка оказался сильнее, и владельцам Балтийского завода не оставалось ничего другого, кроме как продать предприятие.

Теперь, вполне возможно, г-н Пугачев приступит к объединению двух верфей. Новая структура, судя по всему, будет иметь неплохие перспективы как внутри страны, так и за рубежом: российский и индийский флоты вот-вот закажут новой корпорации модернизированные фрегаты, каждый из которых стоит около 400 млн долл. Кроме того, "Газпром" обещает в 2008--2009 годах начать поставки сжиженного природного газа в США и Канаду, а значит, ему понадобятся газовозы дедвейтом 150 тыс. тонн -- об организации такого производства давно мечтает генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский. Правда, пока неизвестно, сохранит ли он свой пост в новой компании.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

Уникальные страховщики

"Росстрахнадзор" выявляет двойников

С этой недели Федеральная служба страхового надзора (ФССН) начнет выявлять страховые компании с совпадающими названиями. Об этом сообщает Агентство страховых новостей со ссылкой на руководителя управления надзора и финансового контроля ФССН Виталия Метелькова. По его оценке, ревизия продлится до конца месяца. Будет проведен анализ реестра страховщиков на предмет несоблюдения компаниями требований страхового законодательства к наименованиям.

История с совпадающими названиями началась еще в январе 2004 года, когда в силу вступила новая редакция закона "Об организации страхового дела". В нем говорилось, что страховщик не вправе использовать наименование, "частично или в целом" повторяющее название другого страховщика, названия должны быть "приведены в соответствие" к 17 июля 2005 года. За невыполнение этих требований компаниям грозили санкции ФССН вплоть до отзыва лицензии. На тот момент санкциям мог быть подвергнут почти весь рынок, ведь у многих компаний присутствуют в названиях слова "страхование", "страховая", "полис", "гарантия", "инвест" и т. д.

В мае этого года Госсовет Татарстана внес на рассмотрение Госдумы проект поправок в закон, согласно которым нужно исключить из текста закона слово "частично", сохранив запрет на полное совпадение названий страховщиков. 21 июля эти поправки были подписаны президентом, а 5 августа вступили в силу.

В соответствии с новой редакцией закона наименование страховой компании должно включать в себя указание на организационно-правовую форму, указание на вид деятельности и "обозначение, индивидуализирующее субъекта страхового дела" (наименование, заключенное в кавычки). На рынке не должно быть компаний с дублирующими названиями, кроме дочерних и зависимых обществ. Лицензии компаниям, чье название совпадает с брендом уже зарегистрированного страховщика, выдаваться не будут. Споры о праве использования страховщиками наименований должны решаться в судебном порядке.

Судебные процессы предстоят, например, пяти компаниям с названием "Гарантия" (из Москвы, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Бийска и Горноалтайска), двум "Адмиралам" (прописанным в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону) и трем "Талисманам" (зарегистрированным в Татарстане, Пермской области и Подмосковье). Проверка ФССН должна выявить всех таких двойников.

В то же время закон по-прежнему не решает проблем, связанных с брендовой мимикрией под крупных страховщиков. Так, известна всему рынку проблема "Росгосстраха" с "Росстрахом" (Новосибирск), который, очевидно, получает за счет сходства названий дополнительные бонусы.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА

Ищите и найдете

"Нафтогаз Украины" обыскали без очевидной цели

Пресс-служба "Нафтогаза Украины" в пятницу официально известила общественность о том, что служба безопасности Украины провела в этот день обыск и выемку документов в офисе компании. В чем смысл этого оперативного мероприятия (а оно проводилось в департаменте безопасности компании), в СБУ не комментировали. В "Нафтогазе" же особо подчеркнули, что обыск связан с деятельностью предыдущего руководства компании. По словам представителя "Нафтогаза Украины", искали "доказательства по уголовному делу относительно субъектов предпринимательской деятельности, которые сотрудничали с компанией во время ввоза весной 2003 года туркменского природного газа на территорию Украины". Тогда импортом газа из Туркмении занималась скандально известная венгерская компания Eural Trans Gas, которая потеряла статус оператора поставок с января текущего года.

Существует и другая версия визита сотрудников СБУ в департамент безопасности "Нафтогаза" -- очередной раунд борьбы за пост главы крупнейшей госкомпании Украины. Сторонники этой версии полагают, что следователи искали материалы на действующего председателя правления Алексея Ивченко, который совершенно не устраивает премьер-министра страны Юлию Тимошенко. Известно, что глава СБУ Александр Турчинов -- давний соратник и протеже председателя кабинета министров. Впрочем, вполне возможно, что СБУ руководствовалась обоими мотивами одновременно.

ETG стал оператором транзита туркменского газа на Украину в 2003 году по взаимной договоренности "Газпрома" и "Нафтогаза". Впоследствии две компании должны были стать акционерами ETG и делить прибыль от транзита и реэкспорта части газа в Европу пополам. Однако договориться о выкупе долей не удалось. Считается, что ETG осталась под контролем верхушки старой украинской элиты. Кроме того, компанию часто связывали с находящимся в международном розыске гражданином Израиля Семеном Могилевичем. Об этом публично говорил даже сам г-н Турчинов, который заявлял, что по фактам ввоза туркменского газа на территорию Украины были возбуждены уголовные дела.

В окружении бывшего главы "Нафтогаза", а ныне председателя Республиканской партии Украины Юрия Бойко говорят, что расследование ведется на протяжении полугода, но никаких серьезных нарушений ни одна комиссия ревизоров и следователей не обнаружила. Сразу после смены власти в "Нафтогазе" в марте 2005 года в компании несколько месяцев работала группа под руководством главного ревизора Украины Николая Сивульского (также соратника г-жи Тимошенко). Все, что она накопала, -- это большой парк представительских автомобилей (90 машин на 600 сотрудников центрального офиса), а также превышение выплат персоналу компании. То, что этим эпизодам не дали ход, также вполне понятно: основная часть автопарка "Нафтогаза", как и раньше, обслуживает высших чиновников страны. В этой связи обыски выглядят очередной попыткой найти хоть что-нибудь серьезное, чтобы публично разоблачить перед парламентскими выборами коррупционеров времен старой власти.

Правда, на этот раз со стороны СБУ все было сделано без традиционных громких заявлений. Кроме того, новая команда "Нафтогаза" с удовольствием поделилась бы с правоохранительными органами любыми документами по деятельности предшественников, и устраивать "маски-шоу" (по словам сотрудников компании, все выглядело как настоящая силовая операция) не было никакой необходимости. Более того, в сообщении пресс-службы "Нафтогаза" прямо говорится, что новое руководство департамента по вопросам безопасности компании провело структурные изменения и реорганизацию, а также собрало и подготовило материалы, которые были направлены в генпрокуратуру и СБУ. Повторное изъятие тех же документов в эту логику не укладывается.

Однако полгода работы на столь ответственном посту -- достаточный срок, и оппонентам г-на Ивченко, которым не удалось снять его политическим давлением (за него официально заступился президент Виктор Ющенко), могло быть интересно получить доступ к свежим данным. Тем более что Юлия Тимошенко успела публично обвинить г-на Ивченко и в срыве оплаты туркменского газа, и в экспорте газа по невыгодным для Украины ценам.

Алексей ГРИВАЧ

Французско-итальянское электропоглощение

EDF и АЕМ покупают Edison

Еврокомиссия в минувшую пятницу дала окончательное согласие французской Electricite de France SA (EDF) и итальянской Milan utility Aem SpA (AEM) на совместную покупку итальянской энергетической компании Edison SpA за 8 млрд евро. "Комиссия очень внимательно наблюдает за этой сделкой, поскольку изучение конкуренции в энергетическом секторе является основным элементом нашей экономики. Мы установили, что предполагаемый союз не нарушает установленных правил", -- говорится в заявлении комиссара ЕС по конкуренции Нили Кроэ.

Эксперты отмечают, что это самая заметная сделка в энергетической промышленности Европы за последние три года. В ходе ее реализации EDF, AEM и другие партнеры купят холдинговую компанию Italenergia Bis, владеющую 62% акций Edison. Затем в соответствии с итальянским законодательством компании будут обязаны выставить оферту остальным владельцам акций Edison, сообщает Reuters. В сентябре партнеры намерены получить остальные акции холдинговой компании -- они уверены, что другие акционеры, в числе которых Fiat и крупные итальянские банки, решат продать свои пакеты.

EDF уже владеет 18% акций Italenergia, а также 2,34% акций Edison. В мае, когда проект поглощения Edison еще только разрабатывался, к его обсуждению подключились правительства Франции и Италии. Тогда французская сторона даже пообещала обеспечить на своем рынке режим благоприятствования другой итальянской энергокомпании -- Enel. В результате долгих переговоров EDF и AEM согласились вместе управлять Edison, прекратив неприятный спор о доступе на энергетические рынки друг друга, длившийся около четырех лет.

Edison имеет сейчас статус второго по величине производителя электроэнергии в Италии. Его владельцы становятся участниками одного из самых привлекательных энергорынков в Европе. Италия традиционно держит высокие цены на энергию, что связано прежде всего с небольшим количеством электростанций в стране. Новые владельцы обещают изменить ситуацию к лучшему. "Сделка встряхнет рынок и поможет в конечном итоге снизить цены на электроэнергию", -- заверил в конце весны руководитель AEM Джулиано Дзукколи.

В 2007 году ЕС собирается сделать рынок электроэнергии полностью открытым, и многие концерны в связи с этим решили не откладывать покупку стратегических активов. Только за последние пять лет общая сумма приобретений европейских компаний в этой отрасли составила почти 150 млрд евро. Франко-итальянский проект по покупке Edison SpA остается одним из самых масштабных, поэтому ему уделяется пристальное внимание. В ближайшее время Еврокомиссии, возможно, придется рассмотреть возможность еще одного энергоальянса. В начале прошлой недели французская группа Suez заявила о намерении купить пакет миноритарных акционеров бельгийской энергетической компании Electrabel за 11,2 млрд евро.

"Это предсказуемый процесс, потому что либерализация меняет поле действия: компании сталкиваются с большими потерями на местных рынках, при этом у них есть средства для инвестиций", -- комментирует тенденции европейского энергорынка аналитик ING Франсуа Поле.

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное