Трюки и приемы переговоров и продаж, практика
и теория, обучение торгового персонала и управление продажами.
Правила слушания
Если вы уже уловили основные принципы, то пусть это будет частичным повторением
уже сказанного, но выслушайте и "Наставления по искусству эффективно
слушать". Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания.
Прочитав очередное правило, на минуту прервитесь, вообразите разговор с
конкретным человеком и представьте, как вы пользуетесь только что прочитанным
правилом:
1. Перестаньте говорить
Невозможно слушать, разговаривая. Полоний Гамлету: "Дай каждому твой
слух, но никому - твой голос".
2. Помогите говорящему раскрепоститься
Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называется созданием разрешающей
атмосферы.
3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать
Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Не читайте почту, когда
кто-либо говорит. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводы для возражения.
4. Устраните раздражающие моменты
Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли
спокойнее в кабинете, если закрыть дверь?
5. Сопереживайте говорящему
Постарайтесь встать в положение говорящего.
6. Будьте терпеливым
Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не
делайте шагов в направлении двери.
7. Сдерживайте свой характер
Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8. Не допускайте споров и критики
Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать
или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
9. Задавайте вопросы
Это подбадривает говорящего и показывает, что вы слушаете. Это помогает
продвигаться вперед.
10. Перестаньте говорить!
Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от
него. Вы не сможете эффективно слушать, если будете разговаривать.
Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что
лучше больше слушать, чем говорить.
Чтобы слушать, нужны оба уха: одно - воспринимать смысл, другое - улавливать
чувства говорящего.
Люди не слушающие, получают меньше информации для принятия взвешенных решений.
Чтобы развить умение слушать, оцените свое общение с другим человеком после
завершения разговора. Спросите у себя, что именно вы сделали эффективно
с позиций десяти наставлений. А затем - в чем вы должны усовершенствоваться?"
(63).
Помехи
"Существует девять барьеров, препятствующих эффективному слушанию.
1.Физический дискомфорт
Жара, холод, усталость, голод или головная боль ухудшают способность слушать
и уделять внимание собеседнику.
2. Прерывания
Телефонные звонки, стук пишущих машинок, гул вентиляторов и другие внешние
воздействия могут отвлекать от хода беседы.
3. Занятость мыслями о других вещах
Мысли о других встречах, неотложных делах и срочных сообщениях могут отвлекать.
4. Заранее подготовленные ответы
Ответы-заготовки на реальные проблемы людей или попытки быстро отнести
эти проблемы к той или иной категории могут мешать вам внимательно слушать.
5. Готовность к скуке
Ожидание скуки от общения с определенными людьми означает, что вы заранее
пытаетесь отделаться от них, даже не дав им никаких шансов.
6. Разговоры о самом себе
Чрезмерная озабоченность самим собой и собственными проблемами разрушает
процесс общения.
7. Персонализация
Предположение, что собеседник говорит о вас, хотя это и не так, ограничивает
ваше восприятие.
8. Отношение к собеседнику
Симпатии или неприязнь к собеседнику могут испортить слушание.
9. Избирательное слушание
Восприятие только части того, что говорит собеседник, по причине несовпадения
личных убеждений или мнений слушающего с содержанием воспринимаемого сообщения
ведет к неприятию всего разговора, потому что мнение собеседника не имеет
значения для него" (69).
Преимущества слушателя
У слушания, по подсчетам С.Дипа и Л.Сесмена, есть одиннадцать важных преимуществ:
"1. Вы избегаете неприятностей,
если вы хороший слушатель. И не только потому, что хороший слушатель внимательно
следует инструкциям, предложениям и предупреждениям. У людей редко возникают
причины для ссор с теми, кто уделяет им внимание.
2. Вы понимаете, что происходит
Жизнь полна впечатлений. Все время вокруг вас что-то происходит. И чем
больше вы впитываете информацию и понимаете происходящее, тем больше профессиональных
и личных знаний вы извлекаете для своего опыта.
3. Становитесь более компетентным
Чем больше у вас знаний о работе, тем успешнее вы будете ее выполнять.
Поэтому внимательно вслушивайтесь в окружающий вас мир и обдумывайте услышанное
- это один из эффективнейших способов расширения знаний.
4. Будьте интеллигентным
Это заставит вас по-другому взглянуть на знакомого вам человека и изменить
свое представление о нем. И возможно, окажется, что глупость не является
его доминирующей чертой.
5. Увеличивайте свою силу
Мир звуков полон информации - черпайте ее, извлекайте из информации знания,
и вы станете сильнее, потому что благодаря хорошей информированности вы
совершаете правильные поступки.
6. Истинная информация
Есть ли что-нибудь более важное по сравнению с пониманием потребностей,
мотивов и ценностей людей, окружающих вас? Вы ведь хотите получить нужный
вам ответ от своего начальника или подчиненного? Тогда просто выслушайте
их.
7. Вас будут уважать
Как часто вы слышите такое: "...по крайней мере он выслушал меня".
И на самом деле, разве вы не испытываете уважения к человеку, который действительно
выслушал вас?
8. Вы получаете то, что вам нужно
Существует верный путь получения от других того, что необходимо для вас.
Единственный способ научиться этому - слушать, слушать, слушать.
9. Вы можете справиться с гневом собеседника
Первыми реагируют на душевное волнение собеседника ваши уши. Когда мы слушаем
разъяренного человека, стараясь понять причину этой ярости, мы демонстрируем
ему свое сочувствие и позволяем выговориться до конца. Это успокаивает его.
Глупо пытаться урезонивать человека в ярости.
10. Выслушивая человека, мы воспитываем в нем самоуважение
Если вы прекращаете заниматься своим делом, чтобы выслушать собеседника,
вы таким образом ему говорите: "Я ценю тебя и то, что ты собираешься
сказать". Это один из наиболее безошибочных способов повысить самоуважение
в подчиненных, детях, вашей супруге, в любом человеке.
11. Больше любви
Выслушивайте собеседника - и любви в вашей жизни станет значительно больше.
Процесс слушания - наиболее убедительное выражение любви и заботы. Сделайте
такой подарок! В конце концов, кто остановится, чтобы послушать человека,
который не нравится? Кроме того, один из самых быстрых способов заставить
людей думать о вас хорошо, если не полюбить вас, - выслушать их. Дети оценивают,
насколько их любят, по тому, с каким интересом отец или мать слушают их"
(67).