Сегодняшний выпуск называется "Кирпич против креатива". Почему так? Читайте и узнаете!
Мы с Галиной продолжаем искать нестандартные подходы и развенчивать мифы. Я продолжаю играть роль "простого мужика в фуфайке", а Галина продолжает удивлять нас нестандартными рекламными ходами. На волне очередного интереса
к партизанскому, вирусному и другим видам нестандартного маркетинга, Галина постаралась рассказать о самых интересных идеях. Посмотрим, как ей это удалось!
В последнее время стала замечать, что меня раздражает реклама. Такое
ощущение, что заказчики размещают ее просто по инерции. Положено иметь
рекламный бюджет – его имеют. Что-то должен делать менеджер по рекламе
– и он делает. Он спокойно тратит ваши деньги на то, что не дает
практически никакого эффекта. В то время как потребители уже глаза
натерли на билбордах и рекламных модулях, вы продолжаете наращивать
рекламный бюджет.
Рассказывали мне про одного такого владельца компании, который чуть ли
не больше половины заработанных кровных тратит на рекламу – и что в
итоге? Ничего. Он просто спускает деньги, потому что так надо! А пока
он взбивает воду в ступе, мы поговорим о том, где должна размещаться
реклама, чтобы на нее хотя бы обратили внимание. Как известно, только
тогда можно начинать говорить об эффективности рекламы, если
потребитель ее заметил.
Понятно, почему это происходит. Рекламным агентствам нужно на что-то
жить, и они как нефтемагнаты качают деньги на «старом топливе», не
давая развернуться новым «экологически чистым» идеям. Однако сегодня в
мире появляется все больше рекламы в неожиданных для потребителя
местах, и это неслучайно. Привычные билборды- это уже часть архитектуры города, неизменный элемент, на который почти никто не смотрит. Потребитель устал от таких декораций, которые к тому же, пытаются навязать ему какую-то покупку.
Чтобы реклама работала, она должна быть там, где ее меньше всего ждут.
Например, вот такую рекламу автомобиля трудно не заметить.
А если бы это был обычный билборд? Разница сразу бросается в глаза!
Хотите рассказать о новой прачечной в районе? Повесьте стикер в
туалетной кабинке местного ресторана или кафе – здесь глазам потребителяпросто некуда будет деваться! Его-то нельзя выкинуть как листовку, которую человек получает на улице.
Известна и кампания банка «Уралсиб», который использовал для
продвижения ипотечных кредитов коктейль BTL и рекламы. Банк открыл сайт
«Нет аренде!», где разместил увлекательную онлайн-игру, суть которой –
в нелегком бою победить владельца съемной квартиры. В кинотеатрах более
10 городов страны банк провел специальную акцию. Прямо перед сеансом
новой серии знаменитой бондианы «Казино «Рояль» транслировался
интерактивный ролик банка. В рекламе нем недруги производили допрос
агента 007 (был подобран похожий актер), мучая его вопросом «Ты
снимал?». Далее прямо в зале с одного из рядов пришедших на просмотр
поднимался специальный человек, возглашая «Я снимал» и покидал зал.
Далее на экране демонстрировалась реклама ипотеки «Уралсиба». Как
отмечают в банке, в результате акции количество выданных кредитов
увеличилось практически в два раза.
Еще лучше, если потребитель как бы участвует в рекламе, испытывает
какие-то чувства по отношению к бренду. Именно поэтому развивается
такое направление как experience marketing, которое призвано
сформировать связь с брендом на уровне эмоций – положительных или
отрицательных. Таким образом, у человека и бренда складываются
определенные отношения, которые способны перерасти в «долгосрочный
роман». Такой была, например, кампания по продвижению автомобилей Nissan, когда «железных коней» в буквальном смысле помещали в клетки.
Можно также устроить грандиозный флешмоб, где главное внимание будет
приковано к товару или услуге. Например, в одном из городов в час-пик в
центре собрались несколько десятков людей, с ажиотажем читающих одну и
ту же газету. При этом, они что-то бурно обсуждали. Конечно, прохожий,
заметив толпу, заинтересуется происходящим, и обратит внимание на
газету.
В общем, с брендом не должно быть скучно. В этом плане показательна недавняя история с Полом Маккартни, который перестал работать со звукозаписывающей компанией EMI после 45 лет сотрудничества. И знаете, какую причину назвал сэр Пол? Рутину! По его словам, к нему и многим артистам в EMI стали относиться как к мебели.
Пусть ваша реклама не будет мебелью или декорациями, а действительно работает!
Галя говорит, что чтобы реклама работала, надо чтобы её хотя бы заметили и для этого нужны креативные решения. Креативные решения хорошо, но нам, простым мужикам, часто они только вредят. Почему? Читайте и узнаете!
Мы
с Галиной живём в небольшом городе на Средней
Волге - Ульяновск зовётся, Ленин тут у нас родиться изволил. И общаемся
иногда с местными дизайнерами - по долгу службы. И часто слышим от них
нечто вроде: “да тут же дыра, никто ничего не понимает - мы им креатив,
а они нам - “телефоньчик покрупнее сделайте”. Вот в Москве, там да, там
креатив ценят!”. Молодым талантам якобы в рекламных реалиях у нас
прохода не дают, креатив применить некуда, а он же аж кипит! Гениальные
идеи по ночам спать не дают!
У меня был и есть бизнес как в Москве, так и в Ульяновске и к
креативу я неравнодушен. Но! Но очень часто он не только не нужен, но и
вреден!
Попробуем разобраться. Классифицируется реклама по разному, но если
отбросить лишнее и обратиться к сути, то можно выделить всего два её
вида:
- имиджевая (сюда относится политическая реклама, реклама бренда, направленная на повышение узнаваемости, реклама ТМ и т.д.)
- информационная (т.е. реклама, которая имеет всего одну цель - донести информацию о чем-либо до потенциального потребителя)
И если имиджевая реклама требует серьёзного понимания многих и
многих процессов как в головах потребителей, так и вообще в окружающем
мире и серьёзной оценки рынка, то реклама информационная по определению
во всём этом не сильно нуждается. Как не нуждается она и в креативе.
Довольно долгое время информационная реклама была основным типом
рекламы. С ростом конкуренции её пришлось потесниться - оказалось мало
“донести”, теперь надо и “сформировать” и “удержать”. И тут конечно без
Идеи не обойтись. Такая реклама закаляет бойца креативного фронта,
делает из него настоящего воина, воющего идеями на поле, усыпанным
зелёными фантиками с барельефами, которые поднимает победитель.
Понятно, что в момент схватки эти самые фантики не поднять, поднимают
их тогда, когда можно не опасаться удара в спину или пинка под зад,
когда наклоняешься за фантиками.
Но таких “стоящих на поле битвы вертикально” не большинство, как считают очень многие рекламисты и креативщики, а меньшинство.
Мы-то, маркетологи от сохи, знаем точно, что львиная доля бизнеса, в
особенности малого и среднего, вообще не нуждается в героическом эпосе.
Им бы по краям поля незаметно походить и фантики пособирать!
Если говорить без метафор, то подавляющему большинству бизнесов
имиджевая реклама не нужна, а нужна информационная. При этом без
всякого креатива.
Скажем, продаю я унитазы. Салон у меня небольшой на окраине. Унитазы
я по своей особенной хитрости покупаю мелким оптом с почти незаметными
дефектами и продаю на 5-10 процентов ниже среднерыночной цены по
городу. Экономлю на аренде и на самих унитазах и продаю. Прихожу в РА,
а мне там говорят - Вам, батенька нужен яркий слоган и креативный
визуал для Вашего щита рекламного. Давайте мол, назовём Ваши унитазы
“Чудесный смыв” или, например, “Приятное утро”, а на щите изобразим
туалетного утёнка большого. Девочка-дизайнер начинает сразу метаться в
судорогах - “Ах, я такое придумала, такое придумала”, менеджер начинает
сыпать непонятными мне, простому унитазному бизнесмену от сохи, фразами
типа “лояльности к бренду”, “креативного позиционирования” и т.д.
Так вот - умный бизнесмен на этом обжигается только один раз! Никому
на унитазном щите даром не сдались туалетные уточки и “чудесные смывы”
- такой щит будет работать плохо. Во второй раз умный бизнесмен,
прочитав отнятый у сына- студента учебник “маркетинг в картинках”,
просто напишет “Унитаз “Идиллия” 2100 руб”. Фото, телефон и стрелка к
его салону унитазов. Телефончик, несомненно покрупнее. И потом в бане
расскажет друзьям, что реклама работает! А креатив - нет!
Мораль сей басни такова. Хороший рекламист легко может “почуять”
когда креатив нужен, а когда - он зло. Когда же он зло, то надо искать
то, за что можно в бизнесе клиента реально зацепиться. Поверьте,
какое-либо реальное преимущество есть у каждого бизнеса “от сохи” -
иначе он бы просто не выжил! И это преимущество, поданное прямо и в лоб
работает в большинстве случаев во много раз лучше, чем самый креативный
креатив. У “унитазника” - это цена, у Василь Петровича из 9-ого ларька
- вкус булочек, у завода “На задворках у Ленина” - уникальный сплав, и
т.д. И не надо мне говорить, что тут нужен креатив. Не люблю умных
слов. “Активное творческое мышление” креатора в данном случае нужно лишь для одного - понять, что нужно на вещи смотреть проще!
п.с. Самую эффективную рекламу в Ульяновске я видел на мосту через
Свиягу (одна из самых оживлённых улиц города). Белый щит. В середине
надпись “Кирпич”. Снизу огромными цифрами телефон. Всё. Я узнавал -
этот кирпич продавался лучше чем кирпич конкурентов, которых
“креативщики” заманили в свои сети. Их рекламную идею я не помню, но
там было что-то связанное с …яйцом. То, что это реклама кирпича, можно
было понять только после долгих умственных усилий. Идея была, но она не
запомнилась, а вот телефон на первом щите до сих пор сидит в голове!