Был
такой академик - Павлов звали. Уверен, что слышали, как он над
собачками измывался, добиваясь закрепления рефлексов. Именно его
результаты легли в основу очень многих современных теорий личности,
которыми оперируют в частности и мерчендайзеры.
Всё бы хорошо, но любая теория рано или поздно обрастает мифами и
стандартными положениями, что вызывает закостенелость мышления у её
приверженцев.
Рассмотрим самый типичный пример - полку супермаркета. Из принципов
восприятия и смыслового кодирования якобы следует, что мол поставим мы
дорогие товары на уровне глаз, а дешёвые ниже и всё будет ОК.
А теперь я скажу, как этот принцип понимает работник торговли -
опытный практик. Вот его фраза: “Спешит человек, некогда выбирать -
ХВАТАЕТ, ЧТО ЛЕЖИТ ближе и дальше идёт. А тот кто что то выбирает, по
всем полкам выглядывает.” Заметьте, это наблюдения человека, который за
торговым залом наблюдает много лет!
Но поставщики настаивают на мерчендайзинге, для них это увеличение
продаж - реальное. Казалось бы зачем же я намекаю на то, что один из
его главных принципов - работает не так, как считают, если уж прибыль
то растёт.
А вот и ответ. Один из очень известных брендов, широко
представленный в продуктовых сетях, проводил эксперимент. Товары класса
“начальный премиум” были выложены не как это принято, а там, где обычно
выставляются товары низшей ценовой категории. Казалось бы - статистика
должна показать резкий спад продаж. Но не показала. Почему?
Ключевое слово здесь - ИЗВЕСТНЫЙ. Лояльность к бренду перевешивает
мерчендайзинг и люди, привыкшие покупать бренд Х, а не бренд Y ищут и
будут его искать. В итоге спада не происходит.
И вот тут то и вспоминается академик Павлов со своим “научением”.
Бренд сам по себе УЖЕ “научил” потребителя, создав у него некий образ -
он, покупатель, поедает продукцию с тм X. И выбить этот образ потом
очень тяжело! О двух путях как этот образ сформировать я уже писал.
Так что же, товарам той же группы, но без сильного бренда путь в
холодильники потребителя закрыт? Вовсе нет - для них-то и трудится штат
мерчендайзеров и действуют всякие принципы формирования продаж на
местах. Но урвать кусок в доле сильных брендов они не могут и не смогут
до тех пор, пока их узнаваемость не сравняется с узнаваемостью сильного
бренда.
А вот обратное возможно, но, в отличие от уверений кудесников
увеличения продаж на местах, в основном за счёт общего повышения уровня
узнаваемости, а не за счёт ухищрений мерчендайзеров. Эти ухищрения, по
статистике того бренда, про который я уже выше говорил, приводят к
росту всего лишь в …. 1- 2 процента! По сути - это в пределах
погрешности измерений.
Получается, что НЕСМОТРЯ на мерчендайзинг, сильный бренд - всегда
оказывается в “дамках “, а слабый - может рассчитывать только на…
Только на что?
И тут я вернусь к тому зубру торговли, высказывание которого уже
приводил выше. Я не зря выделил большими буквами фразу “хватает, что
лежит ближе”. Именно “хватание, что ближе лежит” обеспечивает львиную
долю продаж, например, водке со слабым брендом. Да и не только водки.
Ухищрения с визуальным восприятием, тактильными ощущениями, и т.д. в
этом случае вторичны. Более того, чем лаконичней упаковка, тем лучше!
Вспомним пример с “Зелёной маркой”, которая при очень небольшом
маркетинговом бюджете оказалась в дамках. Не в последнюю очередь за
счёт бутылки, которая с советских времён вызывает психологическую
реакцию “хватать, пока не разобрали”. И если на “верхних полках” (чуть
не написал - нарах) идёт борьба позиционирования, упаковки, но
побеждает ВСЕГДА тот, чей бренд сильнее, то на “низах” - действуют
рефлексы и побеждает всегда … коробка!
Поставьте один и тот же товар на нижнюю полку и в коробке на уровне руки покупателя. “Хватательный рефлекс” победит, потому что:
1. “в коробке - значит дешево” - миф покупателя номер один
2. “брать легко и горлышки торчат - значит выгодно” - миф номер два
Главное чтобы коробка всегда была полупустой. Дальше я думаю всё поймёте Вы сами.