Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Маркетинг от сохи и от косы

  Все выпуски  

Маркетинг от сохи и от косы Маркетинга не сужествует - можете расслабиться


Меня всегда интересовало откуда вообще берутся науки, которые изучают не природу и самого человека, а то, что им создано. Конечно, можно вспомнить коллективное бессознательное, социум как саморегулирующейся организм и прочее, но факт остаётся фактом - то, что создало общество, отдельным индивидумом непознаваемо без специальных теорий. Одна из них как раз экономическая.

Просто вдумайтесь в простой факт - деньги созданы человеком, экономика создана человеком, а осмыслить и понять её “как она есть” невозможно. Можно только строить теории, которые описывают процессы в экономике с той или иной степенью приближения. Точно также, например, действует атомная физика.

Мы до сих пор не знаем до конца какие процессы происходят в атомах и от чего и как они вообще происходят - выдвигаются различные теории, строятся предположения, проводятся эксперименты. То же самое и с экономикой, только эксперименты встают намного дороже.

Вывод простой - законы бизнеса стихийны и следование любой теории экономики или использование готовой модели бизнеса НИКОГДА не будет приносить тот результат, который Вы прогнозируете. НИКОГДА, потому что человеческий мозг просто не в состоянии вместить и обработать с идеальной точностью все факторы, которые необходимо принять во внимание.

Что это значит? А значит, что наиболее полно бизнес и экономику описывают не экономические теории, а законы Паркинсона  

Попробую сформулировать точнее:

1. Никакой бизнес план нельзя реализовать так, чтобы его содержание полностью совпало с реальностью.

2. Чтобы Вы не планировали, идеально ничего не получится, даже если речь идёт об огромной корпорации с отличной логистикой и отлаженными “бизнес-процессами” (привет, Microsoft )

3. Большинство так называемых “бизнес-процессов” протекают стихийно и даже при самой ярой их “регулировке”, ей поддаётся только малая толика внутренних процессов в компании без учёта непредвиденных факторов и обратной связи от внешней среды.

4. Маркетинга не существует. Такой науки просто нет как дисциплины, так как невозможно создать единую рабочую теорию, которая бы рассматривала в совокупности рыночные и общественные факторы и позволяла бы делать из этого прикладные выводы, применение которых на практике всегда приносило бы прогнозируемый и постоянный результат. Можно только угадать. Поэтому всё “инструменты маркетинга” - ничто иное, как аналог карт Таро или игральных костей - они позволяют получать результат, но его интерпретация зависит от гадающего.

Например, провели Вы маркетинговое исследование - определили целевую аудиторию, её предпочтения, создали некий план продвижения продукта или бренда. И начали по нему действовать. Каковы шансы прогнозируемого успеха, если делать прогноз опять же на базе маркетинговых инструментов? Вы не поверите, но эти шансы практически равны обычному показателю математического ожидания, т.е. случайны! “Попробовав раз, ем и сейчас” - это не про маркетинг. По видимому, оценка каких-то факторов действительно помогает “гадающему”. А дальше всё зависит ОТ ЧЕЛОВЕКА! А всё что по этому поводу пишут в толстых и красивых книгах - это по сути всего лишь инструменты принятия человеком решений!

Пусть есть продукт Х, представленный в рыночной нише Y. Маркетинговое исследование показало, что в этой нише представлены два крупных бренда - Z и X, которые держат 80 процентов рынка и 10 мелких. Если бы маркетинг был наукой, он бы предлагал готовое решение по выходу на рынок с готовыми рецептами по захвату нужной доли. НО!

1. Маркетинг - не наука

2. “Гадателю” приходит на ум светлая мысль, что для продукта X лучше создать новую рыночную нишу

3. Продукт Z и X оказываются принадлежащим одной компании, но эта информация скрывается

4. Целевая аудитория из-за падения метеорита меняет свои предпочтения в пользу продукта R

и таких “случайностей” - бесконечное количество!

Как же быть? Расслабиться и не переживать! Помните, что готовые рецепты не работают, а всем правит Ваша целеустремлённость и уверенность в правильности действий, подкреплённая не книжной мудростью, а живым опытом. Ставьте себя на место потребителя и всё будет ОК - это главное качество, которым владеют успешные бизнесмены.


В избранное