Поделюсь
наблюдением - в каком бы малом городке или селе не был, везде у самых
крепких и богатых домов стоит “кормилица”, а то и не одна. У кого
попроще - Газель, у того, кто побогаче - фура или пара Камазов.
Дело-то наверное выгодное - скажете Вы.
Выгодное, но только при некоторых условиях. Начнём сегодня с самого простого - с Газели. Делюсь опытом.
Начнём не с радужных перспектив, а с проблем и нюансов, на которые многие просто не обращают внимания:
Подводные камни
1. Надеятся на диспетчеров нельзя. Заказчиков придётся искать самим.
2. Только наличие постоянных заказчиков может обеспечить более-менее
стабильный и сравнительно высокий доход. На случайных поездках много не
заработаешь. Поэтому если зарабатывать на грузоперевозках - это Ваша
цель, то начинать надо не с покупки техники, а с раздумия на тему того,
где Вы сможете найти постоянных заказчиков.
3. Найти приличного водителя - это такая проблема, что порой
кажется, что она практически неразрешима. Один ворует, другой - бухает,
третий - халявит.Поэтому на первых порах единственный реальный выход -
рулить самому. Надеяться на то, что купите Газельку и деньги в карман
потекут ручъём не стоит.
4. Газель - не Мерседес, поэтому приготовьтесь к простоям по причине мелких неисправностей.
Теперь разберёмся какую Газель покупать.
Главное правило - лучше искать не работу под машину, а машину под
конкретную работу. Поэтому если Вы нашли заказчиков, то подбирайте
машину под их запросы. Если же Вы, несмотря на мой совет, решили
сначала купить Газель, а уж потом заниматься поиском заказов, то
варианты следующие:
Выбор Газели
1. Обычный тент.
Преимущества - цена на 1000 - 1500 долларов ниже других модификаций,
можно возить длинномеры, легко нарастить тент в высоту и возить что-то
вроде мебели, беря за это дополнительные деньги. Недостатки -
конкуренция.
2. Изотермик.
Под развозку продуктов по торговым точкам - самое оно! Но большинство
торговых компаний в больших и средних городах уже давно обзавелись
своим автопарком и в Ваших услугах не нуждаются. Остаётся малый и
средний бизнес - от рыночных торговцев и лоточников до торговых
представителей. И здесь уместно рассмотреть величину колёсной базы.
3. Удлинённый изотермик - редкий вариант, который
можно только заказать. При этом вес фургона достаточно приличный, что
сказывается на грузоподъёмности. Понятно, что заказчику Ваши проблемы
глубоко по-барабану, поэтому приготовьтесь к работе с постоянной
перегрузкой. А это увеличение частоты ремонтов, а следовательно и
простоев.
4. Удлинённый тент.
Вариант подходящий для перевозок лёгких, но обёъмных грузов - от
коробок и мебели в сборе до холодильников. Но в этом случае
рассчитывать приходится скорее на работу по доставке населению. А в
этом случае желательно, чтобы в Газель помещались и грузчики.
5. “Фермер”
- объём кузова такой же, как у обычной Газели, но есть дополнительные
пассажирские места. Идеально для квартирных перевозок и служб доставки.
Но значительно дороже. Правда, если Вы найдёте постоянных клиентов, то
разница очень быстро “отобъёться”, так как ставки за почасовую работу
на такой машине можно устанавливать больше.
6. “Маршрутка”.
Тут уже правами с открытой категорией “B” не обойтись. Если у вас
открыта “автобусная” категория - то отличный вариант в случае, если
есть возможность дешево “постаиться” на выгодный маршрут. Выгода сильно
разнится от города к городу. В каких-то городах - это очень выгодно, а
в других, где действуют “сетевые” перевозчики с большим автопарком -
почти убыточно. Кроме того, стоимость микроавтобуса - маршрутки
значительно выше любых других Газелей. Поэтому в данном случае надо
внимательно и осторожно подойти к оценке - расспросить опытных
перевозчиков, прикинуть сколько будет стоить “встать на маршрут”, кому
и сколько придётся платить.
7. “Фургон”.
Одно время было выгодно. Сейчас - не знаю. В любом случае в этом
варианте лучше рассчитывать на “дальняк” - как минимум на международные
перевозки. Если есть клиенты, то “фургон” - нормальный выбор.
Остальные варианты, типа эвакуаторов и рефрежераторов, рассматривать не буду. Дорого.
Денежная сторона вопроса:
Если Вы хотите зарабатывать, а не проводить дни с гаечным ключом, то
сразу выбросите из головы варианты с покупкой б/у Газели. Подумайте -
если машина хорошо ездит и привозит деньги, зачем её продавать?
Конечно, если Вы обладатель оборудованной ремзоны и обладаете либо
штатом механиков либо навыками ремонта, то после пары месяцев работы
можно получить работоспособный вариант, который будет ездить и
привозить деньги. Но это для любителей-экстрималов.
Теперь о покупке. Сразу, в кредит или в лизинг?
Если Вы обладаете необходимой суммой - то вопросов вообще нет. Через
год - полтора усердной работы окупите, ещё год поездите в плюс, а потом
продадите. Единственный нюанс - остерегайтесь пока двигателей
“Крайслер” - запчастей почти нет, а на гарантию рассчитывать не
придётся. Почему - чуть ниже расскажу.
Если же денег не хватает, то вариант один - кредит. Оформить что-то
в лизинг человеку с улицы и труднее и в конечном счёте не так выгодно.
Итак, кредит. Оптимальным я считаю такой расклад - первоначальный взнос
тысяч 100 - 120 руб и кредит года на 3. В этом случае выплаты по
кредиту будут составлять порядка 12000 руб в месяц, что вполне можно
потянуть. Главный нюанс - кредит стоит погасить как можно быстрее! В
первые полгода- год лучше “затянуть пояс” и вкалывать на выплату. Потом
проще будет. Поэтому в договоре с банком особенно тщательно исследуем
раздел о досрочных выплатах в плане поиска “подводных камней”. Никаких
пени, доп. процентов и прочего “разводилова” быть там не должно! А вот
на переплаты и проценты можно смотреть не столь пристально - разницу
между 12 и 15 процентами переплаты при обрисованном сценарии досрочного
погашения Вы попросту не заметите на общем фоне.
Теперь о гарантии на машину - забудьте! Как только Вы поставите газ,
с гарантией можно будет распрощаться. Исключения есть, но они единичны
- если найдёте такого доброго дилера, то считайте, что Вам повезло.
Ездить же на бензине - сродне финансовому самоубийству! Затраты на
километра пробега без учёта амортизации возрастают почти в 2 раза, а с
учётом амортизации - в 1.5.(на газе до капремонта ЗМЗ ходит тысяч на 50
меньше).
Итак, купили. Надеюсь, на первый раз Вы благоразумно обошлись без
опасной экзотики вроде двигателей “Штайер” и “Крайслер”. Теперь что?
Теперь - ставить газ! Пропан или бутан - по большому счёту не важно.
Разница в цене пропорциональна разнице в удобстве поиска заправок и
“теории недолива”. И сразу работать, если клиенты уже есть. А если нет,
то искать их! Но об этом в следующий раз.