Советы бизнес-консультанта. Выпуск 241. Что делать, если изменения забуксовали
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Что делать, если изменения забуксовали
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N241,
25.07.2013
Слово "кризис", написанное по-китайски,
состоит из двух иероглифов: один означает "опасность",
другой – "благоприятная возможность".
Александр
Сорокоумов
- консультант по изменениям и наведению порядка в коллективе, мой партнер по
многим проектам.
Каждый проект изменений, как и любой другой проект, рано или поздно войдет в
свою «мертвую зону». Это этап, на котором маленькие сбои и несостыковки
собираются в большую лавину и грозят свести на нет все ваши усилия. На этом
этапе сопротивление персонала достигает максимума, вся работа встает, и кажется,
что сделать не получится ничего.
Главное, что необходимо помнить в этот момент — это то, что проект и должен
был встать. Без переживания этого периода ни один проект не состоится. А проект
изменений — тем более. Поэтому первое, что нужно сделать, когда ваши изменения
встали — это принять эту остановку как должное. И начать искать, что же ее
вызвало.
У каждой остановки есть своя причина либо комплекс причин. Где-то там, в
глубине вашей компании была некая проблема, из-за которой вы и начали изменения.
И вот наконец эта проблема начала выплывать наружу и явно мешать вам двигаться
дальше. Не решив ее, вы не сможете сойти с мертвой точки. И это хорошо. Ведь
ради этого решения вы и затеяли все эти перемены.
Поэтому второе, что необходимо делать, когда проект встал — это радоваться. У
вас появился шанс действительно изменить вашу компанию.
Однако простой кавалерийской атакой проблему не решить. Да и найти ее бывает
не так просто. Вы столько лет работали в компании, как-то мирились с
трудностями, глаз замылился... да и часто вы просто не знаете, что искать.
Поэтому третье, что необходимо сделать — это поискать, какие проблемы бывают
здесь в принципе.
Далеко искать не придется. Проблемы, которые останавливают движение,
находятся в сфере отношений. Либо отношений между вашими сотрудниками — в
горизонтали, либо отношений между вашими сотрудниками и вами — в вертикали. Все
несогласованности и сбои любого проекта можно проследить до этих проблем — до
невозможности понять друг друга, договориться и сработаться настолько, чтобы с
этим проектом справиться.
Возьмем типичную компанию, которая начала проект по наведению порядка в
бизнесе. Почему они это сделали? Потому, что отделы никак не могли договориться
друг с другом. Продажи с производством, производство с логистикой, а бухгалтерия
— со всеми вместе. Это сильно мешало работе, съедало добрую часть прибыли, и
руководители поняли, что так дальше жить нельзя. Нужно стандартизировать
процессы, детально все прописать, и тем самым устранить все споры и разногласия.
Сотрудники смогли прописать процессы в рамках подразделений, но как только
вопрос касался взаимодействий между ними — все тут же упиралось в ту самую
причину: отделы никак не могли договориться друг с другом. А чтобы все детально
прописать, сначала нужно договориться. Договориться о том, как процесс будет
протекать от отдела к отделу, прояснить все сбои и разногласия, придти к общему
пониманию и единому мнению — и заключить своего рода контракт. Который потом
отражается в схеме бизнес-процессов.
«Тупо описать и внедрить» не получилось. И вот, спустя два года, компания
пришла к тому, с чего начинала проект: людям нужно научиться договариваться друг
с другом. И договориться о том, как им будет лучше вместе работать.
Четвертое, что нелишне сделать, когда ваш проект встал — это проверить,
насколько люди умеют договариваться друг с другом. Это означает, насколько они
способны:
слушать другого вместо того, чтобы говорить самому;
слышать то, что сказал другой человек, вместо того чтобы додумывать за
него;
убеждаться, что правильно понял другого человека, уточняя и
переформулируя;
говорить прямо, ясно выражая свою позицию и желания;
поддерживать другого человека эмоционально, даже если не согласен по
обсуждаемому вопросу;
констатировать и принимать имеющиеся разногласия вместо того, чтобы
продавливать свою позицию;
обращаться за помощью к третьей стороне, если переговоры зашли в тупик.
В большинстве компаний малого и среднего бизнеса перечисленные выше навыки —
большая редкость. И это — главная причина остановки проектов по наведению
порядка в бизнесе.
Однако ругать ваших подчиненных за неумение договориться не стоит. Ситуация,
которая раньше была в вашем бизнесе, позволяла им так работать. У них не было
нужды договариваться друг с другом, поэтому навык и не развивался. Теперь нужда
появилась. Но навыку нужно время, чтобы вырасти.
Поэтому пятое, что необходимо делать в вашей ситуации — это дать людям время.
Запастись терпением. И обратить свое внимание на себя.
Вы создали эту компанию. Вы набрали этих людей. Вы организовали их работу или
позволили им организоваться самим. И эта ситуация, и эта проблема создалась при
вашем непосредственном участии (или попустительстве). Поэтому здесь будет
совершенно уместным задать себе вопрос, что же это такое вы делаете (или не
делаете), что эта ситуация и эта проблема продолжает существовать?
Ответов может быть масса. Например, в одной из компаний, с которой мы
работали, шеф - «папа» был профессионалом высочайшего уровня. И настолько же
требовательным и суровым. Облажаться при таком «папе» было равносильно
самоубийству. Люди боялись навлечь на себя осуждение родителя, и потому боялись
делать хоть что-нибудь. И, разумеется, не могли ничему научиться, потому, что
учиться означает делать ошибки.
В другой компании шеф был, наоборот, добрый и поддерживающий. Но у него был
недостаток — он не любил «строить» своих подчиненных. И в компании при таком
шефе периодически появлялись люди, которые нарушали субординацию, устраивали из
своих отделов закрытые кланы «своих», унижали и оскорбляли «не своих» и прочими
способами вели свою подрывную деятельность. Какое уж тут наведение порядка?
Примеров можно привести множество, но главное, что вы должны усвоить — это
то, что корень большинства проблем лежит в ваших отношениях с вашими
подчиненными. И с партнерами — если вы управляете не в одиночку.
Раньше вы тянули все на себе, принимали решение по большинству вопросов,
договаривались с каждым по отдельности, ставили окончательную точку в спорах. А
теперь людям нужно начать делать то же самое — но без вас. Договариваясь между
собой.
Они не умеют. Им страшно. И поэтому они неосознанно, всеми силами, правдами и
неправдами будут тянуть вас обратно. В то теплое и уютное время, когда вы делали
большую часть работы за них.
Приемов и уловок у них — легион. Они шлифовались и отрабатывались годами. И
большая их часть находится в зоне ваших «слепых пятен» - тех мест, где вы не
осознаете манипулятивное воздействие, направленное на вас.
Значит, шестое, что можно сделать — это изучить себя и свои особенности в
отношениях с сотрудниками. Понять, где вам удается передавать им ответственность
и развивать их навыки самостоятельной работы, а где — нет. Разобраться, чего вам
не хватает. И — восполнить недостаток.
Ну, и самое главное. И у любого навыка, и у любого проекта изменений есть
один-единственный критерий результативности: насколько он помогает решить ту
задачу, ради которой и понадобился. И если задача не решается (навык не растет,
проект стоит) достаточно долго, значит, в вашей ситуации существуют проблемы,
которые вы в настоящий момент обнаружить не можете.
Поэтому седьмое, что вы можете сделать — это перестать мучить себя
бесплодными попытками и обратиться за помощью. Мы, будучи специалистами в сфере
изменений с более чем десятилетним стажем, давно оставили мысль, что можем
проводить изменения для себя без внешней помощи. Да и в нашей профессии если
человек застрял и пытается все равно справиться сам, считается признаком
недостаточного профессионализма. Поэтому мы обращаемся к специалистам заранее. И
можем сказать — это очень хорошо экономит время и деньги.
Если у Вас есть партнеры или наемный генеральный директор, рекомендуем приезжать вместе, чтобы потом
говорить на одном языке, и успешно внедрить все то новое, чему Вы научитесь в
бизнес-лагере. Важность участия командой подтверждают все, кто ранее прошел наши
бизнес-лагеря.
Лагерь состоит из двух частей. Практика составляет до 80% времени.
Первая часть: Тренировка.
Здесь вы сможете освоить основные знания и умения, которые понадобятся вам
для успешной передачи дел подчиненным. С помощью специальных упражнений вы
изучите навыки, которые необходимы для успешного делегирования и получите ряд
упражнений для их тренировки. Деловая игра позволит вам смоделировать реальные
бизнес-процессы и своими глазами увидеть, как их организовать, чтобы подчиненные
работали сами и не бегали к вам за советом. Индивидуальный разбор полетов
поможет вам осознать, какими ресурсами для успешного делегирования вы уже
обладаете, но не пользуетесь. И каких ресурсов вам пока не хватает. Отдельное
внимание мы уделим тому, как делегировать полномочия команде в целом.
Вторая часть: Реальные кейсы.
Во второй части мы выберем несколько добровольцев и будем работать с их
текущими ситуациями. Детально разбирать, что делегировать, кому делегировать, и
как именно делегировать в вашей конкретной компании. Изучать, как именно
процессы завязаны на вас, и что именно вы можете сделать, чтобы из них
постепенно выпутаться. И тренировать ваши собственные навыки делегирования.
Вся программа работы строится исключительно под ваши индивидуальные
запросы. Никаких отвлеченных лекций, примеров о том «как у них», общих слов
и универсальных советов. То, что будет происходить в лагере, вы не прочитаете ни
в одной книжке и не увидите ни на одном видеокурсе. Но при этом содержание
работы будет целиком зависеть от вас, ваших запросов и вашей готовности над ними
работать. Чем больше вы вложитесь в работу - тем лучше будут ваши результаты.
Отзывы
участников бизнес-лагерей:
Фильм (6 минут) о том, как прошли наши бизнес-лагеря на Угре в 2012
году
"Компания на рынке около 6 лет, сейчас идет обновление.
Приехал в этот лагерь на Угру-2012 к Михаилу Рыбакову и Александру Сорокоумову,
с определенными целями. В первую очередь – построить бизнес-процессы,
разобраться в целях бизнеса и компании. Целей своих достиг. Сейчас я вижу, как
методологически это все выполнить. Замечательный лагерь.
Хотел бы сказать несколько слов об этом месте. Здесь удивительная река. В
свободное время сумел немного познакомиться с нырянием, с правильным плаванием.
Играем в волейбол… Похудел, кажется, на несколько килограмм.
Вообще все замечательно. Помогает не только поработать, но и очень качественно
отдохнуть. Завел много знакомств, очень полезных в плане бизнеса, и однозначно
интересных. Потому что разные люди с разных компаний, собственники и
руководители. И в приватной обстановке можно пообщаться, обсудить какие-то свои
проблемы, выслушать других, и может быть, завязать новые отношения.
Спасибо большое!"
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.