Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 240. Мифы и правда о маркетинге. Часть 2


Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.

Советы бизнес-консультанта
Мифы и правда о маркетинге:
что упускает из виду бизнес? Часть 2

Общий тираж на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно выходит с октября 2007 года.

Выпуск N240, 25.07.2013

Маркетинг – это интеллектуальная основа продаж.

Ицхак Адизес

Наведение порядка
в действующем бизнесе
Рабочие сессии
по решению Ваших

бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Моя книга

Архив рассылки

Анонсы мероприятий

Седьмой основной лагерь "Как навести порядок в бизнесе и в коллективе"
27 июля – 6 августа (Угра)
Михаил Рыбаков и Александр Сорокоумов

Экономика и деловая жизнь. Как повышать прибыльность своего бизнеса с помощью экономической теории
7-8 августа (Угра)
Борис Польгейм

Четвертый бизнес-лагерь "Создание системы маркетинга и продаж"
9-15 августа (Угра)
Виктор Лучков и Любовь Малютина

Третий бизнес-лагерь "Система и технология управления людьми в бизнесе"
9-15 августа (Угра)
Екатерина Козырева

Третий бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами"
9-15 августа (Угра)
Наталия Морозова

Счастье и гармония в бизнесе и в жизни
9-15 августа (Угра)
Михаил Рыбаков и Ольга Пайвина

Делегирование для собственника: как выйти из процесса и организовать работу подчиненных без личного вмешательства
9-15 августа (Угра)
Александр Сорокоумов


Бесплатные дистанционные курсы:

Как навести порядок в своем бизнесе

Как создать эффективную систему продаж

Эффективное управление персоналом

Как управлять проектами в своем бизнесе

Как создать новый бизнес

Аутсорсинг - инструкция по применению

1001 способ снижения затрат

Как выжать максимум из маркетинга

Как управлять «дебиторкой» и эффективно работать с долгами


Наш консалтинг и коучинг:

Наведение порядка в действующем бизнесе

Рабочие сессии по решению Ваших бизнес-задач

Коучинг по достижению Ваших личных целей


Мы живем в Москве, однако работаем в любой точке мира, куда летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить нас к себе в город или в свою компанию для проведения консалтинга и обучения:
- Сайт: WWW.MRYBAKOV.RU
- Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:
info@mrybakov.ru
- Skype: mrybakov.partners
- Команда "Михаил Рыбаков и Партнеры" на FaceBook
- Михаил Рыбаков на FaceBook


Всегда рады новым контактам! Приятно, когда в нашу жизнь входят новые интересные люди.

Рекомендовать мои рассылки и получать подарки

Партнерская программа - Ваш пассивный доход


Уважаемые подписчики!

Осталось всего 2 дня до начала Основного бизнес-лагеря "Как навести порядок в своем бизнесе и коллективе" . Посмотрите программу и оплатите свое участие сейчас >>>

 

Осталось всего 3 дня до очередного повышения цен на тематические бизнес-лагеря.

 

Пятый основной бизнес-лагерь Михаила Рыбакова и Александра Сорокоумова Угра-2012 WWW.MRYBAKOV.RUМы проводим бизнес-лагеря на протяжении трёх последних лет. За всё время в них участвовало более 500 бизнесменов и руководителей, в том числе представители компаний среднего бизнеса (масштаб – 2-3 тысячи сотрудников) с опытом в бизнесе по 15-20 лет. Все получили результаты, все довольны, в том числе собственники и руководители, достигшие серьезных успехов в бизнесе.
Эффективнее приезжать командой (совладельцы, или владелец и наемные топы), чтобы потом говорить на одном языке, внедрить в свой бизнес всё то, что узнаете на лагере. Это рентабельно, что подтверждают ВСЕ участники наших прошлых бизнес-лагерей. И спустя годы, они лишь укрепляются в своем мнении. Смотрите их видео-отзывы и фотографии.

Во время бизнес-лагеря мы на практике прорабатываем все технологии: на живых примерах участников. Помимо методик – активный обмен опытом, тренировка навыков эффективной работы в командах.
Бизнес-лагеря проходят в красивом и экологически чистом месте на берегу реки Угра в Калужской области. Через несколько дней с момента начала бизнес-лагеря его участников очень радует жизнь в лесу на свежем воздухе, отсутствие городского шума, суеты и рабочей текучки. Бизнесмены не только занимаются, но и хорошо отдыхают, набираются сил и энергии. Многие приезжают с семьями, с детьми.

Посмотрите программу бизнес-лагерей и оплатите свое участие сейчас >>>

 

Тема выпуска. Мифы и правда о маркетинге: что упускает из виду бизнес? Часть 2

Любовь Малютина (www.marketinghelper.ru) – консультант по маркетинговому развитию компаний, руководитель проектов, инвестор, участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Практический опыт в сфере маркетинга – с 1998 года. Опыт управленческой работы – с 2000 года. В консалтинге с 2007 года.
Занимается стратегическим и тактическим консультированием и коучингом владельцев среднего и малого бизнеса, помогает выстроить в компаниях регулярные маркетинговые процессы, повысить эффективность маркетинговой деятельности, создавать и развивать маркетинговые команды. Также занимается рыночной оценкой start-up проектов и маркетинговой поддержкой start-up. Среди клиентов: Societe Generale, Русфинанс Банк, METRO Сash & Сarry, ТД Сибирский берег, Nivea, Сеть книжных магазинов Книгомир.

 

Продолжим разговор о мифах превращающих технологичный, прозрачный и мудрый маркетинг в мракобесие и шарлатанство. Для начала, в качестве самодиагностики, ответьте на несколько вопросов о месте и роли маркетинга в Вашем бизнесе:

1. В какой пропорции Вы распределяете свое управленческое время между созданием маркетинговых идей и решением текущих вопросов выполнения планов продаж?

2. Готовы ли Вы посвящать время своей команды для разработки новых маркетинговых идей вместо обычных оперативок и тренингов по продажам?

3. Получает ли персонал Вашей компании удовольствие от работы с клиентами? Любит ли Ваш персонал продукт, который должен продавать клиентам?

4. Способен ли каждый сотрудник в Вашем бизнесе представить основные «фишки» продукта клиенту?

Если Вы ответили на все вопросы – Да, а на первый вопрос, что пропорция распределения времени перевешивает в сторону маркетинга – поздравляю! В большинстве случаев тема маркетинга находится за кадром, она вытеснена как ненужная, неважная, непонятная и наполненная негативным опытом. Но как мы уже выяснили в первой части статьи, в реальности дело обстоит совсем не так.

 

МИФ №4. Маркетинг - это сложная непрогнозируемая и неуправляемая деятельность сродни магии.

Ситуация 4. Владелец региональной сети ресторанов пригласил меня провести стратегическую сессию с его командой, чтобы наладить прогнозируемость и управляемость маркетинга. В начале сессии выясняем, как сейчас обстоят дела. Задаю ряд контрольных вопросов: «Фиксирует ли компания поток входящих посетителей?» – «Нет» - «Фиксирует ли компания новых и повторных клиентов?» – «Новых - нет, повторных – да, когда выдает клиенту карту программы лояльности» - « Есть ли план маркетинговых акций, уведомляющих клиентов об изменениях в ассортименте?» - «Акции рождаются и проводятся спонтанно» - «Ведется ли подсчет стоимости привлечения одного клиента для бизнеса?» – «Нет».

В принципе, чтобы чем-то управлять, нужно это сначала наблюдать, а потом изменять. Маркетинг - не исключение. Рассмотрим на примере, какие показатели нужно наблюдать и что нужно изменять, чтобы управлять маркетингом.

Эффективность привлечения новых клиентов через интернет канал

1 месяц замера

2 месяц замера

3 месяц замера

Затраты на рекламу в интернет, руб.

200 000

200 000

200 000

Количество заявок на покупку на сайте, шт.

2000

3000

3000

Цена за 1 потенциального клиента, руб.

100

66 (-30%)

66 (-30%)

Количество продаж по заявкам с сайта, чел.

200

300

400

Цена 1 клиента (продажи), руб.

1000

666 (-30%)

500(-50%)

 

1 месяц. Стартовая статистика.

2 месяц. Статистика результатов после того, как собственником была поставлена, а маркетологом выполнена задача по повышению эффективности привлечения новых клиентов (больше клиентов за те же деньги). В нашем примере эффективность привлечения новых клиентов выросла на 50%, а цена привлечения 1 клиента снизилась на 30%. Если эффективность продаж (конвертация потенциальных клиентов в реальные продажи) у компании осталась без изменений, то компания получит прирост продаж на 30% только при помощи маркетинговых усилий.

3 месяц. Статистика результатов после того, как собственником была поставлена, а маркетологом выполнена задача по повышению среднего чека. Простой пример с рестораном, здесь мы изменили скрипты для официантов: при заказе кофе/чая теперь обязательно рекомендовать фирменный десерт и после того, как кофе/чай выпиты, предлагать выпить их повторно. Как результат, за те же деньги, что и в 1 месяце, в 3 месяце получили в 2 раза больше клиентов при помощи маркетинга.

Этот простой пример показывает, как прогнозировать результаты маркетинга и управлять ими. Чтобы управлять нужно: во-первых, иметь статистику, и, во-вторых, опираясь на нее, ставить задачи своим маркетологам (или если их нет коммерческому персоналу и подрядчикам). Без этих 2-х составляющих маркетинг так и останется для Вас магией. Потренироваться ставить маркетинговые задачи под руководством опытного консультанта можно на бизнес-лагере «Создание системы маркетинга и продаж», который пройдет с 9 по 15 августа 2013 года в национальном парке Угра. Там мы подробно разбираем, как прогнозировать результаты маркетинга и как им управлять.

 

МИФ №5. Маркетинг – это затраты без гарантий возврата.

Ситуация №5. Одним из студентов моего он-лайн курса по наведению порядка в маркетинге был завод по производству рыбных консервов и пресервов. Они сменили имидж бренда: цвет, размер, качество упаковки, написание логотипа, и после смены у них резко упали продажи. Выяснилось, что компания имела весьма сильный бренд с хорошей лояльностью покупателей и уже давно строила свой маркетинг только для канала продаж, и почти не прилагала никаких усилий, чтобы работать с конечными пользователями продукта. В результате продукция под новым брендом встала на полки, но не пошла. Собственник в недоумении, что же случилось – ведь все шло так хорошо. Как же теперь вернуть вложенные инвестиции и поднять продажи?

Не только в этой, но и во многих других компаниях нет ясного представления о клиентской работе, ее этапах, длительности прохождения клиентом каждого этапа. Вопрос управления клиентской работой - стратегический. К сожалению, его нельзя делегировать рядовым сотрудникам. Можно доверить исполнять части процесса, но наладить обратную связь, координировать подразделения, определять направление развития клиентской работы и принимать решения, влияющие на доход бизнеса, - это задача менеджера. И в этой работе, как и в любом деле, есть свои «фишки».

Секрет работы с клиентами в том, чтобы понимать, что клиент не картонная фигурка, а динамический объект с многомерными характеристиками. С одной стороны, клиенты по структуре своей психики имеют разную скорость адаптации к новому: новой компании, новым людям и идеям, новым товарам, с другой стороны, каждый клиент движется по этапам развития в компании. Важно, то что, обе характеристики в жизни актуальны одновременно. Давайте посмотрим, как это работает.

Психологические характеристики клиента: Адаптация к инновациям. Модель Роджерса.

 

По способности воспринимать новое клиенты делятся на 5 групп: новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство, консерваторы (опоздавшие). Эти группы отличаются скоростью и мотивацией в принятии решения о покупке новых (для них) идей, товаров, услуг и их число на любом рынке соответствует указанной на рисунке доле в %.

Характеристики клиента при работе с компанией: модель развития клиента.

1этап: Привлечение. На этом этапе задача компании заключается в том, чтобы донести идею/ информацию о продукте до клиента и заинтересовать его в первой пробной покупке. Задача компании - вовлечь клиента попробовать продукт и/или услугу компании и составить мнение: подходит это ему или нет.

2 этап: Развитие. На этом этапе задача компании – побудить клиента к повторным покупкам и долгосрочной лояльности. Именно на этом этапе клиент собирает доказательства того, что компания способна предоставить свои продукты и услуги с тем же качеством и сервисом во 2-й, 3-й и последующие разы. При хорошей работе компании клиент не только становится постоянным покупателем, но и берет на себя функцию «сарафанного радио» и добровольно помогает Вам расширять бизнес.

3 этап: Удержание/Реанимация. Не каждый клиент становятся постоянными по тем или иным причинам. Задача компании на этом этапе вернуть клиентов в активную фазу. Здесь важно выявить скрытые разочарования клиента, конфликты, попробовать их уладить индивидуально, а также получить обратную связь для модернизации/улучшения бизнеса - процессов/продуктов, выявить зоны незакрытых потребностей и генерации доходов.

Для каждой группы клиентов и для каждого этапа эффективно использовать разные способы продвижения и разные алгоритмы продаж. Выходя на рынок, мы начинаем работу с группой новаторов, потом присоединяются группы раннего большинства, позднего большинства, консерваторов. Подключая в работу каждую новую группу клиентов, нужно менять акценты в сообщении (ввиду разной мотивации). Понимая  и учитывая суть клиентской психологии и поведения, можно начать делать управляемые инвестиции в маркетинг.

Хочу сразу предостеречь, что возврат инвестиций в маркетинг не возможен ни за 10, ни за 20 дней. На это требуется гораздо больше времени. Чтобы охватить все 5 групп клиентов, у активно работающей на рынке компании в среднем уходит от 24 до 48-60 месяцев. И это не потому что компания как-то плохо работает, а потому что есть инерция в психологии потребителей, с которой важно считаться при прогнозировании возврата инвестиций. Если такие маркетинговые задачи Вы раньше не решали, то я настоятельно рекомендую прибегнуть к помощи консультанта. В одиночку не каждый справится. Хорошая новость в том, управление возвратом маркетинговых инвестиций - это навык, и как любой навык – он нарабатывается практикой.

 

Миф №6. Маркетинг не работает в малом и среднем бизнесе.

Ситуация №6. Предприятие по производству сельхозтехники приобретает завод в России. Завод куплен и надо бы начать возвращать инвестиции, но как-то не идут продажи. Собственники обратились ко мне за консультацией. Первый вопрос, который я задала во время диагностики: есть ли у Вас маркетинговая стратегия? Изучали ли Вы рынок сбыта, потенциальных клиентов? Я не могла поверить своим ушам, но эти значительные инвестиции был сделаны по случаю, просто подвернулась подходящая производственная площадка.

В малом и среднем бизнесе тотальная проблема с планированием и проработкой будущего. На оперативное реагирование сил и компетенций хватает, а на развитие и стратегию - нет. На эту тему у меня есть анекдот про лесорубов. Две бригады рубят лес. Одна работает и опережает план, люди в ней довольные, всегда выспавшиеся, отдохнувшие и друг друга поддерживающие. В другой бригаде работа идет с трудом, лица у людей синие, глаза злые, утром перегаром тянет. Послали к ним консультанта разобраться, чем же эти бригады отличаются друг от друга. Выяснили следующее: каждое утро в первой бригаде люди точили топоры, обсуждали норму на день, хвалили передовиков, подтягивали отстающих (одним словом готовились к будущему технологически и морально). В другой бригаде люди выходили на работу, брали топоры и начинали тупо рубить.

В жизни также. Одни компании просто продают, а другие и продают и работают над  своим будущим. Задача по продумыванию действий своей команды на 6 месяцев, на 1-2 года, на 5 лет вперед не простая, но и не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Она трудоемкая, для ее выполнения нужна технология, но она выполнимая. И когда компания осваивает эту технологию, у нее вырастают крылья. Она научается обдумывать разные варианты событий на рынке (в том числе и негативные) и разные сценарии реагирования на эти события. А управлять такой компанией собственнику легче, проще, приятнее.

Теперь, когда Вы знаете правду о том, что маркетинг это - просто, разумно, технологично, да еще и интересно, пора приступить к изменению ситуации, пора начать действовать по-новому, по-умному.

 

С чего же начинать и как конкретно действовать?

1. Осознать и описать границы своего рынка и положение своей компании на нем.

2. Осознать и описать портреты своих клиентов, чтобы работать с клиентами как индивидуально, так и массово.

3. Поставить маркетинговые цели по изменению положения на рынке на 6 месяцев, 1-2 года, 5 лет (на столько, на сколько сможете с первого раза) и определить задачи по изменению для этого своих маркетинговых инструментов.

4. Подготовить обновленные маркетинговые инструменты и начать предъявлять их рынку и делать продажи.

5. Спустя 3-6 месяцев собрать с рынка обратную связь, оценить результат движения компании, относительно поставленных целей и задач, внести корректировки и продолжить движение к достижению целей.

6. Начать повторять пп. 1-5 заново на постоянной основе.

 

Приглашаю Вас потренироваться в этом на бизнес-лагере "Создание системы маркетинга и продаж", который пройдет с 9 по 15 августа 2013 года в национальном парке Угра. В небольшой группе, в деловой, но теплой и доверительной атмосфере мы неспешно и подробно разберем базовые и продвинутые аспекты маркетинга. За 7 дней бизнес-лагеря Вы сможете понять маркетинг глубоко, просто и ясно. Вам больше не понадобится страдать, представляя как много усилий нужно, чтобы овладеть многостраничными трудами классиков маркетинга - Котлера или Траута. С каждым участником я поделюсь своим 15-ти летним опытом управления маркетингом. Под моим руководством Вы сможете применить системный подход к организации маркетинга и современные маркетинговые технологии в своем бизнесе. А также Вам гарантированы свежие идеи, новая мотивация и профессиональная поддержка. Вы пощупаете маркетинг не в теории, а на практике, на кончиках пальцев. Вы ощутите и осознаете, какой он красивый, увлекательный и полюбите его так же, как люблю его я. Приезжайте – будет и интересно и полезно.

Отзывы участников:

  • Фильм (6 минут) о том, как прошли наши бизнес-лагеря на Угре в 2012 году
  • Видео-отзывы из второго бизнес-лагеря по системе маркетинга и продаж на Угре в августе 2012 год
  • Видео-отзывы из третьего бизнес-лагеря по системе маркетинга и продаж в Дахабе в феврале 2013 года
  • Фотографии тематических бизнес-лагерей на Угре в августе 2012 года

Алексей Клочков, собственник частного охранного предприятия «Гладиатор», г. Нижний Новгород, Второй бизнес-лагерь "Создание системы маркетинга и продаж Угра-2012"
"Мне очень понравился бизнес-лагерь по маркетингу и продажам. Я был уже на предыдущем лагере по наведению порядка. Здесь дается более четкая информация именно по отделу продаж, внедрению и маркетингу. Я получил новые знания по этой теме, которые я планирую внедрить в отделе продаж в своей компании, наладить в нем более качественную работу.
Предыдущий лагерь, по наведению порядка, очень сильно встряхнул всю систему моего бизнеса, а здесь я узнал какие-то новые факты, которые помогут лучше наладить эту систему.
Всё очень понравилось. Спасибо большое Михаилу Рыбакову, Виктору Лучкову и Любови Малютиной.
Здесь очень хорошая атмосфера, настроение и погода. По утрам купался, нырял, вечером играл в волейбол и другие игры. Вообще, на Угре приятная обстановка, а компания Михаила и его партнеров – очень классные ребята.
Спасибо большое!"

Оплатите, пока есть свободные места и действуют скидки >>>

 

До встречи на Угре,

Любовь Малютина, консультант по маркетинговому развитию бизнеса.

 

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

 

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"


Сайт: WWW.MRYBAKOV.RU
Тел: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
Команда "Михаил Рыбаков и Партнеры" на FaceBook
Михаил Рыбаков на FaceBook

 


Рекомендовать мои рассылки и получать подарки

Партнерская программа - Ваш пассивный доход

Наведение порядка
в действующем бизнесе
Рабочие сессии
по решению Ваших

бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Моя книга

Архив рассылки

Все тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

В избранное