Советы бизнес-консультанта -239. Управленческий учет. Поставить нельзя забить
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Управленческий учет. Поставить нельзя забить.
Где ставим запятую?
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N239,
23.07.2013
Применение и усовершенствование управленческого учета
кардинально меняет способность компании получать прибыль.
Мы проводим бизнес-лагеря на протяжении трёх последних лет. Этот
лагерь уже седьмой. За всё время в лагерях
участвовало более 500 бизнесменов и топов, в
том числе представители компаний среднего бизнеса (масштаб –
2-3 тысячи сотрудников) с опытом в бизнесе
по 15-20 лет. Все получили результаты, все
дольны, в том числе собственники и руководители, достигшие серьезных успехов в бизнесе.
Эффективнее приезжать командой (совладельцы, или владелец и наемные
топы), чтобы потом говорить на одном языке, внедрить в свой бизнес всё
то, что узнаете на лагере. Это рентабельно, что подтверждают ВСЕ участники наших
прошлых бизнес-лагерей. И спустя годы, они лишь укрепляются в своем мнении.
Смотрите видео-отзывы и фотографии:
Фильм (6 минут) о том, как прошли наши бизнес-лагеря на Угре в 2012 году
Во время бизнес-лагеря мы на практике прорабатываем все технологии: на
живых примерах участников. Помимо методик – активный обмен опытом,
тренировка навыков эффективной работы в командах.
Бизнес-лагеря проходят в красивом и экологически чистом месте на берегу реки
Угра в Калужской области. Через несколько дней с момента начала бизнес-лагеря участников очень радует жизнь в лесу
на свежем воздухе, отсутствие городского шума, суеты и рабочей текучки.
Бизнесмены не только занимаются, но и хорошо отдыхают, набираются сил
и энергии. Многие приезжают с семьями, с детьми. Посмотрите программу Седьмого основного
бизнес-лагеря и оплатите свое
участие сейчас >>>
Наталия Морозова (www.morozova-book.ru)
– с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании.
С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая
интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в
арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник
команды "Михаил Рыбаков и
Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв),
постоянный автор статей в журнале "Упрощёнка". Имеет два высших образования
(техническое и экономическое).
В каждой российской компании на данный момент существует как минимум два вида
финансового учета: налоговый и бухгалтерский.
Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все учитывается в рублях и
копейках). Существуют четкие правила расчета налогов. Правила сии начертаны в
настольной книге каждого российского главного бухгалтера – Налоговом кодексе
Российской Федерации (НК РФ). А разъяснения даются министерством финансов и
налоговыми службами.
Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя инстанция в вопросе
толкования норм налогового законодательства.
Налоговый учет ведется для государства. Информация предоставляется в строго
регламентированных отчетах (декларациях) в строго определенные сроки.
Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется. Слишком велика цена
вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как максимум – уголовная
ответственность. Отвечает в организации (но не перед государством!) за
правильное ведение налогового учета главный бухгалтер.
Бухгалтерский учет в организации также регламентирован и точен. Он ведется в
соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отличие от налогового
учета, в нем можно проявлять некое творчество, но реперные точки закреплены.
Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя финансовая
отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных
средств и др.), которая, начиная с 01 января 2013, предоставляется один раз в
год (до 31 марта следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы
статистики.
Потребитель результатов бухгалтерского учета – государство. Но не только. Это
ваши потенциальные партнеры и кредиторы, акционеры, ну и, конечно же,
конкуренты.
С этого года внешняя финансовая отчетность предприятия является открытой.
Т.е. любое заинтересованное лицо может ознакомиться с финансовыми результатами
вашей компании.
Конечно же, и раньше данные из статистики «вытекали», но теперь открытость
легализована. О том, как обезопаситься от излишней информированности
конкурентов,
поговорим на Угре (увы, тема
тоже не под запись ;)).
Занимается ведением бухгалтерского учета главный бухгалтер, а отвечает за его
правильность единолично руководитель (тоже новшество 2013 года).
А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя финансовая отчетность
соответствует действительному положению дел на вашем предприятии.
Так и вижу улыбки на лицах.
Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика» появилась не на пустом месте.
Так уж исторически сложилось, что в нашем государстве налоговая и
бухгалтерская (внешняя финансовая) отчетность есть плод труда умнейших людей
(собственников, руководителей, финансовых директоров). У меня есть мнение,
почему так произошло, при личной встрече озвучу.
Но ведь где-то же должна быть правда?
Где-то же должно отражаться реальное финансовое положение компании? Должно.
Ведь должен же собственник понимать, куда движется его бизнес, что вообще с
ним происходит? Должен.
Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета –
управленческий.
Управленческий учет (УУ) абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под
потребности каждой компании.
Он всегда индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам
нужна, в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где
обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских франках).
Главное в УУ его достоверность и адекватность.
Как сказал один из участников
моего лагеря на Угре в прошлом году: "УУ – это как приборная доска у
автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь, насколько бензина хватит, не пора ли
масло менять..." Это очень образно и верно.
УУ - мощнейший инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а
также очень точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе)
изменений.
Анализ данных УУ служит основой для принятия оперативных управленческих
решений.
С помощью УУ можно увидеть реальные показатели компании (прибыль,
рентабельность и т.д. по каждому из направлений бизнеса), оценить ликвидность
компании в целом. А главное, отслеживать динамику.
Например, прибыль в компании по сравнению с прошлым месяцем по одному из
направлений бизнеса упала. Анализируем, из-за чего. Может быть, упали продажи
(тогда это вопрос к менеджерам), а может быть выросли закупочные цены, и тогда
уже надо посмотреть почему. И решать, что делать: надо ли повышать отпускные
цены (не заметили, что цены на рынке выросли) или ваш снабженец плохо работает,
не находя оптимальных цен. Сразу же возникает вопрос "почему". Ленив – тогда
можно мотивировать, а если откаты берет – тогда гнать в шею. Возможны и другие
причины.
Уменьшение прибыли возможно и из-за возрастания накладных (косвенных)
расходов. Вы посмотрите, какие именно накладные расходы выросли и
проанализируете почему. А потом решите, что с этим делать.
Например, в нашей компании как-то резко возросли расходы на хозтовары.
Удивились. Разобрались. Оказалось, что после переезда бумажные полотенца и
всякое подобное стали хранить в незапирающейся кладовке. Поставили замок.
Расходы нормализовались.
Или ставили (мы с собственниками) учет в компании, занимающейся
автоперевозками. Появилась статья накладных расходов «Прочее». Это то, что дают
водителю с собой в дорогу «на тот самый случай». И вот оказалось, что на одних и
тех же маршрутах у всех водителей расходы более-менее одинаковые, а у одного в
разы больше. Сразу возник вопрос «Почему?».
Отличительной чертой УУ является то, что он включает в себя не только
финансовый, но и оперативный учет.
Это и постановка задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в
натуральных величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых
каждым из секретарей за период или оборачиваемость товара в днях).
На основе адекватного УУ можно вводить элементы планирования и бюджетирования.
Подводя итог, хочу сказать, что УУ помогает эффективно управлять финансами и
принимать правильные управленческие решения.
И вот здесь мы подходим к главной проблеме для ведения полноценного УУ: для
того, чтобы годами пользоваться УУ, этот самый управленческий учет надо
один раз грамотно поставить.
Не очень понимаете язык, на котором говорят финансисты?
Хотите научиться самостоятельно читать и интерпретировать финансовую
отчетность, а не верить на слово всему тому, что говорят сотрудники
финансовых служб?
Вас мучает вопрос, чем занимается главбух и почему он так дорого
оценивает свою работу?
Вам хочется понять, куда уходят деньги и как снизить затраты?
Хотите иметь эффективный управленческий учет?
Хотите понять, что такое бюджетирование и зачем оно вам надо?
Интересуетесь, как проходить проверки?
Любопытно узнать об актуальных схемах минимизации налогов?
Если так, значит, участие в этом бизнес-лагере будет полезным для Вас и
Вашего бизнеса.
На наши бизнес-лагеря обычно приезжают бизнесмены и
руководители из самых разных отраслей, городов России и стран СНГ. В основном с
опытом в бизнесе по 5-20 лет. Размер бизнеса – от
микро до нескольких миллиардов рублей годового оборота.
Мы на практике прорабатываем все технологии: на живых примерах участников
бизнес-лагеря. Помимо методик – активный обмен опытом, тренировка навыков
эффективной работы в командах.
Поскольку места красивые и экологически чистые (лагеря проходят на природе в
благоустроенном лагере), участники не только занимаются, но и хорошо отдыхают,
набираются сил и энергии. Многие приезжают с семьями, с детьми.
Видео-отзывы из Второго бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами"
в Дахабе в феврале 2013 года
Видео-отзывы из бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами" на
Угре в августе 2012 года
Фотографии тематических бизнес-лагерей на Угре в августе 2012 года
Фильм (6 минут) о том, как прошли наши бизнес-лагеря на Угре в 2012
году
Климов Сергей, собственник компании "ЛЮКС-Проект, г. Якутск,
Второй бизнес-лагерь "Эффективное управление финансами Дахаб-2012" "Я представляю компанию, работающую в сфере коммунальных услуг
(теплоснабжение и водоснабжение). Предприятие довольно крупное, и мне была
интересна тема постановка управленческого учета в компании. Поэтому я принял
участие в бизнес-лагере по финансам, который вела Наталия Морозова.
Основное – это восхищение, потому что организовано всё хорошо. Очень понравился
и формат обучения, и ведущая бизнес-лагеря, обладающая и практическими, и
теоретическими знаниями. И мы, каждый участник для себя, продумали и просчитали,
как можно наладить порядок в системе финансов в наших бизнесах.
Спасибо!"
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.