Советы бизнес-консультанта. Выпуск 235. Есть контакт
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Есть контакт!
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N235,
09.07.2013
Талант выигрывает игры,
а отличная команда - чемпионаты.
Меньше чем через три недели, 27 июля
начинается Седьмой основной лагерь "Как навести
порядок в бизнесе и в коллективе" для владельцев бизнеса и
руководителей. Мы на практике проработаем все технологии наведения порядка: на
живых примерах участников лагеря. Помимо методик – активный обмен опытом,
тренировка навыков эффективной работы в командах.
Виталий Костюченко, собственник частного предприятия «ТРЕЙД-СЕРВИС», г.
Днепропетровск,
Пятый основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе и
коллективе Угра-2012" "Сфера деятельности моей компании – технологии и продажи программного
обеспечения. Бизнесу более 10 лет. До лагеря испытывал определенные трудности.
Честно скажу, не хотелось даже его развивать из-за того, что есть много проблем
внутри моей компании. Я даже искусственно тормозил развитие.
После прохождения базового лагеря испытал определенное вдохновение и облегчение.
Мне стало намного легче. Я нашел ответы, я получил методики, благодаря которым я
понял, что можно навести порядок, можно получать удовольствие от этой работы. И
при этом оставаться свободным человеком. Я увидел в этом элемент творчества.
Возглавляя компанию, я буду творить и помогать не только клиентам, но и
сотрудникам. Я могу быть архитектором своего бизнеса. Я понял, как я могу
реально отойти от оперативного управления и перестать заниматься какими-то
мелкими вопросами. Я могу заниматься стратегией и тем, что будет приносить мне
радость и счастье".
В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское
мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным
источникам ;)
Довольно часто, работая с разными клиентами, мы
сталкиваемся со следующей ситуацией.
Вот компания, вот сотрудники, которые давно работают
вместе: кто по 5, а кто и по 10 лет. Зачастую их называют командой, как это
сейчас модно.
Есть одно НО: при ближайшем рассмотрении становится
очевидно: каждый из этих людей живет как бы в своем коконе, броне из
собственных мыслей, стереотипов, отношения к тем или иным вопросам.
Как это выражается внешне? Например, так:
Есть множество ключевых тем, о которых они почти
никогда не говорили. А если и говорили когда-то, то не договорились, а
их тогдашние размышления уже давно устарели. Например, о том, каким они
хотят видеть свой бизнес в будущем. Долгое время меня удивляло то, как
часто в командах собственников и топов нет согласованного виденья
будущего (смотрите мою статью «Будущее
Вашего бизнеса»), сейчас уже привык. И почти всегда это —
один из первых моментов, который мы прорабатываем с клиентами.
Когда идет дискуссия (почти по любой теме), со
стороны она выглядит, как попытки нескольких людей перекричать друг
друга, без серьезных попыток услышать. Причем стороннему наблюдателю
часто очевидно, что все они говорят одно и тоже разными словами.
В компании постоянно идут негласные войны,
например: продажи против производства и логистики, производство против
сервиса, бухгалтерия против всех.
В таких компаниях работать эмоционально тяжело,
позитивные люди не выдерживают и уходят. Это сказывается на отношении к
клиентам. И, в конечном итоге, на результатах работы бизнеса. Да и просто на
ощущении (не)счастья для собственника бизнеса и его работников.
Почему так происходит?
Дело в том, что отношения людей (как, впрочем, и
взаимоотношения любого живого существа с окружающей средой) всегда походят
через несколько этапов. Это так называемый цикл контакта, описанный
одним из создателей
гештальт-терапии (направление в психологии) — Полом Гудманом.
Модель очень практичная и полезная. В мою жизнь и профессиональную практику
она вошла благодаря моим партнерам:
Александру Сорокоумову и Юлии Сушковой, за что им большая
благодарность.
Рассмотрим их подробнее применительно к работе команды.
На этапе преконтакта Вы приглядываетесь к
ситуации. Пока Вы не привыкли к ней и чувствуете себя некомфортно -
небезопасно. Вы не знаете, чего ожидать от других людей. Поэтому
проявляете себя лишь поверхностно: формально доброжелательно, в
соответствии со стереотипами, принятыми в обществе. Ведь за это не
«получишь по башке». Тем временем Вы приглядываетесь к окружающим,
разбираетесь, кто здесь кто. Из-за стресса, связанного с
небезопасностью, Вы пока не ощущаете своих настоящих потребностей.
Когда Вы почувствовали себя в безопасности,
переходите к контактированию — попыткам нащупать свои истинные
потребности и возможные способы их реализации. На этом этапе выясняется,
что у других людей тоже есть свои потребности, шаблоны поведения и т.д.
И зачастую они противоречат Вашим.
Что при этом начинается?
Правильно — конфликты. И те, кто на предыдущем этапе казались Вам
белыми и пушистыми, сейчас мешают Вам своими взглядами и действиями,
«путаются под ногами», «наступают на пятки».
Это неизбежно. Потому что все люди — разные. При всей очевидности
этой мысли, многим крайне сложно ее принять.
И чтобы пройти на следующую стадию своего развития, группе нужно успешно
пройти через конфликты.
Если это удалось, то наступает стадия контакта.
Когда понимаешь партнера с полуслова, когда его особенности не
напрягают, а скорее помогают общему делу и Вам лично. Команда наконец-то
сложилась и работает согласованно. Это мечта всех руководителей, а если
честно, то вообще большинства людей. Увы, на практике этой стадии
достигают редко.
И вот после решения задачи наступает
постконтакт. Это время перевести дух, отдохнуть, отпраздновать
победу и сделать выводы на будущее.
Гладкое прохождение цикла контакта – это гармония.
Если бы все в жизни было именно так, на земле был бы рай, в том числе
управленческий. Но, увы...
Что же мешает?
Большинство так называемых команд (а также многие
семьи) находятся на первой стадии — предконтакта. Даже если эти люди
работают/живут вместе годами и десятилетиями. Некоторые индикаторы этого я
описал в начале статьи.
Практическое задание. Ответьте себе честно на вопросы: на какой
стадии цикла контакта находится моя команда в бизнесе? Моя семья?
Компания моих друзей?
Что мешает им продвинуться дальше?
Пожалуй, основное — страх конфликтов. В нашей
культуре, конфликт — это большая угроза. За него могут не только дать по
башке, но и выгнать из сообщества. А на уровне подсознания - это одно из
самых страшных наказаний для человека.
Очень слабые навыки разрешения конфликтов,
прохождения через них. Как правило, все скатывается в обвинения, а
дальше по ситуации: в орево, рукоприкладство, глухие обиды с последующим
игнорированием и, возможно, местью.
Почему большинство людей твердо усвоили: в конфликты
лучше не вступать, обходить их стороной.
Да вот беда. Как мы обсудили выше, все люди — разные.
Это означает одно — конфликты неизбежны!
И чтобы выйти на уровень работоспособной команды,
нужно пройти через множество конфликтов.
То есть не обходить их стороной — это невозможно. Не
делать вид, что все мы — «хорошие, добрые и любим друг друга». Не прятать
голову в песок, когда конфликты все же наступают. Не мочить «соперника». И
не разбегаться в стороны при первых признаках надвигающейся бури.
А спокойно и уверенно двигаться вперед. Выслушивать (и
слышать!) другую сторону. Предъявлять свои настоящие желания, даже если они
отличаются от таковых у оппонента.
Настойчиво приходить к взаимопониманию, как бы
сложно это ни было.
Преодолевать разные виды так называемого
сопротивления, которое мешает людям продвигаться к достижению своих
целей (разное – на разных стадиях цикла контакта). И у психологов они очень
подробно описаны.
Наградой этому будет настоящий контакт. Это действительно огромное
наслаждение — работать в команде, которая находится на этой стадии развития.
Увы, немногие могут этим похвастаться.
Практическое задание. Насколько Вас устраивает состояние отношений в
команде, в семье, в компании друзей?
Что Вы собираетесь со всем этим делать?
Возникает «простой» и прагматичный вопрос: как
успешно дойти до стадии контакта и постконтакта в своей команде?
У меня для Вас 2 новости. Как водится, плохая и
хорошая :)
Плохая состоит в том, что теоретическое
знание этой информации, как и прочтение множества книг по психологии,
равно как и так называемые тренинги командо-образования приносят мало
пользы. А нередко и вредят. Например, мне достоверно известен случай,
когда в одной известной компании на тренинге командо-образования
участники (представители двух враждующих отделов) несколько часов орали
друг на друга. Как объяснял им тренер (знаменитый и дорогой), так они
выпустят накопившуюся агрессию, чтобы потом выстроить успешные
отношения. Увы, война после этого только усилилась.
Хорошая — этому можно научиться.
Только на практике. И тому много примеров.
Как именно?
В последние годы мы осознали: то, что мы делаем для
наших клиентов можно разделить на 3 уровня:
Коллектив компании. То есть неформальные
процессы, протекающие в нем, неосознаваемые традиции, ритуалы,
стереотипы. Стиль управления. Стиль работы в группах — увы, назвать их
командами не поворачивается язык. Неформальное лидерство, подводные
течения, и т.д. Собственно, об этом и статья: умение конструктивно
работать в командах находится именно на этом уровне.
Личность собственника (или собственников).
Это самый глубокий уровень. Малая и средняя компания — всегда проекция
личности ее основателя. В своих лучших и иных проявлениях. И пока не
изменятся владельцы, их бизнес останется таким как есть. Именно на
собственнике лежат основные риски. Поэтому он сопротивляется изменениям
— всегда.
Практическое задание. Как Вы считаете: на каком из описанных уровней
лежат основные проблемы в Вашем бизнесе?
Что Вы предпримите, чтобы их решить?
Как же на практике научиться проходить через
конфликты самому и проводить через них свою команду: в бизнесе и в
жизни?
У нас это происходит в нескольких форматах.
Во-первых, это
выездные бизнес-лагеря для собственников и руководителей.
На них мы не только обучаем методикам наведения порядка, но и даем
участникам возможность прожить на практике уникальный опыт успешной
конструктивной работы в командах, достижения договоренностей между
самыми разными людьми, каждый из которых — сильная успешная сильная
личность. Многие отмечают это как один из основных итогов. После
бизнес-лагеря участники переносят этот опыт в свои компании и в личную
жизнь.
Бизнес-лагерь — это своего рода «учебка». В ней собственники и топы
получают и на практике тренируют навыки, необходимые в дальнейшем при
наведении порядка в своем бизнесе. По статистике участие в
бизнес-лагере значительно повышает вероятность успеха
последующих изменений в Вашей компании.
Особенно эффективно участвовать командой: чтобы потом говорить на одном
языке, чтобы конструктивно работать вместе, чтобы поддерживать друг
друга во время трудностей, которые неизбежно возникают при
преобразованиях бизнеса.
Ближайший раз мы проводим
бизнес-лагеря, начиная с 27 июля в национальном парке Угра в
Калужской области.
Эти строки я пишу как раз на Угре. Тут очень красиво, чистая экология. А
воздух полон ароматов сосен и цветущих трав. Кругом поют птицы.
Рекомендую начать с
Основного лагеря «Как навести порядок в бизнесе и коллективе».
По крайней мере, собственнику и топ-команде. Руководителей направлений
(продажи и маркетинг, финансы и пр.) можете направить на
Тематические лагеря, которые пройдут, начиная с 9 августа там
же.
Во-вторых,
стратегические и рабочие сессии по наведению порядка в
конкретных компаниях. Здесь мы приезжаем к Вам и работаем именно с Вашей
управленческой командой — только по специфике Вашего бизнеса.
На сессиях мы помогаем управленцам достичь договоренностей по ключевым
вопросам бизнеса, понять и применить к себе технологии. Как
«технические» (описание
бизнес-процессов и пр.), так и связанные с работой в команде.
Мы помогаем участникам команды наконец-то услышать друг друга,
достичь того самого контакта, и в дальнейшем работать совместно в
этот состоянии: продуктивно и с удовольствием.
А так же — создать и запустить четкий механизм, с помощью которого Вы
будете продвигать изменения в своем бизнесе вперед.
Мы работаем с компаниями и командами долгосрочно, на результат. Впрочем,
как сказал мудрый Конфуций, «путь длиной в тысячу ли начинается с одного
шага».
Длительные курсы, например, минская группа,
на которой мои партнеры Александр и Юлия обучают собственников управлять
своим коллективом при изменениях в бизнесе.
В заключение хочу сказать, что нас очень часто
копируют. Особенно этим грешат
инфо-бизнесмены: не буду называть имен. Я постоянно встречаю свои
мысли, технологии и даже речевые обороты в их рассылках. Конечно, это
досадно, но тут уж как есть.
Кому нужно — найдет источник, и отделит зерна от
плевел.
Тем более что по нашим ощущениям сейчас волна пустой пены на рынке
консалтинга (и особенно в его странной разновидности — в инфо-бизнесе)
близка к своему апогею. За которым неизбежен обвал. Мы не торопимся :)
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.